Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







У Гегеля имеется двоякая ошибка.-





-Первая яснее всего выступает в «Феноменологии» как истоке гегелевской философии. Когда, например, он рассматривает богатство, государственную власть и т.д. как сущности, отчуждённые от _ _человеческой_ _ сущности, то он берёт их только в их мысленной форме. Они – мысленные сущности и поэтому только отчуждение _ _чистого_ _, т.е. абстрактного философского мышления. Поэтому всё движение заканчивается абсолютным знанием. То, от чего отчуждены эти предметы и чему они противостоят с притязанием на действительность, – это именно абстрактное мышление. _ _Философ_ _ – сам абстрактный образ отчуждённого человека – делает себя _ _масштабом_ _ отчуждённого мира. Поэтому вся _ _история самоотчуждения_ _ и всё _ _устранение_ _ самоотчуждения есть не что иное, как _ _история производства_ _ абстрактного, т.е. абсолютного, мышления, логического, спекулятивного мышления. Вследствие этого _ _отчуждение_ _, образующее собственный интерес этого самоотчуждения и снятия этого самоотчуждения, представляет собой у Гегеля противоположность между _ _в-себе_ _ и _ _для-себя_ _, между _ _сознанием_ _ и _ _самосознанием_ _, между _ _объектом_ _ и _ _субъектом_ _, т.е. противоположность между абстрактным мышлением и чувственной действительностью, или действительной чувственностью, в пределах самой мысли. Все другие противоположности и движения этих противоположностей суть только _ _видимость_ _, _ _оболочка_ _, _ _экзотерическая_ _ форма этих единственно интересных противоположностей, которые образуют _ _смысл_ _ других, вульгарных противоположностей. В качестве полагаемой и подлежащей снятию сущности отчуждения здесь выступает не то, что человеческая сущность _ _опредмечивается бесчеловечным образом_ _, в противоположность самой себе, а то, что она _ _опредмечивается_ _ в _ _отличие_ _ от абстрактного мышления и в _ _противоположность_ _ к нему.-

-Следовательно, присвоение сущностных сил человека, ставших предметами, притом чужими предметами, есть, _ _во-первых_ _, только такое _ _присвоение_ _, которое совершается в _ _сознании_ _, в _ _чистом мышлении_ _, т.е. в _ _абстракции_ _, есть присвоение этих предметов как _ _мыслей_ _ и _ _движений мыслей_ _; поэтому уже в «Феноменологии», – несмотря на её решительно отрицательный и критический вид и несмотря на действительно содержащуюся в ней, часто далеко упреждающую позднейшее развитие, критику, – уже заключён в скрытом виде, в качестве зародыша, потенции, тайны, некритический позитивизм и столь же некритический идеализм позднейших гегелевских произведений, это философское разложение и восстановление наличной эмпирии. _ _Во-вторых_ _, требование возвращения предметного мира человеку – например, уразумение того, что _ _чувственное_ _ сознание есть не _ _абстрактно_ _ чувственное сознание, а _ _человечески_ _ чувственное сознание, что религия, богатство и т.д. являются только отчуждённой действительностью _ _человеческого_ _ опредмечивания, отчуждённой действительностью объективированных _ _человеческих_ _ сущностных сил и что поэтому они являются только _ _путём_ _ к истинно _ _человеческой_ _ действительности, – это присвоение человеческих сущностных сил или уразумение этого процесса имеет поэтому у Гегеля такой вид, что _ _чувственность_ _, _ _религия_ _, государственная власть и т.д. являются _ _духовными_ _ сущностями, ибо только _ _дух_ _ есть _ _истинная_ _ сущность человека, а истинная форма духа – это мыслящий дух, логический, спекулятивный дух. _ _Человечность_ _ природы и созданной историческим процессом природы, продуктов человека, обнаруживается в том, что они являются _ _продуктами_ _ абстрактного духа и постольку, стало быть, _ _духовными_ _ моментами, _ _мысленными сущностями_ _.-

-Поэтому «Феноменология» есть скрытая, ещё неясная для самой себя и имеющая мистический вид критика; но поскольку она фиксирует _ _отчуждение_ _ человека, – хотя человек выступает в ней только в виде духа, – постольку в ней заложены в скрытом виде _ _все_ _ элементы критики, _ _подготовленные_ _ и _ _разработанные_ _ часто уже в форме, высоко поднимающейся над гегелевской точкой зрения. Отделы о «несчастном сознании», о «честном сознании», о борьбе «благородного и низменного сознания» и т.д. и т.д. содержат в себе – хотя ещё в отчуждённой форме – _ _критические_ _ элементы целых областей, таких, как, например, религия, государство, гражданская жизнь и т.д. И подобно тому как _ _сущность_ _, _ _предмет_ _ выступают у Гегеля как _ _мысленные сущности_ _, так и _ _субъект_ _ есть всегда _ _сознание_ _ или _ _самосознание_ _, или, вернее, предмет выступает только как _ _абстрактное_ _ сознание, а человек только как _ _самосознание_ _. Поэтому различные выступающие в «Феноменологии» формы отчуждения являются только разными формами сознания и самосознания. Подобно тому как абстрактное сознание – в качестве какового рассматривается предмет – есть _ _в себе_ _ только один из моментов самосознания, полагающего свои собственные различия, так и в качестве результата всего этого движения получается тождество самосознания с сознанием, абсолютное знание, или такое движение абстрактного мышления, которое направлено уже не вовне, а совершается уже только внутри самого себя, т.е. в качестве результата получается диалектика чистой мысли.-

-Величие гегелевской «_ _Феноменологии_ _» и её конечного результата – диалектики отрицательности как движущего и порождающего принципа – заключается, следовательно, в том, что Гегель рассматривает самопорождение человека как процесс, рассматривает опредмечивание как распредмечивание, как самоотчуждение и снятие этого самоотчуждения, в том, что он, стало быть, ухватывает сущность _ _труда_ _ и понимает предметного человека, истинного, потому что действительного, человека как результат его _ _собственного труда_ _. _ _Действительное_ _, деятельное отношение человека к себе как к родовому существу, или проявление им себя на деле как действительного родового существа, т.е. как человеческого существа, возможно только тем путём, что человек действительно извлекает из себя все свои _ _родовые силы_ _ (что опять-таки возможно лишь посредством совокупной деятельности человечества, лишь как результат истории) и относится к ним как к предметам, а это опять-таки возможно сперва только в форме отчуждения.-

-Односторонность и ограниченность Гегеля мы подробно покажем на заключительной главе «Феноменологии» об абсолютном знании; эта глава содержит в виде сжатого резюме как дух «Феноменологии», её отношение к спекулятивной диалектике, так и _ _понимание_ _ Гегелем их обеих и их взаимоотношения.-

-Предварительно мы заметим ещё лишь следующее.

Гегель стоит на точке зрения современной политической экономии. Он рассматривает _ _труд_ _ как _ _сущность_ _, как подтверждающую себя сущность человека; он видит только положительную сторону труда, но не отрицательную. Труд есть _ _для-себя-становление человека_ _ в рамках _ _самоотчуждения_ _, или в качестве _ _самоотчуждённого_ _ человека. Гегель знает и признаёт только один вид труда, именно _ _абстрактно-духовный_ _ труд. Таким образом, Гегель признаёт за сущность труда то, что вообще образует _ _сущность_ _ философии, а именно – _ _самоотчуждение знающего себя человека_ _, или _ _мыслящую себя самоотчуждённую_ _ науку; он умеет поэтому, в противоположность предшествующей философии, собрать воедино её отдельные моменты и изобразить свою философию как философию _ _по преимуществу_ _. То, что делали другие философы, рассматривая отдельные моменты природы и человеческой жизни как моменты самосознания, притом абстрактного самосознания, – тò Гегель _ _считает делом_ _ самой философии. Поэтому его наука абсолютна.-

-Перейдём теперь к нашему предмету.-

-_ _Абсолютное знание_ _. _ _Последняя глава «Феноменологии»_ _.-

-Суть дела в том, что _ _предмет сознания_ _ есть по Гегелю не что иное, как _ _самосознание_ _, или что предмет есть лишь _ _опредмеченное самосознание_ _, самосознание как предмет (приравнивание человека к самосознанию).-

-Поэтому дело идёт о том, чтобы преодолеть _ _предмет сознания_ _. _ _Предметность_ _ как таковая считается _ _отчуждённым_ _, не соответствующим _ _человеческой сущности_ _ (самосознанию) отношением человека. Поэтому _ _обратное присвоение_ _ порождаемой как нечто чужое, под категорией отчуждения, предметной сущности человека имеет значение не только упразднения _ _отчуждения_ _, но и упразднения _ _предметности_ _, т.е. человек рассматривается как _ _непредметное_ _, _ _спиритуалистическое_ _ существо.-

-Движение _ _преодоления предмета сознания_ _ Гегель описывает следующим образом:-

-_ _Предмет_ _ являет себя не только как _ _возвращающийся_ _ в _ _самость_ _ [das _ _Selbst_ _] (это по Гегелю – _ _одностороннее_ _, т.е. схватывающее лишь одну сторону, понимание этого движения). Человек приравнивается к самости. Но самость есть лишь _ _абстрактно_ _ мыслимый и абстракцией порождённый человек. Человек _ _есть_ _ самоустремлённое [selbstisch] существо. Его глаз, его ухо и т.д. _ _самоустремлены_ _; каждая из его сущностных сил обладает в нём свойством _ _самоустремлённости_ _. Но именно поэтому совершенно неверно говорить: _ _самосознание_ _ обладает глазом, ухом, сущностной силой. Не человеческая природа есть качество _ _самосознания_ _, а наоборот, самосознание есть качество человеческой природы, человеческого глаза и т.д.-

-Абстрагированная и фиксированная в виде самостоятельного существа самость, это – человек как _ _абстрактный эгоист_ _, это – _ _эгоизм_ _, поднятый до своей чистой абстракции, до сферы мышления (ниже мы к этому вернёмся).-

Человеческая сущность

_ _, _ _человек_ _ для Гегеля равнозначны _ _самосознанию_

_. Поэтому всякое отчуждение человеческой сущности для него – _ _не что иное_ _, как _ _отчуждение самосознания_ _. Отчуждение самосознания не рассматривается как _ _выражение_ _, как отражающееся в знании и мышлении выражение _ _действительного_ _ отчуждения человеческой сущности. Напротив, _ _действительное_ _, являющееся реальным отчуждение есть по своему _ _внутреннейшему_ _ скрытому – и раскрываемому только философией – существу не что иное, как _ _проявление_ _ отчуждения подлинной человеческой сущности, _ _самосознания_ _. Поэтому наука, постигающая это, называется _ _феноменологией_ _. Поэтому всякое обратное присвоение отчуждённой предметной сущности выступает как включение её в самосознание: овладевающий своей сущностью человек есть _ _только_ _ самосознание, овладевающее предметной сущностью. Поэтому возвращение предмета в самость и есть обратное присвоение предмета.-

-_ _Всесторонне_ _ выраженное _ _преодоление предмета сознания_ _ состоит, по Гегелю, в том,-

-1) что предмет как таковой представляется сознанию как исчезающий;-

-2) что отчуждение самосознания есть то, что полагает вещность;-

-3) что это отчуждение имеет не только _ _отрицательное_ _, но и _ _положительное_ _ значение;-

-4) что оно имеет это значение не только _ _для нас_ _, или в себе, но и _ _для самого сознания_ _;-

-5) что _ _для сознания_ _ отрицание предмета, или упразднение предметом самого себя, приобретает _ _положительное_ _ значение благодаря тому (или оно _ _сознаёт_ _ это ничтожество предмета благодаря тому), что оно отчуждает само себя, ибо в этом отчуждении оно полагает _ _себя_ _ как предмет, или полагает предмет как само себя, в силу нераздельного единства _ _для-себя-бытия_ _;-

-6) с другой стороны, здесь заключён вместе с тем и второй момент, именно – что оно в такой же степени сняло и вобрало обратно в себя это отчуждение и эту предметность и, следовательно, в _ _своём_ _ инобытии _ _как таковом_ _ всё же находится _ _у себя_ _;-

-7) это есть движение _ _сознания_ _, и в этом движении сознание есть совокупность своих моментов;-

-8) сознание должно было относиться к предмету тоже согласно совокупности своих определений и рассматривать его с точки зрения каждого из этих определений. Эта совокупность определений сознания делает предмет _ _в себе духовной сущностью_ _, а для сознания он поистине становится таковой благодаря постижению каждого отдельного определения предмета как _ _самости_ _, или благодаря вышеуказанному _ _духовному_ _ отношению к ним

-_ _К пункту 1-му_ _. – То, что предмет как таковой представляется сознанию как исчезающий, это есть вышеупомянутое _ _возвращение предмета в самость_ _.-

-_ _К пункту 2-му_ _. – _ _Отчуждение самосознания_ _ полагает _ _вещность_ _. Так как человек равняется самосознанию, то его отчуждённая предметная сущность, или _ _вещность_ _ (то, _ _чтò_ _ есть _ _для него предмет_ _, а предметом поистине является для него только то, чтò есть для него существенный предмет, чтò, следовательно, есть его _ _предметная_ _ сущность. Так как субъектом делается не _ _действительный человек_ _ как таковой и, следовательно, не _ _природа_ _ – ведь человек есть _ _человеческая природа_ _, – а только абстракция человека, самосознание, то вещность может быть только отчуждённым самосознанием), тождественна с _ _отчуждённым самосознанием_ _, и _ _вещность_ _ положена этим отчуждением. Вполне естественно как то, что живое, природное, наделённое и одарённое предметными, т.е. материальными, сущностными силами существо обладает также _ _действительными природными предметами_ _ своей сущности, так и то, что его самоотчуждение есть полагание некоторого _ _действительного_ _, но выступающего в форме _ _внешности_ _ и, значит, не принадлежащего к его сущности и господствующего над ним предметного мира. В этом нет ничего непонятного и загадочного. Наоборот, было бы загадочно обратное. Но столь же ясно и то, что _ _самосознание_ _ посредством своего отчуждения может полагать только _ _вещность_ _, т.е. опять-таки только абстрактную вещь, вещь абстракции, а не _ _действительную_ _ вещь. Далее ясно, что вещность не представляет поэтому ничего _ _самостоятельного_ _, _ _существенного_ _ по отношению к самосознанию, а является только чистым созданием, чем-то _ _полагаемым_ _ им и что это полагаемое, вместо того чтобы подтверждать само себя, есть только подтверждение акта полагания, закрепляющего на мгновение свою энергию в виде продукта и сообщающего ему для _ _видимости_ _ – но опять-таки только на мгновение – роль самостоятельного, действительного предмета.-

-Когда действительный, телесный _ _человек_ _, стоящий на прочной, хорошо округлённой земле, вбирающий в себя и излучающий из себя все природные силы, _ _полагает_ _ благодаря своему отчуждению свои действительные, предметные _ _сущностные силы_ _ как чужие предметы, то не _ _полагание_ _ есть субъект: им является субъективность _ _предметных_ _ сущностных сил, действие которых должно поэтому быть тоже _ _предметным_ _. Предметное существо действует предметным образом, и оно не действовало бы предметным образом, если бы предметное не заключалось в его существенном определении. Оно только потому творит или полагает предметы, что само оно полагается предметами и что оно с самого начала есть _ _природа_ _. Таким образом, дело обстоит не так, что оно в акте полагания переходит от своей «чистой деятельности» к _ _творению предмета_ _, а так, что его _ _предметный_ _ продукт только подтверждает его _ _предметную_ _ деятельность, его деятельность как деятельность предметного природного существа.-

-Мы видим здесь, что последовательно проведённый натурализм или гуманизм отличается как от идеализма, так и от материализма, являясь вместе с тем объединяющей их истиной обоих. Мы видим в то же время, что только натурализм способен понять акт всемирной истории.

-_ _Человек_ _ является непосредственно _ _природным существом_ _. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделён _ _природными силами_ _, _ _жизненными силами_ _, являясь _ _деятельным_ _ природным существом; эти силы существуют в нём в виде задатков и способностей, в виде _ _влечений_ _; а с другой стороны, в качестве природного, телесного, чувственного, предметного существа, он, подобно животным и растениям, является _ _страдающим_ _, обусловленным и ограниченным существом, т.е. _ _предметы_ _ его влечений существуют вне его, как не зависящие от него _ _предметы_ _; но эти предметы суть _ _предметы_ _ его _ _потребностей_ _; это – необходимые, существенные для проявления и утверждения его сущностных сил _ _предметы_ _. То, что человек есть _ _телесное_ _, обладающее природными силами, живое, действительное, чувственное, предметное существо, означает, что предметом своей сущности, своего проявления жизни он имеет _ _действительные, чувственные предметы_ _, или что он может _ _проявить_ _ свою жизнь только на действительных, чувственных предметах. Быть предметным, природным, чувственным – это всё равно, что иметь вне себя предмет, природу, чувство или быть самому предметом, природой, чувством для какого-нибудь третьего существа. _ _Голод_ _ есть естественная, природная _ _потребность_ _; поэтому для своего удовлетворения и утоления он нуждается в _ _природе_ _ вне его, в _ _предмете_ _ вне его. Голод – это признанная потребность моего тела в некотором _ _предмете_ _, существующем вне моего тела и необходимом для его восполнения и для проявления его сущности. Солнце есть _ _предмет_ _ растения, необходимый для него, утверждающий его жизнь предмет, подобно тому как растение есть предмет солнца в качестве _ _обнаружения_ _ животворной силы солнца, его _ _предметной_ _ сущностной силы.-

-Существо, не имеющее вне себя своей природы, не есть _ _природное_ _ существо, оно не принимает участия в жизни природы. Существо, не имеющее никакого предмета вне себя, не есть предметное существо. Существо, не являющееся само предметом для третьего существа, не имеет своим _ _предметом_ _ никакого существа, т.е. не ведёт себя предметным образом, его бытие не есть нечто предметное.-







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.