|
ТЕМА: ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПИТАНИЯ.Стр 1 из 4Следующая ⇒ ТЕМА: ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. Задание 1. Заполните таблицу: КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПИТАНИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ И БИОЛОГИЧЕСКОМУ ЭФФЕКТУ
Задание 2. Приведите классификацию алиментарных и алиментарно-обусловленных заболеваний.
Задание 3. Назовите болезни и синдромы недостаточного питания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Назовите болезни и синдромы избыточного питания: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Тактика врача при дифференциальной диагностике и лечении разных групп алиментарных и алиментарно-обусловленных заболеваний: ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Назовите 1-й принцип рационального питания. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Назовите способы контроля выполнения 1-го принципа рационального питания: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 8. Нарушение 1 принципа рационального питания приводит к ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 9. Заполните таблицу калориметрических коэффициентов нутриентов.
Задание 10. Какой % суточного калоража питания дают основные нутриенты
Задание 11. Из чего складываются суточные энерготраты человека? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 12. Что понимают под Основным обменом (ОО)? Какие показатели учитываются при расчете ОО? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Задание 13. Заполните таблицу:
Задание 14. Назовите, на что расходуется энергия ОО. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 15. Назовите 2-й принцип рационального питания. ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 16. Выберете из приведенных соотношений цифр (1:1:1), (1:1:5), (1:1:3); (1:0,8:3); (1:1:4), (1:0,9:3,2) оптимальное соотношение в пище белков, жиров и углеводов, подходящее для определенной группы населения:
Задание 17. Назовите оптимальный баланс (%) между:
Задание 18. Назовите способы контроля выполнения 2-го принципа рационального питания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 19. Назовите 3-й принцип рационального питания. Перечислите его основные компоненты: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 20. Назовите рекомендуемое распределение суточного калоража по приемам пищи. ______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 21. Назовите способы контроля выполнения 3-го принципа рационального питания: _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 22. Назовите 4-й принцип рационального питания. Что обеспечивает выполнение этого принципа? ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 23. Назовите 5-й принцип рационального питания и способы контроля его выполнения. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 24. Решите тесты, выбрав правильный ответ.
Задание 26. Ознакомьтесь с условием и решением ситуационной задачи. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1
Врач-хирург, 38 лет, в сутки затрачивает 3250 Ккал. В рационе питания врача-хирурга содержание белков 93 г (35г животного происхождения), жиров 117 г (16 г растительных) и 300 г углеводов. Калорийность рациона — 2699,3 Ккал. В режиме питания 3-х кратный прием пищи: завтрак в 7.00 утра, обед – 15.00, ужин – 21.00. Распределение калорийности по приемам: завтрак – 20%, обед – 50%, ужин – 30%. Определите группу интенсивности труда. Определите полноценность питания, сбалансированность рациона и режим приема пищи. Дайте рекомендации по устранению недостатков. РЕШЕНИЕ 1. По энерготратам врач-хирург относится к 3-й группе интенсивности труда. Калорийная ценность рациона не соответствует энерготратам. Качественный состав рациона имеет отклонения: общее количество белков (93 г) в рационе соответствует физиологическим нормам, но содержание белков животного происхождения ниже рекомендуемых норм – 32,5% (вместо – 55-60%). Общее количество жиров в рационе достаточное (116 г), однако сбалансированность жирового компонента не обеспечена. В рацион включены растительные жиры в малом количестве и составляют всего 13,7% жиров (вместо 25-30%). Количество углеводов в рационе значительно ниже нормы (см. Приложение, табл. 4 «Нормы физиологических потребностей в углеводах для взрослого населения, г/сут»). Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе нерациональное и составляет 1:1,2:3,2 при норме 1:1:4. 2. Режим питания нерациональный. Интервал между отдельными приемами пищи более 7 часов, распределение калорийности рациона по приемам неправильное — повышена калорийность ужина и снижена калорийность завтрака. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Питание врача-хирурга неполноценное и несбалансированное. В рационе отмечается большой дефицит углеводов, неблагоприятное соотношение между белками, углеводами, жирами. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2
К врачу обратился больной Н. 63 лет, пенсионер, который страдает избыточной массой тела, имеются выраженные признаки атеросклероза коронарных сосудов, гипертония. При опросе выявлено, что больной питается 3 раза в день, избегает жирной и острой пищи. При анализе рациона питания за день установлено: содержание белков 70г, жиров – 50г, углеводов – 400г. По витаминному и минеральному составу рацион соответствует нормам. Дайте оценку адекватности питания больного согласно основным принципам рационального питания. Назовите причины избыточного веса у больного. Определите, к какой группе алиментарных заболеваний относится данная патология. РЕШЕНИЕ 1. Суточная потребность в энергии неработающего пенсионера составляет 2100-2300 Ккал (1-я группа интенсивности труда). 2. Рассчитаем калорийность питания пациента Н. Калориметрические коэффициенты нутриентов составляют: белки – 4,1 Ккал; жиры – 9,3 Ккал; углеводы – 4,1 Ккал. В рационе питания присутствует 70 г белка, что при расщеплении дает 287 Ккал; жиров 45г – 465 Ккал; углеводов 400г – 1640 Ккал. Калорийность суточного рациона составляет: 287 Ккал + 418,5 Ккал + 1640 Ккал = 2345,5 Ккал. Калорийная ценность рациона соответствует суточным энерготратам для данной категории населения. 3. Качественный состав рациона имеет отклонения: общее количество белков (70 г) в рационе соответствует физиологическим нормам. Общее количество жиров в рационе недостаточное 45 г (при норме 60-70 г). Количество углеводов в рационе выше нормы, вместо 300 г их содержится 400 г (см. Приложение, табл.12). 4. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе нерациональное и составляет 1:0,6:5,7 при норме 1:0,8:3. 5. Режим питания нерациональный (3-х кратный). Для пациента с избыточной массой тела рекомендуется дробное питание 6-8 раз в сутки. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Питание пенсионера Н. неполноценное и несбалансированное. В рационе отмечается дефицит жиров и избыток углеводов, неблагоприятное соотношение между белками, жирами, углеводами. Выявлено нарушение режима питания. Так как калорийность питания соответствует суточным энерготратам, то избыточный вес не связан с питанием. Наличие у пациента выраженных признаков атеросклероза коронарных сосудов и гипертонии позволяет предположить вторичное алиментарное заболевание (возможно, эндокринная патология). Задание 27. Решите задачи. Запишите развернутый ответ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1 К врачу обратилась пациентка А., 56 лет. Работает библиотекарем. Масса тела пациентки А. составляет 95 кг при росте 168 см. В анамнезе больная А. 5 лет назад перенесла инфаркт миокарда (ишемическая болезнь сердца), имеет установленный диагноз атеросклероз коронарных сосудов. При опросе выявлено, что, в связи с особенностями работы, больная питается нерегулярно. Анализ суточного рациона питания пациентки А. позволил установить: белков – 60г, жиров – 100г, углеводов – 400г. По витаминному составу рацион отвечает нормам. Ответьте на поставленные вопросы: 1. Дайте оценку адекватности питания больной согласно основным принципам рационального питания. 2. Назовите причины избыточного веса у пациентки А. 3. Определите, к какой группе алиментарных заболеваний относится данная патология. 4. Дайте рекомендации по устранению недостатков. Решение задачи 1 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2 У водителя городского транспорта (II группа физической активности), 61 год, выявлена гиперхолестеринемия и атеросклероз сосудов головного мозга. Суточные энерготраты составляют 2590 Ккал. В рационе питания водителя городского транспорта содержание белков 90 г (40г животного происхождения), жиров 120 г (34 г растительных) и 560 г углеводов. В режиме питания 3-х кратный прием пищи: завтрак в 5.00 утра, обед – 14.00, ужин – 20.00. Распределение калорийности по приемам: завтрак – 10%, обед – 30%, ужин – 60%. По витаминному и минеральному составу рацион отвечает нормам. Ответьте на поставленные вопросы: 1. Определите группу интенсивности труда. 2. Дайте оценку адекватности питания больной согласно основным принципам рационального питания. 3. Назовите причины избыточного веса у водителя городского транспорта. 4. Определите, к какой группе алиментарных заболеваний относится данная патология. 5. Дайте рекомендации по устранению недостатков. Решение задачи 2 ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ БЕЛКИ Задание 2. Перечислите основные функции белков в организме человека, приведите примеры. 1. _____________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________ 3. _____________________________________________________________ 4. _____________________________________________________________ 5. _____________________________________________________________ Задание 3. Перечислите признаки полноценности белков: 1. ______________________________________________________________ 2. ______________________________________________________________ 3. ______________________________________________________________ Задание 4. Какие аминокислоты называются незаменимыми? __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Заполните таблицу: ЖИРЫ Задание 13. Назовите состав пищевых жиров: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 14. Перечислите основные функции жиров: 1. ________________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________ 4. _______________________________________________________________ 5. _______________________________________________________________ Задание 15. Заполните таблицу, впишите представителей каждой группы:
ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ Задание 16. Назовите, на какие семейства делятся полиненасыщенные жирные кислоты, продукты-поставщики. 1. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание 17. Заполните таблицу. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЖИРОПОДОБНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Задание 20. Назовите основные функции холестерина в организме человека._____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 21. Назовите продукты с высоким содержанием холестерина. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ УГЛЕВОДЫ Задание 22. Перечислите основные функции углеводов: 1. ________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ 4. ________________________________________________________________ 5. ________________________________________________________________ Задание 23. Запишите классификацию углеводов:
Задание 24. Заполните таблицу:
Задание 25. Укажите, какое действие на организм человека оказывают пищевые волокна: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 26. Назовите продукты с большим содержанием пищевых волокон: _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 27. Назовите, какое действие на организм человека оказывают пектиновые вещества: _____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 28. Назовите продукты с большим содержанием пектиновых веществ: _________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ В ПИТАНИИ. ВИТАМИНЫ Задание 1. Перечислите основные функции витаминов: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 2. Заполните таблицу.
Задание 3. Напишите, какие витамины могут синтезироваться в организме человека: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Перечислите виды витаминного статуса организма человека: 1. _______________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________ 4. _______________________________________________________________ 5. _______________________________________________________________ Задание 5. Назовите методы, используемые для диагностики витаминной обеспеченности организма: ____________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 6. Перечислите, факторы, повышающие потребность организма в витаминах. Заполните таблицу.
Задание 7. Заполните таблицу. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА Задание 9. Классификация минеральных веществ, критерий разделения минеральных веществ на макро- и микроэлементы. 1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 10. Заполните таблицу: СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА Водитель бульдозера, 37 лет, в сутки затрачивает 3210 Ккал. В рационе питания водителя бульдозера содержание белков 110 г (65г животного происхождения), жиров 115 г (35 г растительных) и 440 г углеводов. Калорийность рациона – 3406,5 Ккал. Минеральные соли представлены следующим образом: кальций – 800 мг, фосфор – 1600 мг, железо – 15 мг, магний – 500 мг. Содержание витаминов следующее: А – 0,12 мг, В1 – 1,7 мг, В2 – 1,5 мг, С – 60 мг. В режиме питания 3-х кратный прием пищи: завтрак в 7.00 утра, обед – 16.00, ужин – 21.00. Распределение калорийности по приемам: завтрак – 10%, обед – 40%, ужин – 50%. Определите группу интенсивности труда. Определите полноценность питания, сбалансированность рациона и режим приема пищи. РЕШЕНИЕ 1. По энерготратам водитель бульдозера относится к 3-й группе интенсивности труда. 2. Калорийная ценность рациона соответствует энерготратам. Качественный состав: общее количество белков (110 г) в рационе соответствует физиологическим нормам, рацион сбалансирован по содержание белков животного происхождения – 59%. Общее количество жиров в рационе достаточное (115 г), отмечается сбалансированность жирового компонента (70% – животные жиры, 30 % – растительные). В рацион включены растительные жиры в малом количестве и составляют всего 17% жиров (вместо 25-30%). Количество углеводов в рационе соответствует нормативным. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе рациональное и составляет 1:1:4. 3. Количество солей кальция и фосфора в рационе соответствует суточным потребностям. Однако их соотношение составляет 800:1600 = 1:2, что не соответствует правильному соотношению 1:1,5. Содержание железа и солей магния и соответствует физиологическим потребностям организма, но соотношение кальция и магния нарушено: вместо 2:1 (800:500) составляет 1:0,6. Рацион водителя бульдозера содержит недостаточное количество витаминов А, В1, В2 и С. 4. Режим питания нерациональный. Интервал между отдельными приемами пищи более 8 часов, распределение калорийности рациона по приемам неправильное – значительно повышена калорийность ужина и снижена калорийность завтрака. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Питание водителя бульдозера полноценное и сбалансированное по количественному и качественному содержанию белков, жиров и углеводов. Отмечается неблагоприятное соотношение между солями кальция и фосфора, кальция и магния. В рационе недостаточно витаминов. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА Группа студентов медицинского вуза, проживающих в общежитии, обратилась к врачу поликлиники с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, повышенную сонливость, быструю утомляемость, ухудшение успешности в обучении, кровоточивость и припухлость десен. При опросе установлено, что студенты питаются не регулярно, готовить горячие блюда не успевают, столовую не посещают. Рацион питания студентов в основном состоит из колбасных, изделий, консервов и концентратов быстрого приготовления. При осмотре студентов врач обратил внимание на синюшность носа, губ, ногтей, наличие отечности и кровоточивости десен. На руках и коленях у некоторых студентов отмечалось наличие нескольких синяков, бледность и сухость кожи. Поставьте предварительный диагноз патологии. Какие исследования необходимо провести для подтверждения или изменения диагноза. Какими методами можно провести массовое обследование с охватом всех студентов, проживающих в общежитии? Дайте рекомендации по профилактике подобных заболеваний. РЕШЕНИЕ Анализ жалоб, данных анамнеза и объективного осмотра группы студентов (нарушение качественного состава рациона питания, нерегулярность принятия пищи, внимание на синюшность носа, губ, ногтей, наличие отечности и кровоточивости десен, наличие на руках и коленях, бледность и сухость кожи) мы можем поставить предварительный диагноз «Гиповитаминоз или авитаминоз по витамину С». Для подтверждения диагноза необходимо провести лабораторное исследование: определение содержания витамина С в моче или крови (например: определение аскорбиновой кислоты в часовом количестве утренней мочи по Железняковой. Если за 1 час выделяется 0,8 мг – насыщенность организма витамином С достаточная; 0,4 – 0,79 мг – удовлетворительная; 0,39 мг и менее – недостаточная). Для проведения массового обследования студентов, проживающих в общежитии, для оценки степени насыщенности витамином С, определяют при помощи вакуумного теста устойчивости капилляров – функциональная щипковая проба (использование воронки с отрицательным давлением). После создания вакуума над ограниченным участком кожи посчитывают количество образовавшихся точечных кровоподтеков в коже. Большое количество таких кровоподтеков говорит о ломкости капилляров, и, следовательно, о недостаточности витамина С в организме. Для уменьшения витаминной недостаточности по витамину С, группе студентов рекомендовано: прием витамина С по 100 мг/сутки, включение в питание свежих овощей и фруктов (свежей и квашенной капусты, картофеля, болгарского перца, черной смородины, цитрусовых и др.).
Задание 12. Решите задачи. Запишите развернутый ответ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1 В суточный рацион рабочего-деревообработчика, 27 лет, входят: белки 70 г (10 г животные); жиры 180 г (растительные – 30 г); углеводы 350 г (в том числе 200 г крахмала). Минеральные вещества: фосфора –1200 мг; кальция – 600 мг; железа – 25 мг. По витаминному составу суточный рацион содержит витамина С – 60 мг, витамина В1 – 2,5 мг, витамина В2 – 2,8 мг, витамина А – 500 мг, витамина РР – 2,5 мг. Ответьте на поставленные вопросы: Определите группу интенсивности труда. Определите полноценность питания, сбалансированность рациона и режим приема пищи. Дайте рекомендации по профилактике подобных заболеваний. Решение задачи 1 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2 При плановом медицинском обследовании учащихся железнодорожного техникума отмечено, что значительная часть из них жалуется на снижение работоспособности, быстро наступающее утомление, мышечную слабость, светобоязнь, резь в глазах, что сами учащиеся объясняют ухудшением освещенности на рабочих местах прохождения практики. При объективном обследовании у многих учащихся отмечается сухость и бледность кожи, ороговение волосяных фолликулов, особенно на локтях, коленях, огрубение кожи на пятках, у некоторых даже с трещинами, образование угрей, исчерченность ногтей. На вопрос врача о питании в столовой особых жалоб не предъявляют. Ответьте на поставленные вопросы: Поставьте предварительный диагноз патологии. Какие методы углубленного исследования необходимо провести для установления диагноза? Дайте рекомендации по профилактике подобных заболеваний. Решение задачи 2 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕМА: ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. Задание 1. Заполните таблицу: КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПИТАНИЯ Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|