Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормальная артикуляция звука.





Твердый звук [л] является трудным, и поэтому дети не все­гда овладевают им. Для правильного произношения звука [л] необходимо соблюдать следующие правила:

1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от следующего гласного.

2. Немного суженный кончик языка прижимается к верх­ним зубам или деснам. Корень языка чуть приподнят, а сере­дина языка принимает ложкообразную форму. Боковые края, оба или один, несколько отстают от боковых зубов и десен, образуя одну или две боковые щели, через которые проходит выдыхаемый воздух.

3. Мягкое небо приподнято, голосовые связки вибрируют. Получается твердый звук [л].

Если при несколько опущенной задней части языка средняя часть спинки приподнята к твердому небу и общая площадь касания языка с небом больше, то образуется мягкий звук [л'].

Недостатки произношения звука [л]:

1. Ребенок не произносит звук [л] (ana — лапа, ук — лук).

2. Произносит звук, вытягивая губы «трубочкой», получа­ется подобие краткого [у] или [в] (уапавапа;вук —ук — слова лапа, лук).

3. Произносит звук [л] недостаточно твердо, смягченно (ле-па — лапа); задняя часть языка несколько ниже нормы, а сред­няя — выше.

4. Произносит [л] при высунутом между зубами кончике языка.


116______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________

5. Заменяет звук [л] другими звуками: [л'], [р], [в], [н], [ы], [й], [д]. Слово лапа — ляпа, рапа, вапа, напа, ыапа, йапа, дапа.

6. Произносит звук [л] гнусаво, вроде сочетания [нг]. Мяг­кое небо опущено, а задняя часть спинки языка или его ко­рень приподняты, воздух проходит в нос.

В зависимости от нарушений произношения звука [л] под­бирается комплекс упражнений.

Например: Если кончик языка плохо поднимается к небу, ([л] или совсем не получается, или получается губное [л]), то предварительно упражняют язык в загибании к носу и вниз (на нижнюю губу); при этом язык должен быть узким.

Артикуляционные упражнения:

«Часики» — губы в положении «улыбка», рот приоткрыт,
кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Лого­
пед напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иго­
лочка».

Улыбаюсь: вот шутник — Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок.

«Путешествие языгка» — рот открыт, кончик языка ка­сается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Логопед следит, чтобы язык был узким, как иголочка.

«Болтушка» — язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Логопед вызванный звук [л] закрепляет в слогах.

• При губном произношении звука [л] — логопед пред­лагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым паль­цем.

• Если звук [л] смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произно­сить звук [л], затем резко отпустить язык.


______ ВОПРОС 15 _____________________ fit

Автоматизация звука в слогах, словах, фразах — в связ­ной реги

Вызванный логопедом звук закрепляется (автоматизиру­ется) в слогах (открытых, закрытых, со стечением звуков), затем в словах. Логопед подбирает речевой материал таким образом, чтобы звук находился в разной позиции в слове (в начале, конце, середине: лак, пол, палка). Сначала звук про­износится утрированно (галка), а затем, когда ребенок сам про­износит звук правильно и не нуждается в напоминании и кон­троле со стороны взрослого, звук автоматизируется в фразах, предложениях, в связной речи (в потешках, в чистоговорках, в стихах).


Логопед может проводить упражнения на развитие длитель­ного плавного выдоха, на развитие глубокого вдоха и выдоха 1 с подгруппой детей, но с некоторыми детьми следует зани-| маться только индивидуально.

Упражнения:

• Упражнение «Подуй» (например, на листочки, снежинки,;] цветочки, насекомых).

• Упражнение «Подуй в бутылогку». Предлагается подуть

в бутылочку так, чтобы она «запела». Ребенок высовывает язы- | чок, кончик языка ставит на горлышко бутылочки и, не уби­рая язычок от бутылочки, дует (если нет бутылочки, можно использовать колпачок ручки).

• Упражнение «Сдуй» (например, листочки со стола, сне­
жинки, цветочки, насекомых).

Примечание: При выполнении упражнений на развитие физиологи-: ческого (диафрагмального) дыхания логопед напоминает ребенку:

• набрать вохдух носом и медленно выпустить его через рот;

• выдыхать долго и медленно;

• не надувать щек и не поднимать плечи при вдохе.

• Упражнение «Сдуй бумажку с языгка». Для выработки центральной струи воздуха (постановки свистящих и устране­ние бокового сигматизма свистящих, шипящих) предложите ребенку высунуть язык и на его кончик положите маленькую бумажку, попросите сдуть ее. Следить, чтобы бумажка не на­мокла и не была проглочена ребенком.

• Упражнение «Надуй воздушный шарик». Необходимо сле­дить, чтобы ребенок не надувал шек. Надутыми с помощью логопеда шариками можно украсить кабинет.


________________________ ВОПРОС 16 ______________________ U9

Упражнение «Песенка». Логопед предлагает, используя символы гласных звуков, составить «песенку». Дети с помо­щью карточек, на которых изображены символы гласных зву­ков, составляют цепочку:

Логопед предлагает сделать вдох носом и на выдохе спеть песенку гласных звуков: А-О-У-И.

Затем логопед предлагает поменяя карточки местами и так­же спеть песенку:

Обучение диафрагмальному дыханию нужно проводить ин­дивидуально. Только обучив каждого ребенка, можно прово­дить упражнения с подгруппой.

• Упражнение «Буря в стакане». Детям предлагается взять трубочку и подуть так, чтобы водичка в стакане забурлила (логопед показывает, как это сделать). Кипяченой водой за­полняют четверть стакана. Необходимо напомнить ребенку, что пить воду не следует, иначе не получится буря в стакане.

• Упражнение «Подуй на ладошку». Ребенку следует подне­сти тыльную сторону ладошки к губам и подуть на нее 3— 4 раза. Предложить ребенку рассказать о своих ощущениях. Воздух теплый или холодный? Логопед предлагает Оле по­дуть на ладошку Даши, а затем Даше подуть на ладошку Оли.

• Упражнение «Замерли». Ребенку предлагается положить правую ладошку на диафрагму, вдохнуть (сделать глубокий вдох на три счета), задержать дыхание, медленно выдыхать на счет от 1 до 5. Вдох через нос — выдох через рот.

• Упражнение «Понюхай цветы». Ребенок берет в руки на­
стоящий цветок (розу, тюльпан, нарцисс, ландыш), закрывает
глаза и носом делает глубокий вдох (втягивая воздух носом).
Открыв глаза на выдохе произносит: «Хо-ро-шо! Приятный
запах».


120 ______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДД ДОУ ________________

• Упражнение «Приятный запах». Предлагается понюхать флакончики духов (не резких духов, а приятных, нежных, с цветочным ароматом). Определить приятный запах. Флакон­чики духов предлагается понюхать тем детям, у которых нет аллергии на цветочные запахи.

Важно напомнить, что все игры и упражнения проводятся в игровой и занимательной форме, учитывается объем и ко-личество выполняемых ребенком упражнений. Не допускать переутомления. Хвалить малыша за старание и желание зани­маться.


Известно, что формирование устной речи ребенка начина­ется тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточ­ной точности. Таким образом, формирование речи совершает­ся под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех слу­чаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке дви­жений пальцев являются мощным средством повышения ра­ботоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда нахо­дится в прямой зависимости от степени развития тонких дви­жений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной ко­ординации кистей и пальцев рук затрудняет овладение пись­мом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыс­лительную деятельность, память и внимание ребенка.

В книге известного петербургского логопеда О. И. Крупен-чук «Пальчиковые игры»* представлена система игр и упраж­нений для тренировки пальцев рук. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги.

В данном пособии предлагаются:

• упражнения для массажа;

• упражнения, развивающие координацию движений паль­цев рук;

Крупенгук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский дом «Питер»,
2005. (Серия «Готовимся к школе»).


122 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________

• упражнения, развивающие взаимодействие между полу­шариями мозга;

• упражнения без предметов;

• упражнения с различными предметами;

• гимнастика для пальцев;

 

• упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

• упражнения, развивающие координацию движений кис­тей рук.

Упражнения без предметов можно использовать где и ког­да угодно, в любое свободное время. Они не требуют от взрос­лого специальной подготовки.

Например:

Упражнение «Пальгики кивают»

Руки на уровне груди, пальцы направлены вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку — «кивание» одно­го пальца 2—4 раза.


_____________ ВОПРОС 17_______________________ 123

Эти упражнения полезны и как физминутки — отдых на занятиях, в саду, на прогулке.

Остальные игры требуют каких-то предметов — мячика, эс­пандера, прищепки, пробки, бус, платка и т. д.

Упражнение с мягом-ежиком

Разминочные упражнения с мячом-ежиком.

Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.

О. И. Крупенгук

Действие: между ладонями ребенок катает мяч. Смена рук и направления вращения мяча ладошками. Действия с мячом совпадают с текстом стихотворения.

Упражнение с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и на­деваем их, как обувь, на указательный и средний пальцы.


124 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ

Передвигаем пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия — смена рук.

Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули.

смена рук И пошли по переулку На веселую прогулку.

смена рук Пальцы словно балеринки, Но одетые в ботинки.

смена рук

Каждый пальчик будто ножка, Только шаркает немножко.

О. И. Крупенгук

Дети любят игры с пальчиками и охотно выполняют их. Предлагаем перечень упражнений на развитие тонкой мо­торики.

• Упражнение «Золушка». Логопед перед ребенком ставит
3 миски: одна заполнена горохом и фасолью, другие две (си-1
няя и красная) миски пустые. «Представь, что ты Золушка, а

я мачеха», — говорит логопед. Задание для Золушки: двумя пальчиками взять фасоль (горох) и положить фасоль в крас­ную миску, а горох — в синюю. Движения выполнять одно­временно правой и левой рукой (логопед показывает, как это сделать правильно и синхронно). Логопед наблюдает, чтобы ребенок брал по одной горошинке двумя пальчиками. Игра заканчивается, когда большая миска становится пустой.

• Упражнение «Узелки». Незнайка завязал узелки на тол­стой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать (логопед развязывает на толстой веревке первый узелок). Ре­бенок развязывает остальные.

• Упражнение «Рвем бумагу». Логопед предлагает неболь­шую бумажку разорвать двумя пальчиками на мелкие кусоч­ки. Нужно это сделать быстро. Логопед показывает, ребенок повторяет. Когда задание выполнено, логопед предлагает сдуть мелкие кусочки бумаги со стола.


____________________________ ВОПРОС 17 _________________________ 1J25

• Практические логопеды используют такой вид работы,
как обводка и штриховка. (Обводки предлагаются в соответ­
ствии с прохождением лексической темы.)

Например: Тема «Овощи и фрукты»:

Дети самостоятельно обводят рисунок и выбирают цвет для штриховки. Логопед напоминает, что линии должны быть ров­ными, расположены близко друг к другу и не выходить за кон­тур. На начальном этапе логопед начинает штриховку, а ребе­нок продолжает.

• Н. В. Нищевой разработаны рабочие тетради. Для сред­ней группы это три тетради, для старшей и подготовительной групп — по две. Задания тетрадей № 1, 2 для средней группы и № 1 для старшей и подготовительной групп направлены на развитие мелкой моторики, творческого воображения, мыш­ления детей и соответствуют хронологии перспективных пла­нов.

• Игра, с разрезными картинками.

Детям подготовительной к школе группы можно предло­жить из красной мозаики составить любую гласную букву, а из синей — согласную. По окончании работы предложить при­думать слова, которые будут начинаться с тех звуков, которые обозначаются буквами, выложенными ребенком из мозаики.

Задания, игры и упражнения можно использовать как часть подгруппового занятия логопеда с детьми или индивидуаль­но. Каждое задание подбирается логопедом с учетом возмож­ностей, способностей ребенка, его возраста и по возможности с учетом периода обучения (особенно такие задания, как об­водка и штриховка, разрезные картинки).


Гуманистической концепцией дошкольного воспитания, вы­раженной в «Программе воспитания и обучения в детском саду»*, предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности самих детей в процессе организации их учебной деятельности. Занятия рас­сматриваются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обугения детей. Исключаются учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога с детьми, школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по ин­струкции взрослого, проведение большинства занятий, во вре­мя которых дошкольники пассивно сидят за столами.

Занятия носят преимущественно комплексный, пересекаю­щийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должны воспри­ниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1-го сентября (в логопедической группе с 20-го сентября) по 31 мая. С 1 по 10 января предусмотрены каникулы.

Педагогам и специалистам предоставляется право варьиро­вать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать (объединять) содержание различных видов занятий в зависи­мости от поставленных целей и задач обучения, воспитания и коррекции, их места в образовательном процессе.

Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры зало-

* Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Ва­сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Издательский дом «Воспита­ние дошкольника», 2004.


______________________ ВОПРОС 18 ______________________ 127

жены педагогические, коррекционные задачи, в дидактичес­ком материале заключены игровые способы действий, кото­рые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости вы­полнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности, умение пользовать­ся схемами и моделями, познавательная саморегуляция (вни­мание, память, воображение) за счет действий по соотнесе­нию предметов и знаков, действий с предметами-заместителя­ми. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение ее недостающих звеньев пу­тем модифицирования имеющихся игр и создания новых.

Таким образом игра в сочетании с необходимыми объясне­ниями в форме прямого воздействия взрослого образует спе­цифическую форму обучения дошкольников — своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное про­тивопоставление этих двух форм обучения.

Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.

Занятия делятся на три вида.

/вид. Интеллектуально-развивающие занятия

Этот вид занятий предполагает:

• сенсорное развитие;

• развитие речи и ознакомление с окружающим;

• развитие элементарных математических представлений;

• развитие элементарных естественно-научных представ­лений;

• развитие экологической культуры детей;

• развитие представлений о человеке в истории и культуре.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.