Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)





Е. А. Гаганова

 

МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)

ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности

(по видам транспорта)

Конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения по специальности

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Базовый уровень среднего профессионального образования

 

Челябинск


УДК 656.261

ББК 39.28

Г12

 

Рекомендовано к изданию на заседании предметно-цикловой комиссии ОПУ

Протокол № 9 от 28.05.2018 г.

 

Методическое пособие предназначено для студентов очной (2 курс) и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Содержит конспект лекций, читаемых в рамках изучения профессионального модуля ПМ.03 «Организация транспортно–логистической деятельности (по видам транспорта)» междисциплинарного курса МДК.03.02 «Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)».

 

Составитель Е. А. Гаганова, преподаватель профессионального цикла
дисциплин (ЧИПС УрГУПС)

 

Рецензент И. В. Глызина, председатель предметно-цикловой комиссии специальности 23.02.01, преподаватель высшей категории (ЧИПС УрГУПС)

 

 

УДК 656.261

ББК 39.28

 

 

© Филиал ФГБОУ ВО «УрГУПС»
Челябинский институт путей сообщения, 2018
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 8

1 Содержание грузовой и коммерческой работы. Структура управления грузовой и коммерческой работой 9

2 Классификация грузовых перевозок. Назначение и оборудование грузовых станций Ошибка! Закладка не определена.

3 Нормативно-правовая база. Основные положения Устава железнодорожного транспорта в РФ Ошибка! Закладка не определена.

4 Система фирменного транспортного обслуживания Ошибка! Закладка не определена.

5 Классификация средств измерения массы. Порядок взвешивания грузов Ошибка! Закладка не определена.

6 Техническое содержание и контроль за весами Ошибка! Закладка не определена.

7 Порядок предоставления, рассмотрения и принятия заявок на перевозку грузов Ошибка! Закладка не определена.

8 Учет выполнения заявок. Ответственность за невыполнение заявки Ошибка! Закладка не определена.

9 Транспортная характеристика грузов Ошибка! Закладка не определена.

10 Подготовка грузов к перевозке. Методы определения массы грузов. Правила приема Ошибка! Закладка не определена.

11 Тара, упаковка, маркировка грузов Ошибка! Закладка не определена.

12 Договор перевозки груза. ЭЦП Ошибка! Закладка не определена.

13 Правила исчисления сроков доставки грузов Ошибка! Закладка не определена.

14 Подготовка вагонов и контейнеров к погрузке. Технические нормы загрузки Ошибка! Закладка не определена.

15 Правила пломбирования. Порядок заполнения вагонного листа Ошибка! Закладка не определена.

16 Операции по отправлению грузов со станции Ошибка! Закладка не определена.

17 Виды операций в пути следования. Досылка. Переадресовка грузов Ошибка! Закладка не определена.

18 Регистрация прибывших грузов. Выгрузка вагонов в местах общего и необщего пользования Ошибка! Закладка не определена.

19 Требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ Ошибка! Закладка не определена.

20 Складирование и хранение грузов в местах общего пользования. Ошибка! Закладка не определена.

21 Выдача грузов. Нормы естественной убыли Ошибка! Закладка не определена.

22 Значение, характеристика и классификация железнодорожных путей необщего пользования. Учет времени нахождения вагонов на путях необщего пользования Ошибка! Закладка не определена.

23 Порядок разработки, заключения и содержание договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, подачу и уборку вагонов Ошибка! Закладка не определена.

 

24 Виды и формы бланков станционной коммерческой и грузовой отчетности ……………………………………………………………………………………..

25 Виды грузовых тарифов. Тарифные руководства…………………………..

26 Прием к перевозке и погрузка мелких отправок……………………………

27 Оформление перевозки грузов мелкими отправками………………………

28 Контейнерная транспортная система………………………………………..

29 Организация работы контейнерного терминала……………………………

30 Перевозка грузов для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью …………………………………………

31 Общие требования к размещению и креплению грузов на открытом подвижном составе……………………………………………………………….

32 Характеристика грузов, перевозимых на открытом подвижном составе….

33 Габариты погрузки…………………………………………………………….

34 Силы, действующие на груз…………………………………………………..

35 Материалы и способы крепления грузов…………………………………….

36 Прием к перевозке грузов, погруженных по МТУ и НТУ………………….

37 Аттестация работников предприятий, ответственных за размещение и крепление грузов.……………………………………………………………….

38 Размещение и крепление лесоматериалов и металлопродукции………….

39 Размещение и крепление ЖБИ и ЖБК, грузов с плоской опорой и грузов цилиндрической формы…………………………………………………………

40 Размещение и крепление техники на колесном и гусеничном ходу………

41 Размещение и крепление контейнеров в вагонах…………………………...

42 Длинномерные грузы и перевозка на сцепах………………………………..

43 Характеристика навалочных и насыпных грузов. Смерзающиеся грузы, профилактика против смерзания………………………………………………..

Список использованных источников.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Конспект лекций составлен для студентов очной и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Конспект составлен в соответствии с учебной программой, Правилами перевозок грузов, Правилами перевозок опасных грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (ТУ), Уставом железнодорожного транспорта в РФ, других нормативных актов в сфере железнодорожного транспорта, распространяющихся на перевозки грузов различных категорий по железным дорогам государств — участников Содружества и являющихся обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей грузов, портов и пристаней, а также для транспортно–экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

Конспект дает общие понятия и порядок пользования Правилами перевозок грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, определяет порядок оформления документов, производство маневровой работы на путях общего и необщего пользования, определение количественных и качественных показателей работы грузовой железнодорожной станции и порядок пользования инструкциями в сфере грузовых перевозок.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТОЙ

 

Грузовая и коммерческая работа включает комплекс вопросов, свя­занных с перевозочным процессом, начинающимся с приема груза к отправлению и погрузкой и заканчивающийся выгрузкой и выдачей груза получателю.

К грузовой и коммерческой работе относятся также вопросы разра­ботки и соблюдения условий и правил перевозок грузов, обеспечения их сохранности; организации прогрессивных видов перевозок (пакет­ных, контейнерных, комбинированных и маршрутных); механизации погрузочно-разгрузочных работ; переадресовки грузов, работы пунктов коммерческого осмотра, сортировочных платформ; взаимодействия с другими видами транспорта и многое другое.

Правовой основой грузовой и коммерческой работы является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, издаваемые в его раз­витие и содержащие обязательные для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей условия перевозок грузов (нормативные правовые акты). В международных сообщениях правовой основой являются договора и соглашения, заключаемые в установленном порядке. Если они отсутству­ют, то правовой основой является Гражданский кодекс Российской Феде­рации, Устав железнодорожного транспорта, другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации. Основным содержанием грузовой и коммерческой работы являются:

- прием заявок на перевозку грузов и их обработка;

- прием к перевозке грузов и выдача их грузополучателям;

- оформление перевозочных документов;

- механизация погрузочно-разгрузочных работ;

- расчет и взыскание платы за перевозку на основе действующих тарифов;

- обеспечение сохранности перевозимых грузов;

- организация перевозок скоропортящихся грузов;

- транспортно-экспедиционное обслуживание, арендное и договор­ное дело;

- обслуживание железнодорожных путей необщего пользования, раз­работка единой технологии работы станций примыкания и железнодорож­ных путей необщего пользования;

- организация контрольно-ревизионной работы;

- обеспечение безопасности движения, охраны труда и окружающей среды при выполнении грузовых и коммерческих операций и перевозке грузов;

- автоматизация управления грузовой и коммерческой работой, вне­дрение новых информационных технологий.

Созданная система фирменного транспортного обслуживания на же­лезнодорожном транспорте позволяет значительно улуч­шить грузовую и коммерческую работу железных дорог, повысить каче­ство предоставленных транспортных услуг грузоотправителям, грузо­получателям, пользователям и владельцам железнодорожных подъезд­ных путей и собственного железнодорожного подвижного состава.

Грузовой и коммерческой работой на сети дорог в ОАО «РЖД» руководит Департа­мент грузовой и коммерческой работы (ЦМ), на железной дороге— в Дирекции управления движением соот­ветственно служба (М), на участке железной дороги – в Дорожном центре станций (ДЦС) отдел грузовой и коммерческой работы (ДЦСМ), которому непосредственно подчиняются линейные станции (ДС). Наряду с ДЦС существуют внеклассные железнодорожные станции, подчиняющиеся напрямую Дирекции управления движением. В местах общего пользования погрузочно-разгрузочную деятельность осуществляют Транспортно - складские комплексы (ТСК), входящие в состав Дирекции по управлению терминально-складским комплексом, оформлением перевозочных документов занимается Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), в составе которого находятся Линейные агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО), расположенные на линейных станциях железной дороги.

Кроме того, в штат службы М входит аппарат дорожных коммерческих ре­визоров.

Коммерческую работу в сфере грузовых перевозок на железнодорожных станциях выполняют приемосдатчики груза и багажа, агенты актово-претензионного стола, агенты по розыску грузов, агенты ЛАФТО, механизаторы погрузочно-разгрузочных работ, техники ДЦС, инженеры и руководители структурных подразделений. Совершен­ствуется система управления контейнерными перевозками, перевозка­ми скоропортящихся грузов, транзитными и интермодальными пере­возками. Система управления грузовыми перевозками будет осуще­ствляться с учетом работы с парком вагонов ОАО «РЖД» и вагонов операторских компаний.

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЕСАМИ

Для обеспечения исправной и устойчивой работы средства измере­ния массы, применяемые на железнодорожном транспорте, независимо от технического состояния подвергаются плановым видам ремонта, ос­мотра и калибровки в сроки, определенные нормативно-технической или эксплуатационной документацией на весы конкретного типа.

Весы, не удовлетворяющие требованиям стандартов, к выпуску и применению не допускают (их не клеймят), а у весов, находящихся в эксплуатации, гасят оттиски клейм знаком «Х». Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками периодической поверки не допускается.

Самовозгорание — способность некоторых грузов повышать свою температуру (при соответствующих условиях) до загорания. Такому самосогреванию и самовозгоранию наиболее подвержены некоторые сорта углей, волокнистые вещества, тряпье, особенно промасленное, влажное зерно, сено и др.

Огнеопасность — способность веществ в случае возникновения очага загорания к прогрессирующему горению. Огнестойкость — спо­собность грузов не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств (прочности, цвета, формы) под воздействием огня.

Взрывоопасность — способность взрываться, она свойственна неко­торым химическим веществам и их смесям. Учитывая тяжелые послед­ствия взрыва, необходимо особенно строго соблюдать правила складиро­вания, хранения и обращения со взрывоопасными грузами.

Маркировка грузов.

Маркировка, характеризующая тару (кроме мешков) наносится не­посредственно на тару ее изготовителем. Маркировка, характеризую­щая мешки, указывается на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Маркировка, характеризующая тару, наносится: на ящики — в левом верхнем углу торцевой стенки; на бочки и барабаны — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз; на фляги и баллоны — на дне.

Транспортная маркировка грузов

На тарные и штучные грузы грузоотправитель согласно Правилам приема грузов и перевозке обязан нанести транспортную маркировку независимо от соответствия маркировки требованиям, действующим на других видах транспорта. Транспортная маркировка состоит из основных, до­полнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.

Основные надписи должны содержать:

- полное или сокращенное наименование грузополучателя;

- полное наименование станции назначения;

- число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке).

Число грузовых мест и порядковый номер места должны указывать­ся в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные гру­зы в однотипной таре (например табачные изделия разных видов и марок в ящиках) или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопу­стимо смешение сортов в отправке однородных грузов. Их указывают также при перевозке комплектов оборудования, при транспортировании с перегрузкой в пути следования или при перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.

Дополнительные надписи должны содержать:

- наименование пункта отправления с указанием станции отправле­ния и перевозчика;

- железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками.

Железнодорожная маркировка представляет собой дробь: числитель— марка перевозчика и через тире — число мест в отправке; знаменатель — код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4 (книга 2):

Железнодорожная маркировка наносится грузоотправителем (до предъяв­ления груза к перевозке) в местах общего пользования. Железнодорожную маркировку указывают также в соответствующей графе перевозочных до­кументов. Наличие железнодорожной маркировки ускоряет розыск грузов при разъединении их с перевозочными документами, позволяет установить ответственность приемосдатчиков, принимавших груз к перевозке.

Информационные надписи содержат массу брутто и нетто грузово­го места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках. Эти сведения могут не наноситься, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию: габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота, либо диаметр и высота).

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на спо­собы обращения с грузом. Необходимость нанесения этих зна­ков устанавливается в стандартах, технических условиях на продукцию. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.

Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место. Допускается наносить основные, дополнительные и информаци­онные надписи (кроме массы брутто и нетто) не на всех грузовых мес­тах, но не менее чем на четырех, при перевозке однородных грузов в прямом железнодорожном сообщении повагонными отправками.

 

Рис. 1 - Манипуляционные знаки: 1 — осторожно хрупкое; 2 — боится нагрева; 3 — боится сырости; 4 — боится излучения; 5 — соблюдение интервала температур; 6 — скоропортящийся груз; 7 — герметическая упа­ковка; 8 — крюками непосредственно не брать; 9 — место строповки; 10 — место подъема тележкой; 11 — верх, не кантовать; 12 — центр массы; 13 — тропическая упаковка; 14 — штабелировать запрещается; 15 — поднимать непосредственно за груз; 16 — открывать здесь

 

Рис. 2 - Порядок расположения транс­портной маркировки:

1 — манипуляционные знаки; 2 — допускаемые предуп­редительные надписи; 3 — порядковый номер внутри отправки, число мест в отправке; 4 — наименование грузопо­лучателя и пункта назначения; 5 — наи­менование станции перегрузки; 6 — железнодорожная маркировка; 7 — наи­менование грузоотправителя; 8 — наи­менование станции отправления; 9 — масса нетто; 10 — масса брутто; 11 — габаритные размеры грузового места

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОДАЧУ И УБОРКУ ВАГОНОВ

 

Владельцы путей необщего пользования взаимодействуют с железнодорожными станциями по договорам на эксплуатацию путей необщего пользования или по договорам на подачу/уборку вагонов, в зависимости от собственности пути, склада, маневрового локомотива.

Договор на эксплуатацию путей необщего пользования или подачу/уборку вагонов составляется сроком до 5 лет, минимальный срок – 1 год.

Договор содержит информацию о времени погрузки/выгрузки грузов, времени, затраченном на подачу и уборку вагонов с пути, технологические нормы оборота вагона, порядок обслуживания пути локомотивом владельца пути необщего пользования или локомотивом железной дороги.

Договоры заключаются на каждый путь отдельно после обследования его технической оснащенности. Результаты обследования оформляются актом, подписываемым ревизором и начальником станции.

На основании акта обследования перевозчик составляет проект договора, который направляется владельцу пути на обсуждение входящих в него пунктов в течение месяца.

При несогласии владельца пути необщего пользования с отдельными пунктами проекта договора, он оформляет протокол разногласий. Если разногласий нет, то проект подписывается владельцем пути необщего пользования с указанием фразы «согласен». При наличии протокола разногласий проект договора также подписывается владельцем пути необщего пользования с указанием фразы «имею протокол разногласий».

Разногласия регулируются железной дорогой с внесением поправок в проект договора и вновь договор отправляется на рассмотрение владельцу пути необщего пользования. В случае согласия владельца с корректировкой, он пишет слово «согласен» и ставит подпись - для оформления подлинного договора.

Если железная дорога отказывает в рассмотрении протокола разногласий, клиент вправе обратиться в суд. Новый договор составляется за 3 месяца до истечения срока действия старого договора.

При обоюдном подписании договора оформляется акт согласования со всеми службами, причастными к обслуживанию пути необщего пользования: служба перевозок, связи и СЦБ, пути, вагонного хозяйства и юридической службы.

Учет времени нахождения вагонов на путях необщего пользования

1) Если обслуживание ПНП осуществляется локомотивом железной дороги, то простой вагона рассчитывается с момента подачи вагона на путь выгрузки к складу владельца до момента получения уведомления об окончании грузовой операции.

2) Если обслуживание ПНП осуществляется локомотивом владельца пути необщего пользования, то простой вагона считается с момента подачи вагона на выставочный путь станции до момента возврата вагона владельцем пути необщего пользования на выставочный путь станции.

3) В случае, если железная дорога не уведомила владельца пути необщего пользования о предстоящей подаче вагона за 2 часа до подачи, то простой вагона считается спустя 2 часа от момента подачи на путь необщего пользования и до момента получения уведомления об окончании грузовых операций.

Согласно Правилам перевозок грузов вагоны подаются на путь необщего пользования с обязательным предварительным уведомлением клиента за 2 часа до желаемой подачи.

Согласно Правилам перевозок грузов при расчете простоя вагонов в часах, время до 15 минут отбрасывается, а от 15 минут и более минут округляется до полного часа.

Нормы на погрузку/выгрузку грузов прописываются в договоре на эксплуатацию пути необщего пользования или в договоре на подачу/уборку вагонов. Также типовые нормы опубликованы в Приказе РЖД №70/Н.

Время простоя вагонов под грузовыми операциями оплачивается по Тарифному руководству № 2. Штрафы за простой сверхнормы рассчитывается по ст. 99,100 Устава железнодорожного транспорта, исходя из 0.2 МРОТ за каждый час задержки.

При задержке вагонов сверхнормы под грузовыми операциями более чем на 24 часа с момента подачи на фронт выгрузки или более 36 часов с момента прибытия вагона на станцию в составе поезда взыскивается 10-кратный штраф от 0.2 МРОТ.

ГАБАРИТЫ ПОГРУЗКИ

 

Погруженный в открытый подвижной состав груз с учетом упаковки и креп­ления должен размещаться в пределах установленного габарита погрузки при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке и совпадения в одной вертикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.

Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпенди­кулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться погруженный в открытый подвижной состав груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного со­става на прямом горизонтальном пути и совмещении в одной вер­тикальной плоскости продольных осей подвижного состава и пути.

· Основной габарит погрузки

· Льготный габарит погрузки

 

 

· Зональный габарит погрузки

 

 

СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ГРУЗ

 

Схема сил, действующих на груз

· Продольная инерционная сила

апр – удельная продольная инерционная сила [тс/т]

Q – масса груза [т]

для 4-осного вагона:

для 8-осного вагона:

аn – значение удельной продольной инерционной силы

по техническим условиям для упругого крепления  
а22 =1.2

а94=0.97

 

 

· Поперечная инерционная сила

 

 

lв – база вагона

lгр – длина груза

lв4 = 9.72 м

lв8 = 17 м

аn8 = 0.4 тс/т

· Вертикальная инерционная сила

K4 = 5*10-6 = 0.000005

K8 = 20*10-6

· Ветровая нагрузка

Sn – площадь наветренной поверхности [м2]

· Продольная сила трения

µ (коэффициент трения) = 0,45 (для дерево по дереву)

 

· Поперечная сила трения

· Усилие продольное

· Усилие поперечное

n = 1.25 (при погрузке по ТУ), n ==1,5 (по МТУ и НТУ)

· Разность усилий

Если разность при расчете получилась со знаком «+», то требуются дополнительные крепления груза от продольных и поперечных перемещений, если со знаком «-», то дополнительные крепления не нужны.

Е. А. Гаганова

 

МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.