|
Внешняя политика в 70-е годы XIX в.Успехи Пруссии в борьбе с Данией и Австрией, рост ее военного могущества вызывали тревогу в. Европе. Однако французское правительство недооценивало силу прусского государства. Оно рассчитывало успешной войной не только приостановить новые территориальные захваты Пруссии, но и покончить с внутренними трудностями в собственной стране. В начавшейся в июле 1870 г. франко-прусской войне Россия, как и другие европейские государства, заняла позицию нейтралитета. Поражение Франции под Седаном в сентябре 1870 г. и пленение Наполеона III предопределили исход войны. Прусская армия приближалась к Парижу. В Версальском дворце в январе 1871 г. было провозглашено образование нового государства — Германской империи; король Пруссии получил титул императора. Эти акции прусского правительства были еще одним ударом по национальному самолюбию французов. Однако созданное во Франции после отречения от престола Наполеона III новое правительство Тьера проводило примирительную по отношению к Пруссии политику. Оно пошло на заключение в Версале 16 (28) февраля 1871 г. тяжелого для Франции прелиминарного договора, вызвавшего недовольство в стране. Восставший против правительства Тьера и Германии французский народ 18 марта 1871 г. в Париже провозгласил Парижскую коммуну. Франко-прусская война изменила обстановку в Европе. Окончательно распалась "Крымская система", направленная против России. Петербургский кабинет использовал это событие для отмены ограничительных условий Парижского мира. Франция -— одна из участниц Крымской войны и предложений о введении нейтрализации Черного мора — была занята войной с Пруссией и не могла оказать противодействия России; прусское правительство еще в 1866 г. заверило Александра II в поддержке планов России в этом вопросе; Австро-Венгрия, опасавшаяся нового наступления Пруссии, не решалась воевать с Россией. Англия избегала единоличного участия в войнах Европы. Турция без сильной европейской помощи не смела выступить против России. Более того, с поражением Франции падало ее влияние в Османской империи и рос авторитет Пруссии, что на данном этапе соответствовало интересам русского правительства. В этой ситуации посол в Константинополе Н. П. Игнатьев в августе 1870 г. (еще до официального заявления России) возобновил с великим визирем разговор (начатый еще в августе 1866 г.) об отмене ограничений на Черном море. Он убеждал визиря во взаимной заинтересованности обеих держав в этом акте, ибо нейтрализация распространялась и на Турцию. Хотя определенного согласия Игнатьев не получил, но возражений со стороны Порты не последовало. Все это позволило Петербургскому кабинету считать обстановку для пересмотра условий Парижского мира благоприятной. Решение русского правительства об отмене нейтрализации Черного моря было изложено в циркуляре А. М. Горчакова от 19 октября (3 ноября) 1870 г., согласованном с Александром II, и отправлено правительствам всех государств, подписавших Парижский договор. Содержание документа сводилось к доказательству нарушений державами условий договора 1856 г. В циркуляре отмечалось, что в то время, как Россия разоружалась в Черном море и не имела возможности защитить свои южные границы от вторжения неприятеля, Турция сохраняла право содержать морские силы в Архипелаге и проливах, а Англия и Франция — в Средиземном море. Объединение Дунайских княжеств в единое государство, получившее санкцию Европы и Турции, также было отступлением от статей Парижского договора, утвердивших раздельное существование княжеств. В этих условиях, говорилось в документе, Россия не может считать себя более связанной обязательствами трактата 1856 г. Вместе с тем в ноте указывалось, что Россия ставит вопрос лишь об отмене отдельных статей договора, касавшихся нейтрализации Черного моря, что она согласна выполнять "главные начала договора" и готова вступить в соглашение с другими государствами для подтверждения его постановлений или заключения нового договора. Все европейские правительства были недовольны нотой России. Недружелюбно она была встречена и в Турции. Наиболее резкую критику циркуляр вызвал в Англии и Австрии. Лондонский и Венский кабинеты выразили протест против действий России, усмотрев в них повод к войне. Английский посол в Константинополе Эллиот советовал султану не торопиться с ответом на ноту Горчакова и обещал материальную поддержку Великобритании в борьбе с Россией. Однако русское правительство решительно заявило, что оно никому не угрожает, "возвращая лишь права суверенитета, без чего не может нормально существовать ни одно великое государство". Хотя Пруссия, занятая войной с Францией, посчитала циркуляр несвоевременным актом, она заняла лояльную по отношению к России позицию. Бисмарк не поддержал враждебных действий Англии и Австрии. Он полагал, что постановления 1856 г. по Черному морю ограничивали права России. Канцлер предложил обсудить этот вопрос на конференции держав, подписавших договор 1856 г. Конференция открылась в Лондоне в январе 1871 г. Россию представлял посол в Англии Ф. И. Бруннов. В заседаниях конференции, наряду с представителями европейских стран, участвовал и делегат Турции. Решение России отменить нейтрализацию Черного моря не встретило возражений. Но представитель Порты, поддержанный всеми делегациями Запада, поставил вопрос о "вознаграждении" для Турции при отмене нейтрализации Черного моря как гарантии безопасности страны. Этой "гарантией" должна была явиться статья о режиме проливов. После длительных дискуссий было принято решение о закрытии проливов для всех военных судов. Однако султану предоставлялось право открывать проливы в мирное время для военных судов "дружественных и союзных держав в том случае, когда Порта найдет это необходимым". Эта статья соглашения была направлена против России, поскольку сохранялась угроза нападения неприятельского флота со стороны Черного моря. Тем не менее Лондонская конференция, завершившая свою работу подписанием протокола 1 (13) марта 1871 г., была дипломатической победой России. Нейтрализация Черного моря, ущемлявшая национальные интересы и достоинство России как державы черноморской, была отменена при сохранении других статей Парижского договора. Россия получила право строить военные крепости на Черном море и держать там военный флот, что позволяло укрепить оборонную линию южной границы государства, расширить внешнюю торговлю через проливы, более интенсивно чем прежде заняться хозяйственным освоением Новороссийского края. Отмена нейтрализации Черного моря свидетельствовала о возросшем международном авторитете России. Решения конференции помогли восстановлению утраченного Россией в результате Крымской войны влияния на Балканах и в Турции. А. М. Горчакову, инициатору этого акта, к титулу князя был добавлен почетный титул "светлейший. Франко-прусская война и образование единой Германии открыли новый период в истории отношений. С 70-х годов усиливается борьба за франко-прусской раздел и передел мира, обостряются противоречия между государствами. Создание милитаристской Германской империи у границ России и Франции заставляло правительства обеих стран стремиться к сближению. Но ослабленная войной Франция не была той державой, которая могла бы остановить наступательный порыв Германии. Россия,.понимая это, в 70-е годы (в отличие от 50-х годов) не предпринимала шагов к союзу с Францией. Она с тревогой следила за ростом военного могущества Германии, за укреплением позиций Австро-Венгрии на Ближнем Востоке и австро-германским сближением. Опасность европейской изоляции в условиях острой борьбы с Англией в Средней Азии и в связи с австро-русскими противоречиями на Балканах при слабости Франции становилась для России реальным фактом. В этом обстановке русское правительство видело в союзе с Германией известную гарантию от нападения ее на Россию, средство выхода из изоляции и возможность использовать это сближение для ослабления остроты противоречий на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Особое значение придавало русское правительство балканской проблеме, рассматривая Германию как посредницу в русско-австрийских отношениях. Германское же правительство стремилось договориться с Россией, преследуя цель изоляции Франции и новой войны с нею. Русско-германское сближение было ускорено также их единством в борьбе с революционным движением. В Сентябре 1872 г. в Берлине состоялась встреча императоров и министров иностранных дел России, Германии и Австро-Венгрии, где была достигнута договоренность по основным вопросам будущего союза. Но переговоры в Берлине из-за австро-русских противоречий на Балканах не завершились подписанием общего соглашения. Следующим этапом в складывании русско-прусско-австрийского блока была встреча императора Германии Вильгельма и канцлера О. Бисмарка с Александром II и канцлером А. М. Горчаковым в Петербурге в апреле—мае 1873 г. В итоге переговоров была под- писана 24 апреля (6 мая) 1873 г. русско-германская военная конвенция. По ее условиям каждая из договаривающихся сторон в случае нападения на нее третьей державы обязывалась направить 200-тысячную армию для помощи союзнице. Спустя месяц после заключения русско-германской военной конвенции Александр II прибыл в Вену для переговоров с Австрией по вопросам европейской и восточной политики. 25 мая (6 июня) 1873 г. в Шенбрунне между двумя императорами была подписана политическая конвенция, не содержавшая (в отличие от соглашения с Пруссией) конкретных обязательств сторон. По условиям конвенции при нападении третьей державы главы государств обязывались, не заключая новых союзов, условиться относительно совместного образа действий. Неопределенный характер русско-австрийской конвенции свидетельствовал о глубоких противоречиях обеих держав на Ближнем Востоке. В октябре 1873 г. при посещении Вильгельмом I Австрии в Шенбрунне был подписан "Акт присоединения Германии к русско-австрийской конвенции". Так сложилось объединение, получившее в истории условное название "Союза трех императоров", представлявшего собой скорее династическое соглашение монархов. Создание Союза трех императоров не ликвидировало противоречий между его участниками. Каждая из подписавших его сторон преследовала свои задачи в союзе. Для Германии главный смысл соглашения сводился к изоляции Франции и поддержанию ее слабости. Россия, напротив, выступала за восстановление международного престижа Франции и неоднократно спасала- ее от нападения Германии. Для России союз с Германией был средством решения балканской проблемы: ослабления русско-австрийских противоречий и восстановления ведущей роли России в европейских владениях Турции. Союз должен был также помочь и в решении среднеазиатской проблемы: обезопасить Россию от возможного нападения на нее Англии, лишить последнюю континентальных союзников. Австро-Венгрия — третий партнер — соглашением с Германией надеялась получить поддержку Берлина в борьбе с австрийскими славянами, стремившимися к федерации, и помощь в своих действиях на Балканах. Различное отношение держав к Франции и противоречия в балканском вопросе были причинами недоверия между союзниками. Однако при очевидных расхождениях в планах союзников это соглашение в 70-х годах XIX в. было тем стержнем в мировой политике, вокруг которого строились взаимоотношения государств Европы и Азии. Берлинский кабинет, считая, что сближение с Россией развязывает ему руки против Франции, пытался спровоцировать французско-германский конфликт. С этой целью в немецкой печати появились статьи, обвинявшие Францию в подготовке новой войны против Германии. В июне 1873 г. французское правительство обратилось в Петербург, Лондон, Вену с сообщением о подготовке напа- дения Германии на Францию и с просьбой о помощи. Сообщение вызвало единодушный протест европейских государств, опасавшихся дальнейшего усиления Германии. Берлин должен был отступить. Но в 1875 г. правительство Бисмарка вновь попыталось спровоцировать военный конфликт с Францией. Воспользовавшись тем, что в феврале 1875 г. Тюильрийский кабинет принял закон об увеличении численности французской армии, германское правительство возобновило агитацию, направленную против Франции. Россия и Англия заняли четкую антигерманскую позицию, совместно выступив в защиту Франции. На заключительном этапе французско-германского конфликта, получившего в истории название "военная тревога", в мае 1875 г. в Берлин в сопровождении Горчакова прибыл Александр II. Понимая, что авантюра Германии провалилась, Бисмарк заверил императора России и его канцлера в мирных намерениях берлинского правительства. Франция при содействии России и Англии была спасена от вторжения Германии. Хотя после "военной тревоги" Союз трех императоров продолжал существовать, в русско-германских отношениях росли недоверие и отчужденность. Восточный кризис 70-х годов XIX в. высветил глубину противоречий в Союзе трех императоров и ускорил создание австро-германо-итальянского блока. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|