Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Симптоматология дегенеративно-дистрофического суставного синдрома.





К нему относиться остеоартроз.

Больные остеоартрозом имеют общее хорошее состояние. Часто они бывают тучными. Общие симптомы отсутствуют.

Большинство больных жалуются на боль, опухание сустава, ограничение движения в пораженном суставе и хруст.

Начинается боль незаметно. Сначала появляется при определенных условиях: долгом стоянии, ходьбе по пересеченной местности, подъеме и спуске по лестнице.

В дальнейшем боль приобретает упорный характер, может беспокоить больного по ночам и часто сопровождается утренней скованностью, которая длиться несколько минут.

Кроме болевого синдрома, в начальной стадии артроза отмечается небольшая крепитация при движении в суставе, переходящая с развитием болезни в грубый хруст.

При обследовании выявляется деформация сустава.

В поздней стадии происходит ограничение объема активных и пассивных движений. Появляется припухлость сустава стойкого характера.

 

Задача 1.

Женщина, 48 лет, после переохлаждения отметила появление болей в мелких суставах кистей рук.

Со стороны проксимальных межфаланговых суставов отмечается небольшая дефигурация, местная температура повышена, незначительная гиперемия кожи над суставами и ограничение активных и пассивных движений.

1. О каком суставном синдроме можно думать?

2. Какие биохимические тесты назначить для его подтверждения.

Ответ: Можно думать о воспалительном суставном синдроме. Необходимо назначить биохимический анализ крови с определением белков острой фазы воспаления (При этих заболеваниях регистрируется увеличение содержания общего белка сыворотки крови за счет гамма-глобулиновых фракций, отмечается повышение содержания альфа-2-глобулинов. Кроме того, о воспалительной активности свидетельствует повышение показателей фибриногена, серомукоида, появление в крови С-реактивного белка, который в крови здоровых людей отсутствует).

Задача 2. Мужчина, 68 лет отмечает боли в коленных суставах при движении, особенно трудно сделать первые шаги, незначительную утреннюю скованность, хруст в суставах при движении. В состоянии покоя боли проходят.

При осмотре форма сустава сохранена, объем пассивных движений превышает объем активных движений, боль отмечается на всем протяжении сгибания и разгибания, отмечается болезненность при пальпации периартикулярных тканей.

1. О каком суставном синдроме можно думать?

2. Какие рентгенологические изменения можно выявить при R-снимке пораженных суставов?

Ответ: Можно думать о дегенеративно-дистрофическеом суставном синдроме. На снимке можно увидеть сужение суставной щели, краевые остеофиты, субхондральный склероз, кистовидные просветления в эпифизах.

 

 

Тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.

 

1. Ревматизм вызывается

а) стафилококком

б) В-гемолитическим стрептококком группы С

в) пневмококком

г) В-гемолитическим стрептококком группы А

д) возбудитель неизвестен

 

2. К каким заболеваниям суставов относится ревматоидный артрит?

а) воспалительным

б) дегенеративным

в) метаболическим

 

3. Что из нижеперечисленного указывает на воспалительный характер суставных болей?

1. деформация сустава а) 1, 4, 5

2. хруст в суставе б) 2, 3 5

3. припухлость сустава в) 3, 4, 5

4. гипертермия кожи над суставом

5. боль усиливается во вторую половину ночи

 

К какому виду сустава относятся ниже перечисленные суставы?

4. Коленный сустав а) амфиартроз

5. Межпозвонковый сустав б) синартроз

6. Соединение костей черепа в) диартроз

 

Ответы: 1 – Г, 2 – А, 3 – В, 4 – В, 5 – Б, 6 – А.

 

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

 

5. Работа на занятии:

1.Организационные вопросы – 5 мин.

2.Проверка исходного уровня знаний – 5 мин.

3.Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин.

4. Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 25 – 30 мин.

5.. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателей с тематическими больными – 30 мин.

6. Знакомство студентов с лабораторно-инструментальными данными по истории болезни – 10 мин.

7. Анализ проделанной работы студентами с выходом на синдромный диагноз – 10 мин.

8.Итоговый контроль: тестирование (тесты прилагаются).

9.Подведение итогов и задание на дом – 5 мин.

 

- Место проведения занятия – учебная комната, палаты.

- Оснащенность и время проведения занятия – альбомы УИРС, схема написания истории болезни в пропедевтической терапевтической клинике, тематические больные, тесты.

- Время – 2 академических часа.

- Форма отчетности – итоговое тестирование (тесты прилагаются).

Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 6) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней (Ю.М. Бобылевым).

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРТСВЕННАЯ МЕДИЦИНИСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АКАД. Е.А. ВАГНЕРА»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой,профессор

_________В.Ю.Мишланов

«___»__________2009г.

 

 

Клинические методы исследования больных с заболеванием системы крови. Морфологическое исследование периферической крови, диагностическое значение.

Методическая разработка практического занятия для студентов III курса

лечебного факультета

 

Курс - III семестр

Факультет: лечебный

Продолжительность занятия: 4 академических часов

Место проведения: кардиологическое отделение ГКБ№4

 

 

Пермь, 09

1.Тема занятий: Клинические методы исследования больных с заболеванием системы крови. Морфологическое исследование периферической крови, диагностическое значение.

 

2.Значение изучения данной темы. Изучение данной темы дает понимание о методах клинического обследования больных с заболеванием системы крови, кроветворные органы чрезвычайно чувствительны к различным физиологическим и патологическим воздействиям на организм, отражением этих является картина периферического анализа крови в норме и при заболевании различных систем организма.

3.Цель занятия: Научить студентов клиническому обследованию больных с заболеванием системы крови и ознакомить студентов с основным показателями клинического анализа периферической крови в норме и при заболевании различных систем организма.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

- анатомо-физиологические особенности системы крови;

- основные жалобы больных с заболеванием системы крови;

- данные общего осмотра больных с заболеванием системы крови;

- уметь проводить пальпацию периферических лимфатических узлов,

печени, селезенки;

- показатели общего анализа крови в норме;

- методику определения гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов, содержание гемоглобина в одном эритроците, скорости оседания эритроцитов (СОЭ);

- методику подсчёта лейкоцитарной формулы;

- клиническое значение клеток крови, средние содержание гемоглобина в одном эритроците, СОЭ;

- лейкоцитарную формулу в патологии;

- представление о стернальной пункции, трепанобиопсии;

- представление о коагулограмме;

Самоподготовка к занятию.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- анатомо-физиологические особенности системы крови;

- основные жалобы больных с заболеванием системы крови, механизм их возникновения;

- данные общего осмотра больных с заболеванием системы крови;

-уметь проводить пальпацию периферических лимфатических узлов, печени, селезёнки;

- уметь анализировать данные общего анализа крови, биохимического анализа крови.

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

- анатомо-физиологические особенности системы крови, схема ростков кроветворения;

- метаболизм и обмен железа;

Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине пропедевтика внутренних болезней:

- анамнез и его разделы;

- общий осмотр;

- осмотр и пальпация периферических лимфатических узлов;

- перкуссия и пальпация печени;

- пальпация селезенки;

- аускультация сердца;

- исследование свойств пульса;

- критерии нормы периферического анализа крови.

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию.

1.Анатомо-физиологические особенности системы крови, схема ростков кроветворения;

3. Основные жалобы больных с заболеванием системы крови, механизм их возникновения;

4.Значение анамнеза для выявления факторов, способствующие развитию анемии.

5. Значение физикального обследования больных системой крови.

6. Значение количественных и качественных изменений клеточного состава крови:

а) эритроцитов;

б) изменение формы и окраски эритроцитов;

в) изменение цветового показателя;

г) количество ретикулоцитов;

д) лейкоцитоз и лейкопения;

е) нейтрофильный сдвиг;

ж) эозинофилия и анэозинофилия;

з) лимфоцитоз и лимфопения;

и) моноцитоз;

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.