|
III вид. Оздоровительные занятия• физическое развитие и здоровье; • валеологические; l • ритмика, танцы, хореография; • плавание. 130 ____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГ ОПЕДА ДОУ Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка в программе уделено развитию устной реги. Для каждой возрастной группы•> определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, развитие слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова. В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрены формирование правильного звуко-произношения и развитие элементов связной речи. В первой и второй младших группах педагоги создают условия для использования детьми в устной речи распространенных предложений. Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи. Воспитатель формирует навыки пересказывания и составления небольших рассказов. В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению начал грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их). В ОПРОС 18 ______________________ 131 Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми. В сентябре проводится обследование состояния речи и неречевых психических функций детей, выявляются структуры и механизмы речевых нарушений, заполняются «речевые карты» на каждого ребенка. С октября (первый период) начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Основная задача логопеда — вызвать у детей желание говорить, преодолеть речевой негативизм, продуцировать речевые контакты, положительные эмоциональные переживания, блокирующие отрицательные эмоции. Переход к речевым контактам, к формированию реги как средству общения осуществляется после появления элементов спонтанной деятельности. Логопед не побуждает детей говорить, но поощряет их, когда желание говорить появилось; работает над вызыванием подражательной речевой деятельности, над расширением объема понимания речи. В этот период на занятиях желательно больше использовать игрушки и реальные предметы, так как восприятие рисунков у детей еще затруднено. Крупные яркие картинки вводятся постепенно. В настоящем пособии представлены лексические темы, раскрываются основные воспитательно-образовательные и кор-рекционные задачи каждого периода обучения. С декабря (второй период) у детей формируется словарный минимум. Основное внимание логопед уделяет ритмической основе и слоговой структуре слова; начинает применять в работе сюжетные картинки, работает над обучением детей построению двухсловных предложений: Катя иди. Брось мяг. Заучиваются отдельные обиходные словосочетания. С марта (третий период) у детей формируется короткая бытовая фраза из 2—3 слов. Уточняется, но пока не корректируется фонетическая сторона речи. Ведется работа над различением грамматических форм слов. Продолжается работа по сюжетным картинкам. Заучиваются небольшие стихи, потешки, пересказываются с помощью логопеда сказки. Структура и форма проведения занятий в подготовительной к школе группе несколько иная, чем в младшей, средней и 132 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________ даже старшей группах. Дети активно участвуют в ходе занятия, на основе собственного опыта они делают простейшие выводы, умозаключения. Например: Ушки слышат в слове машина звук [ы], но я помню правило: «ЖИ-ШИ — всегда пиши с буквой И». И я написал правильно слово МАШИНА. При определении звонкого или глухого звука, ребенок ставит ладошку тыльной стороной к горлу и произносит поочередно звуки [б] — [п] несколько раз. Звук [б] — звонкий, горло гудит, звук [п] — глухой, горлышко молчит. Полученные ранее знания дети самостоятельно используют в практической деятельности. Использование таких заданий, как «Звездный гас» развивает в детях стремление победить, четко спланировать свою деятельность. Эти качества пригодятся в дальнейшем при обучении в школе. Например: из букв слова СОЛДАТИК составь и напиши новые слова (сода, кит, Лида, лодка, ток, скот, кот, сок, клад). Игры: • «Живые звуки». Эта игра позволяет детям самостоятельно из букв составлять слово. Правила игры: Запомни свою букву, подумай, где твое место в слове. Путем проб и ошибок дети составляют слова, вставая друг за другом в определенной последовательности. Сначала это простые, односложные слова (кот, жук), потом двухсложные (весна). • «Кто быстрее составит слово из кубиков?». Дети по своему усмотрению делятся на группы из 2 человек. Каждая группа договаривается между собой, кто составляет начало слова, а кто — конец. Эта игра учит детей не только моделировать слова, но и успешно договариваться, распределять обязанности, согласовывать план действий, планировать не только свою деятельность, но и действие партнера. Игры-соревнования вызывают у детей особый интерес, стремление и желание выиграть, получить приз, заставляет их вспоминать, писать, считать, сравнивать и конечно же выигрывать. Например: Возьмите полоски бумаги, в верхнем углу напишите букву (гласную или согласную — решайте сами). Победит тот, кто больше всех за 5 минут (перед детьми часы) напи- ____________________ ВОПРОС 18_______________________ 133 шет слов с данной буквой. Ограниченное время позволяет ребенку организовать свою деятельность. «Буквы и слова».
Дети сами считают, сколько слов написали, ставят цифру в нижнем правом углу и определяют победителя. Система игр и упражнений не только совершенствует навыки слитного чтения, но и взывает интерес к самому процессу обучения. Дети учатся отгадывать ребусы, экспериментировать со словом. Например: каким образом слово лук превратить в слово рак. Ребенок самостоятельно строит цепочку превращений, заменяя в слове один звук на другой: лук (у—а) — лак (л—р) — рак. Усложнение игры: Слово коса — превратить в слово роза. Цепочка превращения: коса (с—з) — коза (к—р) — роза. Логопеды много внимания уделяют работе с «тяжелыми» детьми, но при этом забывают детей, у которых нарушены только звуки, психические функции сохранены, учебные навыки сформированы, хорошая познавательная деятельность. С такими детьми надо заниматься, поднимая им планку развития выше, учитывая их возможности, особенности развития. Каждый ребенок имеет право на свой индивидуальный маршрут развития.
Выпуск детей из дошкольного образовательного учреждения — это важное событие не только для детей, но и для педагогов и, конечно же, для учителя-логопеда. Занятие позволяет показать речевые способности каждого ребенка, эффективность работы учителя-логопеда, его профессионализм. К любой выбранной логопедом лексической теме подбираются игры, упражнения и задания, которые возволяют комиссии увидеть связную, хорошо оформленную речь каждого ребенка. Занятие должно быть интересным, увлекательным, с использованием сюрпризных моментов, необычных приемов j подачи материала, сменой деятельности. Конспект выпускного занятия ТЕМА: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ подготовительная к школе группа ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ Образовательные задачи: 1. Расширить знания детей о русских народных сказках. 2. Учить различать и правильно называть сказки по обложке книги, по элементам рисунка, отрывкам из текста. Коррекционные задачи: 1. Закрепить навыки слитного чтения. 2. Совершенствовать навыки анализа и синтеза двусложных слов. ___________ ВОПРОС 19 _______ 135 3. Совершенствовать и стимулировать стремление детей к словотворчеству. 4. Вызвать интерес к слову, стремление и желание изменять его. 5. Вызвать интерес к ребусам, учить умению их отгадывать и самим составлять ребусы, кроссворды. 6. Развивать умение самостоятельно придумывать рассказы на любую заданную тему, поощрять интерес детей к словотворчеству. Работать над эмоциональной, выразительной речью у детей. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. 2. Поддерживать интерес к книге, поощрять желание и стремление самостоятельно прочитать книгу. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вводная часть 1. Чтение названий сказок по табличке. 2. Игра «Убери лишние буквы». Основная часть 1. Игра словом: «Сказки». 2. Моя любимая сказка. 3. Игра: «Живые буквы». Составление из букв название сказки: Р Е П К А. 4. Анализ и синтез слова РЕПКА. Работа с помощью схемы. 5. Чтение детьми сказки «Репка». 6. Составление творческого рассказа на тему «Сказка "Колобок" с хорошим концом». Придумывание конца к сказке «Колобок». 7. Игра: «По деталям рисунка узнай название сказки». Заключительная часть 1. Ребус. Найди «7-е слово» (слово Гномик). 2. Составление творческого.рассказа на тему «Путешествие Гномика в лесу». ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Логопед предлагает каждому ребенку взять карточку, перевернуть ее и прочитать то, что на ней написано. Дети по очереди берут карточку, читают и прикрепляют табличку на ков-ролин. Картогки: Теремок, Репка, Снегурочка, Русалочка, Курочка Ряба, Рукавичка, Аленький цветочек, Колобок, Три медведя... Логопед: Как назвать одним словом то, что вы прочитали на карточках? Дети: Мы прочитали названия сказок. Логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? Дети: Мы поговорим о сказках. Логопед: На доске буквы, в которых спряталось слово СКАЗКИ. Как его найти? Дети: Надо убрать лишние буквы. Логопед предлагает убрать лишние буквы. Дети выполняют задание. Логопед: Назовите буквы, которые мешали прочитать слово СКАЗКИ. Дети: Это буквы Т, М, Ж, Р, Л, О. Логопед: Расположите оставшиеся буквы на доске так, чтобы легко можно было прочитать слово СКАЗКИ. ________________________ ВОПРОС 19 ______________________ 137 Логопед: Давайте поиграем со словом СКАЗКИ. Я начну предложение, а вам надо добавить одно слово СКАЗКИ. Логопед: Мама перед сном прочитала мою любимую... Дети: СКАЗКУ. Логопед: Сегодня на занятиях мы поговорим о... Д е т и: О СКАЗКАХ. Логопед: Кто сочиняет сказки? Дети: Сказки сочиняют писатели, народ и дети. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Логопед: Мы сегодня поговорим о русских народных сказких. Закройте глаза, вспомните и назовите свою любимую сказку. (Пауза 1 мин). Дети: — Моя любимая сказка «Аленький цветочек». Мне нравится Настенька — она добрая и помогла заколдованному принцу. — Моя любимая сказка «Снегурочка». Она добрая, красивая. Жалко, что она растаяла и превратилась в облачко. — Моя любимая сказка «Три медведя». Больше всех понравился Мишутка. Логопед: Мне очень приятно, что вы не только знаете названия сказок, но и с помощью родителей и воспитателей знакомитесь с новыми сказками. На столе буквы, их пять. Из этих букв надо составить название сказки, которую вы очень хорошо знаете. Сейчас подойдут 5 человек, каждый возьмет по одной букве, назовет ее и подумает, где надо встать, чтобы мы могли прочитать название сказки. Дети разбирают буквы, называют их и встают по линии так, чтобы остальные дети могли прочитать название сказки. Логопед: Почитайте название русской народной сказки. 138_____________ «ШПА РГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕ ЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ________________ Дети (читают): РЕПКА. Логопед: Кто из детей составит схему слова РЕПКА? Выбранный логопедом ребенок составляет схему к слову РЕПКА: Анализ и синтез слова РЕПКА. Л о г о п е д: Я уже говорила, что приятно, когда перед сном родители читают или рассказывают сказки. Но вы уже сами можете читать сказки. Я принесла сказку «Репка», и вы ее прочитаете сами. Каждый читает по одной странице и передает книгу другому. В чтении участвуют 5 человек. Логопед напоминает детям, что читать надо громко, выразительно, эмоционально. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|