|
Теоретическая исследовательская работаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Теоретическая исследовательская работа
Выполнил: студент группы ТУ-10_ Ишкуватова А.Р.
_________ «__» _________20__ г.
Проверил: Доцент, к.п.н.__________________
______________ Бодьян Л.А. «__» _________20__ г.
Магнитогорск, 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Кафедра химии, технологии упаковочных производств
Задание на теоретическую исследовательскую работу Тема: Психология цветовосприятия, цветовые гармонии Студенту Ишкуватовой Алие Радиковне Исходные данные: психологические особенности цветовосприятия; активные, пассивные цвета; гармоничная система цветовых рядов; цветовой колориметрический круг; круг естественных цветов по Гете; шестисекторный цветовой круг; большой цветовой круг Оствальда; цветовой круг Иттена; теории гармонии цвета; классические цветовые схемы; соотношения цветов; гармоничные сочетания; классификация цветовых гармоний (контрастные, нюанстные, цветовые сочетания по количеству основных цветов, сочетание хроматических с ахроматическими); факторы влияющие на восприятие цвета.
Срок сдачи: «___»_______________20___г. Руководитель:__________________________/_____________________________/ Задание получил:________________________/____________________________/
Магнитогорск, 2013 Реферат Тема отчета: Психология цветовосприятия, цветовые гармонии. Отчет содержит 39 страниц, 41рисунок, 16 источников, один электронный носитель (CD-R) Цель отчета: Понять теорию цвета и грамотно использовать ее на практике. Научиться правильно подбирать цвета и их гармоничное соотношение. Донести аудитории какие существуют цветовые круги, а также какие цветовые схемы можно использовать на примере оформления сайта. Ключевые слова: цветовосприятие, активные и пассивные цвета, хроматические и ахроматические цвета, контраст, нюанс, классическая схема, колориметрический круг, шестисекторный цветовой круг, цветовые гармонии, классификация цветовых гармоний, цветовой тон, насыщенность светлота. Вывод: Роль цвета в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве и т.д. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, но и воздействует на человека, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику и даже состояние здоровья. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху[1]. Содержание Введение……………………………………………………………………………5-6 1 Основная часть…………………………………………………………………….7 1.1 Психологические особенности восприятия цвета………………………..7-9 1.2 Теория гармоничных сочетаний по системе В. Козлова……...………..9-12 1.2.1 Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур………………………………………………….....13-14 1.3 Цветовой колориметрический круг……………………………………………..15 1.4 Круг естественных цветов по Гете………………………………………..…15-16 1.5 Шестисекторный колориметрический круг……………………………..…...…16 1.6 Двенадцатичастный цветовой круг. Цветовой круг И. Иттена……………17-18 1.7 Большой цветовой круг Освальда....................................................................19-21 2 Цветовая гармония………..…………………………………………………..21-22 2.1 Классические цветовые схемы………………………….……………………22-26 2.2 Сочетания цветов……………………….…………………………………….26-27 2.3 Классификация цветовых гармоний………………………………………27-29 2.3.1 Сочетание хроматических и ахроматических цветов………..………...…29-34 2.3.2 Контрастные гармонии……………………………………………………...…34 2.3.3 Нюансные гармонии…………………………………………………………...35 2.4 Факторы влияющие на восприятие цвета…………………………………35-36 Заключение………………………………………………………………………..37 Список использованных источников………………………………………...38-39
Введение Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения. Цвет - это жизнь. Мир без красок представляется нам мертвым. Цвет - это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина - алые, птица у Метерлинка - синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха - серый, а кровь у аристократов - голубая. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди, в разных и странах, не сговариваясь, одни и те же явления "раскрашивают" одинаковыми красками. Множество цветов по разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. Актуальность: Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосма. Древние индусы считали человека «светоносным», подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние. Не отрицая роли предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований. Знания, полученные в результате исследований многих поколений психологов, и сейчас широко используются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая тестированием при приёме на работу, контролем динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований. Использование способностей цвета, на сегодняшний день, актуально в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п. И всё же проблема влияния цвета на личность, её психику и деятельность остаётся малоизученной, что главным образом обуславливает ёё актуальность. Задачи: 1) раскрыть и охарактеризовать сущность и особенности цвета; 2) ознакомиться с психологией восприятия цвета; 3) сформировать целостное представление о роли цвета в жизни человека [2].
1 Основная часть 1.1 Психологические особенности восприятия цвета Цвет является ведущим, организующим пространственным началом; способным вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Любое произведение прикладного искусства создает цветовую среду которая оказывает влияние на душевное состояние человека, характер его мыслей, уровень работоспособности. В истории существует немало примеров, подтверждающих влияние цвет на психику человека. Когда некий фабрикант окрасил стены производственного помещения в «немаркий» черный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новой столовой, потому что сверкающее белизной помещение напоминало им больницу. Оказалось нерациональным красить кабины самолетов в «радостный» Желтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата и пассажиров укачивает. Поэтому учитывать психологию и физиологию восприятия цвета должен каждый художник, проектирующий предметную среду. Швейцарский живописец прошлого века Ф. Ходлер, рассуждая о значении цвета, писал: «Цвет характеризует, дифференцирует предметы, он усиливает и подчеркивает, он чрезвычайно способствует декоративным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает сильные музыкальные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости и веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет. Темные же краски порождают меланхолию, печаль, ужас. Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой — нежные переживания, фиолетовый - печаль. Характерность красок усиливается их соединениями, они составляют гармонию, аккомпанируют друг другу или сталкиваются порождая контрасты». Эти поэтичные рассуждения художника о влиянии цвета на настроение и даже самочувствие человека вполне подтверждаются учеными. Многими опытами доказано, что все спектральные цвета в большей или меньшей степени вызывают физиологические реакции человека. Красный цвет активизирует все функции человеческого организма, повышает энергию, имеет согревающий и возбуждающий эффект. На короткое время красный цвет способен повысить работоспособность человека, но скоро он вызывает усталость и раздражение. Оранжевый цвет действует тонизирующе. Он вызывает у зрителя те же реакции, что и красный, но в меньшей степени. Желтый цвет является оптимальным в отношении физиологического воздействия: он тонизирует и не вызывает утомления. Зеленый так же, как и желтый, оказывает благотворное физиологическое воздействие, он успокаивает, на непродолжительное время повышает работоспособность. Голубой цвет успокаивает, снимает напряжение. Синий цвет снижает работоспособность, затормаживает физиологические функции человеческого организма. Фиолетовый соединяет в себе эффект красною и синего, оказывает угнетающее воздействие на нервную систему. Чем же объясняется столь сильное влияние цвета на психику человека? Дело в том, что отдельно взятые цвета, а также их сочетания могут вызвать у зрителя так называемые цветовые ассоциации, которые связаны с жизненным опытом, воспоминаниями и связанными с ними эмоциями и образами. Естественно, что цветовые ассоциации не у всех людей одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных традиций, рода деятельности, возраста и, наконец, от темперамента каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем более насыщен цвет, тем более определенные и устойчивые реакции он порождает у человека. Малонасыщенные, сложные цвета вызывают более разнообразные и неустойчивые ассоциации. Цветовые ассоциации могут быть физиологически и эмоциональными. К физиологическим относятся температурные (теплые или холодные), акустические (громкие иди тихие), весовые (тяжелые или легкие). К эмоциональным ассоциациям относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негативные (грустные, трагические, печальные) и нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные). Физиологические цветовые ассоциации являются более устойчивыми - одни и те же цвета вызывают одинаковые реакции у большинства людей независимо от места их проживания, образа жизни, темперамента. Эмоциональные же воздействия цветов я их сочетаний различаются гораздо чаще. Интересно, что для создания у зрителя нужного настроения при восприятии проектируемого изделия можно использовать определенные цветовые приемы. Например, чтобы создать возвышенное настроение, чаще всего в композиции используется белый цвет, а также сине-зеленый и фиолетовый. Если нужно вызвать созерцательный настрой, применяются спокойные нейтральные цвета без резких контрастов: голубой, сиреневый, серый, А вот для ощущения веселья лучшими цветами будут желтый, оранжевый, красный, кроме того, возможны активные контрасты. Любопытно проследить цветовые предпочтения у людей разных возрастных групп. Маленькие дети любят красные, оранжевые, желтые цвета. Подростки и молодые люди предпочитают контрастные сочетания простых, ярких, чистых цветов. Причем по популярности они располагают цвета в таком порядке: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. Люди среднего и пожилого возраста обычно выбирают нюансные сочетания сложных, малонасыщенных цветов, а также ахроматические цвета [3]. Активные и пассивные цвета. Все теплые цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают работоспособность. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека. Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических (бесцветных). Будучи промежуточными, в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам [4]. Цветовая гармония Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты. Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание. Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как - цветового тона; - светлоты; - насыщенности; - формы; - размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека. Признаки гармонии цвета: 1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма. 2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания). 3) Мера. То есть в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать. 4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен: 1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля; 1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного; 1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического. 5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены. 6) Ясность и легкость восприятия. 7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы. 8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов. 9) Организованность, порядок и рациональность. Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете: 1) гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый; 2) бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий; 3) негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий [9]. Классические цветовые схемы 1) Монохроматические цветовые схемы (рис. 22): Рис. 22 [10] Монохроматическая цветовая схема использует различные оттенки одного цвета. Эта схема выглядит чисто и элегантно. Монохроматические цвета хорошо сочетаются, создавая успокаивающий эффект и легко воспринимаются, особенно, если содержат голубые или зеленые оттенки. Вы можете использовать ее для создания впечатления "стильности", при этом основной цвет может быть нейтральным (черным, белым или серым), а дополнительные цвета и цвета для акцентов контрастными. При использовании этой схемы бывает сложно выделить наиболее важные элементы. Плюсы: Минусы: 2) Аналоговые цветовые схемы (рис. 23): Рис. 23 [10] Аналоговая палитра использует цвета, которые следуют друг за другом на цветовом круге. Один цвет выбирают в качестве доминирующего цвета, а другие используют для расширения цветовой палитры. Аналоговая схема похожа на монохроматическую, но предлагает больше нюансов цвета. Плюсы: Минусы:
3) Дополняющие цветовые схемы (рис 24): Рис. 24 [10] Эти схемы выглядят лучше, когда вы выбираете теплый цвет и дополняющий его прохладный, например, красный + зелено-голубой. Дополняющие схемы отличаются высокой контрастностью. При их использовании, важно выбрать доминирующий цвет, а дополнительные цвета использовать акцентами (в небольшом количестве). Использование одного цвета для фона и дополнительного цвета, чтобы выделить важные элементы сайта, позволит получить эффект яркости и контраста. Плюсы: Минусы: 4) Расширенные дополняющие схемы (рис. 25): Рис. 25 [10] В расширенных дополняющих схемах в качестве основных использует два противоположных цвета, и по одному цвету, дополняющему каждый из основных. Это обеспечивает высокую контрастность без резкости, как в дополняющих схемах. Плюсы: Минусы: 5) Триадные цветовые схемы (рис. 26): Рис. 26 [10] В триадной цветовой схеме используется три цвета, равномерно распределенных по цветовому кругу. Эта схема популярна среди художников, поскольку она дает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Дизайн, выполненный на основе триадной схемы выглядит не столь контрастным, как на основе дополнительной схемы, но является более сбалансированным и гармоничным. Плюсы: Минусы: 6) Тетраидные (двойные дополнительные) цветовые схемы (рис.27): Рис. 27 [10] Тетраидная схема является самой богатой из всех схем, поскольку использует четыре цвета, расположенных в двух дополняющих друг друга цветовых парах. Цвета в этой схема очень трудно согласовать - если все четыре цвета используются в равных количествах, схема может выглядеть несбалансированной, так что вы должны либо выбрать один цвет в качестве доминирующего, либо приглушить яркость всех цветов. Плюсы: Минусы: Сочетания цветов Белый цвет нейтральный, гармонирует со всеми цветами без исключения. Розовый цвет - сочетается с белым и светло - голубым, является промежуточным цветом между красным и белым. Красный цвет хорошо сочетается с желтым цветом, белым, бурым, синим, черным. Использование его в интерьере как упоминалось выше, надо строго дозировать. Оранжевый это цвет счастья и веселья. Сочетается с голубым цветом, синим, белым, фиолетовым, лиловым. Оранжевый цвет, является промежуточным между красным цветом и желтым. Желтый цвет хорошо сочетается с синим цветом, фиолетовым, лиловым. Желтый цвет без дополнения к нему других цветов малопривлекателен. Черный контрастный, хорошо подходит к оранжевому цвету и желтому. Коричневый цвет хорошо сочетается с небесным цветом, кремовым, желтым, оранжевым розовым, бежевым и зеленым. Зеленый цвет - хорошо сочетается с коричневым цветом, оранжевым, белым, салатным, желтым. Светло зеленый - хорошо сочетается с серым и черным. Зеленый цвет является промежуточным, как мы упоминали выше, между холодным тоном и теплым. Синий цвет можно сочетать с белым, желтым, зеленым, оранжевым. Синий цвет передает человеку спокойствие и умиротворение. Этот цвет благоприятно действует в жару, привнося в интерьер ощущение прохлады. Светло - синий хорошо сочетается с белым цветом, желтым, оранжевым, розовым. Темно - синий хорошо сочетается со светло-синим цветом (голубым), белым, желтым, серым, красным. Фиолетовый цвет хорошо сочетается с белым цветом, желтым, оранжевым, розовым. Является промежуточным цветом между красным и синим. Светлые тона фиолетового называются лиловыми. Сочетаются они с желтым цветом, оранжевым, серым и белым цветами. Черный цвет сочетается с оранжевым цветом, красным, желтым, розовым, сиреневым и салатным тонами. Серый цвет как правило сочетается хорошо со всеми цветами в зависимости от оттенков [11]. Контрастные гармонии Им свойственны большая мера различения цветов, подчеркивание несходства их по всему диапазону свойств, отсутствие общей тональности и разнообразие цветовой гаммы, единство взаимно дополняющих друг друга противоположностей, усиление качества каждого цвета в силу соседства с другими, динамизм и активность. В таком противопоставлении возрастает выразительность и иллюзорная чистота цветов. Однако именно в силу этой особенности такое сочетание неприменимо на больших плоскостях, как слишком активное, резкое. Здесь желательны сочетания дополнительных малонасыщенных цветов. Часто приходится в дополнение к сильно насыщенному цвету отыскивать парный малонасыщенный, разбеленный или затемненный. Их площади должны быть примерно обратно пропорциональны их насыщенностям. Такие пары очень популярны в интерьере. Распространены контрастные сочетания разно-насыщенных и разных по площади дополнительных или близких к ним цветов: коричневого с синим, коричневого с голубым, коричневого с зеленым, пурпурного с зеленым, оранжевого с синим, фиолетового с желтым [14]. Нюансные гармонии Нюансные гармонии основаны на сочетании цветов, близко расположенных в цветовом круге и часто воспринимаемых как разные оттенки одного цвета. Отличаются общей тональностью, при которой объединение происходит на основе общности или близости цветовых тонов. Им свойственно: 1) выявление сходства сочетаемых цветов по всем их свойствам; 2) впечатление размытости границ, обусловленное характером сопоставления цветов; 3) общая тональность и однообразие цветовой гаммы, объединенное суммированное воздействие особенностей каждого из сочетаемых цветов; 4) целостность, сдержанность сочетаний. Среди нюансных гармоний самыми распространенными являются сочетания светлых и малонасыщенных цветов, они ненавязчивы, спокойны, создают впечатление света, простора и целостности. На фоне нюансной гармонии стен, пола, потолка очень хорошо выглядит небольшой предмет акцентного цвета [14].
Заключение Изучение цвета имеет актуальный характер, так как цвет может воздействовать на человека на физиологическом и психологическом уровне. Цвет может характеризовать отношение к продукту или к компании [16]. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п [2]. В данной работе раскрыли полноту решения поставленных задач по восприятию цвета. Выяснили, что изучение психологии цветовосприятия на сегодняшний день является значимым, так как цвет оказывает объективное, непосредственное влияние на человека в течении всей жизни. Психология цветовосприятия имеет для меню социальную значимость. Цвет - это жизнь. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, но и воздействует на человека, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику и даже состояние здоровья. Научную значимость теория цвета проявляет по моей специальности. Теоретическая исследовательская работа
Выполнил: студент группы ТУ-10_ Ишкуватова А.Р.
_________ «__» _________20__ г.
Проверил: Доцент, к.п.н.__________________
______________ Бодьян Л.А. «__» _________20__ г.
Магнитогорск, 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Кафедра химии, технологии упаковочных производств
Задание на теоретическую исследовательскую работу Тема: Психология цветовосприятия, цветовые гармонии Студенту Ишкуватовой Алие Радиковне Исходные данные: психологические особенности цветовосприятия; активные, пассивные цвета; гармоничная система цветовых рядов; цветовой колориметрический круг; круг естественных цветов по Гете; шестисекторный цветовой круг; большой цветовой круг Оствальда; цветовой круг Иттена; теории гармонии цвета; классические цветовые схемы; соотношения цветов; гармоничные сочетания; классификация цветовых гармоний (контрастные, нюанстные, цветовые сочетания по количеству основных цветов, сочетание хроматических с ахроматическими); факторы влияющие на восприятие цвета.
Срок сдачи: «___»_______________20___г. Руководитель:__________________________/_____________________________/ Задание получил:________________________/____________________________/
Магнитогорск, 2013 Реферат Тема отчета: Психология цветовосприятия, цветовые гармонии. Отчет содержит 39 страниц, 41рисунок, 16 источников, один электронный носитель (CD-R) Цель отчета: Понять теорию цвета и грамотно использовать ее на практике. Научиться правильно подбирать цвета и их гармоничное соотношение. Донести аудитории какие существуют цветовые круги, а также какие цветовые схемы можно использовать на примере оформления сайта. Ключевые слова: цветовосприятие, активные и пассивные цвета, хроматические и ахроматические цвета, контраст, нюанс, классическая схема, колориметрический круг, шестисекторный цветовой круг, цветовые гармонии, классификация цветовых гармоний, цветовой тон, насыщенность светлота. Вывод: Роль цвета в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве и т.д. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, но и воздействует на человека, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику и даже состояние здоровья. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху[1]. Содержание Введение……………………………………………………………………………5-6 1 Основная часть…………………………………………………………………….7 1.1 Психологические особенности восприятия цвета………………………..7-9 1.2 Теория гармоничных сочетаний по системе В. Козлова……...………..9-12 1.2.1 Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур………………………………………………….....13-14 1.3 Цветовой колориметрический круг……………………………………………..15 1.4 Круг естественных цветов по Гете………………………………………..…15-16 1.5 Шестисекторный колориметрический круг……………………………..…...…16 1.6 Двенадцатичастный цветовой круг. Цветовой круг И. Иттена……………17-18 1.7 Большой цветовой круг Освальда....................................................................19-21 2 Цветовая гармония………..…………………………………………………..21-22 2.1 Классические цветовые схемы………………………….……………………22-26 2.2 Сочетания цветов……………………….…………………………………….26-27 2.3 Классификация цветовых гармоний………………………………………27-29 2.3.1 Сочетание хроматических и ахроматических цветов………..………...…29-34 2.3.2 Контрастные гармонии……………………………………………………...…34 2.3.3 Нюансные гармонии…………………………………………………………...35 2.4 Факторы влияющие на восприятие цвета…………………………………35-36 Заключение………………………………………………………………………..37 Список использованных источников………………………………………...38-39
Введение Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В мозгу даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения. Цвет - это жизнь. Мир без красок представляется нам мертвым. Цвет - это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки. Мы говорим "голубой город", и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение "у него золотое сердце" сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Нас не удивляет, что паруса у Грина - алые, птица у Метерлинка - синяя, кардинал, стоящий за спиной монарха - серый, а кровь у аристократов - голубая. Можно привести еще десятки примеров того, как различные образы, явления, события мы "окрашиваем" тем или иным цветом. Причем люди, в разных и странах, не сговариваясь, одни и те же явления "раскрашивают" одинаковыми красками. Множество цветов по разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание. Актуальность: Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосма. Древние индусы считали человека «светоносным», подразумевая под этим фундаментальное единство цветовых энергий и «соков» тела. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека. Цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние. Не отрицая роли предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований. Знания, полученные в результате исследований многих поколений психологов, и сейчас широко используются во всех сферах человеческой деятельности, начиная с самодиагностики, коррекции собственного поведения, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, заканчивая тестированием при приёме на работу, контролем динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований. Использование способностей цвета, на сегодняшний день, актуально в работе медиков, художников, психологов, строителей, рекламщиков, ученых и политиков. Психологическое воздействие цвета является важным знанием при работе дизайнеров и оформителей с цветовым и световым оформлением помещений различного назначения; в работе педагогов при диагностировании учащихся и т.п. И всё же проблема влияния цвета на личность, её психику и деятельность остаётся малоизученной, что главным образом обуславливает ёё актуальность. Задачи: 1) раскрыть и охарактеризовать сущность и особенности цвета; 2) ознакомиться с психологией восприятия цвета; 3) сформировать целостное представление о роли цвета в жизни человека [2].   Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|