Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Косвенная и Прямая проповедь:все ЗА и ПРОТИВ.





Предисловие или почему я присоединился к ИСККОН?

Почему я рисковал потерять отношения с родными, став "сектантом" для большинства моих "друзей"?

Почему я выбросил свои диплом о высшем образовании на помойку и не мечтаю о большой карьере?

Почему я стал ходить в странной одежде, с глиной на лбу и распространять книги о Кришне, тем самым все сильнее и сильнее укрепляя в социуме мнение о себе, как о человеке "потерянном."?

Потому, что я думал, что ИСККОН - это оазис ИСТИНЫ в этом мире. А истина - это единственная реальность. Так что бросить иллюзию ради реальности - это никакой не подвиг, это просто то, что должен сделать каждый.

Со временем мои иллюзии начали развеиваться, оказывается не всё как в сказке в ИСККОН:

Страшие и даже Гуру падают, отклоняются и уходят из ИСККОН со словами: "20 лет я повторял Харе Кришна и ничего, только тупее стал!". И даже те, кто в строю не могут наити единства в вопросах сидханты.

Кто-то говорит: "Шрила Прабхупада не все дал, это только фундамент, на котором нужно построить Храм Манджари Бхавы!"

А, Кто-то говорит: "Шрила Прабхупада дал все, но время прошло и пришло время новых идей"

Другой говорит: "Ко мне пришел Шрила Прабхупада в медитации и сказал, что Гуру, Храм и Садхана - это просто костыль, и пора уже самому, осознанно, двигаться по духовному пути. И вообще, все книги Прабхупады переведены на русский не уттама адхикари, а потому осквернены гунами!"

На рынке "абсолютных истин" большой выбор, что же мне выбрать? Может мне расстроиться и уйти с рынка с пустыми руками?


Почему я не собираюсь покидать ИСККОН!

Я точно знаю, что в ИСККОН есть оазис абсолютной истины! Есть на рынке продавцы алмазов, есть продавцы не алмазов. И есть способ их отличать. Для этого нужно хорошо знать, что такое настоящий алмаз и в чем его ценность. Книги и наставления Шрилы Прабхупады и предыдущих Ачариев — это тот самый настоящий алмаз. И в Маяпурском Институте на курсе Бхакти Шастр меня учили отличать подделки от оригинала. И конечно, я не являюсь примером хорошего ученика, но все же не могу не выразить благодарность всем преподавателям Института.

Но как же мне поступить в сложной ситуации, когда я вижу, как другие продавцы решили выгнать конкурентов с рынка? Так как продавцы алмазов обьясняют покупателям чем отличается настоящий алмаз от популярной бижутерии.

Ведь этикет рынка гласит, что нельзя занимать чью-то позицию, если старшие продавцы на рынке ругаются. Покупатели должны думать, что это лила и не обращать на это внимание, занимаясь своим служением. Покупатели должны воспринимать все как милость Кришны, и продавцы тоже, не споря. Иначе это критика. Это может разрушить весь рынок….

Все же у меня есть вера, что споры могут укрепить рынок. Есть надежда.

"Сидханта балийа сите на кара аласа, иха ха-ите кршна лаге судхридха манаса. Искренний ученик не должен отказываться от обсуждения таких выводов, считая их спорными, поскольку такие дискуссии укрепляют ум. Таким образом, ум человека привязывается к Кришне. Ты всегда должен быть осторожен в понимании выводов шастр, это тебе поможет. В противном случае, нас легко могут завести в дебри философы-мошенники.... (ПШП Айодхьяпати-дасу, 22 сентября 1976)​
Пожалуйста, прочтите этот длинный документ, чтобы не совершать оскорблений в спорах о проповеди и чтобы не разочаровываться в Шриле Прабхупаде.

Косвенная и Прямая проповедь:все ЗА и ПРОТИВ.

Что Говорят Гуру, Шастры, Садху...

Оглавление:

· Аргументы в пользу Косвенной проповеди…………………………………………….…….…………2

· Зачем спорить?…………………………………………………………………………………………….…………….4

· Шримад Бхагаватам 1.5.16 ЗА косвенную проповедь……………………………….………………5

· Лидеры российского ИСККОН ЗА Косвенную проповедь………………………….………………7

· Чатур Шлока Шримад Бхагаватам ЗА косвенную проповедь 2.9.36. …….………………..12

· Бхагавад Гита тоже ЗА косвенную проповедь. ………………………………………….………………14

· Прямое послание не всегда понятно. Пора задуматься о том, что о нас думают…….17

· Бхакти Расамрита Синдху также ЗА косвенную проповедь. ……………………………………..21

· Шрила Прабхупада дает прямое указание – проповедовать нужно косвенно. ….……23

· Косвенная проповедь белее эффективна. ……………………………………………………………….…25

· Судите по плодам…………………………………………………………………………………………….………….27

· Определениетермина«проповедь». ……………………………………………………………..…………28

· Заключение………………………………………………………………………………………………………….……….30

· Дополнительные цитаты на эту тему.………………………………………………………………...………32

· Отзывы на статью:Бхактиведанта Садху Свами Махарадж, Бхакти Расаяна Сагара Свами Махарадж. ……………………………………………………………………………………………………………………43

Аргументы в пользу косвенной проповеди.

Их много,но я собрал самые сильные и логичные аргументы на мой взгляд:

1) Шримад Бхагаватам 1.5.16 ЗА косвенную проповедь:

«Опытные преданные могут открывать новые пути и изобретать новые средства, чтобы обращать неверующих в соответствии со временем и обстоятельствами. Преданное служение — это динамичная деятельность, и опытные преданные способны находить действенные методы, чтобы внедрить его в тупые умы материалистичных людей.»

 

2) Лидеры российского ИСККОН ЗА Косвенную проповедь:

«Шрила Прабхупада говорил о важности проповеди правритти марга и нивритти марга, так как все люди разного уровня сознания» (цитата, из семинара об «эффективной проповеди»).

«Шрила Прабхупада не делал различий между косвенной проповедью. Любая проповедь хороша, применяйте разум» (цитата, из семинара об «эффективной проповеди»).

 

Чатур Шлока Шримад Бхагаватам ЗА косвенную проповедь 2.9.36

«Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами.»

И люди ищут истину, кто-то находит её прямыми путями, а кто-то косвенными!

 

4) Бхагавад Гита тоже ЗА косвенную проповедь!

Кришна в БГ не говорит: «Предайся или в ад!», Он проповедует косвенно: Он говорит и о карме, и о гьяне и о дхьяна йоге. И нам Он советует то же: 3.29 «Мудрец не должен беспокоить невежд, хотя он понимает, что из-за отсутствия знания они занимаются деятельностью низшего порядка».

 

Можно ли что-то возразить на столь сильные аргументы?

Да и зачем спорить?

Попробую объяснить зачем…

Я в ИСККОН уже 10 лет. Привлекся, послушав косвенную проповедь Лакшми Нараяны прабху: "Культуру Неподвластную Времени". Три года практиковал Сознание Кришны на основе реализаций и понимания Лакшми Нараяны прабху. Моя прамана была: «Лакшми Нараяна прабху сказал». Не буду вдаваться в подробности его отклонений. Я видел, как многие ушли из ИСККОН, потому что их вера была основана не на шастрах. Я тоже зашел в тупик, но меня Господь уберёг каким-то образом.

Потом служил 3 года в ашраме на Динамо. Затем прошел саманья бхакти шастры в анапе, после чего был отправлен с группой преданных в Иркутск открывать ашрам брахмачари.Было сложно сформировать команду, было много трудностей в отношениях. Я 3 года был лидером ашрама. Лидером старших и равных мне преданных. Это было сложно. Не хватало единства. Я искал опору.

Современем я привлекся Бхактиведантой Садху Свами Махараджем и принимал его своим Шикша Гуру.Прочел почти все его книги. Всем брахмачари ашрамом мы пытались создавать Сат-Сангу, впадали в «настроение ученика», пахтали взаимоотношения, делясь своими откровениями в кругу таких же искренних преданных и пытались так проявить Кришну. Это мы называли Сат-Сангой. Послание Махараджа и акценты были очень привлекательны для нас. Посмотрев на мир и учение Шрилы Прабхупады через эти книги, мы увидели авторитаризм старших и погрузились к коллегиальность… Я считал, что его книги даже лучше книг Шрилы Прабхупады. Они казались мне более эффективными. Я считал их более актуальными, ведь в книгах Ачарьев и в Шримад Бхагаватам нет таких акцентов на взаимоотношениях. Вскоре и на этом пути я зашел в тупик.

После обучения в бывшем Маяпурском Институте мое мироощущение изменилось.

Там, по милости преподавателей, я получил твердую веру в шастры и совершенство нашей Парампары. Меня научили понимать, что является путем бхакти, а что нет.

По милости возвышенных преданных, раскрывших для меня послание Ачириев, теперь я понимаю, почему там нет таких акцентов на психологии взаимоотношений и т.д, и не могу понять, откуда Махарадж взял все эти акценты и львиную долю своих реализаций, на которых я пытался строить свою духовную жизнь и в конце концов зашел в тупик.

Теперь, до какой-то степени, я понимаю, как важно строить свою веру и свою жизнь на основе шастр. Как важно слушать и служить тем, кто уже имеет такую веру. Я вижу, что все, кто имеют такую веру не создают вокруг себя культ личности, привлекая к себе последователей своими необычными реализациями и своей неординарной «проповедью».

Я не считаю, что потратил много лет впустую, топчась на месте. А четко понимаю, что обманывался в ИСККОН лишь потому что хотел обмануться.

Но я не считаю, что и другие тоже должны обманываться, даже годами пребывая в ИСККОН, слушая наставников, идущих на многое, ради привлечения и удержания вокруг себя большой аудитории, но так и не развивающих в своих последователях веру исключительно на основе шастр, которая является необходимым условием для практики ваидхи садхана бхакти.

Но я не считаю, что и другие тоже должны обманываться, даже годами пребывая в ИСККОН, слушая наставников, идущих на многое, ради привлечения и удержания вокруг себя большой аудитории, но так и не развивающих в своих последователях веру исключительно на основе шастр, которая является необходимым условием для практики ваидхи садхана бхакти.

Другими словами, значение данной работы выходи за рамки понимания того, как правильно проповедовать вне Храма. А это значит, что разобраться в данной теме будет важно как проповедникам, так и практикующим Сознание Кришны. Тем более, что практику Бхакти йоги не возможно отделить от проповеди.

Поэтому я написал эту длинную статью. Пусть она принесет вам пользу…

Спешу заметить, что данный документ не преследует цели опорочить какого-то преданного или группу вайшнавов, я хочу лишь обсудить плюсы и недостатки косвенной проповеди и прославить метод харинама-санкиртаны, данный Господом Чайтаньей.

Большинство современных преданных познакомились с СК благодаря косвенной проповеди. И этот метод многим кажется высокоэффективным и наиболее подходящим способом служить мисии нашей Гуру Парампары. Все чаще преданным этот метод кажется более эффективным, чем распространение книг, Харинамы и проведение лекций на основе чистого послание парампары. Старшие преданные и Гуру ИСККОН в России всё чаще и чаще прибегают к косвенной проповеди, как к методу распространения сознания Кришны. Я уверены в искреннем желании этих вайшнавов быть полезными миссии нашей парампары. Их садхана и долгие годы служения в ИСККОН говорят сами за себя. И все же, от ошибок не застрахован никто.

Итак, я привожу разбор всех этих цитат и утверждения, чтобы вдохновить всех искренних проповедников ИСККОН сделать акцент на сохранение чистоты послания Шрилы Прабхупады.

И искренне верю что честные диспуты и споры на подобные темы укрепят ИСККОН:

 

Шри Чайтанья-чаритамрита. Ади лила 2.117.

«Искренний ученик не сочтет подобные обсуждения сиддханты пустыми препирательствами и не обойдет их вниманием, ибо они укрепляют ум. Благодаря им в уме развивается привязанность к Шри Кришне. «

Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 9.51, комментарий.

«Следуя стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, все проповедники ИСККОН должны уметь спорить и опровергать любые безбожные идеи».

ПШП матаджи Сумати Морарджи, 9 августа 1976

«В суде два юриста ожесточенно сражаются по какому-нибудь вопросу, но встретившись в библиотеке, беседуют и обнимаются, как друзья. Итак, помните, пожалуйста, что мы не питаем никаких злых чувств к Валлабхе Бхаттачарье. Мы очень уважаем его, поэтому нет никакого вреда в том, чтобы обсуждать такие факты в обществе преданных. Преданные всегда смиренно предлагают свое почтение каждому, но когда дело касается шастр, они отказываются от соблюдения обычного этикета — сатйам бруйят прийям бруйят. Они говорят только сатьям, хотя она может оказаться вовсе не прийям (приятной). Надеюсь, Вы поймете всю ситуацию…»

Рассмотрим все аргументы подробнее:

В Движении сознания Кришны мы учим тому, как отказаться от правритти-марга и идти путем нивритти-марга, чтобы вернуться домой, к Богу. Путь этот не прост, однако тем, кто серьезно относится к сознанию Кришны и пытается постичь Господа, нетрудно идти этим путем.

 

Лекция по ШБ 1.15.51 — 28 декабря 1973, Лос Анджелес

"Не так уж и сложно стать проповедником или духовным учителем. Как? Очень просто: отправляйтесь и говорите то, что сказал Кришна. Вот и всё. Не нужно ничего придумывать, доктор Лягушка (смеётся). Нет необходимости в стряпне. Мы в безопасности, потому что мы ничего не фабрикуем. Мы, словно попугай, повторяем всё, что сказал Кришна. Вот и всё. Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа, "отбрось всё остальное и просто стань Моим преданным, преданной Мне душой". Вот это мы и проповедуем. Мы не идём на компромисс. Поэтому,все против меня, потому что "этот человек просто говорит про Кришну". Да, я не могу говорить ничего другого."

 

Лекция ШБ 1.2.19 27.091974 Калькутта:

«Поэтому это движение Сознание Кришны учит чистому преданному служению, которое решит все проблемы. А как можно подняться до этого уровня? Это описывается в этом разделе ШБ: шринвантах сва-катха кришна 1.2.17 – просто слушайте о Кришне. Не требуется ничего другого Тогда всё постепенно очистится. В этом предназначение нашего движения. Этот центр предоставяет вам шанс прийти сюда и сдушать… Мы никак не льстим, чтобы потворствовать прихотям слушателей. Мы говорим на основе «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад Гиты» излагая их как она есть, ничего не примешивая. Такова наша позиция. Эсли вам это понравится, то вы будете прогрессировать, а если нет – то это уже ваш выбор. Однако мы не можем идти на компромисс. Мы должны представлять шастру, как она есть»

 

Воспоминания Гирираджа Свами о публичной лекции Шрилы Прабхупады в Бомбее в 1975 году. «Шрила Прабхупада Лиламрита» гл 33 «Предстоит Большая Работа»

«Речь Прабхупады была такой сильной, что я знал что многим из аудитории будет тяжело принять все что он говорил. Если бы Прабхупада хотел польстить слушателям или пойти на компромисс в своей философии, это привлекло бы миллионы последователей. Но поскольку он проповедовал так смело и решительно, бескомпромисно, многим слушателям это не нравилось, потому что это бросало вызов их чувственным наслаждениям и настроению.»

 

письмо ШП Прахладананде Титтенхёрст, 5 октября 1969:

«Подобно тому, как раскаты грома в небе не требуют объяснений для старого человека или ребёнка, также и трансцендентная звуковая вибрация мантры "Харе Кришна" и проповедь философии "Бхагавад-гиты" подействуют на каждого, независимо от того, поняли ли они услышанное с первого раза или нет. Проповедуя, повторяй только то, что ты услышал из цепи ученической преемственности, и тогда это возымеет действие."

 

Письмо ШП Джагадиша-дасу, 9 ноября 1975

«Итак, изучай мои книги и передавай их смысл своими словами. Ты должен учить своих президентов храмов проповедовать именно так. Это и есть проповедь. Для нее нам не нужно изобретать что-то своим богатым воображением. Все уже есть. Успешный проповедник — это тот, кто искусно представляет слушателям предмет, чтобы они могли легко понять его. Нужно просто повторять то, что сказал Кришна. Тогда ты станешь проповедником.

 

Лекция по Бхагават-Гите, 1.20 (17 июля 1973, Лондон)

«Вам не нужно быть очень образованным или продвинутым. Просто если вы будете принимать, то, что говорит Кришна… Также как сказал Арджуна: сарвам этад ртам манйе йан мам вадаси кешава БГ 10.14 "Мой дорогой Кришна, всё, что Ты говоришь, я это принимаю без каких-либо изменений». Это бхакта!»

 

Подобных цитат великое множество. Еще несколько приведены в приложении. Из этих цитат видно, что ШП всегда подчеркивал прямую и бескопромиссную проповедь, следуя настроению своего Духовного Учителя – Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура. А путь правритти (мирской религиозности) он отвергал и никогда им не занимался, следуя наставлениям Нарады Муни приведенным выше.

Мы не осуждаем такой подход к проповеди, когда преданные начинают проповедь с актуальных потребностей аудитории, и не говорят сразу же: «Нужно предаться Кришне, а иначе ты демон!!!». Но это не значит, что можно называть проповедью сознание Кришны послание,не основанное на шастрах. «Мост» должен вести к чистому посланию, а не запутывать. Если лидеры нашего общества не будут демонстрировать верность парампаре в своей проповеди, окажет ли это положительный эффект на наше движение в перспективе? Каков будет шрейас?

Современную косвенную проповедь через родовые практики и психологию нельзя назвать даже путем правритти, так как она не основывается на шастрах, а это основной элемент, обеспечивающий прогресс на пути правритти. Зачастую косвенная проповедь – это проповедь мирской религиозности, лишь отчасти основанной на Ведах.Но даже во времена Шрилы Прабхупады преданные делали неоднократные попытки ввести такую, так называемую, косвенную проповедь. Вот несколько примеров:

Беседа с Шрилой Прабхупадой 18.02.1977

Тамала Кришна: Да. Цель журнала состоит в том, чтобы так или иначе установить связь с карми и составить для них благоприятное мнение о нашем обществе и о нашем движении. Но некоторые старшие преданные критикуют такой подход, говоря, чтодостигая этих целей редакторы пошли на компромисс с нашей философией и позицией.

Прабхупада: да.

Прабхупада: Остановите это

Июнь 28.06.1976. Новый Вриндаван .
Пушта Кришна: Как насчёт так называемых гуру, которые берут понемногу (знаний) тут и там?

Шрила Прабхупада: Так называемые гуру, они так называемые гуру. Они не гуру. Это уже было объяснено. Если человек не говорит то, что говорит Кришна, он не гуру. Если вы принимаете такого гуру, то это ваша неудача. Что поделаешь!

Пушта Кришна: Некоторые из них говорят какие-то вещи, которые говорит Кришна, но они также берут из других источников. Каково положение таких людей?

Шрила Прабхупада: Такой человек - самый опасный. Он - оппортунист. Он ищет потребителя, заказчика и в соответствии с желаниями потребителя даёт то, чем тот будет доволен. Итак, он не гуру. Он слуга. Он хочет служить так называемым ученикам так, чтобы они были довольны и заплатили бы ему что-то. Он слуга. Он не гуру. Гуру - господин. Вы не можете не подчиниться гуру. Но если вы становитесь слугой, вы хотите удовлетворить учеников, льстя им, чтобы получить деньги, тогда вы не гуру, вы - слуга. Так же, как слуга удовлетворяет господина. Он не гуру. Он слуга. Итак наше положение - быть слугой, да, но слугой Всевышнего. Итак гуру значит "тяжёлый". Вы не можете занять его исполнением своих прихотей. Это не гуру.

ШП, письмо Судаме — Вриндаван, 5 ноября 1972

«Что касается (идеи) представлений гастролирующей группы и этой "Деревни Йоги", это нужно прекратить. Просто совершайте киртану. Если мы переключим своё внимание в эту сторону, то всё постепенно разрушится. Его слишком далеко занесло. Все эти идеи - глупые выдумки. Подобный дух что-то изобретать разрушит наше движение. Возможно, люди придут посмотреть, кто-то из них даже станет преданными, но они долго не задержатся, поскольку они привлеклись каким-то представлением, но не настоящим - духовной жизнью, какой дал её Господь Чаитанйа. Наш стандарт - проводить киртаны и открывать храмы. Что это за "представления гастролирующей группы" и "Деревня Йоги"? Это будет очередным вариантом хиппи. Постепенно сама идея сознания Кришны испарится: здесь изменим, то подправим, каждый день будем что-то менять. Прекратите всё это. Просто проводите киртан и ничего больше. Не нужно ничего выдумывать."

 

Шрила Прабхупада Письмо Раяраме - Лос-Анджелес 19 ноября 1968 года

Пожалуйста, не печатайте в журнале "Back to Godhead" изображение убийства коров на скотобойнях. Это осквернит всю атмосферу журнала. Нашей целю не является продвижение чьих-либо мирских сентиментов, даже если они направлены против убийства животных. Мы не являемся ни буддистами, ни джайнами, основная пропаганда которых направлена против убийства животных. Даже так называемые вегетарианцы, которые не принимают Кришна-прасад, столь же грешны, как и не вегетарианцы. Наша пропаганда другая, мы хотим сделать людей Сознающими Кришну, что автоматически делает их настроенными против любого вида резни животных. Согласно Шримад-Бхагаватам, одно живое существо живет за счет жизни других живых существ. Как вегетарианцы, так и не вегетарианцы. Но мы не являемся ни теми, ни другим. Мы не вегетарианцы и не не вегетарианцы. Мы трансцендентны. Мы заинтересованы в Кришна Прасаде. Старайся донести до них важность Кришна Прасада, как ты это уже делал ранее. Люди станут вегетарианцами естественным образом и безо всякой ужасной пропаганды. Изображения Махаджан, или другие, схожие с ними, должны быть нашей целью для проповеди учения Бхагаваты.Есть так много посторонних тем, например, мы следуем 4 принципам, и один из них - избегать незаконной сексуальной жизни. И мы можем опубликовать так много фотографий о незаконной сексуальной жизни, но это не будет способствовать нашему делу. Точно так же, мы можем совершать пропаганду против резни животных, но это не продвинет нашу настоящую цель. СК основано на чистом понимании, а не какой-либо сентиментальной провокации. Люди должны быть достаточно разумны, чтобы уловить или понять это движение Сознания Кришны, не увлекаясь какой-то новомодной сентиментальной волной.
Мы всегда должны помнить, что мы не принадлежим ни к одной группе, ни к карми, ни к гьяни ни к йогам. Мы принадлежим к чистой группе преданного служения, следуя по стопам великих махаджанов. Мы должны четко позиционировать себя - мы находимся на одной стороне, а все остальные - с другой стороны. Мы осуждаем всех, даже тех, кто против резни животных. В Чайтанья-чаритамрите ясно сказано, что есть два типа деятельности. Благочестивый и неблагочестивый. Мы не одобряем ни то ни другое.
Мы, не сторонники философских предположений, мы просто придерживаемся мнения Кришны и желаем оказывать Ему любовное трансцендентное служение. Это должно быть нашей главной целью. Надеюсь, ты поймешь меня правильно. Каждый, кто не сознает Кришну, является мясником.
Даже так называемый благочестивый человек, у которого нет Сознания Кришны, он тоже мясник. Ведь Он - самоубийца. Итак, на наше видение таково –все являются мясниками и ворами, потому что они наслаждаются имуществом Кришны. Итак, как же мы можем различать, кто честен, а кто нет, кто мясник, а кто не мясник? …».

ШБ 2.9.36

этавад эва джиджнасйам

таттва-джиджнасунатманах

анвайа-вйатирекабхйам

йат сйат сарватра сарвада

«Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами».

Неужели ШБ говорит здесь о проповеди СК через семинар по астрологии и психологии? Вроде бы о проповеди вообще ничего не говорится в этом стихе. Может быть Ачарьи в комментарии говорят о проповеди через эзотерику? Нет. Ничего. Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет, что к косвенным методам достижения высшей цели является варнашрама, карма-йога, гьяна – йога…. Шрила Прабхупада говорит о Истинном духовном учителе, который приводит из шастр прямые и косвенные ответы на все вопросы. И ничего о так называемой косвенной проповеди.

Путаница, и ложная трактовка этого стиха возникает из-за слова: вьятирекабхйам (косвенный).

В своём длинном комментарии к этой шлоке Шрила Прабхупада не проясняет очевидным образом, чёрным по белому, смысл слова вйатирекабхйам, что даёт свободу для личного творчества, особенно если рассматривать этот стих отдельно от всего учения и наставлений Шрилы Прабхупады.
Давайте попробуем найти, как этот стих (или хотя бы само слово вйатирекабхйам) объясняется в других местах.
Очень быстро находим, что этот стих прямым текстом цитируется в ЧЧ, Ади 1.56, где в комментарии Шрила Прабхупада объясняет смысл этих слов:

"Выражение анвайа-вйатирекабхйам («прямо и косвенно») указывает на то, что метод преданного служения надлежит изучать в двух его аспектах: в прямом, то есть научиться служить Господу с любовью и преданностью, и в косвенном, что означает научится избегать препятствий на этом пути."

Обратите внимание: объясняя смысл слова "косвенный", Шрила Прабхупада не говорит про астрологию, как стать успешным, счастливую семейную жизнь и прочие манящие ум обусловленного существа темы. Он говорит, что необходимо избегать препятствий на пути преданного служения, что подразумевает следование регулирующим принципам и запретам, а также, научиться отделять чистое бхакти от всевозможных примесей.

 

Мы не должны рассматривать стихи отдельно от главы, главы отдельно от всего произведения. И раз уж в первой песни Нарада Муни отругал за позиционирование вед, с акцентом на счастливую жизнь, то разве в этом стихе Господь Станет утверждать обратное? Ведь само произведение позиционирует себя, как свободное от любой мирской религиозности:

«дхарма проджджхита-каитаво ‘тра парамо»

Поэтому, даже та варнашрама, которую применяют и проповедуют преданные - это дайви варнашрама, это не путь правритти – чувственных наслаждений. Мирской религиозности хватает в этом мире и без нас.

ШБ 1.2.13

атах пумбхир двиджа-шрештха
варнашрама-вибхагашаха
свануштхитасйа дхармасйа
самсиддхир хари-тошашам

«Поэтому, о лучший из дваждырожденных, считается, что наивысшее совершенство, которого можно достичь, выполняя предписанные обязанности, соответствующие касте и укладу жизни, — это удовлетворить Личность Бога.»

 

 

3.29

Ком ШП 3.29: «Невежественным и сбитым с толку людям нужно предоставить возможность следовать простым моральным принципам, таким как ненасилие, или заниматься различными видами мирской благотворительности.»

А это как раз то, что делают косвенные проповедники.

 

Ком ШП 3.26: "Поэтому тот, кто уже обрел сознание Кришны, не должен убеждать людей в том, что их деятельность бессмысленна или что их представления о жизни ошибочны, но должен на собственном примере показать им, как результаты любой деятельности могут быть использованы в служении Кришне. Человек, усвоивший науку сознания Кришны, должен действовать так, чтобы невежественные люди, которые трудятся ради чувственных наслаждений, могли научиться тому, как правильно действовать и жить".

 

Не нужно беспокоить людей страшной философией.Нужно просто показать пример, как правильно жить, как человеком быть хорошим!

В чем подвох?

 

Рассмотрим контекст главы:

 

Глава называется Карма йога.

Арджуна задает вопрос: «Что же лучше, карма канда (деятельность внутри варнашрамы ради плодов, т.е. карма), буддхи йога (путь отречения), или гйана (путь философских размышлений)? Очевидно, что буддхи йога лучше, но почему Ты просишь меня сражаться (карма)?» (стих1). Кришна отвечает ему, что лучше исполнять свой долг (в системе варнаашрамы) в духе карма-йоги, то есть как подношение Вишну, чем искусственно отрекаться (бездействовать), при этом постоянно думая об объектах чувств. Все вынуждены действовать в соответствии со своими качествами и потому не стоит оставлять своих обязанностей, своей дхармы в системе варнашрамы. (ст с4-по9) Эта система так замечательно устроена, что следуя ей даже ради своих желаний человек косвенно удовлетворяет Господа и прогрессирует. (ст. с 10-по15) Тот, кто не следует ведам, проживает жизнь впустую (ст16), но если человек следует совей дхарме без привязанности, то он придет ко Всевышнему. (ст17) Великие цари исполняют свою роль в варнашраме, и даже Сам Кришна также делает это. Невежды выполняют свои обязанности ради плодов, а мудрецы - чтобы показать пример (ст25). Поэтому мудрец не побуждает людей оставить корыстную деятельность в системе варнашрамы (карму), но побуждает их к действию, (стих 26 и 29), уча их на своем примере как все задействовать в служении Кришне (карма-йоге). Таков контекст Главы.

 

Из данного контекста мы понимаем, что под невежественными людьми, которых не нужно побуждать к прекращению деятельности, имеются в виду карма-канди, люди следующие варнашраме, но не понимающие её цель!

 

Бладева Видьябхушана подтверждает этот вывод в своем комментари к 3.26:

«Мудрец не должен беспокоить умы тех, кто привязан к карме (карма сангинам), говоря: «Какая польза от выполнения этих обязанностей? Просто став гьяни, как я, вы достигнете успеха.». Скорее, наоборот, выполняя все предписанные обязанности сам, совершая все сооответствующие анги полностью (самачаран), он должен с любовью вовлекать невежественных людей в выполнение своих обязанностей согласно Священным Писаниям (сарва кармани джошайет). Если же он побеспокоит их разум, тогда они потеряют веру в выполнение предписанных обязанностей, и тем более не достигнут уровня гьяны. Таким образом, они проиграют на обоих фронтах.»

 

Таким образом, все встает на свои места:

 

1) Не беспокоить невежд – не значит, проповедовать им то, что им нравится! Карму, гьяну, йогу, и выдуманные эзотерические спекуляции.

ШБ 6.9.50

Тамала Кришна: Шрила Прабхупада? Иногда у нас дилемма касательно проповеди, в том смысле, что если мы будем очень энергично проповедовать, то мы будем обращать на себя внимание властей. Иными словами, если бы мы хотели проповедовать чуть менее энергично, то, возможно, было бы меньше возражений, но опять же было бы меньше пользы, поскольку наша проповедь не столь энергична. Так что очень трудно иногда узнать, насколько сильной и решительной должна быть проповедь.

Шрила Прабхупада: Нет, мы не должны заниматься удовлетворением властей. Мы должны удовлетворить Кришну. Как и Арджуна, он хотел удовлетворить своих членов семьи, но Кришне это не понравилось. Затем он проповедовал ему Бхагавад-Гиту, после чего Арджуна согласился, "Да. Каришйе вачанам тава [БГ. 18.73]". Поэтому обязанностью преданного является удовлетворять Кришну, а не публику.

Брахмананда: В нашем журнале "Обратно к Богу", появилась тенденция реже упоминать имя Кришны. Они не размещают изображения Кришны. Они не публикуют фотографии преданных. Они подчёркивают, например, простую, естественную жизнь, с целью угодить публике.

Хари Шаури: Их идея такова, что нужно наладить связи с общественностью, как в примере с этим магазином. Они предпочитают распространять Сознание Кришны через связи с обществом, производить хорошее впечатление, чтобы так люди привлекались.

Прабхупада: Тогда вы поддаетесь диктовке общественности, а не указаниям духовного учителя. Духовный учитель сказал идти и распространять книги, мы должны делать это. Это послушание. А публика - ей может нравится, а может и нет, это мнение публики. Но мой долг - духовный учитель сказал мне, и я должен сделать все от меня зависящее. Духовный учитель не сказал, «Распространяй вот столько-то книг ежедневно, иначе я отвергну тебя». Он так не говорил. И каждый должен делать столько, сколько сможет, просто стараться. Общество может принимать это, а может и нет, это не имеет значения. Если вы… хотите удовлетворить общественность, то общество может попросить вас, «Танцуйте голыми, мы тогда будем довольны и дадим вам денег». И вам придется это сделать. Тогда какой смысл иметь духовного учителя? У общества свои странные идеи того, чем они могут быть довольны. И неужели мы должны этому потакать? Мы должны следовать наставлениям духовного учителя. Это инициация. Зачем вы выдумываете это «обществу это понравится»? Нам нет до этого дела.

Эти книги — лучшая реклама, они даже лучше любой рекламы. Если мы просто будем представлять сознание Кришны в серьезном и привлекательном виде, не прибегая к звонким лозунгам и разным уловкам, этого будет достаточно. Чистота — наше единственное достояние. Ничего подобного нет ни у кого и нигде. Это будет замечено и оценено всеми, если мы не снизим свой высочайший уровень чистоты в ежедневной деятельности и не откажемся от него. Чтобы привлечь внимание, нам не надо выставлять себя напоказ или делать широковещательные заявления. Нет, достаточно нашего уровня чистоты. Давайте опираться на это.»

 

Иногда преданные выдирая цитату из контекста, говорят, что: «Прабхупада создал дом в котором может жить каждый». Но Вот какой дом создал Прабхупада:

Утренняя прогулка со ШП (14 июня 1974, Париж)

«Почему вы ходите кругами? Если кто-то вас спросит, «Где ваш нос?». Какой смысл показывать таким образом. (Показывает через голову - смех) Покажите вот так. Если вы на самом деле знаете нос. Но вы не знаете. Поэтому вы идёте вот так.... Мы проповедуем Бхагават-Гиту. Если хотите, примите её. А иначе отправляйтесь в ад. Кому до вас есть какое-то дело? Мы, мы основали это общество, «Сознания Кришны». Поэтому если вы не принимаете Бхагават-Гиту, тогда почему же вы пришли сюда? Почему вы сюда приходите? Уходите. Мы к вам не стремимся. Если вы пойдёте в ад, то идите. Идите туда. Кто против? Идите. Но если вы пришли сюда, тогда вы должны быть в сознании Кришны. Если есть какая-то надпись, что «индийские сладости, есть расагулы», зачем вам туда идти, чтобы просить мяса? Что это значит? Мы, мы, наше общество, это сознание Кришны. Тогда почему вы приходите сюда, если вы не верите в Кришну? Идите в ад. Не приходите сюда. Если вы хотите понять Кришну, тогда приходите сюда. Это первый принцип. Поэтому в Нью-Йорке кто-то предложил, «Сделайте это Международное общество Сознания Бога». Это будет большим хаосом. Эти негодяи принесут так много богов. Сделайте это ясным, сознание Кришны. Если вы заинтересованы в Кришне, тогда приходите сюда. Если вы заинтересованы в чём-то другом, то идите туда.»

 

ШБ 1.9.9

тан саметан маха-бхаган

упалабхйа васуттамах

пуджайам аса дхарма-гйо

деша-кала-вибхагавит

«Бхишмадева, лучший из восьми Васу, встретил и приветствовал всех собравшихся там великих могущественных риши, ибо в совершенстве знал, как применять все религиозные принципы согласно времени и месту.»

- Ачарьи и Махаджаны показывают нам как применять шастры в соответствии со временем и местом. Это их квалификация. (патра). Наша квалификация - следовать их наставлениям.

 

Наше Движение сознания Кришны предназначено именно для этого: мы хотим воспитать чистых преданных, чтобы другие люди получали благо от общения с ними. Таким образом число чистых преданных растет. Профессиональные проповедники не способны сделать из человека чистого преданного. Существует множество профессиональных проповедников «Шримад-Бхагаватам», которые декламируют эту книгу ради того, чтобы заработать себе на жизнь. Они, однако,







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.