|
Распределение суммарного балла ПОМА в зависимости от наличия управленческого опыта
Соотношение частот в данной таблице еще раз подтверждает наши доводы о том, что отсутствие опыта управленческой работы вовсе не сопровождается автоматически низкими баллами ПОМА. Для проверки статистической гипотезы вычислим значение критериальной функции: Полученное критериальное значение существенно превосходит граничное значение распределения хи-квадрат с одной степенью свободы при р < 0,01, равное 6,635. Таким образом, эмпирическая валидизация ПО МА также проведена успешно. ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОМА. В заключение укажем на различные проблемные области в работе с персоналом организации» где могут использоваться как сам прогностический опросник менеджерской адаптации, так и методики, родственные ему (измеряющие особенности управленческого стиля, менеджерского потенциала и т. п.). На первичных этапах профессионального подбора кадров целесообразно, на наш взгляд, исследовать наряду с профессиональной компетентностью базисные черты личности, ее мотивационную сферу, ориентацию в интерперсональных отношениях, близость к определенному личностному типу. Для этих целей адекватно пользоваться широко известными и апробированными личностными опросниками и проективными методиками (тесты Р. Кеттелла, MMPI, Т. Лири, М. Люшера и т. д.). После того как сотрудник зарекомендовал себя грамотным специалистом и проявляет готовность к должностному продвижению, в ситуации решения задачи о назначении на руководящую должность обоснованно будет воспользоваться тестами, измеряющими управленческий, менеджерский потенциал (КРУС — коэффициент развития управленческих способностей Л. Д. Кудряшовой, Тест менеджерского потенциала А. Г. Шмелева с соавторами и т. д.). После назначения на руководящую должность при разработке планов и программ адаптации целесообразно использовать ПОМА. Наконец, в ситуации, когда в организацию на руководящую должность приходит уже сформировавшийся руководитель, для выработки мероприятий в целях его организационной адаптации оправданным будет использование различных методик исследования его стиля управленческой деятельности. Приведем полный текст опросника ПОМА (А. Р. Кудашев), снабженного инструкцией и ключом для подсчета итогового показателя менеджерской адаптивности. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК МЕНЕДЖЕРСКОЙ АДАПТАЦИИ (ПОМА) Инструкция Вам предлагается ответить на 32 утверждения опросника. При ответах постарайтесь исходить из того, как Вы обычно подходите к решению производственных задач, взаимодействию с сотрудниками и руководством. Если Вы согласны с утверждением, отметьте ответ «да», не согласны — ответ «нет». 1. В течение рабочего дня на меня часто наваливается чувство усталости. 2. Выполняя какое-либо задание, я часто задумываюсь о том, как это задание позволит приблизиться к достижению общей цели. 3. Иногда мне бывает трудно сосредоточиться на новой для меня проблеме. 4. Когда происходят какие-либо организационные изменения, я нередко обсуждаю их со своими коллегами. 5. По окончании большого задания я часто испытываю удовлетворение оттого, что совместные усилия дали нужный результат. 6. Переход с одной должности на другую не требует от сотрудника приложения больших усилий. 7. В ситуации, когда нужно принять решение, я начинаю нервничать. 8. Выполняя работу, я часто представляю, как она будет дополняться и развиваться сотрудниками из других подразделений. 9. Неожиданные события иногда надолго выбивают меня из колеи. 10. Бывает, что прежде, чем что-либо предпринять, я стараюсь представить себе, чего ожидают от меня окружающие. 11. Когда к нам в организацию заходит знакомый мне человек, 12. Я испытываю трудности, когда нужно подобрать несколько вариантов решения проблемы. 13. Иногда я размышляю над тем, что бы предпринял тот или иной мой коллега, находясь на моем месте. 14. Порой я чувствую, что решение некоторых важных вопросов проходит мимо меня. 15. Несколько раз у меня получалось создавать рабочий настрой у моих коллег, когда m^i вместе работали над одной задачей. 16. Мне приходилось раньше планировать свою работу, увязывая ее с делами других людей. 17. Когда совместная работа не получается, мне часто хочется бросить все и заняться другим делом. 18. Бывают ситуации, из которых невозможно найти выход. 19. Для того чтобы закончить начатое дело в срок, я иногда обращаюсь за поддержкой к своим коллегам. 20. Мне бывает трудно понять, зачем руководство изменяет сложившийся порядок ведения дел, 21. Порой мне кажется, что если бы у меня была более полная и масштабная информация, я смог бы лучше организовать дело. 22. Ожидаемые трудности и проблемы обычно надолго портят мне настроение. 23. Я имею представление о сильных и слабых сторонах своих сотрудников. 24. Большинство моих коллег считают меня настоящим профессионалом. 25. Я представляю себе, кто еще из наших сотрудников может претендовать на продвижение по службе. 26. На работе меня заботят только мои должностные обязанности. 27. Как правило, я остаюсь спокойным и сдержанным даже в весьма сложных и необычных ситуациях. 28. Иногда я воздерживаюсь от того, чтобы попросить совета, так как это может снизить мой авторитет в глазах окружающих. 29. Некоторым нашим работникам (клиентам) удается выводить меня из себя. 30. Бывает полезно порассуждать, как новая задача будет выполняться разными подразделениями или людьми. 31. Иногда бывает лучше, если немного подождать, когда возникшие проблемы разрешатся сами собой. 32. Когда руководство ставит новую цель, я мысленно представляю себе, кто будет включен в число исполнителей. Обработка За каждый ответ в соответствии с ключом испытуемому начисляется один балл. Ответ «да» — утверждения с номерами 2,4,5,8,10,11,13, 15,16,19,21,23,24,25,27,30,32. Ответ «нет» - номера 1, 3, 6, 7,9, 12,14,17,18, 20,22, 26,28, 29,31.
Литература 1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 131-140. 2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. 3. Бапип В. Д. Психологические инварианты и адаптация // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 136-143. 4. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 153-159. 5. Березии Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация. Л.: Наука, 1988. 6. Борманн Д., ВоротинаЛ., Федерманп Р. Менеджмент: предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S und W, 1990. 7. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 8. Воробьева Л. И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 5-13. 9. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя- 10. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.
ПРАКТИКУМ К лекции № 19 (Адаптация) Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|