Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теоретическая исследовательская работа





Теоретическая исследовательская работа

 

 

Выполнил: студент группы ТУ-10_

Ишкуватова А.Р.

 

_________ «__» _________20__ г.

 

Проверил:

Доцент, к.п.н.__________________

 

______________ Бодьян Л.А.

«__» _________20__ г.

 

 

Магнитогорск, 2013

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

 

Кафедра химии, технологии упаковочных производств

 

 

Задание на теоретическую исследовательскую работу

Тема: Психология цветовосприятия, цветовые гармонии

Студенту Ишкуватовой Алие Радиковне

Исходные данные: психологические особенности цветовосприятия; активные, пассивные цвета; гармоничная система цветовых рядов; цветовой колориметрический круг; круг естественных цветов по Гете; шестисекторный цветовой круг; большой цветовой круг Оствальда; цветовой круг Иттена; теории гармонии цвета; классические цветовые схемы; соотношения цветов; гармоничные сочетания; классификация цветовых гармоний (контрастные, нюанстные, цветовые сочетания по количеству основных цветов, сочетание хроматических с ахроматическими); факторы влияющие на восприятие цвета.

 

 

Срок сдачи: «___»_______________20___г.

Руководитель:__________________________/_____________________________/

Задание получил:________________________/____________________________/

 

Магнитогорск, 2013

Реферат

Тема отчета: Психология цветовосприятия, цветовые гармонии.

Отчет содержит 39 страниц, 41рисунок, 16 источников, один электронный носитель (CD-R)

Цель отчета:

Понять теорию цвета и грамотно использовать ее на практике. Научиться правильно подбирать цвета и их гармоничное соотношение. Донести аудитории какие существуют цветовые круги, а также какие цветовые схемы можно использовать на примере оформления сайта.

Ключевые слова: цветовосприятие, активные и пассивные цвета, хроматические и ахроматические цвета, контраст, нюанс, классическая схема, колориметрический круг, шестисекторный цветовой круг, цветовые гармонии, классификация цветовых гармоний, цветовой тон, насыщенность светлота.

Вывод:

Роль цвета в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве и т.д. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, но и воздействует на человека, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику и даже состояние здоровья. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху[1].





Содержание

Введение……………………………………………………………………………5-6

1 Основная часть…………………………………………………………………….7

1.1 Психологические особенности восприятия цвета………………………..7-9

1.2 Теория гармоничных сочетаний по системе В. Козлова……...………..9-12

1.2.1 Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур………………………………………………….....13-14

1.3 Цветовой колориметрический круг……………………………………………..15

1.4 Круг естественных цветов по Гете………………………………………..…15-16

1.5 Шестисекторный колориметрический круг……………………………..…...…16

1.6 Двенадцатичастный цветовой круг. Цветовой круг И. Иттена……………17-18

1.7 Большой цветовой круг Освальда....................................................................19-21

2 Цветовая гармония………..…………………………………………………..21-22

2.1 Классические цветовые схемы………………………….……………………22-26

2.2 Сочетания цветов……………………….…………………………………….26-27

2.3 Классификация цветовых гармоний………………………………………27-29

2.3.1 Сочетание хроматических и ахроматических цветов………..………...…29-34

2.3.2 Контрастные гармонии……………………………………………………...…34

2.3.3 Нюансные гармонии…………………………………………………………...35

2.4 Факторы влияющие на восприятие цвета…………………………………35-36

Заключение………………………………………………………………………..37

Список использованных источников………………………………………...38-39

 


 


Введение

Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.

Цвет - это жизнь. Мир без красок представляется нам мертвым. Цвет - это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина - алые, птица у Метерлинка - синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха - серый, а кровь у аристократов - голубая. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди, в разных и странах, не сговариваясь, одни и те же явления "раскрашивают" одинаковыми красками.

Множество цветов по разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.

Актуальность:

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосма. Древние индусы считали человека «светоносным», подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние.

Не отрицая роли предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.

Знания, полученные в результате исследований многих поколений психологов, и сейчас широко используются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая тестированием при приёме на работу, контролем динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований. Использование способностей цвета, на сегодняшний день, актуально в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п. И всё же проблема влияния цвета на личность, её психику и деятельность остаётся малоизученной, что главным образом обуславливает ёё актуальность.

Задачи:

1) раскрыть и охарактеризовать сущность и особенности цвета;

2) ознакомиться с психологией восприятия цвета;

3) сформировать целостное представление о роли цвета в жизни человека [2].

 

 

1 Основная часть

1.1 Психологические особенности восприятия цвета

Цвет является ведущим, организующим пространственным началом; способным вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Любое произведение прикладного искусства создает цветовую среду которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мыслей, уровень работоспособности.

В истории существует немало примеров, подтверждающих влияние цвет на психику человека. Когда некий фабрикант окрасил стены производственного помещения в «немаркий» черный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новой столовой, потому что сверкающее белизной помещение напоминало им больницу. Оказалось нерациональным красить кабины самолетов в «радостный» Желтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата и пассажиров укачивает. Поэтому учитывать психологию и физиологию восприятия цвета должен каждый художник, проектирующий предметную среду.

Швейцарский живописец прошлого века Ф. Ходлер, рассуждая о значении цвета, писал: «Цвет характеризует, дифференцирует предметы, он усиливает и подчеркивает, он чрезвычайно способствует декоративным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает сильные музыкальные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости и веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет. Темные же краски порождают меланхолию, печаль, ужас. Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой — нежные переживания, фиолетовый - печаль. Характерность красок усиливается их соединениями, они составляют гармонию, аккомпанируют друг другу или сталкиваются порождая контрасты».

Эти поэтичные рассуждения художника о влиянии цвета на настроение и даже самочувствие человека вполне подтверждаются учеными. Многими опытами доказано, что все спектральные цвета в большей или меньшей степени вызывают физиологические реакции человека.

Красный цвет активизирует все функции человеческого организма, повышает энергию, имеет согревающий и возбуждающий эффект. На короткое время красный цвет способен повысить работоспособность человека, но скоро он вызывает усталость и раздражение.

Оранжевый цвет действует тонизирующе. Он вызывает у зрителя те же реакции, что и красный, но в меньшей степени.

Желтый цвет является оптимальным в отношении физиологического воздействия: он тонизирует и не вызывает утомления.

Зеленый так же, как и желтый, оказывает благотворное физиологическое воздействие, он успокаивает, на непродолжительное время повышает работоспособность.

Голубой цвет успокаивает, снимает напряжение.

Синий цвет снижает работоспособность, затормаживает физиологические функции человеческого организма.

Фиолетовый соединяет в себе эффект красною и синего, оказывает угнетающее воздействие на нервную систему.

Чем же объясняется столь сильное влияние цвета на психику человека? Дело в том, что отдельно взятые цвета, а также их сочетания могут вызвать у зрителя так называемые цветовые ассоциации, которые связаны с жизненным опытом, воспоминаниями и связанными с ними эмоциями и образами.

Естественно, что цветовые ассоциации не у всех людей одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, рода деятельности, возраста и, наконец, от темперамента каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем более насыщен цвет, тем более определенные и устойчивые реакции он порождает у человека. Малонасыщенные, сложные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые ассоциации.

Цветовые ассоциации могут быть физиологически и эмоциональными. К физиологическим относятся температурные (теплые или холодные), акустические (громкие иди тихие), весовые (тяжелые или легкие). К эмоциональным ассоциациям относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (грустные, трагические, печальные) и нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные).

Физиологические цветовые ассоциации являются более устойчивыми - одни и те же цвета вызывают одинаковые реакции у большинства людей независимо от места их проживания, образа жизни, темперамента. Эмоциональные же воздействия цветов я их сочетаний различаются гораздо чаще. Интересно, что для создания у зрителя нужного настроения при восприятии проектируемого изделия можно использовать определенные цветовые приемы.

Например, чтобы создать возвышенное настроение, чаще всего в композиции используется белый цвет, а также сине-зеленый и фиолетовый. Если нужно вызвать созерцательный настрой, применяются спокойные нейтральные цвета без резких контрастов: голубой, сиреневый, серый, А вот для ощущения веселья лучшими цветами будут желтый, оранжевый, красный, кроме того, возможны активные контрасты. Любопытно проследить цветовые предпочтения у людей разных возрастных групп. Маленькие дети любят красные, оранжевые, желтые цвета. Подростки и молодые люди предпочитают контрастные сочетания простых, ярких, чистых цветов. Причем по популярности они располагают цвета в таком порядке: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. Люди среднего и пожилого возраста обычно выбирают нюансные сочетания сложных, малонасыщенных цветов, а также ахроматические цвета [3].

Активные и пассивные цвета.

Все теплые цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают работоспособность. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека.

Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических (бесцветных). Будучи промежуточными, в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам [4].

Цветовая гармония

Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. То есть в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;

1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.

9) Организованность, порядок и рациональность.

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:

1) гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;

2) бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;

3) негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий [9].

Классические цветовые схемы

1) Монохроматические цветовые схемы (рис. 22):

Рис. 22 [10]

Монохроматическая цветовая схема использует различные оттенки одного цвета.

Эта схема выглядит чисто и элегантно.

Монохроматические цвета хорошо сочетаются, создавая успокаивающий эффект и легко воспринимаются, особенно, если содержат голубые или зеленые оттенки.

Вы можете использовать ее для создания впечатления "стильности", при этом основной цвет может быть нейтральным (черным, белым или серым), а дополнительные цвета и цвета для акцентов контрастными.

При использовании этой схемы бывает сложно выделить наиболее важные элементы.

Плюсы:
Монохроматическую палитру для сайта легко подобрать, она всегда выглядит сбалансированной и визуально привлекательной.

Минусы:
Эта палитра не имеет цветового контраста. Она не выглядит яркой, как дополнительные цветовые схемы.

2) Аналоговые цветовые схемы (рис. 23):

Рис. 23 [10]

Аналоговая палитра использует цвета, которые следуют друг за другом на цветовом круге. Один цвет выбирают в качестве доминирующего цвета, а другие используют для расширения цветовой палитры.

Аналоговая схема похожа на монохроматическую, но предлагает больше нюансов цвета.

Плюсы:
Аналоговую палитру легко подобрать, она всегда сбалансирована и визуально привлекательна, как же, как и монохроматическая, но выглядит намного богаче.

Минусы:
Аналоговой цветовой гамме не хватает цветового контраста. Она не выглядит такой яркой, как дополняющие цветовые схемы.

 

3) Дополняющие цветовые схемы (рис 24):

Рис. 24 [10]

Эти схемы выглядят лучше, когда вы выбираете теплый цвет и дополняющий его прохладный, например, красный + зелено-голубой.

Дополняющие схемы отличаются высокой контрастностью.

При их использовании, важно выбрать доминирующий цвет, а дополнительные цвета использовать акцентами (в небольшом количестве).

Использование одного цвета для фона и дополнительного цвета, чтобы выделить важные элементы сайта, позволит получить эффект яркости и контраста.

Плюсы:
Дополняющие цветовые схемы дают возможность сделать дизайн более контрастным, чем при использовании любой другой цветовой гаммы, и привлечь к нему максимальное внимание.

Минусы:
В этой палитре сложнее подобрать удачно сочетающиеся цвета (сбалансировать цвета), чем в монохроматической и аналогичной, особенно, когда в качестве дополняющего цвета выбирают теплые цвета.

4) Расширенные дополняющие схемы (рис. 25):

Рис. 25 [10]

В расширенных дополняющих схемах в качестве основных использует два противоположных цвета, и по одному цвету, дополняющему каждый из основных.

Это обеспечивает высокую контрастность без резкости, как в дополняющих схемах.

Плюсы:
Расширенные дополняющие палитры предлагают больше нюансов, чем просто дополняющие, сохраняя при этом сильный визуальный контраст.

Минусы:
В этой палитре сложнее подобрать удачно сочетающиеся цвета (сбалансировать цвета), чем в монохроматических и аналоговых палитрах.

5) Триадные цветовые схемы (рис. 26):

Рис. 26 [10]

В триадной цветовой схеме используется три цвета, равномерно распределенных по цветовому кругу. Эта схема популярна среди художников, поскольку она дает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность.

Дизайн, выполненный на основе триадной схемы выглядит не столь контрастным, как на основе дополнительной схемы, но является более сбалансированным и гармоничным.

Плюсы:
Использование триадной цветовой схемы дает высокую контрастность, сохраняя гармонию.

Минусы:
Результат использования триадной цветовой схемы будет не столь контрастным, как при использовании дополняющей схемы.

6) Тетраидные (двойные дополнительные) цветовые схемы (рис.27):

Рис. 27 [10]

Тетраидная схема является самой богатой из всех схем, поскольку использует четыре цвета, расположенных в двух дополняющих друг друга цветовых парах.

Цвета в этой схема очень трудно согласовать - если все четыре цвета используются в равных количествах, схема может выглядеть несбалансированной, так что вы должны либо выбрать один цвет в качестве доминирующего, либо приглушить яркость всех цветов.

Плюсы:
Тетраидная схема предлагает больше различных цветов, чем любая другая.

Минусы:
В этой палитре очень сложно подобрать удачно сочетающиеся цвета (сбалансировать цвета) [10].

Сочетания цветов

Белый цвет нейтральный, гармонирует со всеми цветами без исключения.

Розовый цвет - сочетается с белым и светло - голубым, является промежуточным цветом между красным и белым.

Красный цвет хорошо сочетается с желтым цветом, белым, бурым, синим, черным. Использование его в интерьере как упоминалось выше, надо строго дозировать.

Оранжевый это цвет счастья и веселья. Сочетается с голубым цветом, синим, белым, фиолетовым, лиловым. Оранжевый цвет, является промежуточным между красным цветом и желтым.

Желтый цвет хорошо сочетается с синим цветом, фиолетовым, лиловым. Желтый цвет без дополнения к нему других цветов малопривлекателен. Черный контрастный, хорошо подходит к оранжевому цвету и желтому.

Коричневый цвет хорошо сочетается с небесным цветом, кремовым, желтым, оранжевым розовым, бежевым и зеленым.

Зеленый цвет - хорошо сочетается с коричневым цветом, оранжевым, белым, салатным, желтым.

Светло зеленый - хорошо сочетается с серым и черным. Зеленый цвет является промежуточным, как мы упоминали выше, между холодным тоном и теплым.

Синий цвет можно сочетать с белым, желтым, зеленым, оранжевым. Синий цвет передает человеку спокойствие и умиротворение. Этот цвет благоприятно действует в жару, привнося в интерьер ощущение прохлады.

Светло - синий хорошо сочетается с белым цветом, желтым, оранжевым, розовым.

Темно - синий хорошо сочетается со светло-синим цветом (голубым), белым, желтым, серым, красным.

Фиолетовый цвет хорошо сочетается с белым цветом, желтым, оранжевым, розовым. Является промежуточным цветом между красным и синим. Светлые тона фиолетового называются лиловыми. Сочетаются они с желтым цветом, оранжевым, серым и белым цветами.

Черный цвет сочетается с оранжевым цветом, красным, желтым, розовым, сиреневым и салатным тонами.

Серый цвет как правило сочетается хорошо со всеми цветами в зависимости от оттенков [11].

Контрастные гармонии

Им свойственны большая мера различения цветов, подчеркивание несходства их по всему диапазону свойств, отсутствие общей тональности и разнообразие цветовой гаммы, единство взаимно дополняющих друг друга противоположностей, усиление качества каждого цвета в силу соседства с другими, динамизм и активность. В таком противопоставлении возрастает выразительность и иллюзорная чистота цветов. Однако именно в силу этой особенности такое сочетание неприменимо на больших плоскостях, как слишком активное, резкое. Здесь желательны сочетания дополнительных малонасыщенных цветов. Часто приходится в дополнение к сильно насыщенному цвету отыскивать парный малонасыщенный, разбеленный или затемненный. Их площади должны быть примерно обратно пропорциональны их насыщенностям. Такие пары очень популярны в интерьере. Распространены контрастные сочетания разно-насыщенных и разных по площади дополнительных или близких к ним цветов: коричневого с синим, коричневого с голубым, коричневого с зеленым, пурпурного с зеленым, оранжевого с синим, фиолетового с желтым [14].

Нюансные гармонии

Нюансные гармонии основаны на сочетании цветов, близко расположенных в цветовом круге и часто воспринимаемых как разные оттенки одного цвета. Отличаются общей тональностью, при которой объединение происходит на основе общности или близости цветовых тонов. Им свойственно:

1) выявление сходства сочетаемых цветов по всем их свойствам;

2) впечатление размытости границ, обусловленное характером сопоставления цветов;

3) общая тональность и однообразие цветовой гаммы, объединенное суммированное воздействие особенностей каждого из сочетаемых цветов;

4) целостность, сдержанность сочетаний.

Среди нюансных гармоний самыми распространенными являются сочетания светлых и малонасыщенных цветов, они ненавязчивы, спокойны, создают впечатление света, простора и целостности. На фоне нюансной гармонии стен, пола, потолка очень хорошо выглядит небольшой предмет акцентного цвета [14].

 

Заключение

Изучение цвета имеет актуальный характер, так как цвет может воздействовать на человека на физиологическом и психологическом уровне. Цвет может характеризовать отношение к продукту или к компании [16].

Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п [2].

В данной работе раскрыли полноту решения поставленных задач по восприятию цвета. Выяснили, что изучение психологии цветовосприятия на сегодняшний день является значимым, так как цвет оказывает объективное, непосредственное влияние на человека в течении всей жизни.

Психология цветовосприятия имеет для меню социальную значимость. Цвет - это жизнь. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, но и воздействует на человека, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику и даже состояние здоровья. Научную значимость теория цвета проявляет по моей специальности.

Теоретическая исследовательская работа

 

 

Выполнил: студент группы ТУ-10_

Ишкуватова А.Р.

 

_________ «__» _________20__ г.

 

Проверил:

Доцент, к.п.н.__________________

 

______________ Бодьян Л.А.

«__» _________20__ г.

 

 

Магнитогорск, 2013

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

 

Кафедра химии, технологии упаковочных производств

 

 

Задание на теоретическую исследовательскую работу

Тема: Психология цветовосприятия, цветовые гармонии

Студенту Ишкуватовой Алие Радиковне

Исходные данные: психологические особенности цветовосприятия; активные, пассивные цвета; гармоничная система цветовых рядов; цветовой колориметрический круг; круг естественных цветов по Гете; шестисекторный цветовой круг; большой цветовой круг Оствальда; цветовой круг Иттена; теории гармонии цвета; классические цветовые схемы; соотношения цветов; гармоничные сочетания; классификация цветовых гармоний (контрастные, нюанстные, цветовые сочетания по количеству основных цветов, сочетание хроматических с ахроматическими); факторы влияющие на восприятие цвета.

 

 

Срок сдачи: «___»_______________20___г.

Руководитель:__________________________/_____________________________/

Задание получил:________________________/____________________________/

 

Магнитогорск, 2013

Реферат

Тема отчета: Психология цветовосприятия, цветовые гармонии.

Отчет содержит 39 страниц, 41рисунок, 16 источников, один электронный носитель (CD-R)

Цель отчета:

Понять теорию цвета и грамотно использовать ее на практике. Научиться правильно подбирать цвета и их гармоничное соотношение. Донести аудитории какие существуют цветовые круги, а также какие цветовые схемы можно использовать на примере оформления сайта.

Ключевые слова: цветовосприятие, активные и пассивные цвета, хроматические и ахроматические цвета, контраст, нюанс, классическая схема, колориметрический круг, шестисекторный цветовой круг, цветовые гармонии, классификация цветовых гармоний, цветовой тон, насыщенность светлота.

Вывод:

Роль цвета в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве и т.д. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, но и воздействует на человека, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику и даже состояние здоровья. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху[1].





Содержание

Введение……………………………………………………………………………5-6

1 Основная часть…………………………………………………………………….7

1.1 Психологические особенности восприятия цвета………………………..7-9

1.2 Теория гармоничных сочетаний по системе В. Козлова……...………..9-12

1.2.1 Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур………………………………………………….....13-14

1.3 Цветовой колориметрический круг……………………………………………..15

1.4 Круг естественных цветов по Гете………………………………………..…15-16

1.5 Шестисекторный колориметрический круг……………………………..…...…16

1.6 Двенадцатичастный цветовой круг. Цветовой круг И. Иттена……………17-18

1.7 Большой цветовой круг Освальда....................................................................19-21

2 Цветовая гармония………..…………………………………………………..21-22

2.1 Классические цветовые схемы………………………….……………………22-26

2.2 Сочетания цветов……………………….…………………………………….26-27

2.3 Классификация цветовых гармоний………………………………………27-29

2.3.1 Сочетание хроматических и ахроматических цветов………..………...…29-34

2.3.2 Контрастные гармонии……………………………………………………...…34

2.3.3 Нюансные гармонии…………………………………………………………...35

2.4 Факторы влияющие на восприятие цвета…………………………………35-36

Заключение………………………………………………………………………..37

Список использованных источников………………………………………...38-39

 


 


Введение

Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.

Цвет - это жизнь. Мир без красок представляется нам мертвым. Цвет - это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина - алые, птица у Метерлинка - синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха - серый, а кровь у аристократов - голубая. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди, в разных и странах, не сговариваясь, одни и те же явления "раскрашивают" одинаковыми красками.

Множество цветов по разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.

Актуальность:

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосма. Древние индусы считали человека «светоносным», подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.

Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние.

Не отрицая роли предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.

Знания, полученные в результате исследований многих поколений психологов, и сейчас широко используются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая тестированием при приёме на работу, контролем динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований. Использование способностей цвета, на сегодняшний день, актуально в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п. И всё же проблема влияния цвета на личность, её психику и деятельность остаётся малоизученной, что главным образом обуславливает ёё актуальность.

Задачи:

1) раскрыть и охарактеризовать сущность и особенности цвета;

2) ознакомиться с психологией восприятия цвета;

3) сформировать целостное представление о роли цвета в жизни человека [2].

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.