Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний.





Проводится для судебного установления состояния аффекта (сильного душевного волнения) обвиняемого в момент совершения преступления. Определение состояния аффекта (сильного душевного волнения) имеет значение для квалификации деяний по ст. 98 УК РК ("Убийство, совершенное в состоянии аффекта"), ст. 108 УК РК ("Причинение тяжкого или среднего вреда здоровью в состоянии аффекта").

При совершений аффективных преступлений суд должен установить(по Сафуанову):

1. Преступление совершено умышленно.

2. Внезапно возникшее сильное душевное волнение = аффект.

3. а) аморальное, противоправное поведение потерпевшего.

б) наличие психотравмирующей ситуаций.

4. Действия обвиняемого направлено только на то лицо, который спровоцировал деликт.

5. Аффект должен возникнуть внезапно.

В компетенцию психолога- эксперта входит только пункт №2.

Если за убийство (ст. 96 УК РК) предусмотрены такие меры наказания, как лишение свободы на срок от 6 до 25 лет, либо смертная казнь, либо пожизненное заключение, то убийство в состоянии аффекта наказывается

ограничением свободы на срок до 3-х лет или лишением свободы на тот же срок. Аффект - это не выходящая из нормы, стремительно и бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, сопровождающаяся резкими изменениями психической деятельности в ответ на аморальные и противоправные действия потерпевшего. Аффект - это не болезненная, не патологическая дезорганизация психики. Установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения инкриминируемого ему деяния состояния аффекта или иных эмоциональных непатологических состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поведение входит в компетенцию судебно-психологической экспертизы.

Аффект, являясь эксклюзивным, исключительным состоянием, на практике встречается довольно редко. Значительно чаще психологи сталкиваются с аффектогенными проявлениями, менее глубокими по степени выраженности, однако, несомненно, воздействующими на способность субъекта к самоуправлению поведением.

По мнению О.Д. Ситковской аффекты принято подразделять на астенические и стенические. Астенические аффекты (страх, печаль, горе, и др.) характеризуются общей заторможенностью, расслаблением, вплоть до полного «ступора». При стенических аффектах (гнев, ярость, и др.) также происходят значительные вегетативные, биохимические сдвиги в организме. Но при этом, напротив, мышечный тонус повышается, резко изменяется частота дыхание, уровень адреналина и крови, величина кожной проводимости, увеличиваются физические возможности и пр. Это- реакция организма по типу защитного механизма – мобилизация энергетических ресурсов, способствующая преодолению действия сверхсильных раздражителей.

Новый Уголовный кодекс, действующий с 1 января 1998 г., содержит ряд изменений, значимых для практики судебно-психологической экспертизы в связи с новой редакцией норм УК, касающихся квалификации "аффективных" преступлений.

В названии статей 98 и 108 УК понятие "сильное душевное волнение" заменено на понятие "аффект" и в тексте употребляются как синонимы, т.е. сильное душевное волнение равно состоянию аффекта.

Существенно расширяется круг эмоциональных реакций, имеющих юридическое значение и подпадающее под понятие "аффекта" или "сильного душевного волнения". Речь идет не только об эмоциональных реакциях взрывного характера, но и эмоциональных состояниях, возникающих в результате длительной психотравмирующей ситуации, те эмоциональные состояния обычно экспертами квалифицируются как оказавшие существенное влияние на осознание и поведение обвиняемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния.

Основные вопросы, решаемые экспертами-психологами на вопросы судебно-следственных органов: Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемых ему деяния в состоянии аффекта?

Утвердительный ответ на данный вопрос возможен при экспертном установлении физиологического аффекта и его вариантов (кумулятивного аффекта), эмоциональных состоянии (возбуждения, напряжения), оказывающего существенное влияние на сознание и деятельность обвиняемого.[16]

Вслед за Ф.С. Сафуановым рассмотрим эти промежуточные экспертные понятия подробнее, сделав упор на данном этапе исследования на различие их феноменологической картины.

А. Физиологический аффект. Стремительно и бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, возникающая непосредственно в ответ на однократное психотравмирующее воздействие, сопровождающаяся резкими, но не психотическими (как при патологическом аффекте) изменениями психической деятельности.

Состоит из трех очерченных фаз (рис.1). Основные (облигатные) признаки первой фазы, обычно наступающей у обвиняемых в ответ на противоправные действия потерпевшего – «ощущение субъективной безвыходности» из сложившейся ситуации, а также «субъективная внезапность» и «субъективная неожиданность» наступления аффективного взрыва.

Фаза аффективного взрыва характеризуется двумя основными признаками: частичным сужением сознания (с фрагментарностью восприятия и доминированием значимых переживаний) и нарушениями регуляции деятельности (снижение контроля, утрата опосредованности действий, вплоть до двигательных стереотипий). Обычно говорят об автоматизированных действиях, но, видимо, точнее считать нарушения регуляции деятельности автоматизированной мотивацией – роль побудительного мотива выполняют эмоции (В.К.Вилюнас, 1976).

 
 


св

 

 

 
 


исх

Рис.1. Динамика физиологического аффекта.

(По вертикали – интенсивность эмоционального состояния, по горизонтали – время).

Условные обозначения:

исх – исходный уровень эмоционального напряжения,

св – уровень, выше которого эмоциональная реакция оказывает существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого.

Поскольку аффективный взрыв – это бурная энергетическая разрядка, он может сопровождаться внешними проявлениями в моторике, речи, вегетатике, и закономерно приводит к основному признаку постаффективной фазы – психической и физической астении. Некоторые авторы относят к признакам постаффективной стадии переживания раскаяния, жалости к потерпевшему. Истощение обычно сопровождается разнообразными субъективными ощущениями – чувством опустошения, крайней усталости, бессилия, переживанием чуждости содеянного, но отношение к потерпевшему – уже признак не аффекта, а личностной реакции на свои агрессивные действия. Эти реакции охватывают широкий диапазон – от раскаяния до вполне последовательных мер сокрытия следов преступления.

Б. Кумулятивный аффект. Основное отличие от классического физиологического аффекта состоит в том, что первая фаза обычно растянута по времени (от нескольких дней до месяцев и даже лет), в течение которого развивается более или менее длительная психотравмирующая ситуация, протрагированная психогения, обусловливающая кумуляцию, накопление эмоционального напряжения у обвиняемого (рис.2). Кумуляции эмоционального напряжения, кроме ситуативных воздействий, обычно существенно способствуют индивидуально-психологические особенности – чаще всего такие аффекты возникают у возбудимых личностей с компенсаторным высоким самоконтролем и у тормозимых, с доминированием «отказных» реакций (И.А.Кудрявцев, А.Н.Лавринович, Ф.С.Сафуанов, М.Б.Ерохина, 1983; Т.П.Печерникова, В.В.Гульдан, В.В.Остришко, 1983). Аффективный взрыв может наступить и по незначительному («реальному» или «условному») поводу, по типу «последней капли». Вторая и третья фазы кумулятивного и физиологического аффекта принципиально не отличаются.


св

 

 

 
 


исх

а б

Рис.2. Динамика кумулятивного аффекта.

Условные обозначения:

а – кумуляция эмоционального напряжения, б – аффективный взрыв.

Другие условные обозначения соответствуют рис.1.

В. Эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение. Здесь наблюдается известная вариативность возникновения и развития эмоциональной реакции, но, как правило, на первой стадии происходит кумуляция эмоционального напряжения, которая в силу взаимодействия определенных личностных особенностей и ситуативных воздействий не находит отреагирования. Среди таких индивидуально-психологических особенностей можно назвать исходный низкий уровень гетероагрессивности и эмоциональной устойчивости, пониженный порог фрустрации, нетипичность внешнеобвиняющих форм реагирования в конфликтных ситуациях, высокий уровень опосредованности поведения и самоконтроля, робость, нерешительность, сенситивность, склонность выражать агрессию (когда это необходимо) в социально допустимой форме. Указанные личностные особенности обусловливают, в условиях затяжного течения конфликтной фрустрирующей ситуации длительностью до нескольких лет, и в ситуациях, которые блокируют прямые проявления агрессии (например, в сфере семейных отношений, или в строго регламентированных условиях военной службы), накопление эмоционального напряжения.

Столь длительной кумуляции эмоционального напряжения способствуют и ограниченные ресурсы совладающего (копинг) поведения, сводящиеся различным психологическим механизмам мотивации «избегания»: уход из ситуации, суицидальные попытки и т.д.

Механизм переживания преимущественно заключается в «терпении» (Ф.Е.Василюк, 1984), часто феноменологически протекающего в виде депрессии невротического уровня, что может сочетаться и с формированием или актуализацией психологических защитных механизмов: «вытеснения», образования «аффективных комплексов» непосредственно связанных с фрустрирующей ситуацией, и др. В результате эмоциональное напряжение достигает очень высокого уровня – более высокого, чем при кумулятивном аффекте (рис.3).

 

св

 

исх

а б

 

Рис.3. Эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние

на сознание и поведение.

Условные обозначения:

а – кумуляция эмоционального напряжения, б – реакция эмоционального возбуждения, спад эмоционального напряжения. Другие условные обозначения соответствуют рис.1.

На этом фоне даже незначительные, иногда условные фрустрирующие воздействия могут вызвать пик эмоционального возбуждения, нарастание которого обычно более сглажено, чем у взрыва при физиологическом или кумулятивном аффекте, но на высоте пика возбуждения происходит типичное сужение сознания (с фрагментарностью восприятия и доминированием эмоциональных переживаний, связанных с ситуацией) и нарушения регуляции поведения. Третья фаза характеризуется психической и физической астенией.

Эмоциональное напряжение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение. Первая стадия протекает аналогично первой фазе эмоционального возбуждения – происходит кумуляция эмоциональной напряженности. Однако эмоциональное напряжение после каждого очередного фрустрирующего воздействия не сбрасывается (по В.Вундту (1912), спад эмоционального напряжения сопровождается резким ростом эмоционального возбуждения), а все более нарастает и субъективно внезапно переходит во вторую фазу, которая не носит взрывного характера, а представляет собой как бы «плато» интенсивного эмоционального напряжения (рис.4).

Момент «срыва», наступающий неожиданно для субъекта переживания, является высшей точкой развития эмоциональной психической напряженности» (М.М.Коченов, 1991). Как отмечает М.М.Коченов, «состояние эмоциональной психической напряженности развивается более плавно, чем аффект, но на «вершине» этого состояния происходят изменения сознания, мотивации поведения, сравнимые по качеству с изменениями, наблюдающимися при аффекте». Обычно эти состояния характеризуются меньшей интенсивностью и силой переживаний, чем эмоциональное возбуждение, но при определенной констелляции личностных и ситуационных факторов, эмоциональное напряжение может достигать такого уровня, когда нарушается процесс выбора цели действия, высвобождаются стереотипные автоматизированные движения, происходят ошибки в восприятии окружающей действительности (М.М.Коченов, В.В.Мельник, В.В.Романов, 1982). Иными словами, определенное взаимодействие личностных особенностей обвиняемых с ситуационными переменными обусловливают такой рост эмоциональной напряженности, который сопровождается частичным сужением сознания, снижением контроля и регуляции поведения. Следует отметить, что сужение сознания выражается не столько в фрагментарности восприятия, сколько в доминировании аффектогенной мотивации, носящей сверхзначимый, сверхценный характер и обусловливающей затруднения в осмыслении и понимании окружающего. Она же редуцирует борьбу мотивов, нарушает оценочные, прогностические и контролирующие функции человека. Третья стадия характеризуется выраженным физическим и психическим истощением.

 
 


св

 

 

 
 


исх

Рис.4. Эмоциональное напряжение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение.

Условные обозначения соответствуют рис.1.

 

Как видно из сопоставительного анализа феноменологии рассмотренных промежуточных экспертных понятий, все они на высоте развития ограничивают (в силу различных психологических механизмов) способность обвиняемого к осознанию значения своих действий и осуществлению произвольной волевой их регуляции, а различаются удельным весом эмоциональной напряженности, накапливающейся в условиях длительной психотравмирующей ситуации, вследствие особенностей взаимодействия индивидуально-психологических особенностей с ситуационными факторами.

Все промежуточные экспертные понятия, описывающие аффект (сильное душевное волнение) могут устанавливаться у обвиняемых, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В настоящее время практически не дискутируется вопрос о правомерности диагностики аффекта у лиц, находящихся алкогольного опьянения, но одни авторы считают его «физиологическим» (О.Д.Ситковская, 1983), другие – «аномальным» (И.А.Кудрявцев, 1988, 1999). Все указанные феноменологические признаки разновидностей аффекта (сильного душевного волнения) сохраняются только при простой форме алкогольного опьянения. Измененная (атипичная) и, тем более, психотическая, формы опьянения обычно нарушают нормальную динамику аффективных реакций, сопровождаются более или менее отчетливой психопатологией (Наркотическое и алкогольное опьянение, 1998). Из трех степеней простого алкогольного опьянения только при легкой степени возможно квалифицировать аффект, поскольку средняя и особенная тяжелая степень вызывают более глубокие нарушения сознания, чем при аффективных состояниях, и поведение обвиняемого детерминируется уже расстройствами психических процессов под влиянием алкоголя. Влияние алкогольной интоксикации на динамику аффекта обычно можно проследить на первой стадии развития эмоциональной реакции – состояние опьянения обусловливает изменения субъективного восприятия и осмысления ситуации (в частности, она может восприниматься как более угрожающая), и изменения регуляции поведения (появляется ригидность, сужающая возможность выбора возможных вариантов поведения) (И.А.Кудрявцев, Ф.С.Сафуанов, А.С.Голев, 1986).

Таким образом, экспертологический анализ показывает, что, если экспертно-психологическая квалификация вариантов физиологического аффекта приводит к юридической квалификации «внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего», то диагностика кумулятивного аффекта, а также состояния эмоционального возбуждения или напряжения, оказывающего существенное влияние на сознание и поведение обвиняемого, может быть соотнесена и с «внезапно возникшим сильным душевным волнением (аффектом), вызванным длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего».

При диагностике тех же состояний стресса, фрустрации и т.п., не снижающих способность обвиняемых к осознанно-волевому поведению, судебно-психологическая квалификация промежуточных экспертных понятий не наступает, и, соответственно, такое эмоциональное состояние обвиняемого не расценивается как юридически значимый «аффект».

 

3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

Одна из принципиальных новелл нового Уголовного Кодекса состоит во введении в ст. 15 о возрастных порогах уголовной ответственности ч.3, которая говорит, что неполная мера осознания и регуляции своих противоправных действий подростком с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, является основанием для освобождения от уголовной ответственности.

Основанием для назначения судебно-психологической экспертизы психически здоровых несовершеннолетних обвиняемых с целью выяснения их способности полностью осознавать значение своих действий и руководить ими могут служить две группы факторов: во-первых, данные, относящиеся к личности обвиняемого и условиям его воспитания, и во-вторых, сведения о характере совершенного противоправного деяния, ситуации и условиях совершения правонарушения:

а) данные, указывающие на возможность отставания подростка в психическом развитии по сравнению с основной массой его сверстников (сведения о педагогической запущенности, плохой успеваемости в школе, "детскость поведения");

б) данные, характеризующие конкретные противоправные действия подростка, по конкретному уголовному делу (кажущаяся безмотивность поступка, несоразмерность тяжести деяния вызвавшему его поводу, необычность, жестокость, циничность, демонстративность действий, легкомысленность, некритическое отношение к содеянному и пр.)[17]

Основные вопросы, разрешаемые данным видом экспертизы:

1. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) отставание в психическом развитии, не связанные с психическим расстройством?

2. Если такое отставание имеется, можно ли сделать вывод, что вследствие этого отставания несовершеннолетний во время совершения инкриминируемых ему деяний не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими?

В зависимости от утвердительных или отрицательных ответов экспертов возможны различные правовые последствия.

 

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания.

Свидетельские показания являются доказательством по делу. Свидетелем в уголовном процессе может выступать любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Судебно-психологическая экспертиза назначается в соответствии с п.4 ст.241 УПК РК "для определения психического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания". Объектом ее преимущественно выступают особенности психической деятельности малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Основное значение в данном предметном виде экспертизы имеет следующий вопрос:

Способен ли подэкспертный с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания?

Эксперт-психолог должен исследовать указанную способность во всех юридически значимых ситуациях (до криминальной, криминальной, пост криминальной, следствия, судебного разбирательства) на основе ретроспективного анализа особенностей психики свидетеля или потерпевшего в период времени, предшествующий производству экспертизы, актуального анализа во время экспертного исследования и прогностической оценки психического состояния в последующем, после проведения экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза решает два типа задач: к первому из них относится установление способности правильно воспринимать и воспроизводить отдельные факты, или внешнюю сторону событий в пределах чувственного отражения действительности, ко второму - установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий (способности к осмысленному восприятию и пониманию) и в последующем их воспроизводить.

Заключение судебно-психологической экспертизы о способности подэкспертного правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания должно быть категоричным, промежуточные выводы не имеют какого-либо юридического значения.

 

5. Экспертиза способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление виновному.

Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей либо потерпевшего (ст.120 и ст. 121 УК). Согласно закону, квалифицирующим признаком состава этого преступления является использование виновным беспомощного состояния потерпевшей, когда она в силу физического или психического состояния не могла понимать характер и значение совершаемых с нею действий и не могла оказывать сопротивление.

Основной вопрос судебно-следственных органов, решаемый в данном виде судебно-психологической экспертизы:

Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?

При анализе способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий, представляет интерес концепция уровней понимания, предложенная Ю.Л. Метелицей:

1) понимание внешней стороны юридически значимых событий (времени, места происшедшего, внешности преступника, последовательности его действий и т.п.;

2) понимание внутреннего содержания этих событий (понимание биологического значения половых отношений, основанное на информированности в вопросах пола);

3) понимание их социального значение (способности осмыслить моральное, нравственное значение преступления, его последствия для чести и достоинства и т.п.).[18]

Как указывает, О.Д. Ситковская, понимание - одна из сторон мышления, заключающаяся в познаний человеком существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности. К числу трудных для понимания явлений относится поведение людей, особенно их скрытых механизмов: мотивов и целей поступков, их причин и возможных последствий о которых указывал выше Ю.Л. Метелица. Отсутствие понимания человеком внутреннего содержания ситуаций, в которую он вольно или невольно включен, практически возможность поведения, адекватного этой ситуаций. Применительно к потерпевшим по делам об изнасилований следует сказать, что непонимание значение совершаемых с ними действий неизбежно приводит к тому, что они не могут сознательно оказывать сопротивление. При этом несовершеннолетняя может давать согласие на вступление в половую связь, но возникают справедливые сомнения в ее способности понимать суть отношений, на которые она соглашалась.

Например, несовершеннолетнюю Г. в возрасте 8 лет отец принудил к сожительству. Он жил с ней регулярной половой жизнью до 13,5 лет. Как показывает Г. первоначальное негативное отношение к половым контактам постепенно сменилось интересом «...я думала все девочки так живут с отцами...». По просьбе отца Г. об отношениях никому не рассказывала, получая иногда вознаграждение. Сожительство продолжалось 5 лет. Когда Г. исполнилось 13.5 лет у нее обнаружилось беременность. Сама Г. об этом не подозревала, не понимала значения слова «беременность», не испытывала в этой связи ни смущения, ни стыда, ни удивления.

Способность правильно понимать действия посягателя не может быть однозначно и прямо соотнесена с возрастом потерпевшей. Неспособность потерпевшей моложе 10 лет понимать характер и значение совершаемых с ними действий на практике почти никогда не вызывает сомнений.

В отношений же девочек 10-12 лет этот вопрос этот вопрос приходится специально выяснять. Еще сложнее определить уровень понимания важных для дела обстоятельств потерпевших старше 12 лет. Даже добровольное согласие несовершеннолетней на вступление в половое сношение не снимает вопроса о ее способности правильно понимать значение происходящего, так как это значение может осознаваться недостаточно полно или в искаженном виде.

6. Судебно-психологическая экспертиза особенностей личности при самоубийствах.

В соответствии с Уголовным законодательством покушение человека на лишение жизни самого себя не влечет уголовной ответственности. Но лица, виновные в доведении человека до самоубийства, несут строгую уголовную ответственность.

Основные признаки состава этого преступления: зависимость потерпевшего от обвиняемого, жестокое обращение с ним, систематическое унижение его человеческого достоинства, систематическая травля, клевета.

Посмертная судебно-психологическая экспертиза назначается в отношении лиц, психическое здоровье которых не вызывает сомнения или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы (так как возможны ситуаций, когда решение о самоубийстве принимается под влиянием психического расстройства). Самоубийство психически здорового человека является одним из видов поведенческих реакций в сложных конфликтных ситуациях. Как правило, самоубийство является заранее запланированным действием (стойкое мотивированное намерение уйти добровольно из жизни) под влиянием тяжелых переживаний, сильного потрясения, глубокого разочарования при оценке человеком ситуаций как безвыходной. Мотивы, побуждающие человека к деятельности, образуют сложную систему, внутри которой можно выделить наиболее сильные глубокие и важные для данной конкретной личности. Они определяют основную направленность поведения. Цели, отвечающие важнейшим мотивам, имеют для человека наибольший смысл. Поэтому предрасполагающим к самоубийству бывает такое психическое состояние, которое характеризуется принятием добровольного ухода из жизни в качестве имеющей наибольший смысл цели при одновременной потере общей перспективы жизни, субъективном представлений выхода из сложившейся ситуаций.

Предпочтительно назначать судебно-психологическую экспертизу при наличии доказанности факта самоубийства. При этом суд и следствие обычно сталкиваются с проблемой квалификации статей УК.

Юридическим основанием данного вида экспертизы могут выступать две статьи УК. Во-первых, это квалификация деяния по ст. 102 УК РК ("Доведение до самоубийства"), во-вторых, определение "тяжких последствий" (в число которых входит и самоубийство потерпевшей, последовавшее в результате изнасилования) как обстоятельства, отягчающего ответственность (п. "б" ст. 54 УК РК и соответственно п. б ч.3ст.120 и п.б ч.3 ст.121 УК РК.

В обоих случаях судебно-следственные органы интересует причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и самоубийством потерпевшего лица.

Предметом судебно-психологической экспертизы по факту самоубийства является психическое состояние суицидента предшествовавшее самоубийству.

В постановлении судебно-следственных органов должны формулироваться два вопроса:

1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?

2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавшим самоубийству?

Экспертное исследование психического состояния суицидента включает в себя определение индивидуально-психологических особенностей, этико-психологический анализ, диагностику особенностей самосознания, определение черт личности и характера, квалификацию типа суицида, выявление мотивов (или психологического смысла) самоубийства, клиническую и психологическую диагностику собственно психического состояния, его возникновения, динамики и развития.

 

7. Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве своего новорожденного ребенка.

Факт неонатицида (от англ. neonaticide - убийство новорожденного ребенка) является сложнейшим социально-психологическим феноменом и требует разностороннего культурологического, исторического, этнологического, психологического, криминологического анализа.

В дореволюционной России убийство матерью новорожденного ребенка являлось "привилегированным" преступлением, если ребенок был внебрачным, то мать, совершившая убийство могла быть осуждена на срок от 1,5 до 6 лет. В законодательстве СССР убийства матерью новорожденного ребенка приравнивалось к "простому" убийству.

В новом Уголовном кодексе РК 1998 г. убийство матерью новорожденного ребенка рассматривается как самостоятельный и "привилегированный" состав преступления. Полный текст ст. 97 УК: Убийство матерью своего новорожденного ребенка, как во время родов, так и в последующий период, совершенное в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, - наказывается лишением свободы на срок до 4-х лет.

С юридической стороны субъективная сторона преступления предусматривает умышленную вину. Убийство может быть совершено с прямым (когда женщина осознает фактический характер и общественную опасность своих действий либо бездействия, предвидит неизбежность смерти ребенка, желает или допускает такие последствия своего поведения) и косвенным умыслом (когда обвиняемая относится к этим последствиям безразлично). Умысел может быть рациональным, сформироваться заранее, до начала родов, а может быть аффективным, импульсивным, возникнуть в момент родов или сразу же после них. Преступное поведение матери может быть активным (нанесение повреждений, несовместимых с жизнью ребенка, помещение в условия, исключающие жизнедеятельность и т.п.), так и пассивным (отказ от кормления). Во всех случаях квалификация преступления будет одинаковой.

Субъектом преступления может быть только мать новорожденного ребенка, которая достигла шестнадцатилетнего возраста. Потерпевшим является новорожденный. В отечественном уголовном праве используется несколько видов критериев новорожденности - в зависимости от вида убийства, предусмотренного ст. 97 УК РК могут использоваться разные критерии.

Первый вид неонатицида, предусмотренный уголовным законом - убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов. Текст закона не содержит четкого временного промежутка, ограничивающего указанный период времени - однако ясно, что он охватывает довольно непродолжительную ситуацию, и не может превышать одних суток (24 часа) с момента появления ребенка на свет - судебно-медицинский критерий новорожденности.

Второй вид - убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации. Закон придает самостоятельное значение наличию таких неблагоприятных обстоятельств, как беременность в результате изнасилования, отказ отца ребенка признать его своим, зарегистрировать брачные отношения, его же отказ от оказания помощи и поддержки, подстрекательство отца ребенка, травля женщины родственниками, стыд перед окружающими за рождение ребенка вне брака, материальные проблемы и боязнь в связи с этим трудностей, связанных с воспитанием ребенка, тяжелые жилищные условия. Психотравмирующая ситуация охватывает длительный отрезок времени по сравнению со временем родов или сразу же после них.

Применительно к данному виду детоубийства можно использовать уже не судебно-медицинский, а педиатрический критерий определения длительности периода новорожденности, равный одному месяцу (30 суток) со дня появления на свет.

Третий вид - убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. При этом виде детоубийства возраст новорожденного ребенка - жертвы убийства - не может превышать одного месяца (педиатрический критерий). Убийства ребенка более старшего возраста матерью с психическими расстройствами квалифицируется уже по ст. 96 УК (умышленное убийство).[19]

Следует отметить, что анализ следственной практики подразделений ДВД ВКО за период 2000 - 2003 г.г показывает, что следователи не всегда могут самостоятельно разобраться в наличии или отсутствии в действиях лиц, которым инкриминируется состав преступлений, предусмотренный ст. 97 УК РК, факта неонатицида. Так, за указанный период в производстве находилось 7 уголовных дел данной категории, из которых лишь 2 были направлены с обвинительным заключением в суд. По 2 уголовным делам прокурорами постановления о возбуждении уголовного дела были отменены как вынесенные необоснованно, по 2 делам производство было прекращено в связи с отсутствием, в одном случае, состава преступления, а в другом, события преступления.

Мы считаем, что если бы еще на стадии до следственной проверки следователями назначались судебно-психологические экспертизы психического состояния матери, подозреваемой в убийстве своего новорожденного ребенка, то удалось бы избежать возбуждения 4 уголовных дел по ст. 97 УК РК без достаточных на то оснований.

Основной вопрос судебно-следственных органов перед судебно-психологической экспертизой: Находилась ли обвиняемая (подсудимая) во время совершения инкриминируемых ей деяний в состоянии эмоциональной напряженности, вызванном психотравмирующей ситуацией и оказавшем существенное влияние на ее сознание и поведение?

8. Судебно-психологическая экспертиза социально-психологических особенностей членов организованной преступной группы.

Данный вид судебно-психологической экспертизы, как правило, следует назначать в период предварительного следствия, когда установлено, что преступления совершались неформальной группой с асоциальной и криминальной направленностью.

Преступные группы делятся на три категории в зависимости от жесткос







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.