Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: «Болезни сердечно-сосудистой системы. Атеросклероз. Артериальная гипертония. Ишемическая болезнь сердца».





Цель занятия:

Ø Уметь давать определение атеросклероза, гипертонической болезни и ИБС;

Ø Уметь различать стадии атеросклероза по данным макроскопического и микроскопического исследования;

Ø Уметь назвать факторы и формы атеросклероза;

Ø Уметь охарактеризовать морфологию доброкачественной и злокачественной гипертонии;

Ø Уметь определять формы ИБС на основании их макроскопической и микроскопической характеристики;

Ø Уметь называть осложнения и исходы атеросклероза, ГБ и ИБС и причины смерти при различных формах ИБС.

Оснащение занятия.

1. Макропрепараты:

Ø «Атеросклероз аорты»,

Ø «Гипертрофия сердца»,

Ø «Инфаркт миокарда».

2. Микропрепараты:

Ø «Липосклероз»;

Ø «Атеросклероз и тромбоз венечных артерий»,

Ø «Острый инфаркт миокарда».

3. Таблицы, альбом – атлас, рисунки (ксерокопии), тесты, задачи, кроссворды.

 

I Определение исходного уровня знаний.

Учащийся должен вспомнить:

Ø строение сердца и артерий разного калибра (анатомия);

Ø обмен липидов и белков (гистология);

Ø морфологию дистрофии, некроза, нарушений кровообращения, гипертрофию, регенерацию (патологическая анатомия).

 

На основании материалов лекций и учебника учащийся должен ответить на следующие вопросы:

1.Определение атеросклероза, гипертонической болезни, ИБС;

2. Патологическая анатомия и морфогенез атеросклероза;

3. Формы, осложнения и исходы атеросклероза и ГБ;

4. Отличие первичной и вторичной гипертензии;

5.Стадии и морфология ГБ;

6. Острая ИБС (инфаркт миокарда), формы, стадии.

7.Макро- и микроскопическая характеристика инфаркта миокарда в различные стадии его развития и хронической ИБС;

8. Осложнения и причины смерти от инфаркта миокарда и хронической ИБС.

 

Определение исходного уровня знаний учащихся можно проводить фронтальным опросом и с помощью тестов.

 

Примерные тесты.

Тест №1. Что характерно для атеросклероза?

а) гиалиноз стенок артериол;

б) склероз стенок артерий;

в) дезорганизация соединительной ткани;

г) нарушение жиро-белкового обмена в соединительной ткани;

д) поражений артерий эластического и мышечно-эластического типа в результате нарушения жиро-белкового обмена;

 

Тест №2. Назовите стадии атеросклероза по данным микроскопии:

а) гиалиноз, склероз;

б) долипидная, липосклероз;

в) фиброзные бляшки, кальциноз;

г) жировые пятна и полоски.

 

Тест №3. Морфология долипидной стадии атеросклероза:

а) повышение проницаемости эндотелия и мембран интимы;

б) разрастание соединительной ткани вокруг липидов;

в) дистрофическое обызвествление;

г) распад жиро-белковых комплексов в интиме.;

 

Тест №4. Осложнение атеросклероза аорты:

а) разрыв аневризмы;

б) тромбоэмболия легочной артерии;

в) инфаркт миокарда;

г) инфаркт головного мозга;

д) инфаркт почки

 

Тест №5. Назовите изменение артериол при гипертонической болезни:

а) эластофиброз, атеросклероз;

б) липосклероз, кальциноз;

в) гиалиноз, изъязвление;

г) амилоидоз, кальциноз;

д) изъязвление, атероматоз.

 

Тест №6. Морфологические изменения артериол при гипертоническом кризе:

а) амилоидоз, склероз;

б) фибриноидный некроз, плазматическое пропитывание;

в) атеросклероз, кальциноз;

г) фибросклероз;

д) липосклероз.

 

Тест №7. Морфология артерий при ГБ:

а) амилоидоз;

б) гиалиноз;

в) некроз;

г) фиброз;

д) атеросклероз.

 

Тест №8. Назовите изменение сердца при ГБ:

а) гипертрофия правого желудочка;

б) бурая атрофия сердца;

в) гипертрофия левого желудочка;

г) порок сердца;

д) «тигровое сердце».

 

Тест №9. Назовите патогенетические факторы ИБС

а) гиперлипидемия, артериальная гипертония;

б) диспротеинемия, гиперхолестеринемия;

в) артериальная гипотензия;

г) венозная гиперемия, анемия;

д) интоксикация, алкоголизм.

 

Тест №10. Назовите причину инфаркта миокарда:

а) кровотечение;

б) тромбоз, спазм коронарных артерий;

в) артериит коронарных сосудов;

г) склероз коронарных артерий;

д) дистрофия миокарда.

 

Тест №11. Назовите стадии инфаркта миокарда:

а) ишемическая, некротическая;

б) склеротическая, некротическая;

в) клиническая, смешанная;

г) функциональная;

д) компенсаторная.

 

Тест №12. Морфологические изменения при хронической ИБС:

а) мелкоочаговый кардиосклероз;

б) повторный инфаркт миокарда;

в) рецидивирующий инфаркт;

г) жировая дистрофия миокарда;

д) порок сердца.

 

Эталоны: 1 – Д, 2 – Б, 3 – А, 4 – А, 5 – А, 6 – Б, 7 – Д, 8 – В, 9 – А, 10 – Б, 11 – А, 12 – А.

 

 

II. Объяснение преподавателя (смотреть впереди).

III. Демонстрация макропрепаратов (см. впереди).

IV. Самостоятельная работа учащихся.

 

Изучить и описать следующие макропрепараты.

1. «Атеросклероз аорты»:

Ø найти на интиме аорты липоидные пятна, атероматозные и атеросклеротические бляшки, атероматозные язвы;

Ø разобрать значение нарушения липидного обмена;

2. «Гипертрофия сердца»:

Ø обратить внимание на размеры, массу сердца, толщину стенки левого желудочка, сосочковых и трабекулярных мышц, размеры полости левого желудочка;

Ø разобрать значение гипертрофии для организма;

3. «Инфаркт миокарда».

Ø описать точную локализацию и форму инфаркта;

Ø определить вид инфаркта (некроза);

Ø обратить внимание на состояние, прилежащих к инфаркту эпикарда и эндокарда;

Ø обратить внимание на размеры сердца и толщину стенки левого желудочка.

Изучить и описать следующие макропрепараты.

1. «Липосклероз»:

Ø при малом увеличении найти бляшки, выбухающие в просвет сосуда; определить в ней липиды оранжевого цвета;

Ø найти соединительнотканную оболочку, отграничивающую бляшку от просвета сосуда и сосуды, проникающие в бляшку;

Ø при большом увеличении в периферических отделах бляшки найти макрофаги с жировыми включениями в цитоплазме. Препарат зарисовать.

2. «Атеросклероз и тромбоз венечных артерий»:

Ø найти атеросклеротическую бляшку, описать ее строение и определить стадию атеросклеротического процесса;

Ø обратить внимание на просвет сосуда и дать характеристику тромба.

3. «Острый инфаркт миокарда».

Ø Найти зону инфаркта (некроз), демаркационное воспаление и состояние миокарда за пределами инфаркта. Препарат зарисовать.

 

Примерные задачи (для самоконтроля).

Задача №1. У больного, страдающего атеросклерозом и умершего от инфаркта миокарда, при вскрытии найдены стенозирующий атеросклероз коронарных артерий сердца, правой почечной артерии и бедренных артерий, причем в левой бедренной артерии обнаружен обтурирующий тромб.

Вопросы:

1. Какие изменения обнаружены в правой почке?

2. Какие изменения могли возникнуть в левой нижней конечности (название процесса);

3. Какие морфологические стадии атеросклероза сопровождаются стенозированием просвета артерий (перечислите)?

Ответы.

1. Атеросклеротический нефросклероз;

2. Гангрена;

3. Липосклероз, атероматоз, изъязвление, атерокальциноз.

Задача №2. У больного, страдающего около года гипертонической болезнью с крайне высоким артериальным давлением, развилась острая почечная недостаточность. Больной скончался.

Вопросы:

1. Какие острые изменения почек могли быть найдены при вскрытии?

2. Какие из этих изменений характерны для злокачественной гипертонии?

3. Какие микроскопические признаки характерны для гипертонического криза?

Ответы.

1. Инфаркт почек, артериолосклероз почек;

2. Артериолонекроз почек;

3. Спазм артериолы, плазматическое пропитывание, фибриноидный некроз, тромбоз, диапедезные кровоизлияния.

 

Задача №3. У больного, страдающего гипертонической болезнью в течении 10 лет, внезапно появился длительный приступ загрудинных болей. Через 2 дня наступила смерть при явлениях острой сердечной недостаточности.

Вопросы:

Какое заболевание сопровождалось приступом стенокардии и привело к смерти?

Какие изменения сердца могли быть обнаружены в коронарных артериях сердца?

Какое заболевание можно считать фоновым?

Ответы.

1. Острый инфаркт миокарда;

2. Белый инфаркт с геморрагическим венчиком, гипертрофия левого желудочка;

3. Стенозирующий атеросклероз, тромб;

4. Гипертоническая болезнь.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.