Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: «Лейкозы. Злокачественные лимфомы. Лимфагрануломатоз. Опухоли детского возраста».





Цель занятия:

Ø Уметь давать определение лейкозов и регионарных опухолевых заболеваний кроветворной ткани;

Ø Уметь объяснять механизм развития этих заболеваний;

Ø Уметь давать характеристику макро- и микропрепаратом;

Ø Уметь называть осложнения и причины смерти больных с опухолями кроветворной и лимфатической ткани.

Оснащение занятия.

1. Таблицы, альбом – атлас, рисунки (ксерокопии), тесты, задачи, кроссворды.

2. Макропрепараты:

Ø «Некротическая ангина при остром лейкозе»;

Ø «Селезенка при лимфогрануломотозе»;

Ø «Гиперплазия костного мозга при миелоидном лейкозе».

3. Микропрепараты:

Ø «Печень при хроническом миелобластном лейкозе»;

Ø «Печень при хроническом лимфолейкозе»;

Ø «Лимфогрануломатоз лимфатического узла».

 

I Определение исходного уровня знаний.

Учащийся должен вспомнить:

Ø Строение кроветворной и лимфатической ткани (анатомия, гистология);

Ø Нарушение кровообращения, воспаление, регенерация, повреждение (из курса патанатомии).

Из материалов лекций и учебника ответить на следующие вопросы:

1. Классификация опухолей кроветворной и лимфатической ткани.

2. Причины и морфологическая характеристика острого лейкоза, хронического (миелоидного, лимфоидного) лейкоза, лимфомы, лимфогрануломатоза.

3. Осложнения и причины смерти при лейкозе, лимфоме и лимфогрануломатозе.

4. Особенности роста опухолей у детей.

5. Принципы классификации опухолей у детей.

6. Понятие о гамартомах и гамартобластомах, их происхождение.

7. Понятие о тератомах и тератобластомах, их происхождение.

 

Определение исходного уровня знаний учащихся можно проводить фронтальным опросом и с помощью тестов.

 

Примерные тесты.

Тест №1. Что лежит в основе делений лейкозов на острые и хронические?

а) темп роста клеток крови;

б) появление клеток опухоли в периферической крови;

в) степень дифференцировки опухолевых клеток;

г) бластный криз;

д) изменение количества лейкоцитов в периферической крови.

 

Тест №2. Как называется лейкоз, при котором в периферической крови резко увеличивается количество лейкоцитов?

а) алейкемический;

б) хронический;

в) лейкемический;

г) простой;

д) молниеносный.

 

Тест №3. Назовите форму острого лейкоза.

а) миелобластный;

б) миелоцитарный;

в) лимфоцитарный;

г) гистиоцитоз;

д) эритробластный.

 

Тест №4. Назовите регионарные опухолевые заболевания кроветворной и лимфатической ткани.

а) макроглобулинемия;

б) эритромиелоз;

в) лимфогрануломатоз;

г) лимфобластный лейкоз;

д) миелоцитоз.

 

Тест №5. Характерные изменения органов при остром лейкозе.

а) гипертрофия сердца;

б) костный мозг не изменен;

в) некротическая ангина;

г) дифтеритический колит;

д) гидронефроз.

 

Тест №6. Причины смерти при остром лейкозе.

а) печеночная недостаточность;

б) кровоизлияние в мозг;

в) аритмия;

г) стеноз гортани;

д) ложный круп.

 

Тест №7. Назовите виды хронических лейкозов лимфоцитарного происхождения.

а) эритромиелоз;

б) миеломная болезнь;

в) лимфосаркома;

г) лимфобластный лейкоз;

д) лимфогрануломатоз.

 

Тест №8. Характерные изменения органов при хроническом миелоидном лейкозе.

а) пиоидный костный мозг;

б) увеличенные лимфоузлы в виде пакетов;

в) казеозный некроз лимфоузлов;

г) гидроцефалия;

д) «тигровое сердце».

 

Тест №9. Название селезенки при лимфогрануломатозе.

а) глазурная;

б) порфировая;

в) сальная;

г) саговая;

д) сидерофилическая.

 

Тест №10. Характерный признак при обострении хронического лейкоза.

а) истощение;

б) желтуха;

в) бластный криз;

г) гиперхолестеринемия;

д) протеинурия.

 

Тест№11. Из каких клеток развивается тератома?

а) мышечной ткани;

б) эпителиальной;

в) эмбриональной половой клетки;

г) нервной;

д) железистой.

 

Эталоны: 1 –В, 2 – В, 3 – А, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – Б, 10 - В, 11 – В,

 

VII. Объяснения преподавателя (см. впереди).

VIII. Демонстрация макропрепаратов (см. впереди).

IX. Самостоятельная работа учащихся.

 

Изучить и описать следующие макропрепараты.

1. «Некротическая ангина при остром лейкозе»;

Ø описать состояние миндалин;

Ø миндалины увеличены, покрыты обрывками ткани серо- черного цвета;

Ø укажите, где еще возможно возникновение некротических процессов при острых лейкозах, и какие причины их возникновения?

2. «Селезенка при лимфогрануломотозе»;

Ø обратить внимание на размер и вид на разрезе;

Ø найти множественные серо-желтые очажки;

Ø перечислить другие органы, где могут быть лимфогрануломатозные разрастания?

 

3. «Гиперплазия костного мозга при миелоидном лейкозе».

Ø обратить внимание на красный цвет костного мозга диафизов трубчатой кости;

Ø описать, какие изменения костного мозга характерны при других видах лейкозов?

Изучить и зарисовать микропрепараты.

1. «Печень при хроническом миелобластном лейкозе»;

Ø при малом увеличении найти локализацию лейкозного инфильтрата, расположенного между печеночными балками по ходу капилляров и вокруг сосудов портальных трактов;

Ø при большом увеличении изучить клеточный состав инфильтратов, оценить степень их дифференцировки и кстановить вид дистрофии. Препарат – зарисовать.

2. «Печень при хроническом лимфолейкозе»;

Ø при малом увеличении найти локализацию лейкозного инфильтрата в портальных трактах, образованные однородными клетками округлой формы;

Ø при большом увеличении изучить инфильтрат, представленный атипичными лимфоцитами. Препарат – зарисовать.

3. «Лимфогрануломатоз лимфатического узла».

Ø при малом увеличении видны стирание рисунка строения лимфатического узла и вытеснение его ткани опухолевой тканью с очагами некроза и склероза;

Ø при большом увеличении дать характеристику клеткам опухоли, назвать гистологический вариант лимфогрануломатоза. Препарат – зарисовать.

Примерные задачи (для самоконтроля).

 

Задача №1.

У ребенка после неоднократного носового кровотечения в анализе крови обнаружено увеличение лимфоцитов до несколько десятков тысяч и много лимфобластов. При обследовании выявлены: увеличенные лимфатические узлы средостения, увеличение селезенки и печени.

Вопрос:

О какой форме лейкоза вероятнее всего думать?

Ответ №1.

Острый лимфобластный лейкоз.

 

Задача №2.

При патологоанатомическом вскрытии поставлен диагноз – миеломная болезнь.

Вопросы:

1. Где возникают первичные изменения при миеломе?

2. В чем они выражаются?

3. Какие вещества продуцируют миеломные клетки?

Ответ №2.

1. В костях.

2. Разрушение кости опухолевым инфильтратом и пазушное рассасывание кости.

3. Парапротеины.

Задача №3.

Больной жалуется на слабость, потерю веса, кожный зуд, лихорадку и увеличение лимфатических узлов на шее слева.

При изучении биоптанта лимфатического узла среди лимфоидных элементов найдено:

Ø пролиферация атипичных ретикулярных клеток;

Ø гигантские многоядерные клетки;

Ø участки некроза и склероза.

Вопросы:

4. О каком заболевании можно думать?

5. Какой вариант заболевания?

6. Какие клетки имеют значение для диагностики?

7. Какой вид имеет селезенка?

Ответ №3.

1. Лимфогрануломатоз;

2. Смешанно-клеточный вариант;

3. Малые и большие клетки Ходжкина, многоядерные клетки Березовского-Штернберга;

4. «Порфировая» селезенка.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.