Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Контрреформы в области местного управления и суда





В начале 90-х годов были проведены земская и городская контрреформы, предприняты шаги к из­менению Судебных уставов 1864 г. Несмотря на стремление само­державия с самого начала введения земских учреждений сохра­нить в них преобладание дворянства, позиции последнего под влия­нием объективных условий постепенно ослабевали. В ряде губер­ний обнаружился "недобор" гласных из дворян из-за сокращения числа дворян-землевладельцев. В промышленных губерниях пред­ставительство дворян в земствах сокращалось за счет усиления торгово-промышленной буржуазии и новых землевладельцев из купцов и богатых крестьян. Правительство было также обеспокоено оппозиционными настроениями и конституционными притязания­ми земских деятелей, особенно отчетливо проявившимися в зем­ском либеральном движении на рубеже 70—80-х годов.

Самодержавие поставило задачу усилить роль дворянства в земстве, обеспечив ему более полное и устойчивое господства в зем­ских учреждениях, ограничить представительство в них недворян­ских элементов, в особенности крестьянства. Вместе с тем пресле-


довались цели дальнейшего ограничения компетенции земств и уси­ления контроля за ними со стороны административных властей. Реакционное дворянство требовало вообще ликвидировать бессо­словность и выборность земств. В этом плане и был разработан проект о преобразовании земских учреждений, автором которо­го являлся директор канцелярии Министерства внутренних дел А. Д. Пазухин. Но при обсуждении проекта в Государственном со­вете правительство все же не решилось пойти на удовлетворение этих притязаний реакционных кругов.

12 июня 1890 г. было утверждено новое "Положение о губерн­ских и уездных земских учреждениях". Формально оно сохраняло принципы бессословности и выборности земств, однако эти прин­ципы были сильно урезаны, в чем и заключался смысл земской контрреформы. Так, землевладельческая курия, по которой ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, теперь ста­ла курией только дворян землевладельцев. Ценз для дворян умень­шался вдвое, а число гласных землевладельческой курии еще бо­лее увеличивалось; соответственно этому уменьшалось число глас­ных по остальным куриям — городской и сельской. Крестьяне фак­тически лишались выборного представительства: теперь они выби­рали только кандидатов в земские гласные, список которых рас­сматривал уездный съезд земских начальников, и по представле­нию этого съезда губернатор утверждал гласных. Лишалось изби­рательных прав духовенство. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие чего более половины избирателей по этой курии утрачивало право участвовать в выборах в земства. В результате этого удельный вес дворян по сравнению с 60-ми го­дами повысился в уездных земских собраниях с 42% до 55%, в гу­бернских —'с 82% до 90%. В уездных земских управах удельный вес дворян повысился с 55% до 72%, а в губернских — с 90% до 94%. Гласные от крестьян теперь составляли: в уездных земских собра­ниях — 31% (вместо прежних 37%), в губернских собраниях — 2% (вместо прежних 7%). Удельный вес гласных от буржуазии сокра­тился с 17% до 14% в уездных земских собраниях и с 11% до 8% — в губернских.

Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа пошла и на дальнейшее ограничение прав этого по существу "дворянского" земства. Теперь губернатор фак­тически полностью контролировал деятельность земских учрежде­ний. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение их любой вопрос. Вводилось новое административное звено — губернское по земским делам присутствие в составе губер­натора (его председателя), губернского прокурора, управляющего государственными имуществами, губернского предводителя дворян­ства и четырех местных дворян-землевладельцев. Оно рассматри­вало "правильность" выборов в земства, проверяло "законность" и "целесообразность" постановлений земств. Председатели и члены


земских управ отныне стали считаться состоявшими на государст­венной службе. Таким путем был введен "государственный эле­мент" в земства.

Те же цели преследовались и при проведении го родской контрреформы. 11 июня 1892 г. было из­дано новое "Городовое положение", по которому еще более урезы­вались избирательные права городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудя­щиеся массы города, но и мелкая буржуазия — мелкие торговцы, приказчики и пр. Это достигалось путем значительного повышения имущественного ценза. Преимущество отдавалось дворянам-домо­владельцам и крупной торговой, промышленной и финансовой бур­жуазии. В результате резко сократилось число избирателей в го­родские думы: например, в Петербурге — с 21 тыс. до 6 тыс. чело­век, в Москве — с 23 тыс. до 7 тыс., в Одессе — с 14 тыс. до 3,7 тыс., в Риге — с 7 тыс. до 3 тыс. человек. В Москве и Петербурге правом участия в выборах в городское самоуправление теперь могло вос­пользоваться не более 0,7% населения. В других городах число из­бирателей сократилось в 5—10 раз, так что нередко количество гласных равнялось числу участвовавших в. выборах. (Напомним также, что более половины городов Российской империи вообще не имело выборного городского самоуправления).

Согласно "Городовому положению" 1892 г., еще более усилива­лась система опеки и административного вмешательства в дела го­родского самоуправления. Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские думы не могли теперь сделать ни шагу без надлежащего "соизволения, разрешения и утверждения" административных вла­стей. Городские головы и члены городских управ отныне стали счи­таться состоявшими на государственной службе чиновниками, а не как "избранные" представители городского населения. Однако в дальнейшем на практике городская контрреформа (как и земская контрреформа 1890 г.) не была полностью реализована, ибо объек­тивные социально-экономические процессы в пореформенной Рос­сии оказались сильнее стремления самодержавия усилить сословно-дворянский элемент в местном управлении.

Подготовка судебной контрреформы Были предприняты шаги для проведения судебной контрреформы. В связи с введением 14 авгу ста 1881 г. мер по чрезвычайной охране сущест­венно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политиче­ским делам. Прекратилась публикация отчетов о политических про­цессах. Указом 12 февраля 1887 г. министру юстиции предоставля­лось право запрещать, если он сочтет необходимым "в видах огра­ждения достоинства государственной власти", публичное рассмот­рение любого дела в суде. Стал систематически нарушаться прин-


цип несменяемости судей: указом 20 мая 1885 г. учреждалось Выс­шее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное по пред­ставлению министра юстиции перемещать и даже смещать судей. Указом 7 июля 1889 г. ограничивалась роль присяжных заседате­лей в суде путем изъятия из их юрисдикции ряда дел.

В 1894 г. новым министром юстиции Н. В. Муравьевым, сме­нившим на этом посту либерального Д. Н. Набокова, был предпри­нят по согласованию с царем пересмотр судебных уставов 1864 г. Однако правительство, встретив сопротивление со стороны различ­ных общественных кругов, не решилось провести судебную контр­реформу.

Национальный вопрос

Национальная политика самодержавия в 80—90-е годы вы­ражалась в ограничении прав некоторых национальностей, в руси­фикации национальных окраин и распространении на них общеим­перского административно-политического управления. Утвердив­шийся в те годы дух воинствующего имперского национализма при­вел к различным стеснениям "иноверцев" и "инородцев". В первую очередь были ущемлены в правах евреи и поляки. Для еврейского населения еще с XVIII в. была установлена "черта оседлости", в пределах которой им разрешено было проживание; она включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессара­бию, Черниговскую и Полтавскую губернии. Однако это ограниче­ние не распространялось на евреев определенных социальных ка­тегорий: купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием, ремес­ленников и солдат. "Временными правилами" от 3 мая 1882 г. евреи лишены были права в пределах "черты оседлости" селиться вне городов и местечек, там же им запрещались приобретение и аренда недвижимых имуществ. В 1887 г. была введена процентная норма приема евреев в высшие и средние учебные заведения (3% в столи­цах и 5% вне черты оседлости), а в 1889 г. приостановлен прием евреев на должность присяжных поверенных.

Как уже было сказано выше (см. главу 13, параграф 2-й), по­сле подавления польского восстания 1863—1864 гг. царское прави­тельство провело ряд мер, направленных на "инкорпорацию" Польши в составе Российской империи. Царство Польское стало называться Привислинским краем, на который распространилось общеимпер­ское административное устройство. В 80-е годы царизм повел ак­тивную политику обрусения Польши. Русский язык усиленно наса­ждался в школе и делопроизводстве польских административных учреждений. Все важные посты в них занимали русские чиновни­ки. Был принят ряд мер к экономической интеграции Польши в составе России, как, например, упразднение в 1885 г. Польского банка, который превратился в Варшавскую контору Петербургско­го банка, и прекращение в обращении польской монеты.


В 90-е годы был проведен ряд мер, направленных на стеснение автономии Финляндии. Царским манифестом 1890 г. провозглаша­лось объединение финляндской почты с общеимперской, о ведении в финских учреждениях делопроизводства на русском языке, об упразднении финского войска и введении в обращение на террито­рии Финляндии российской монеты. Был упразднен Комитет по финляндским делам.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.