Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кризис самодержавной власти на рубеже 70—80-х годов. Политика лавирования





К концу 70-х годов заметно ухудшилось положение российского крестьянства, что было обусловлено рядом причин. К этому времени выявились грабительские последствия крестьянской реформы 1861 г.: малозе­мелье крестьян, несоответствие между урезанными в результате отрезков малодоходными крестьянскими наделами и высокими вы­купными платежами за них, давление на крестьянское хозяйство помещичьих латифундий (гнет кабальных отработок). Естествен­ный прирост крестьянского населения при сохранении прежних раз­меров наделов еще более усугублял малоземелье. О непосильности для крестьян высоких выкупных платежей свидетельствовал про­грессирующий рост недоимок: за 20 лет после реформы 1861 г. в бывшей помещичьей деревне они возросли вдвое и составили 84% к их годовой сумме. Особенно они были велики в нечерноземных и поволжских губерниях, где превысили годовой оклад в полтора-два раза. При взыскании недоимок применялись самые суровые меры: описывались и продавались скот, инвентарь и даже домашняя ут­варь, отбирался (на время) надел. Не менее тяжелым было и поло­жение еще не перешедших на выкуп временнообязанных крестьян: они продолжали отбывать прежние феодальные повинности — бар­щину и оброк. Выкупные платежи за надельную землю, значитель­но превышавшие доходность с нее, разоряли удельную И государ­ственную деревню. Тяжелое положение крестьянства в эти годы усугублялось разорительными последствиями русско-турецкой вой­ны 1877—1878 гг., неурожаем и голодом 1879—1880 гг., мировым экономическим кризисом конца 70-х годов, захватившим и Россию.

Заметно возросла численность крестьянских волнений: если в 1875—1879 гг. было зафиксировано 152 волнения, то в следующем пятилетии (1880—1884) — уже 325. Однако для правительства пред­ставляли опасность не столько крестьянские волнения, которых было гораздо меньше, чем в 50—60-е годы в связи с подготовкой и прове­дением реформы 1861 г. Особое беспокойство властей вызывали распространившиеся в деревне слухи о близком "черном переделе" земель, во время которого якобы "вся земля будет отобрана от по­мещиков и роздана крестьянам". С переделом земель связывалась


также и крестьянская надежда на "освобождение от подушной по­дати и вообще от всех платежей". Подобные слухи стали возникать в некоторых губерниях еще с середины 70-х годов, а в 1879 г. полу­чили повсеместное распространение. По повелению Александра II министр внутренних дел Л. С. Маков опубликовал в официальной прессе специальное "Объявление" о необоснованности надежд кре­стьян на передел земли.

Однако слухи об этом продолжали упорно распространяться, создавая напряженное положение в деревне. Свои надежды на пе­редел земли крестьяне возлагали на царя и усматривали начав­шиеся покушения на Александра II народовольцев как акты мести помещиков за дарование крестьянам "воли" в 1861 г. и его намере­ние произвести "поравнение земель". Убийство 1 марта 1881 г. Алек­сандра II дало новую пищу слухам и толкам. В донесениях губерна­торов сообщалось: "Простой народ толкует, что государя убили по­мещики, не желавшие исполнить воли его, чтобы отдали они землю безвозмездно своим бывшим крестьянам". Вступление на престол нового царя породило у крестьян еще большие надежды, что при нем обязательно будет произведен передел земель, а также и "сло­жение податей и недоимок". С опровержением этих слухов вынуж­ден был выступить сам Александр III. В своей речи 21 мая 1883 г. перед волостными старшинами, собранными на его коронацию, он заявил: "Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобном. Эти слухи распускаются вашими врагами. Всякая собственность, точно так же, как и ваша, должна быть неприкосновенна".

Брожение в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, охва­тивших в 1878—1880 гг. такие крупные промышленные центры, как Петербург, Москва, Иваново-Вознесенск, Пермь, Харьков, Одес­су, Лодзь, рост либерально-оппозиционного движения и, наконец, активизация террористической деятельности народовольцев, направ­ленная против царя и его сановников оказали существенное воз­действие на правящие "верхи" и в конечном счете явились факто­рами, обусловившими кризис политики самодержавия на рубеже 70—80-х годов. Оно испытывало в те годы серьезные колебания, выражавшиеся, с одной стороны, в том, что были обещаны рефор­мы и сделаны некоторые уступки для привлечения либеральных кругов к борьбе против "крамолы"; с другой, применялись суровые репрессии к участникам революционного движения.

8 февраля 1880 г., после покушения Степана Халтурина на царя, Александр II созвал специальное совещание для выработки мер подавления терроризма в стране. 12 февраля 1880 г. была образована "Верховная распорядитель­ная комиссия по охране государственного порядка и общественного


спокойствия". Во главе ее был поставлен харьковский генерал-гу­бернатор М. Т. Лорис-Меликов, получивший известность как та­лантливый военачальник во время русско-турецкой войны 1877— 1878 гг., а впоследствии — умелый администратор." Он возглавил также Чрезвычайную следственную комиссию по делу о взрыве в Зимнем дворце; вскоре он занял пост и министра внутренних дел, в то время равный по своему значению посту премьер-министра. Это был хитрый и изворотливый политик, расточавший посулы и обе­щания "благомыслящей" части общества и проводивший политику жестких мер против революционеров. Известный народнический публицист Н. К. Михайловский едко заметил тогда, что "благодар­ная Россия изобразит Лорис-Меликова в статуе с волчьим ртом спереди и лисьим хвостом сзади".

В задачу Верховной распорядительной комиссии входило "по­ложить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать государствен­ный и общественный порядок". Вместе с тем ставилась задача при­влечь на сторону верховной власти либеральную часть общества. Комиссия занималась разработкой мер совершенствования эффек­тивности карательной машины — секретно-розыскной службы, ус­корения производства дознаний по государственным преступлени­ям, рассматривала вопросы состояния мест заключения. Назначая Лорис-Меликова на пост председателя Комиссии, Александр II ска­зал ему: "Возьми все в свои руки". Лорис-Меликов получил диктаторские полномочия и стал вторым после императора лицом в государстве.

Лорис-Меликов считал, что нельзя действовать только одними репрессивными мерами, но следует проводить и более гибкую политику. В своем докладе царю он писал: "Вывести Россию из переживаемого ею кризиса может только твердая самодержавная воля, но эта задача не может быть выполнена одними карательными и полицейскими мерами". Так определилась задача "введения народнoro представительства", но в строго ограниченных пределах, с чем согласился и Александр П.

Комиссия Лорис-Меликова проработала до 1 мая 1880 г., проведя всего 5 заседаний. Указом 6 августа 1880 г. она была закрыта.

Этим же указом упразднялось III отделение. Однако учреждался с теми же функциями Департамент государственной полиции при Министерстве внутренних дел, т. е. речь шла не об упразднении, а о переименовании этого органа высшей полиции. В августе 1880 г. Лорис-Меликов выступил с инициативой проведения Сенатом ре­визии состояния местных органов самоуправления. С этой целью в губернии были направлены 4 сенатора. Он настоял на отмене в том же году особенно ненавистного для населения косвенного налога на соль, также заставил хлеботорговцев снизить цены на хлеб.

22 января 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II доклад, в котором подвел итоги деятельности Верховной распоря-


дительной комиссии и изложил план "умиротворения" страны. Пред­лагалось создание двух временных подготовительных комиссий (финансовой и административной) из представителей земств и на­значенных правительством чиновников для выработки преобразо­вания губернского управления, пересмотра земского и городового положений, а также законоположений по отдельным хозяйствен­ным и финансовым вопросам. Далее предлагалось привлечь от 10 до 15 представителей земского и городского управления к уча­стию в рассмотрении этих законопроектов в Государственном со­вете. Иначе говоря, предлагались лишь робкие шаги по пути при­влечения к законодательству выборных представителей. Особое со­вещание, созванное 5 февраля 1881 г. Александром II, одобрило эти меры. 17 февраля они были утверждены царем, назначившим на 4 марта 1881 г. обсуждение плана Лорис-Меликова о создании при Государственном совете комиссии выборных от земств с правом совещательного голоса для разработки законопроектов, указанных "высочайшей волей" царя. Этот план в обиходе получил название "конституции Лорис-Меликова". Обсуждение проекта Лорис-Ме­ликова состоялось уже при новом императоре.

2 марта 1881 г. на российский престол вступил Алек­сандр III (1845—1894), второй сын Александра II. Наследником пре­стола он стал после смерти в 1865 г. своего старшего брата Николая. В нашей литературе сложилось неверное мнение об Александре III как о человеке ограниченном и малообразованном. В действитель­ности он получил основательное образование, хотя с детства его готовили к военной карьере. Главным "воспитателем" его был гене­рал-адъютант В. А. Перовский, а образованием заведовал профес­сор Московского университета, известный экономист А. И. Чивилев. Академик Я. К. Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М. И. Дра-гомиров — тактику и военную историю; С. М. Соловьев — русскую историю. Особенно большое влияние на Александра оказал К. П. Побе­доносцев, преподававший ему законоведение..

Будучи наследником престола Александр участвовал в засе­даниях Государственного совета и Комитета министров, был канц­лером Гельсингфорсского университета, атаманом казачьих войск, командующим гвардейскими частями в Петербурге, участвовал в русско-турецкой войне в должности командующего Рущукским от­рядом. Он интересовался музыкой, изобразительным искусством и историей, был одним из инициаторов создания Русского историче­ского общества и его председателем, занимался собиранием кол­лекций предметов старины и реставрацией исторических памятни­ков. Уже тогда у него сложились консервативные политические воззрения. В совещаниях последних лет царствования Александра II наследник престола неизменно высказывался за неприкосновенность


ничем не ограниченного самодержавия и необходимость широких репрессивных мер против революционеров.

Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясе­нием для Александра III. Опасаясь покушений со стороны револю­ционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. Своей главной задачей он поставил подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения. Во внешнеполитических делах Александр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именовали "царь-миротворец".

Вдохновителями реакционного политического курса самодержавия в то время явились К. П. Победоносцев и М. Н. Катков. К. П. Победоносцев происходил из семьи профессора Москов­ского университета, который дал своему сыну солидное образова­ние. Победоносцев успешно окончил Училище правоведения и на­чал службу в одном из департаментов московского Сената. Совре­менники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке "бла­гочестивом, тихого и скромного нрава", обладавшем тонким умом и разносторонними познаниями. Он заявил о себе как талантливый публицист и писатель либеральных воззрений, выступал за глас­ность и осуждал николаевское царствование. Его печатал за грани­цей А. И. Герцен. Победоносцев усердно занимался изучением ис­тории русского гражданского права и считался лучшим его знато­ком. Ему прочили блестящую ученую карьеру. В 1859 г. он стал профессором Московского университета, участвовал в подготовке судебных уставов 1864 г., отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процес­са. Его "Курс гражданского права" выдержал 5 изданий и был на­стольной книгой для юристов. По свидетельству известного юриста А. Ф. Кони, речи и выступления Победоносцева, "простые и ясные", с большой силой убеждения, производили сильное впечатление на слушателей. В 1865 г. Победоносцев оставил преподавание в Мос­ковском университете и всецело посвятил себя государственной службе, стал сенатором, а затем и членом Государственного совета.

В апреле 1880 г. Александр II назначил Победоносцева обер-прокурором Святейшего Синода. Этот пост Победоносцев занимал 25 лет. От его былых либеральных взглядов не осталось и следа. Он превратился в убежденного сторонника охранительной политики самодержавия. После 1 марта 1881 г. Победоносцев стал в центре политической жизни России и по сути дела определял политику растерявшегося после гибели отца Александра III. Все сразу по­чувствовали тогда возросшие силу и влияние Победоносцева.

Аналогичную эволюцию от либеральных воззрений к последо­вательному охранительству проделал известный публицист и из-


датель, сын московского чиновника, М. Н. Катков. Окончив с отли­чием в 1838 г. словесное отделение Московского университета, он переехал в Петербург, где сотрудничал в "Отечественных запис­ках", "Современнике" и др. периодических изданиях, защитил ма­гистерскую диссертацию по славянской словесности и докторскую диссертацию по древнегреческой философии. В 1857 г. он стал ре­дактором либерального журнала "Русский вестник", в котором пуб­ликовал свои политические статьи. С 1862 г. Катков заметно повер­нул к охранительству, а в 1863 г. его деятельность как редактора и публициста сосредоточилась в газете "Московские ведомости". Пуб­ликовавшиеся в них яркие, охранительного характера статьи Кат­кова оказывали большое воздействие на правительственные круги и сделались реальной политической силой. Впоследствии у Катко­ва сложились близкие отношения с Победоносцевым.

8 марта 1881 г. в Комитете министров под председательством Александра III состоялось обсуждение проекта Лорис-Меликова. В защиту проекта высказались военный министр Д. А. Милютин, ми­нистр народного просвещения А. А. Сабуров и министр финансов А. А. Абаза. С резкой критикой проекта выступил граф С. Г. Стро­ганов, заявивший, что этот проект "ведет прямо к конституции". Строганова поддержал Александр III. Победоносцев обрушился не только на представленный Лорис-Меликовым проект, но и вообще на все реформы 60—70-х годов, особенно на крестьянскую, зем­скую и судебную, назвав земства и суды "опасными говорильнями". Проект Лорис-Меликова был отвергнут, точнее, передан на рас­смотрение в Особую комиссию, которая ни разу не собиралась.

Сразу же после 1 марта 1881 г. представителями придворной аристократии была создана "Священ­ная дружина" — конспиративная организация для охраны особы царя и противодействия революционному террору.. Ее возглавили флигель-адъютант П. П. Шувалов, генерал-адъютант И. И. Ворон­цов-Дашков, московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков и на­чальник гвардейского штаба А. А. Бобринский. В нее вошли и дру­гие высокопоставленные лица, близкие ко двору, даже некоторые из великих князей. Она имела русскую и зарубежную агентуру, применяла провокации, стремясь сбить с толку революционеров и посеять недоверие их друг к другу. В Женеве якобы от имени наро­довольцев ею издавались газеты "Правда" и "Вольное слово", кото­рые с целью дискредитации народовольческой программы догова­ривались до нелепостей и призывали к революционному террору не только в России, но и во всем мире. Среди русских либералов "Священная дружина" действовала от имени фиктивных организа­ций "Земский союз" и "Земская лига". Народовольцы быстро раз­гадали, от кого шли эти мистификации, и поведали об этом в своей прессе. В 1883 г. Александр III распорядился прекратить деятель­ность "Священной дружины", методы которой получили скандаль-


ную огласку. Кроме того, соперничая с государственной полицией, она стала ей помехой в борьбе с революционерами.

Поворот к реакции 29 апреля 1881 г. был обнародован написанный По- бедоносцевым при участии Каткова манифест "О незыблемости самодержавия". В нем провозглашалось, что импе­ратор "с верою в силу и истину самодержавной власти" будет ее "утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее по­ползновений". На следующий день Лорис-Меликов подал царю про­шение об отставке. Уйдя в отставку, он выехал за границу, где находился до конца жизни под тайным надзором русской полиции. Вскоре после ухода Лорис-Меликова подали в отставку слывшие "либералами" военный министр Д. А. Милютин и министр финан­сов А. А. Абаза, а еще ранее (в марте 1881 г.) был уволен министр просвещения А. А. Сабуров.

Однако в обстановке продолжавшегося брожения в стране пра­вительство не решалось еще круто изменить политический курс. Назначенный вместо Лорис-Меликова министром внутренних дел Н. П. Игнатьев (бывший до этого послом в Турции) предпринял ряд мер, чтобы прикрыть переход правительства к откровенно реакци­онному политическому курсу. Он опубликовал циркуляр "О непри­косновенности прав дворянства и городского сословия", начал игру в "совещания" представителей земств.

14 августа 1881 г. было издано "Распоряжение о мерах к охра­нению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние уси­ленной охраны". Согласно этому акту любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, и каждый ее житель под­вергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи. Местная администрация, со­гласно "распоряжению", могла закрывать учебные заведения, тор­говые и промышленные предприятия, приостанавливать деятель­ность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это "рас­поряжение", изданное как "временное" (на три года), возобновля­лось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г.

Вместе с тем Игнатьев продолжал политику заигрывания с либеральным обществом. Он пригласил экспертов из "сведущих" лиц для обсуждения вопроса о выкупных платежах крестьян. В ноябре 1881 г. была учреждена Особая комиссия для составления проекта преобразования местного управления под председательст­вом М. С. Каханова. Деятельность этой "кахановской комиссии" в условиях усиления реакции оказалась бесплодной, и в 1885 г. она была упразднена.

27 мая 1882 г. Игнатьев представил проект созыва совеща­тельного Земского собора к коронации Александра III в 1883 г. Од­нако под давлением Победоносцева и Каткова проект был отверг­нут, а сам Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку. Отставка Иг-


натьева знаменовала собой переход самодержавия к прямой и не­прикрытой реакции.

В 80-х — начале 90-х годов в области просвещения и печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике после­довал ряд законодательных актов, которые характеризуются как " контрреформы", ибо они преследовали цель ограничить харак­тер и действие реформ 60—70-х годов. Однако внутренняя полити­ка самодержавия при Александре III не сводилась к проведению контрреформ. Одновременно принимался и ряд мер, направленных на решение аграрно-крестьянского вопроса, проведение военных пре­образований, укрепление финансов и развитие экономики страны.

Цензура и просвещение

После отставки П. Н. Игнатьева во главе Министерства внут­ренних дел был поставлен Д. А. Толстой. Одновременно он был на­значен и шефом жандармов. Это был представитель самой оголте­лой и твердокаменной реакции. Совмещая в 1866 — 1880 гг. посты обер-прокурора Синода и министра народного просвещения, он стя­жал себе славу ярого реакционера и обскуранта. М. Т. Лорис-Мели­ков отзывался о нем так: "Личность эта, стоявшая в продолжении пятнадцати лет во главе одного из важнейших отраслей государст­венного управления, сотворила больше зла России, чем все осталь­ные деятели, даже вместе взятые". С особой настойчивостью Д. А. Толстой начал проводить в жизнь реакционную программу, определенную и провозглашенную Победоносцевым и Катковым.

Первыми жертвами реакции стали печать и просвещение. 27 августа 1882 г. были утверждены но­вые "Временные правила" о печати, устанавливавшие строгий ад­министративный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась "карательная цензура" — репрессивные меры против прогрессивной печати. В 1883—1884 гг. были закрыты все ра­дикальные и многие либеральные периодические издания, среди них органы демократической печати: "Отечественные записки" М. Е. Салтыкова-Щедрина и "Дело" Н. В. Шелгунова, либеральные газеты "Голос", "Земство", "Страна", "Московский телеграф".

Реакционные меры в области народного образования 20 ноября 1882 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов издал циркуляр о средней школе, - усиливавший дисциплинарные взыскания, а 5 июня 1887 г. был опубликован его позорный циркуляр о "кухаркиных детях", в котором говорилось о запреще­нии принимать в гимназии и прогимназии "детей кучеров, лакеев,


прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Реальные учи­лища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права на поступление в высшие учебные заведения. 23 ав­густа 1884 г. был введен новый университетский устав, текст ко­торого подготовил Катков. По этому уставу фактически ликвидиро­валась автономия университетов, восстановленная уставом 1863 г. Ранее выборные должности ректора, декана, профессора стали на­значаемыми, при этом обращалось внимание не на одни "ученые качества и заслуги", но и на политическую благонадежность. Попе­читель учебного округа стал полновластным хозяином университе­та. Он представлял министру народного просвещения на утвержде­ние преподавательский состав университетов, организовывал над­зор за поведением студентов. В 1885 г. как "существенное средство надзора за студентами" вновь вводилась для них форменная одеж­да. В том же году были введены стеснительные правила сдачи уни­верситетских экзаменов. Плата за обучение повышалась с 10 до 50 рублей в год — довольно значительная для того времени сумма. Из университетов были уволены известные прогрессивные профес­сора: социолог М. М. Ковалевский, историк В. И. Семевский, фило­лог Ф. Г. Мищенко, юрист С. А. Муромцев; вынужден был уйти выдающийся ученый с мировым именем биолог И. И. Мечников.

В 1882—1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов; тем самым фактически ликвидировалось высшее женское образование. Реакционные меры в области высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887 — 1893 гг.

Аграрно-крестьянский вопрос

Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80—90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.

Законы о переводе крестьян на обязательный выкуп, о регулировании крестьянских семейных разделов и об укреплении общины 28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временнообязанном положении крестьян. Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г. переводились на обязательный выкуп оста­вавшиеся к этому времени на временнообязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на по­купку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским общест­вам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остроту аграрного вопроса. Как правило, через его по-


средство продавались помещичьи земли. Через него в 1883—1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Петром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1/3 и косвенных налогов в два раза.

В конце 80-х — начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капита­лизма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патри­архальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриар­хальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разде­лов. По данным Министерства внутренних дел, в первые два поре­форменных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х годов их среднегодовая чис­ленность возросла до 150 тыс. 18 марта 1886 г. был издан закон, по которому семейный раздел мог состояться только с согласия главы семьи ("большака") и с разрешения не менее чем 2/3 домохозяев на сельском сходе. Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, количество которых и после его из­дания продолжало возрастать, при этом более 9/10 разделов про­исходило "самовольно", без санкции общины и местных властей. Не помогали и насильственные "воссоединения" разделившихся семей.

Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержа­вия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государ­ственных деятелей определились как противники, так и сторонни­ки сохранения общины. Первые полагали, что подворное крестьян­ское землевладение создаст значительный слой собственников — опоры социальной стабильности в стране, а уравнительность наде­лов и круговая порука рассматривались ими как причина слишком медленного экономического развития.деревни. Вторые же рассмат­ривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянст­ва. Как известно, победила вторая точка зрения, которая и нашла отражение в законах 1861 г.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укре­пление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил пе­риодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года "О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель" запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. По этому же закону отменялась статья 165-я "Положения о выку­пе", по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен


против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель — в этом правительство видело гарантию платежеспособ­ности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стре­милось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, про­цессы в деревне. Не могли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствова­ли данные официальной статистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения недоимок. В 1891—1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недо­имщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

Меры правительства в поддержку помещичьего хозяйства.Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического по­ложения дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жало­ванной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, кото­рый давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных ус­ловиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещи­кам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. их сумма превы­сила 1 млрд. руб.

В интересах дворян-землевладельцев 12 июня 1886 г. было из­дано "Положение о найме на сельские работы". Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушед­ших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материаль-ный ущерб, но и "за грубость", "неповиновение" и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой новый закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. "Самовольного" переселенца местная адми­нистрация обязывалась выслать по этапу на прежнее место жи­тельства. И все же, вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания количество переселенцев увеличилось в не­сколько раз, причем 85% из них составляли "самовольные" пересе­ленцы.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.