Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Население и его сословная структура





Население За первую половину XIX в. население России воз­росло с 37 до 69 млн. человек, как за счет вновь присоединенных территорий, так и преимущественно за счет его естественного при­роста — около 1% в год. Средняя продолжительность жизни в Рос­сии в первой половине XIX в. составляла 27,3 года. Такой низкий показатель объясняется высокой детской смертностью и периоди­ческими эпидемиями, что было характерно для стран "доиндустриальной

Европы". Для сравнения укажем, что в конце XVIII в. во Франции средняя продолжительность жизни составляла 28,8, а в Англии — 31,5 лет.

Сословная структура Феодальному обществу присуще деление населения на сословия — социальные группы, которые обладали различными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передававшимися, как правило, по на­следству. С утверждением абсолютизма в России в начале XVIII в. сложилась сословная структура населения, которая с небольшими изменениями просуществовала вплоть до 1917 г. С начала XVIII в. утвердилось и четкое разделение сословий на привилегированные и податные.

Высшим привилегированным сословием было дворянство. В законе говорилось: "Дворянство — ограда престола, надежнейшее орудие правительства. Для него отверсты в отечестве нашем все пути чести и заслуг". В начале XVIII в. при содействии верховной власти завершилась и консолидация дворянства как сословия. С этого времени происходит расширение его на многонациональной основе, что приняло особенно широкие размеры в конце XVIII — начале XIX в. (в связи разделами Польши, вхождением в состав России Закавказья и т. д.). Петровская табель о рангах (1721) суще­ственно расширила возможности приобретения дворянского досто­инства (потомственного и личного) получением соответствующих чинов на военной и гражданской службе. Дворянское достоинство приобреталось также "монаршей милостью", а со времени Екате­рины II и "пожалованием российского ордена". К 1825 г. удельный вес получивших такими путями статус дворянина составлял 54% российского дворянства.

Привилегии дворян были закреплены в "Жалованной грамоте дворянству" (1785). Провозглашались "неприкосновенность дворян­ского достоинства" освобождение дворян от обязательной службы, от всех податей и повинностей, от телесных наказаний ("телесное наказание да не коснется благородного"), преимущество при чино­производстве, при получении образования, право свободного выез-


да за границу и даже поступления на службу к союзным России государствам. Дворяне имели свои корпоративные учреждения. Им предоставлялась монополия на наиболее доходные промышленные производства (например, винокурение). Но главной привилегией дворянина было его исключительное право владеть землей с посе­ленными на ней крепостными крестьянами. Личные дворяне не могли передавать этих привилегий по наследству, кроме того они не име­ли права владеть крепостными крестьянами. В 1858 г. в России (включая Польшу и Финляндию) дворян насчитывалось 887 тыс. человек обоего пола, в том числе 610 тыс. потомственных и 317 тыс. личных.

Чтобы ограничить доступ в дворянство лицам из других со­словий путем выслуги, в XIX в. неоднократно повышались ранги, предоставлявшие такую возможность. Эту же цель преследовало и введение в 1832 г. сословной категории почетных граждан двух разрядов — потомственных и личных. В разряд потомственных почетных граждан попадали купцы первой гильдии, ученые, ху­дожники, дети личных дворян и имевшие образовательный ценз дети духовенства. В разряд личных почетных граждан включались чиновники до 9-го ранга, лица, окончившие высшие учебные заведения, а также не обладавшие образовательным цензом дети ду­ховенства. Почетные граждане имели ряд дворянских привилегий: они освобождались от рекрутчины, телесных наказаний, от подуш­ной подати и других государственных повинностей. Конкретных данных о численности этой сословной категории не имеется.

Привилегированным сословием являлось духовенство. Оно было освобождено от податей, рекрутской повинности и (с 1801 г.) от телесных наказаний. Русское православное духовенство состояло из двух категорий: черного (монашествующего) и белого (приход­ского). В 1860 г. монахов и готовившихся к монашескому званию послушников насчитывалось 32 тыс. человек, приходских священ­но- и церковнослужителей 126,2 тыс. человек мужского пола.

При Петре I оформился сословный статус купечества, кото­рое первоначально состояло из двух гильдий, а с 1775 г. — трех гильдий. Купец вносил гильдейский взнос в размере 1% с объяв­ленного им капитала и соответственно размерам последнего зачис­лялся в ту или иную гильдию. Неоднократное повышение гильдей­ского взноса затрудняло доступ в купечество, особенно в 1-ю и 2-ю гильдии. Купечество освобождалось от подушной подати и телес­ных наказаний, а купцы 1—2-й гильдий — и от рекрутчины. Со­словный статус купца всецело зависел от его имущественного со­стояния: в случае банкротства и разорения купец выпадал из сво­его сословия. Численность купечества всех трех гильдий, по дан­ным Министерства финансов, за 1811—1851 гг. возросла со 125 тыс. до 180 тыс., человек мужского пола; до 3/4 из них являлись купца­ми 3-й гильдии.


Основную массу податных сословий и всего населения страны составляли крестьяне. Они состояли из трех основных разрядов: государственных (или казенных), "владельческих" (помещичьих) и удельных.

Помещичьи крестьяне представляли самый многочисленный разряд крестьянства. В начале XIX в. крепостных крестьян насчи­тывалось 15,2 млн. человек обоего пола, а по последней, десятой, ревизии (1858) — 23,1 млн., в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам. Несмотря на абсолютный прирост крепостного населения в полтора раза, удель­ный вес его по отношению ко всему населению страны сократился с 40 до 37%. Основная масса крепостных крестьян приходилась на центральные губернии страны, Литву, Белоруссию и Украину, где они составляли от 50 до 70% к остальному населению. В северных и южных (степных) губерниях крепостные крестьяне составляли от 2 до 12%. Совсем не было крепостных крестьян в Архангельской губернии. В Сибири их насчитывалось всего 4,3 тыс. человек.

Крепостные крестьяне находились в полной зависимости от их владельцев, которые по своей воле назначали виды и размеры фео­дальных повинностей, могли отнять у крепостных все их достоя­ние, а их самих целыми деревнями, или семьями, или раздробляя семейства — продать, заложить, завещать. Помещик был вправе сдавать вне очереди в рекруты неугодного ему крестьянина, со­слать без всякой его вины в Сибирь, подвергать телесным наказа­ниям ("но без увечья"). Некоторые помещики имели даже свои "тюрь­мы" для содержания в них провинившихся крестьян. Правительст­во практически не вмешивалось в отношения помещиков с их кре­постными. Положение государственных крестьян было несколько лучше помещичьих. Они принадлежали казне и официально назы­вались "свободными сельскими обывателями". К разряду государ­ственных крестьян относились различные группы сельского насе­ления как коренных русских территорий, так и присоединенных земель: бывшие черносошные крестьяне, "экономические" (отобран­ные в 1764 г. у монастырей и переданные в Коллегию экономии, откуда и их название), незакрепощенное крестьянство Прибалти­ки, Белоруссии, Украины, Закавказья, Поволжья, Сибири. По пятой ревизии (1796) их насчитывалось 6034 тыс., а в 1858 г. — 9345 тыс. душ муж. пола (около 19 млн. человек обоего пола).

Основная масса государственных крестьян была сосредоточе­на в северных и центральных губерниях России, на Левобережной и в Степной Украине, в Поволжье и Приуралье. Не будучи крепо­стными они однако также являлись феодально зависимой катего­рией крестьян. Но здесь в роли феодала выступало само государст­во, предоставлявшее крестьянам в пользование определенные зе­мельные наделы, за которые они были обязаны нести фиксирован­ные законом феодальные повинности — оброк, а в Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях вплоть до XIX в. — даже бар-


шину. Кроме того, государственные крестьяне, как и другие подат­ные сословия, платили подушную подать и несли прочие денежные и натуральные повинности. Положение государственных крестьян было неустойчивым. Ранее их могли путем "пожалований" пере­вести в разряд помещичьих. Известно, что при Екатерине II и Пав­ле I было роздано 1,4 млн. обоего пола душ казенных крестьян. Александр I хотя и прекратил раздачу их в частные руки, но не оградил от других форм закрепощения: перевода в военные посе­ляне или передачи в удельное ведомство. В Прибалтике, Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине сотни тысяч государст­венных крестьян были сданы в аренду (посессию) частным лицам. Арендаторы (посессоры) широко применяли барщину и эксплуати­ровали арендованных у государства крестьян не менее жестоко, чем помещики собственных крепостных.

"Промежуточное" положение между помещичьими и государ­ственными занимали удельные крестьяне, принадлежавшие импе­раторской фамилии. Это — бывшие дворцовые крестьяне, полу­чившие наименование удельных в 1797 г., когда был создан Депар­тамент уделов для управления землями и крестьянами, принадле­жавшими царствующему дому. В 1800 г. удельных крестьян на­считывалось 467 тыс., а в 1858 г. — 838 тыс. душ мужского пола (1,7 млн. обоего пола). Они находились в 37 губерниях, причем бо­лее половины их сосредоточивалось в двух поволжских — Самар­ской и Симбирской. "Удельные крестьяне, — говорилось в зако­не, — находятся в том же отношении к императорской фамилии, как и помещичьи к помещикам". Помимо уплаты подушной подати, отбывания рекрутчины и выполнения других государственных по­винностей, удельные крестьяне за предоставленные им наделы пла­тили оброк императорскому дому. В составе удельных были "госу­даревы крестьяне" (принадлежавшие самому императору) и "ко­нюшенные" (приписанные к конюшенному ведомству император­ского двора). Некоторые члены императорского дома имели и своих крепостных. Так, великая княгиня Елена Павловна (жена великого князя Михаила Павловича) владела обширным имением Карлов-кой с 54 тыс. крепостных крестьян в Полтавской губернии.

Другим податным сословием были мещане — лично свободное население городов (в основном бывшее посадское), обязанное пла­тить подушную подать, отбывать рекрутчину и прочие денежные и натуральные повинности. Сам термин "мещане" официально был введен в конце XVIII в. и происходил от польского слова "място" (город, а мещане — жители города). В 1811 г. мещан числилось 703 тыс., а в 1858 г. — 1,9 тыс. душ муж. пола. Они составляли около трети городских жителей (остальные — дворяне, чи­новники, купцы, духовенство, военные, но более всего крестьяне, пришедшие в город на заработки). Однако не все мещане жили в городе. Обычно разбогатевшие крестьяне, выкупившиеся на волю и перешедшие в сословие мещан, "приписывались" к тому или иному


городу, но продолжали жить в своей деревне, где у них было нала­женное предпринимательское дело.

Существенное место в социальной структуре населения Рос­сии занимали сословные категории однодворцев, казаков и разно­чинцев.

Однодворцы — потомки служилых людей, которые прожива­ли в основном в Курской, Орловской и Воронежской губерниях, где ранее проходили засечные черты, охранявшие центр России от на­бегов крымских татар. За свою службу они, как и дворяне, получа­ли участки земли и освобождались от разных податей и сборов. Некоторые из однодворцев имели даже крепостных крестьян. В начале XVIII в. однодворцы утратили свои привилегии. На них на­ложили подушную подать и заставили нести рекрутскую повин­ность. Тем самым они были низведены до положения податного со­словия. При Николае I у однодворцев отобрали и принадлежавших им крестьян (всего в общей сложности 23 тыс. душ муж. пола), но сохранили за ними их земли. В первой половине XIX в. однодвор­цев насчитывалось до 2 млн. человек обоего пола; они находились, как и государственные крестьяне, в ведении Министерства госу­дарственных имуществ.

Казачество составляло военизированную сословную категорию, обладавшую рядом льгот. Все мужское население казаков в возрас­те от 18 до 50 лет считалось военнообязанным, составляя иррегу­лярную конницу в вооруженных силах России. В мирное время они несли пограничную службу на военных линиях (линейные казаки), занимаясь одновременно сельским хозяйством и разного рода про­мыслами. Несение постоянной службы освобождало казачество от рекрутства, подушной подати и других повинностей. По закону ка­ждая "ревизская душа" казаков имела право на земельный надел в 30 десятин. Однако эта норма, особенно в старых, уже заселенных, казачьих округах не соблюдалась. К середине XIX в. существовали следующие округа казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Оренбургское, Сибирское и Забайкальское, занимавшие южные приграничные территории России.

Термин "разночинец" появился в начале XVIII в. Тогда это — "разных чинов люди", составлявшие особую служилую группу на­селения, лично свободную, но не принадлежавшую ни к податным, ни к привилегированным сословиям. В первой половине XIX в. раз­ночинцы официально оформляются в особую сословную неподат­ную категорию, более или менее однородную по характеру своих занятий, по своему положению в обществе и в правовом отношении. В середине XIX в. насчитывалось 24 тыс. разночинцев (муж. пола). В это время разночинец — мелкий чиновник, учитель гимназии, деятель науки, литературы и искусства, т. е. в первую очередь об­разованный интеллигент, выходец из крестьянства, мещанства, купечества, духовенства, деклассированного дворянства. Не все


разночинцы являлись "деятелями передового общественного дви­жения"; подавляющее их большинство верно служило престолу.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.