Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Срок реализации программы — 1 год





Для учащихся 15-18 лет

Срок реализации программы — 1 год

 

Разработчик:

Спивак Антон Владимирович,

педагог дополнительного образования

 

 

Энгельс, 2016 г.

Пояснительная записка

Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в его жизни значительную роль при достижении вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути.

Направленность программы - техническая.

Одной из наиболее перспективных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии.

Занятия робототехникой способствуют:

¾ развитию коммуникативных способностей;

¾ приобретению навыков взаимодействия в команде;

¾ развитию самостоятельности при принятии решения;

¾ раскрытию творческого потенциала ученика.

С точки зрения организации учебного процесса данная дисциплина интересна тем, что в игровой форме она включает в себя межпредметные связи, которые развивают не поддельный интерес у детей к науке и экспериментам.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Востребованными являются наукоёмкие технологии, использующие высокоточное оборудование с программным управлением, роботизированные линии. Требуется разработка, внедрение и развитие нанотехнологий, микроэлектроники, механики и программирования отечественными промышленными предприятиями, медицинскими центрами, космической промышленности, системах передачи информации и т.д. Возник спрос на специалистов владеющих на высоком уровне компьютерными технологиями и робототехникой. В педагогической целесообразности образовательной программы не приходиться сомневаться, так как воспитанники, в процессе её освоения научатся использовать компьютеры и их программное обеспечения для создания автоматов, элементов роботизированных систем, программ управления ими. В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Таким образом, образовательная робототехника в образовательном учреждении приобретает все большую значимость и актуальность. Обучающиеся старшей и средней школы вовлечены в образовательный процесс создания моделей - роботов, проектирования и программирования робототехнических устройств. Они имеют возможность представить результаты своего труда, участвуя в робототехнических соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, выставках, профильных сменах и фестивалях.

Образовательная робототехника — часть инженерно-технического образования. Сейчас создаются условия, позволяющие обратить внимание учащихся на профессию инженера, сделать её популярной, тем самым задав вектор развития их личности в направлении инженерных, технических специальностей, начиная со школы. Этому процессу способствует богатая история российской науки, персоналия, даже в таких сравнительно молодых областях знаний как информатика, робототехника, кибернетика. Полученные знания о вкладе советских и российских ученых в развитие мирового сообщества, современные технологии, гордость за сделанные ими открытия позволяют воспитывать подростков в духе гражданственности и патриотизма, верном служении своей отчизне.

Робототехника развивает ребят в режиме опережающего развития, опираясь на знания, полученные в рамках школьных уроков естественнонаучных дисциплин. Робототехника предполагает развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. В основе содержания данной программы лежит концепция инженерного образования на основе интеллектуальной и творческой деятельности. Образовательная программа дополнительного образования «Основы автоматики и робототехники» направлена на поддержку среды для детского научно-технического творчества и обеспечение возможности самореализации обучающихся. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

НОВИЗНА

Программа «Основы автоматики и робототехники» реализуется в формате кружковой работы и предлагает использование персональных компьютеров, бесплатного программного обеспечения, электронные конструкторы "Знаток", микроконтроллеры Arduino и аппаратно-программного обеспечения для их настройки и программирования, как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и компьютерному управлению.

Обучение в рамках выбранного направления, отказ от использования дорогостоящих Lego-платформ, способствует формированию преемственности в области технического образования между общеобразовательной школой, профессиональными ступенями обучения и инновационными отраслями народного хозяйства, такими как промышленная автоматизация, военно-промышленный комплекс, машиностроение, приборостроение, интеллектуальные устройства.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Педагогическая целесообразность программы объясняется соответствием новым стандартам обучения, которые обладают отличительной особенностью: ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Такую стратегию обучения и помогает реализовать деятельность детей, их родителей, наставников которая учит самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Разноплановая работа по конструированию, моделированию, программированию, экскурсии позволяют воспитанникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

Введение в дополнительное образование данной образовательной программы с использованием таких методов, как совместное творчество, поиск проблем и их практическое решение, анализ и обобщение опыта, подготовка исследовательских проектов и их защита, элементы соревнований и т.д., неизбежно изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение детьми на практике теоретических знаний, полученных из области математики или физики, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. И с другой стороны, игры с созданием моделей роботов, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения сложного теоретического материала на занятиях. Программирование на компьютере (например, виртуальных исполнителей) при всей его полезности для развития умственных способностей во многом уступает программированию автономного устройства, действующего в реальной окружающей среде. Подобно тому, как компьютерные игры уступают в полезности играм настоящим.

Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам. Занимаясь с детьми на кружках робототехники, мы подготовим специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Создание условий для личностного развития обучающихся через научно-техническое творчество, включающее в себя конструирование, программирование и исследование моделей с использованием современных информационных и образовательных технологий.

Задачи:

- обучение проектной методике работы на примере разработки компьютерных 2D и 3D моделей, программирования микропроцессорных систем Arduino;

- развитие образного, технического и логического мышления, умения творчески подходить к решению задачи;

- воспитание целеустремленности, трудолюбия, нравственности, коммуникативных навыков, творческих способностей, логического и алгоритмического мышления у детей.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Обучение по данной программе направлено на приобретение учащимися знаний и привлечение их к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств, а также проведение исследований, создание и работу над проектами.

Специфика предполагаемой деятельности детей в рамках данной программы, заключается в том, что для успешной реализации каждого намеченного этапа, обучение ведется в малокомплектных группах, численностью не более 8 человек, работающих в парах. Изучаемый материал можно объединить на 4 логически связанных блока:

1 конструирование;

2 компьютерное 2D и 3D моделирование в среде САПР;

3 электротехника;

4 программирование микроконтроллеров Arduino.

В каждом учебном блоке учащиеся занимаются технологией, сборкой и/или программированием. В каждом отдельном блоке дети более глубоко изучают какую-то одну дисциплину, на которой фокусируется основная деятельность учащихся.

Кроме того, следует выделить базовые принципы, определяющие особенность данной программы:

- принцип интегративности (подразумевает объединение разрозненных экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в единое целое);

- принцип деятельностного подхода (знания открываются учащимися и проверяются на практике);

- принцип компетентностного подхода (под компетентностью нами понимается способность системно применять знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении проблем).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Сроки реализации Программы – 1 год.

Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы – 15-18 лет, т.к. психолого-педагогические особенности возрастной категории обучающихся до 15 лет не имеют достаточно высокого уровня развития абстрактного мышления и предметных знаний в области физики и информатики.

Формы занятий. Логика взаимодействия воспитанников и педагога на занятиях независимо от избранной формы занятия строится на принципах: диа- и полилогичности (множественность коммуникативных связок в инфо-образовательной среде), предъявления разумных требований, свободы проявления творческой личности. Педагог использует различные формы занятий в зависимости от стратегических и тактических целей и задач:

- лекции;

- семинары;

- практикумы;

- круглый стол;

- экскурсии;

- дистанционное обучение;

- самостоятельная работа;

- творческая лаборатория.

Разнообразные формы предъявления учебно-познавательного материала делают содержание доступным, интересным и привлекательным для подростков. Формы организации деятельности воспитанников:

- занятия коллективные, индивидуально-групповые, межуровневые (занятия для воспитанников, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят воспитанники, освоившие более высокий уровень).

- индивидуальная работа детей, предполагающая самостоятельный поиск различных ресурсов для решения задач:

- учебно-методических (обучающие программы, учебные, методические пособия и т.д.);

- материально-технических (электронные источники информации);

- социальных (консультации специалистов, общение со старшеклассниками, сверстниками, родителями).

- Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях различного уровня.

Режим и продолжительность занятий основывается на санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах 2.4.4.1251-03: групповые занятия проводятся в будничные дни – 2 занятия в неделю с обязательным перерывом через 40 минут. Индивидуально-групповые занятия начинаются со второго этапа обучения (работа с детьми, при подготовке к конкурсам, соревнованиям) и проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (2 урока).

По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами. В конце года творческая лаборатория – демонстрация возможностей роботов между группами. В конце курса воспитанники в группах или индивидуально создают творческий проект и подготавливают творческий отчет.

Количество занятий и учебных часов в неделю – на группу в неделю выделяется 2 часа – в год 74 часа.

Количество обучающихся в группе – 8 человек; количество воспитанников ограничивается техническими возможностями (8 конструкторов Arduino и 5 компьютеров). Учитывая различный уровень подготовки и возрастные качества воспитанников, разделы данной программы, темы занятий и количество часов, отводимые на них – варьируются.

Особенности набора детей - общедоступный набор.

Основной партнер по реализации обучающей программы – Центр молодежного инновационного творчества «Сигнал» (Адрес: 413119, Саратовская область, г. Энгельс-19, 5-й квартал, 1в).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.

Воспитанники должны знать:

- основные принципы механики;

- основы построения векторного изображения, в том числе и в среде САПР Компас 3D;

- основы электросхематехники;

- основы алгоритмизации;

- основы объектно-ориентированного программирования микроконтроллера Arduino UNO.

Воспитанники должны уметь:

· решать задачи практического содержания;

· моделировать и исследовать процессы, творчески подходить к решению задачи;

· составлять алгоритмы действий для исполнителя с заданным набором команд;

· правильно подключать к блоку Arduino UNO электропитание и внешние устройства;

· составлять, отлаживать и модифицировать программы для реальных и виртуальных исполнителей;

· разделять обязанности при работе в малой группе, контролировать действия своей «пары», разрешать конфликты.

Формы подведения итогов реализации и контроля. В качестве домашнего задания предлагаются задания для обучащихся по сбору и изучению информации по выбранной теме:

- выяснение технической задачи;

- определение путей решения технической задачи.

Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ. Не возбраняется подключение членов семей учащихся к реализации технических заданий кружковцев, при выполнении проектов.


2. Учебно-тематический план.

[2 группы 1 года обучения, по 2 часа в неделю, итого 74 часа]

№ п/п № темы Содержание программы Количество часов по формам деятельности
Всего Теория Практика
    Блок №1 «Конструирование» (21 час)      
    Вводное занятие      
    Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Роботы вокруг нас.      
    Проектная деятельность на производстве. Что такое проект, техническая документация проекта, техническое задание (ТЗ)      
    Проектная деятельность в робототехнике      
    Проектный подход. Как сделать (ТЗ)      
    Планирование работ. Искусство презентации проекта. Оформление отчёта о ТЗ      
    Примеры роботов, решающих задачи. Соревновательная робототехника      
    Проект робота «Манипулятор»      
    Формулирование ТЗ на основе проекта. Макетирование робота      
    Исполнение модели робота      
    Подключение гидроприводов, пуско-наладка движущегося прототипа робота      
    Подготовка технической документации. Отчёт о проекте.      
    Блок №2 «2D и 3D моделирование» (28 часов)      
    Подготовка чертежей в среде Inkscape к лазерной резке      
    Двумерное моделирование в среде Inkscape. Интерфейс программы и её основные настройки      
    Объекты и инструменты программы. Приёмы работы по созданию и редактированию нового объекта в среде графического редактора.      
    Создание выкроек автомата “Манипулятор”      
    Этапы подготовки графических файлов проекта и материала для обработки по технологии лазерной резки      
    Экскурсия в ЦМИТ «Сигнал». Поездка с участниками кружка «Основы автоматики и робототехники» в ресурсный центр ЦМИТ «Сигнал». Знакомство с работой станка ЧПУ предназначенного для лазерной резки. Раскрой подготовленных эскизов деталей проекта.      
    Знакомство с Компас-3D LTE      
    Двумерное моделирование в среде Компас-3D LTE. Интерфейс программы и её основные настройки      
    Объекты и инструменты программы. Приёмы работы по созданию и редактированию нового объекта в среде графического редактора.      
    Проектирование элементов автомата «Манипулятор»      
    Построение простых фигур их совмещение в сложный объект      
    Составление сопроводительной документации для отправки компьютерной модели на лазерную резку в ЦМИТ «Сигнал»      
    Блок №3 “Электротехника” (10 занятий)      
    Электрические цепи. Из чего состоит компьютер?      
    Элементы электрических схем: резистор, конденсатор, индуктивность, диод, стабилитрон, транзистор. Условные обозначения, принцип включения в схему. Работа с конструктором «Знаток»      
    Практическое использование изученных приборов в реальных цепях робота. Измерение основных параметров электрической цепи.      
    Блок №4 Программирование микроконтроллеров Arduino (8 занятий)      
    Создаем робота на платформе Arduino      
    Платформа Arduino и программирование в среде разработки Arduino IDE.      
    Скетчи для Arduino. Создание автоматического освещения. Подключение к платформе Arduino выключателей.      
    Скетчи для Arduino. Управление электродвигателями и сервоприводами.      
    Экскурсия в ЦМИТ «Сигнал». Поездка с участниками кружка «Основы автоматики и робототехники» в ресурсный центр ЦМИТ «Сигнал». Изучение готовых проектов на платформе Arduino.      
    Итоговая годовая работа над творческим индивидуальным проектом (13 занятий)      
    Планирование.      
    Разработка проекта и набора ТЗ к нему. Реализация задуманного проекта.      
    Написание отчета о проделанной работе.      
    Подготовка презентации готового изделия      
    Презентация и защита учащимися проекта.      
    ИТОГО:      

Содержание изучаемого курса

БЛОК №1 «КОНСТРУИРОВАНИЕ» (21 ЧАС)

Вводное занятие

Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Роботы вокруг нас.

Теория: Знакомство с кабинетом и его оборудованием. ТБ при работе с электрическими цепями, инструментами. ТБ при работе с компьютером.

Проектная деятельность на производстве. Что такое проект, техническая документация проекта, техническое задание (ТЗ)

Теория / Практика: Развитие наук, путь от компьютера к роботу. Ключевые понятия – проект, техническое задание.

 

Проект робота «Манипулятор»

Формулирование ТЗ на основе проекта. Макетирование робота. Исполнение модели робота. Подключение гидроприводов, пуско-наладка движущегося прототипа робота. Подготовка технической документации. Отчёт о проекте.

 

БЛОК №2 «2D И 3D МОДЕЛИРОВАНИЕ» (28 ЧАСОВ)

Знакомство с Компас-3D LTE

Двумерное моделирование в среде Компас-3D LTE. Интерфейс программы и её основные настройки. Объекты и инструменты программы. Приёмы работы по созданию и редактированию нового объекта в среде графического редактора. Проектирование элементов автомата «Манипулятор». Построение простых фигур их совмещение в сложный объект. Составление сопроводительной документации для отправки компьютерной модели на лазерную резку в ЦМИТ «Сигнал»

 

БЛОК №3 “ЭЛЕКТРОТЕХНИКА” (10 ЗАНЯТИЙ)

Содержание изучаемого курса

Техническое оснащение

¾ кабинет, аудитория для проведения теоретических и практических занятий;

¾ методические материалы, учебные пособия для учащихся средних школ по темам: Графический редактор Inkscape, Компас-3D для школьников, Программирование Arduino;

¾ периодические издания, книги по предмету;

¾ канцелярские принадлежности;

¾ схемы, карточки с заданиями;

¾ мультимедийный проектор с экраном;

¾ персональный компьютер с набором соединительных кабелей (4-8 рабочих мест учеников),

¾ ноутбук с принтером и акустической системой с выходом в интернет (автоматизированное рабочее место учителя);

¾ комплекты Arduino UNO с макетной платой и необходимыми расходными электродеталями и электроприборами.

¾ программное обеспечение: программный пакет MS Office или его бесплатный аналог Apace Open Office, графические редакторы Inkscape и Компас-3D LTE, среда разработки программ Arduino IDE.

 


Информационные источники

Для учителя:

1. Курс робототехники для дополнительного образования / Белослудцева Л.И., Прончев Г.Б. - "Проблемы и перспективы образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012(http://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2332/)

2. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2011.

3. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С. Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С. Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.

4. Индустрия развлечений: ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. М.: Интокс Lego Group-перевод,-87с., илл.

5. http://easyelectronics.ru/vvodnaya-ili-chto-takoe-mikrokontroller.html

6. http://easyelectronics.ru/avr-uchebnyj-kurs-postanovka-zadachi.html

7. http://robotclass.ru/courses/arduino-basics/

8. Симанович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. — М.: АСТ-ПРЕСС; Инфорком-Пресс, 2002.

9. Степанов А. Н. Информатика: Учебник для вузов. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

10. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс / М. Ю. Монахов, С. Л. Солодов, Г. Е. Монахова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 172 с.

11. Фролов М. И. Учимся рисовать на компьютере. Самоучитель для детей и родителей — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — 272 с.

12. Хандадашева Л. Н., Истомина И. Г. Информатика. Техническая графика. Базовый курс профильного цикла «Оператор ЭВМ»: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. — 368 с.

13. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. — М.: Педагогика, 1980.

14. «Основы программирования микроконтроллеров» А.Бачинин В.Панкратов В.Накоряков http://teacher.amperka.ru/textbook/

15. Основы работы с Ардуино учебный курс http://wiki.amperka.ru/конспект-arduino

16. Неформальная схемотехника и программирование http://wiki.amperka.ru/

17. Видеоуроки для младших школьников А.Степанов http://forum.amperka.ru/threads/Видеоуроки-по-Ардуино.

18. Авторская программа «Основы микропроцессорных систем управления» Д.Копосов http://koposov.info/?page_id=240

Для учащихся:

1. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-9963-2544-5

2. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с. ISBN 978-5-9963-0545-2

3. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2011.

4. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С. Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С. Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.

5. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.

6. www.int-edu.ru

7. http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1

8. http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm

9. http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008

10. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=1948

11. Анрах Дж. Т. Удивительные фигуры: оптические иллюзии, поражающие воображение / Пер. с англ. Т. С. Курносенко. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

12. Баранова И. В. КОМПАС-3В для школьников. Черчение и компьютерная графика. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: ДМКПресс.

13. Безручко В. Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика»: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2009.

14. Бешенков С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

15. Богатырь Б. Н., Казубов Б. Н. Системная интеграция информационных технологий в научно-образовательной сети. / Проблемы информатизации высшей школы.

16. Большаков В. П. Инженерная и компьютерная графика. Практикум. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

17. Большаков В. П. Создание трехмерных моделей и конструкторской документации в системе КОМПАС-3В. Практикум. — СПб.: БХВ-Петербург.

18. http://edurobots.ru/kurs-arduino-dlya-nachinayushhix/

19. Официальный сайт Arduino http://www.arduino.ru

20. http://www.arduino.ru/Hardware/ArduinoMotorShieldR3

21. http://www.arduino.ru/Hardware/ArduinoBoardUno

Для учащихся 15-18 лет

срок реализации программы — 1 год

 

Разработчик:

Спивак Антон Владимирович,

педагог дополнительного образования

 

 

Энгельс, 2016 г.

Пояснительная записка

Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в его жизни значительную роль при достижении вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути.

Направленность программы - техническая.

Одной из наиболее перспективных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии.

Занятия робототехникой способствуют:

¾ развитию коммуникативных способностей;

¾ приобретению навыков взаимодействия в команде;

¾ развитию самостоятельности при принятии решения;

¾ раскрытию творческого потенциала ученика.

С точки зрения организации учебного процесса данная дисциплина интересна тем, что в игровой форме она включает в себя межпредметные связи, которые развивают не поддельный интерес у детей к науке и экспериментам.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Востребованными являются наукоёмкие технологии, использующие высокоточное оборудование с программным управлением, роботизированные линии. Требуется разработка, внедрение и развитие нанотехнологий, микроэлектроники, механики и программирования отечественными промышленными предприятиями, медицинскими центрами, космической промышленности, системах передачи информации и т.д. Возник спрос на специалистов владеющих на высоком уровне компьютерными технологиями и робототехникой. В педагогической целесообразности образовательной программы не приходиться сомневаться, так как воспитанники, в процессе её освоения научатся использовать компьютеры и их программное обеспечения для создания автоматов, элементов роботизированных систем, программ управления ими. В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Таким образом, образовательная робототехника в образовательном учреждении приобретает все большую значимость и актуальность. Обучающиеся старшей и средней школы вовлечены в образовательный процесс создания моделей - роботов, проектирования и программирования робототехнических устройств. Они имеют возможность представить результаты своего труда, участвуя в робототехнических соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, выставках, профильных сменах и фестивалях.

Образовательная робототехника — часть инженерно-технического образования. Сейчас создаются условия, позволяющие обратить внимание учащихся на профессию инженера, сделать её популярной, тем самым задав вектор развития их личности в направлении инженерных, технических специальностей, начиная со школы. Этому процессу способствует богатая история российской науки, персоналия, даже в таких сравнительно молодых областях знаний как информатика, робототехника, кибернетика. Полученные знания о вкладе советских и российских ученых в развитие мирового сообщества, современные технологии, гордость за сделанные ими открытия позволяют воспитывать подростков в духе гражданственности и патриотизма, верном служении своей отчизне.

Робототехника развивает ребят в режиме опережающего развития, опираясь на знания, полученные в рамках школьных уроков естественнонаучных дисциплин. Робототехника предполагает развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. В основе содержания данной программы лежит концепция инженерного образования на основе интеллектуальной и творческой деятельности. Образовательная программа дополнительного образования «Основы автоматики и робототехники» направлена на поддержку среды для детского научно-технического творчества и обеспечение возможности самореализации обучающихся. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

НОВИЗНА

Программа «Основы автоматики и робототехники» реализуется в формате кружковой работы и предлагает использование персональных компьютеров, бесплатного программного обеспечения, электронные конструкторы "Знаток", микроконтроллеры Arduino и аппаратно-программного обеспечения для их настройки и программирования, как инструмента для обучения детей конструированию, моделированию и компьютерному управлению.

Обучение в рамках выбранного направления, отказ от использования дорогостоящих Lego-платформ, способствует формированию преемственности в области технического образования между общеобразовательной школой, профессиональными ступенями обучения и инновационными отраслями народного хозяйства, такими как промышленная автоматизация, военно-промышленный комплекс, машиностроение, приборостроение, интеллектуальные устройства.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Педагогическая целесообразность программы объясняется соответствием новым стандартам обучения, которые обладают отличительной особенностью: ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Такую стратегию обучения и помогает реализовать деятельность детей, их родителей, наставников которая учит самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Разноплановая работа по конструированию, моделированию, программированию, экскурсии позволяют воспитанникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

Введение в дополнительное образование данной образовательной программы с использованием таких методов, как совместное творчество, поиск проблем и их практическое решение, анализ и обобщение опыта, подготовка исследовательских проектов и их защита, элементы соревнований и т.д., неизбежно изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение детьми на практике теоретических знаний, полученных из области математики или физики, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. И с другой стороны, игры с созданием моделей роботов, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения сложного теоретического материала на занятиях. Программирование на компьютере (например, виртуальных исполнителей) при всей его полезности для развития умственных способностей во многом уступает программированию автономного устройства, действующего в реальной окружающей среде. Подобно тому, как компьютерные игры уступают в полезности играм настоящим.

Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, котор







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.