Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Священные растения и деревья





Космические принципы, проявляющиеся в мире минералов, животных и в мире богов, также представлены и в растительном мире. Есть тонкие аналогии между определенными растениями или деревьями, определенными богами, животными и аспектами человеческого существа. Есть благородные и подлые растения, благотворные и вредные деревья, растения, дружественные человеку и являющиеся его врагами. Некоторые растения питают человека и придают ему жизненные и интеллектуальные силы. Другие вводят в состояние интоксикации или экстаза и даже доводят до смерти. Практически все лекарства и яды происходят из растительного мира. В мировой гармонии существует тесная связь между видами растений и любыми аспектами жизни. Из растений исходят три жизненных принципа, которые соотносятся с тремя фундаментальными тенденциями природы: силой концетрации и интеллектуального развития (саттва), силой организации и действий (раджас), силой взрыва, страсти, эротизма, рождения и смерти (тамас). Человек живет в симбиозе с некоторыми растениями (пшеница, рис) и животными (корова, коза). По принципу инверсии ценностей, выраженному в Тантризме, тамасические силы — яды, наркотики и сильные чувства - используются для завоевания сверхъестественного мира, так как овладев тем, что обычно разрушает нас, мы можем победить смерть и достичь бессмертия. Шива — инкарнация тамас (tamas), разрушающий и созидающий принцип взрыва, так как только через разрушение появляется новая жизнь.

Некоторые растения и деревья по своей природе связаны с тем, что мы называем богами или духами. Они являются материализацией определенных божественных аспектов. Следовательно существуют благотворные растения и деревья, которые помогают общаться с невидимыми существами, так как эффективность растений проявляется не только в форме пищи, наркотиков или напитков, получаемых из них.

Поскольку растения находятся в прямом не-интеллектуальном контакте с миром, окружающим их и с миром духов, они могут служить посредниками для общения духами. Они могут мгновенно воспринимать наши чувства и глубинные мысли и передавать их тонким силам, которые они воплощают, чье расположение или враждебность играет важную роль в нашей жизни.

«Священное дерево, как хранитель сил природы, источник благословения и объект поклонения разных людей — присутствует в ритуалах практически всех рас. Оно сохранило свою магическую или символическую ценность в религиозных системах самых разнообразных обществ. И это было если не в форме дерева-бога или духа дерева, то, по крайне мере в виде даймона, жизнеспособность которого была так или иначе связана с растениями, полученными афинянами от Диониса. На комплекс представлений и религиозных эмоций, сосредоточенных на Дионисе, кажется, глубоко повлияла идея эквивалентности, даже идентичности между потенциалом жизни, её экзальтацией и обновлением, которое означает наличие даймона для последователей его культа и добродетелями, которые исходят от сущностей растительного мира.» (H. Jeanmaire, Dionysos, сс. 12-15.)

«В начале минойского периода деревья играли центральную роль. В иконографических документах изображены разные люди, касающиеся листьев, поклоняющиеся богине растительности или совершающие ритуальные танцы. Некоторые сцены подчеркивают экстравагантный, экстатический характер ритуала, мистическое объединение человека и растения.» (M. Eliade, Histoiredes croyances et des idees religieuses, с. 146.)

Даже сегодня во всех частях Индии можно найти священные деревья, к которым верующие привязывают маленькие тряпочки. У корней деревьев находятся каменные или бронзовые изображения богов для ежедневного поклонения. Некоторые цветы, такие как календула (оранжевого цвета) используются для изготовления гирлянд, украшающих Лингамы во время церемоний. Эти цветы собирают с большой аккуратностью, так как цветы, которые кто-то уже понюхал, не могут быть предложены богам.

«Убежище Ариадны, богини Растений и Деревьев, находилось в Аргосе, в храме Диониса... В Греции также находят следы древних минойских обрядов, посвященных Зевсу-Хиякинтос, отца девственниц, которые погибают, чтобы обеспечить жизнь. Важность этого можно заметить в культе луковичных растений, которые ежегодно «воскресают».» (Charles Picard, Les Religionsprehelleniques, сс. 147 и 188.)

«В поздние времена в Греции существовали незначительные божества местных культов и особенно нимфы, чья жизнь связывалась с деревьями и ручьями.» (H. Jeanmaire, Dionysos, с. 19.)

Священные растения Шивы — это в основном Пиппала (ficus religiosa), которую зовут «царем деревьев» (Vriksha-natha), растение dharba илиkusha, Rudraksha (“глаз Рудры”), семена которых используют, чтобы делать шиваистские четки, вина, благовония и т. д. Лавр, виноград и плющ — священные растения Диониса. Сосна была объектом римского поклонения, а дуб — священным деревом кельтов. “Мое имя — дуб”, сказал Телесин, бард-друид, который также говорит о "трех концах человека и дуба". Сбор омелы был поводом для важных обрядов.

«Почитание священных деревьев также распространяется на их ветви. Молодой ствол выкорчевывается, из него делают шест для поклонения, а зеленые ветви нужны, чтобы создать объекты, используемые в обрядах. У греков зеленые ветви и кустарник играли важную роль в огромном количестве церемоний, особенно в тех, где принимали участие мальчики и девочки. В Спарте и в Сицилии оливковую ветвь называли Кориталия и эта эмблема использовалась в процессиях в честь обрядов полового созревания или женитьбы...В религиозных процессиях постоянно принимали участие thallophoroi, носители ветвей. Разбрасывание цветов тоже играло важную роль в различных ритуалах.» (H. Jeanmaire, Dionysos, с.13-14). Христианский праздник Вербного Воскресенья является продолжением этих обрядов.

В Фивах Дионис был представлен в форме шеста, увенчанного лавровым венком, нижняя часть его была обернута в ткань шафранового цвета. В Индии священные деревья растут на перекрестках дорог или в местах, где происходят различные праздники. Дереву поклоняются, танцуя, совершая ритуалы и принося подношения. Во время танцев вакхи и вакханки держали и размахивали тирсом — стеблем тростника, увитым плющом и виноградной лозой.

Опубликовано в Sitra Ahra

 

 

Алиен Данилу

Шива и Дионис.

Глава 7

СВЯТЫЕ МЕСТА

Существуют места, где видимый и невидимый миры соприкасаются. Эти точки на земле можно соотнести с чакрами, или тонкими центрами, в человеческом теле. Любой, кто осознает волшебность этого мира, может воспринять необычную природу таких мест, где чувствуется наличие невидимых сил. Есть что-то типа двери, через которую немного легче попасть из одного мира в другой. Это пути, через которые ясновидящие могут внезапно проникнуть в другой мир, а простые люди почувствовать себя ближе к тому, что мы зовем сверхъестественным; к мистическому миру богов и духов.

Все религии признают, что есть места, где чудеса возможны. Обычно нет видимого, что явно выделяет эти места, но с самого начала времен люди ощущали их магические свойства. Их месторасположение определяет особая наука, сакральная география. Иногда находят новые места, или открывают заново давно забытые. Будь это Каши (Бенарес), Мекка или Лурд, природа и магнетизм этих мест всегда похожи. Время от времени там обнаруживаются некоторые органические элементы тела Земли. В Бенаресе, святом месте Шивы, на одной оси пересекаются реки трех. Это Млечный Путь, Ганг и огромная подземная река, стекающая с Гималаев на юг.

В Мекке, Махешваре древних индийских географов, до сих пор поклоняются Черному Камню, символу Шивы, упомянутому в Пуранах. Кельты унаследовали древние святые места предыдущих жителей. Происхождение оракула возле Кастальского Ручья в Дельфах берет начало задолго до микенской эпохи.

Кроме Крита, в Средиземноморье существует множество святых мест. Наксос назывался Дионисиас, или Диа, Божественный, и был посвящен Дионису, и вина из Наксоса были очень популярны.

Святые места часто отмечены нахождением древних святилищ: Амаратха, Ганготри, Джогешвара, Матхура, Хардвар, Канчипурам, Конарак, а также Дельфи, Мальта, Филитоса (Корсика), Карнак, Ниса, Стоунхендж, Гортина, Олимп, Афос, Ида, Кайласа, Мекка, Синай и т.д. Это места, в которых практически невозможно не почувствовать особую атмосферу, они вне времени или в другом измерении пространства. Огромная важность придается получению таинств или умиранию в таких местах, которые часто считаются вратами в Рай.

Множество как христианских церквей, так и мечетей построены на месте древних санктуариев. Бесполезно пытаться объяснить их священный характер с помощью новых мифов.

Леса, реки, озера и ручьи

Кроме великих магических мест, являющихся нервными центрами Земли, а также объектами исследований сакральной географии, горы, озера, гроты, ручьи и леса — любимые пристанища Шивы. Здесь природа не тронута человеком, сельское хозяйство и люди не нанесли раны Земле.

Где бы мы ни находили священные горы, гроты, леса или ручьи, мы можем обнаружить следы Диониса там. Природа — это храм Шивы. По этой причине ритуалы поклонения Шиве совершаются в лесу, на берегах рек или священных водоемов, и никогда в храмах или местах, где проживают люди.

Ручьи населены нимфами и духами, реки — это Богини и исток Ганка находится в волосах Шивы. Такие истории можно рассматривать как что-то легкомысленное. Однако, сидя на берегу ручья и призывая его дух, можно почувствовать его благотворное и умиротворяющее влияние.

Церемонии в Гранд Тромени в Локроне (Бретань) оканчиваются обхождением горы и совершением жертвоприношения на ее вершине. Несомненно, это продолжение дионисийского обряда. Вдоль всего пути поставлены алтари в честь святых (или богов) этого места.

Кайласа, рай Шивы

Индуисские храмы представляют собой гору, и фаллический аспект гор можно обнаружить также в колокольнях и минаретах.

Горы — это магические места, к которым нужно приближаться осторожно. Это места, где обитают боги и мудрецы получают божественные откровения. Именно на горе Моисей говорил с Богом. Шива и его жена также обитают на горе. Также и Дионису поклонялись на горе Ида, а Диктина являлась богиней горы Дикте. Для греков гора Олимп являлась местом проживания богов, хотя раньше они жили на горе Афон, древней Акте. Афон, сын Посейдона, разорвал горную гряду во Фракии и оставил ее в том виде, в котором она сейчас находится. Афон всегда был священной горой Диониса. Около монастыря Великая Лавра, где когда-то находился древний город, упомянутый Флеродотом, можно обнаружить алтарь для жертвоприношения быка.

Сканда, культ которого закрыт для женщин, тоже жил на горе. Эта традиция сохранилась на горе Афон, на которой жили древние дионисийские отшельники. По легенде, позже трансформированной в христианскую историю, Девственник благословил гору, разорвал на кусочки изображения древних богов, провозгласил это место своим садом и запретил женщинам находиться в нем. Ессеи, среди всего прочего, унаследовали этот аспект культа Сканды и отказались от любых контактов с женщинами.

Говоря о богине, можно обсудить магнетическую силу вершины горы. Горы — места проживания богов. Там могут быть построены святилища, но близко к вершине никогда не могут располагаться жилища людей. Горы обманывают зрение. Как Олимп, Ида, Афон, Кайласа в Тибете, они показывают только свою снежную вершину, на которой бушуют ураганы. Для «видящего», однако, они предстают совсем по-другому.

«Кайласа, гора, где находится рай Шивы, покрыта прекрасными садами. Свиту бога составляют все виды животных, нимф и духов, а также их преданных спутников. Это место наслаждения, где можно обнаружить все, что приводит к счастью. Здесь живет Шива в форме обнаженного Йоги.» (Shiva Purana, Rudra Samhita, гл. 18, 44.)

«Кайласа — это благословеннаяи и великолепная гора, где обитает Шива. Там также живут киннары (с козлиными копытами), Апсары (нимфы), Сиддхи (избранные) и другие небесные существа. Гора огромной высоты, ее сияющие пики покрыты разноцветными драгоценными камнями и другой рудой. На ней растут все виды деревьев и кустарников и летают тысячи птиц. В ручьях, водоемах и гротах нимфы развлекаются со своими возлюбленными. Деревья имеют серебристый оттенок. Здесь множество животных, тигров и разных других, но они не свирепы. Природа сверкает и приносит чувства восхищения и удовольствия. Ганг, стекающий с Горы, очищает и освящает всё. Недалеко лежит Алака, город Куберы (охранника богатств) и «сад запахов (Saugandhika), где можно обнаружить любой вид деревьев. Там слышна божественная музыка. Вокруг горы текут реки Нанда и Алаканадна, единственный взгляд на которые уничтожает любые горести. Нимфы спускаются вниз, чтобы испить их воды. Утомленные своими любовными играми, они приходят на берега рек, чтобы отдохнуть. Дальше находится Пиппала, дерево-инжир, под которым Шива практикует йогу. На нем нет гнезд. Оно дает глубокую тень. Оно волшебное и священное.» (Shiva Purana, Rudra Samhita, гл. 40, 22-36.)

В человеческом мире Шива появляется как полу-сумасшедший бродяга, но когда приходят на Кайласу, они видят его в совершенно ином аспекте, покрытом сиянием и славой.

«На его короне луна; третий глаз сияет на лбу; змеи являются его украшениями. Змеи, обвивающие его тело, становятся украшениями, обсыпанными драгоценными камнями. Пепел, которым обмазано его тело, становится ценной мазью. Слоновья шкура превращается в тонкий шелк. Его красота неописуема. Он обладает всеми богатствами.» (Shiva Purana, Rudra Samhita, гл. 39, 38-42.)

Описание дионисийского рая — аналогично. «Конечности сына Семелы тонки и чувственны, его красота выделяет его среди всех остальных. Он одарен Афродитой. Его сопровождает толпа женщин, вооруженных копьями... он носит шкуру пантеры... Полу-обнаженный эфеб, он сидит в отрешенной позе. Члены его тиасоса, сатиры и менады, разбрелись по всей сельской местности, они кружатся в диких и иногда жестоких танцах... исступленно скачут, в то время как другие наслаждаются их видом и играют на разных музыкальных инструментах». (H. Jeanmaire, Dionysos, сс. 365 и 277.) В гимнах Гомера «Сатиры уговаривают нимф заняться любовью в укромных гротах. Пан преследует нимф и молоденьких мальчиков-пастухов. Он обучает игре на свирели прекрасного Дафниса.»

Критскому Загрею поклонялись на горе Ида более тысячи лет, пока не пришли римляне. Слово Ida означает «лес», так же как и в случае с названиями других гор. Шиваистскую гору-рай можно обнаружить и в греческом мире. «Сам Олимп - это общий термин для «горы».(R. F. Willetts, Cretan Cults and Festivals, с. 118.)

Иногда Кайласу сравнивают с горой Меру, осевой горой в центре мира, расположенной в Тибете, на «крыше мира». С этой горы текут четыре реки (Сита на восток, Алакананда на юг, Ванну на запад, Бхаддха на север) и воды четырех районов Земли: континента Розовой Яблони (Джамбу) на юг; жасмина — на запад; инжира (Вата) на север; и дерева манго (Амр) на восток.

«Райский сад в Книге Бытия с его реками, несущими жизнь в четыре уголка Земли похож на месопотамские образы. Как все райские кущи, Эдем расположен в центре Земли, откуда истекают четыре реки». (M. Eliade, Histoire des croyances et des idees religieuses, с. 179.)

Ниса, святая Гора

В дионисийской традиции место, где бог провел детство и получил образование, зовется Ниса. Nisah — это эпитет Шивы, что означает Высший. Nisam — это блаженство, nisa, радость. Ниса, гора Счастья, - эквивалент Кайласы, земного рая.

Бог-младенец — Сканда, второй Дионис. Большинство описаний Нисы относятся к легенде о нем. Само имя Дионис, возможно, означает «бог Нисы» или нимф Нисы (см. A. J. Festugiere, Etudes de religion grecque et hellenistique, с. 14.) “Ниса хорошо известна как няня Диониса. Ниса — это женская форма от слова nysos, которое, весьма вероятно, входит в состав имени бога, что невозможно выразить на греческом... Нисос — означает то же, что и греческий курос (юнош) (на фраккийском или фригийском диалекте)». (H. Jeanmaire, Dionysos, с. 7.) Если эта этимология правильна, это будет прямым переводом имени Муруган или Кумара (Сканда), Мальчик.

Греки верили, что они могут найти гору Ниса практически везде. Исследователи обнаружили до десяти Нис, от Кавказа до Аравии и от Индии до Ливийского Запада. «Есть определенная Ниса, высокая гора, где цветут леса, и находится она намного дальше, чем Фениция» (гимн Гомера). Упоминаются также гроты Нисы.

Сицилийский Диодорус (I, 27), кто, как и Геродот, сравнивает египетского Диониса с греческим Дионисом, считает, что убежище Изиды и Осириса находится в Нисе, в Аравии. Таким образом Дионис рос в Нисе, счастливом городе Аравии и именно там он обнаружил виноградную лозу. Однако Диодорус цитирует и ливийскую традицию, где ссылаются на западную Нису. С другой стороны Геродот локализует «Святую Нису» в стране корицы; в благоухающей Эфиопии.

«Ниса находится на острове, окружена рекой Тритон с крутыми берегами, которые оставляют очень узкий вход только с одной стороны. Этот вход известен как Нисские Врата. За ним — прекрасное место с лугами и садами. Здесь растут плодовые деревья всех видов, в изобилии растет дикий виноград, обвивая все деревья. Вся страна дышит простором и здоровьем.» (Dionysus the Lybian, цит. Diodorus, III, 68.)

В Пешаваре, недалеко от Инда, солдаты Александра обнаружили холм Ниса и поспешили туда, чтобы обнять своих братьев во Дионис.

По Диодорусу, Бахус собрал армию благородных жителей Нисы, звавшихся Силени, потому что они были подданными Силенниса, первого царя Нисы, «у которого сзади был хвост, поэтому его потомки продолжают носить такие искусственные волосы.» Ниссейские танцы были посвящены Бахусу. Филострат, в Life of Apollonius of Tyana, рассказывает, что в Памфилии была поймана пантера, носившая золотой воротник с гравировкой на армянском языке: «Богу Нисы от царя Аркасы».

По Диодорусу, «так как бог оставил свидетельства своих подвигов и проявлений в разных местах вселенной, неудивительно, что каждый человек верит, что бог был именно в его городе или стране.» И точно, название Ниса можно найти в составе многих разных других мест, в которых сохранились дионисийские обряды, карнавалы и весенние фестивали.

Дионис был мифическим основателем города Нисея, современного Изник, это был процветающий город, в котором каждые пять лет проводились фестивали в его честь. Разрушенный землетрясением в 123 году, он был перестроен Императором Андрианом. В 362 году Император Юлиан вернул культ Диониса.

Город Ницца является священным местом всего дионисийства. Культ Диктины (матери-Горы) возможно появился в Марселе благодаря грекам. По Страбо, Плинию и Стефану Византийскому, Ницца принадлежала марсельцам. Столицей Лигурии был Семеленум (современный Семье), в трех километрах на севере от акрополя Никейи (в наши дни, Коллин де Шато). Он являлся святым местом с доисторических времен.

«В Ницце не могло быть ни хорошего поселения, ни торговли. С какою целью он был основан?», спрашивает автор Histoire de Nice et du pays nigois.

Имя Никейя, древнее название Ниццы — чисто греческое. Предполагалось, что оно произошло от Нике, «Победа», хотя в Ницце никогда не воевали. Несмотря на это, «невозможно найти объяснение названию Никейя только в греческом ключе..Н. Ламбоглиа отмечал, что похожие названия можно найти в Италии в местах, где нет ничего греческого, такие как Ницца в области Монфератто и Валь-ди-Ницца около Вогхересе. Ф.Бенуа добавляет топонимы, такие как Ниссан или Ниссарж. Возможно, был общий местный корень, которые греки взяли и дали ему «новую жизнь.» (Histoire de Nice et du pays nigois, с. 12-13.) Нужно упомянуть и Ниссу, (современная Ниш) в Югославии, как и множество других мест. Антиб (Антиполис), «Город на другой стороне», который смотрит на акрополь Нисы с другой стороны залива, датирован 15 столетием до рождества Христова. Культ богини Иды был широко распространен в этой области, как доказывают некоторые римские надписи.

Много деталей карнавала в Ницце (carnevale, “мясные дни”, говорящие о жертвоприношениях), такие как ослы во главе процессии, бросание друг в друга фасоли, свобода нравов — все это остатки дионисийских фестивалей. «Отцов» фестиваля — одиннадцать, их выбирали из четырех каст, представленных в городе, где проводился фестиваль. Двое выбраны среди благородных и трое — каждой из трех групп: купцами, ремесленниками и рыбаками. Они звались «отцы дураков» (abbates stultorum). С мешивание каст — одна из характеристик культа Шивы-Диониса. В наши дни карнавал официально упоминается с 1294 года, когда Чарльз II, Анжуйский, возобновил эту традицию.

Перекрестки

Рудра странствует с места на место. Поэтому ему нужно оставлять подношения вдоль дорог, и особенно на перекрестках, так как «перекрестки хорошо известны как места, которые он посещает наиболее охотно.» (Shatapatha Brahmana, II, 6, 2, 7.)

В своей «Gorgias and Phaedo», Платон упоминает перекрестки, и пифагорейский “Y" имеет тот же символизм. Гермеса зовут «богом кучи камней», он - дух камней и столбов по краям дороги. Кельты строили храмы или оставляли каменные кучи на перекрестках, где живут духи. Во время некоторых празднеств здесь зажигались огни, что до сих пор практикуется в Индии. Черные, принесшие дионисийские ритуалы в Бразилию, до сих пор исполняют свои обряды макумба на прекрестках.

В Hatha Yoga Pradipika (III, 109) говорится о вдове, сидящей на месте слияния двух рек, которую нужно насильно раздеть и овладеть ею, так как она ведет к высшему. Вдова — это свернутая энергия (Kundalini), или Шакти, которая должна быть подчинена йогом; реки — Ида и Пингала, два канала в тонком теле, ведущие к тысячелепестковому лотосу на верхушке головы. В середине свернутой энергии, на перекрестке, обитает Шива в форме саморожденного фаллоса.

Опубликовано в Sitra Ahra

 

 

Алиен Данилу

Шива и Дионис

Глава 8

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ

Тропы знания

Все цивилизации и культуры являются плодом накопления знаний и опыта человека, передающихся из поколения в поколение. Шиваизм, начало которого уходит в далекие времена, представляет собой огромную сумму опыта. Описание тонких структур человека, являющееся базой техник йоги, показывает такой уровень знаний, по сравнению с которым современные знания кажутся примитивными.

Ни одна из концепций, относящихся к природе мира, ни один из методов реализации человеческого существа, описываемый в шиваизме, изначально не принадлежал к варварскому миру ариев. Арийцы постепенно ассимилировали некоторые аспекты знания завоеванных ими народов как индийского, так и элленического миров. Помимо старых частей Вед, все поздние индуистские тексты несут печать философских идей и ритуальных техник древнего шиваизма, более-менее адаптированных к интеграции их в теоретический мир Вед. Греческая мысль имеет такое же отношение к минойскому или пелагскому наследию.

В Пуранах философское и моральное учение шиваизма связывают со Скандой. Значит Сканду можно идентифицировать с тем, кого греки называли Вторым Дионисом - не потому, что это учение менее древнее, но из-за периода, когда оно было принято греческим или индийским миром.

Согласно эволюции циклов, гордость человека восстает против его инстинктов, создавая искусственные ментальные конструкции, вступающие в противоречие с восприятием тонкого мира. Впоследствии катастрофическое ощущение величия человеческого вида развивается на материальном уровне, пока Шива — Первопричина и источник жизни — не появляется и не учит человека трем путям знания и реализации. Это Санкхья (космология), Йога (овладение тонкими энергиями), и Тантра (посвящение и магические ритуалы и практики). Санкхья объясняет строение мира и его создание, параллельность и взаимосвязанность различных аспектов материи, жизни и видов, а также фундаментальное единство макрокосма и микрокосма во вселенной и в живом существе. Древняя Санкхья — это шиваистская Санкхья, являющаяся намного более великой системой, чем то, что называется тем же именем в классической индуистской философии. Йога — это метод, подразумевающий интроспекцию, человек учится тому, как познать себя. Он способен заставить замолчать свои мысли, пройти через границу своих чувств и вернуться к глубинному источнику жизни. Происходит контакт с невидимыми силами, спрятанными внутри человека, как и в любом другом существе. Тело, в том числе умственные и интеллектуальные способности — это только одежда. Тантра — это связь между Санкхья и Йогой. Она обучает магическим методам, благодаря которым человек может вступить в прямой контакт с таинственной природой невидимого и мистического мира богов и духов. Из этих методов опьянение, эротизм, музыка и экстатические танцы являются самым простым средством стряхивания ментального или рационального контроля. Освобождение и выхождение за рамки сознания позволяет напрямую воспринимать тонкие силы, окружающие нас.

Учение о любовной игре и поклонении принципам жизни позволяет человеку постичь истинную природу наслаждения и обнаружить в живом существе состояние напряженности, которое и является самим принципом творения и природы божественного существа. Акт любви таким образом используется как средство достижения совершенства и тонкого знания, возвращения к началу и прямому контакту с Богом.

Физическое опьянение, спровоцированное вином или другими интоксикантами, может в равной степени ускорить и подготовить человека к мистическому экстазу, моментально освобождая его от материальных проблем, привязанностей, запретов.

Дионисийский оргазм соответствует тантре. Через силу посвящения, человек способен достичь самосознания и осознать реальность того, что он воспринимает во время оргазма. Именно это является просветлением. Во время оргазма человек сперва чувствует реальность определенных сил внутри и вне себя. Только тогда он может понять существующие принципы и познать природу мира и божественного.

Природа мира

В шиваистской космологии рассматриваются 24 базовых элемента или «автономные принципы» (таттвы), которые делают возможным видение и развитие мира. Есть пять состояний, определяющих возможности творения: 1) первопричина, Шива. Здесь слово Шива происходит от корня shi, что означает сон. Шива - «тот, в ком покоится все», сон — это образ латентной стадии созидания; 2) энергия или сила манифестации, проявления, зовущаяся Шакти; 3) возможность локализации или расширения, принцип времени и пространства; 4) абсолютная высшая власть, что означает не-существование чего-либо еще; 5) сознание, или способность задумывать и узнавать. Из этих пяти принципов исходят первые составляющие проявления: 1) Майя, внешнее проявление или восприятие; 2) Кала, «измерение» или единица измерения, определяющая время и пространство; 3) причинность, или связь, по которой действие (karma) приводит к результату; 4) разделенность (kala), необходимый элемент для воспроизводства и репродуцирования; 5) память, или аккумулирование опыта или знаний (видья), 6) влечение (raga), 7) план (avyakta), что является еще не-проявленным состоянием проявления, и 8-9-10) три тенденции (гуны), центростремительная, центробежная и вращающаяся (tamas, sattva, rajas), которые определяют структуру материи, а также все импульсы тонких или живых существ. Эти три тенденции, символизируемые тремя цветами, представляют три аспекта божественного проявления в мире. Шива, центробежная или созидательная сила, черный; Вишну, центростремительная или консервативная сила, белый; Брахма, вращающаяся или активная сила, красный. Эти три силы вместе формируют Природу (Пракрити), описываемую как трех-цветная коза (Аджа, нерожденная). «Красная, черная и белая козы дают рождения множеству других, похожих на них.» (Taittiriya Upanishad. 10, 10, 1.)

Минойский оракул

Минойский оракул говорит о теленке, который меняет цвет каждые четыре часа, сперва белый, затем красный и черный. Это также четыре цвета Ио, как коровы, и священных быков Эгея. Вот явный пример символизма этих цветов, который используется в разных ситуациях и особенно в ритуальных рисунках. В традиционном обществе значение этих цветов является очевидным для всех.

Затем идут составляющие живых существ, космических существ (макрокосм), а также человеческих существ (микрокосм), и это: 11) manas, или “мысль", которая обсуждает; 12) buddhi, или интеллект, который выбирает; 13) chit, или «сознательность», которая записывает; и 14) ahamkara, или идея индивидуальности, чувство эго, ощущение себя автономным центром. Вместе эти четыре способности формируют внутреннее или перемещающееся существо (antahkarana), к которому добавляются: пять элементов (эфир, воздух, огонь, земля и вода), являющихся сферами восприятия пяти органов чувств; и 20-24) сами чувства (слух, осязание, зрение, вкус, запах), пять органов чувств и соответствующие им органы действий.

С точки зрения принципа созидания, мир можно увидеть как иллюзорный, как вид энергетической эктоплазмы, которая может быть поглощена своим источником. «Подобно тому, как паук выделяет и вбирает в себя свою нить, как земля взращивает растения, как у человека растут волосы на голове и теле, так из Неизменного эманирует вселенная, в которой мы живем. Из него исходят все виды существ, которые затем возвращаются в него и теряются в нем.» (Mundaka Upanishad, I, 1, 7 и II, 1, 1.)

В этом смысле вселенная зовется Майя, что означает иллюзии или внешнее. Однако «с точки зрения ограниченного сознания, а значит - человека, мир — это бесспорная реальность, которой он не может пренебрегать. Человек — это часть творения, вне его он не может существовать ни физически, ни ментально, ни психически.» (J. Evola, Le Yoga trantrique, с. 36.)

С точки зрения человека Майя, материал из которого создана вселенная, видится реальной и вечной. Она эфемерна только с точки зрения Шивы. Подобная двойственность существует во всех аспектах сотворенного мира. На вопросы, которые человек задает себе об этом мире, невозможно ответить. В шиваизме предлагается опыт, а не интеллектуальные спекуляции.

В Shiva Purana, мудрец Сута спрашивает у Сканды: «Является ли Первопричина Вселенной мужчиной, женщиной или существом среднего рода или чем-то еще? Есть ли у души, у атмана (atman) форма? Относится ли она к телу, к чувствам, к уму и интеллекту или эго?» Сканда отвечает: «Спекуляции философов, начиная с историй о результате действий, т.е. карме и принципов существования, привели к бесконечным спорам. Мудрые люди рассуждают о таких вопросах с осторожностью. Вот начало мудрости. Часть тела приходит от отца, часть — от матери. Таким же образом в каждом существе есть элемент Шивы и элемент Шакти.» (Shiva Purana, Kailasa Samhita, гл. 16, 8 -33.)

Излагая принципы шиваистской космологии и обрядов посвящения, Сканда объясняет правила поведения, ведущие к мудрости.

Пять аспектов Шивы

Число «5» - символ Шивы, поскольку оно играет существенную роль во всех проявлениях жизни (см. комментарий к Shiva Purana, Vidyeshvara Samhita, гл. I).

У Шивы пять лиц, относящихся к пяти основным аспектам воспринимаемого мира, из которого исходят пять элементов. Все в мире создано из пяти состояний материи. У живого существа есть пять чувств для восприятия этих структур, являющихся выражением природы самого Творца. Число «5» играет базовую роль в генетическом коде всех живых существ. Поэтому у нас есть 5 пальцев и 5 чувств, а у листьев деревьев — пять прожилок.

Первый аспект зовется Ишана (Господь). Он относится к «эфиру», элементу, который создает пространство и через который проявляются вибрационные принципы. Эфир относится к сфере слуха. Соответствующее состояние бытия — тонкое знание (Кшетряна).

Второй аспект - Тат-пуруша (Идентифицируемая Сущность). Он относится к «воздушному» элементу, сфере тактильных ощущений. Соответствующее состояние бытия — природа (пракрити), первое состояние вещества.

Третий аспект зовется Агхора (Не-Ужасающий), или Агни (огонь). Он относится к мужскому элементу, огню. Огонь — это принцип организации материи. Он принадлежит к сфере зрения. Соответствующее состояние бытия - интеллект (буддхи).

Четвертый аспект зовется Вамадева (Бог Левой стороны). Он относится к женскому элементу, «воде», сфере вкуса. Ему соответствует состояние «идеи себя» (ахамкара).

От единения огня (вертикаль) и воды (горизонталь), символически представленном в кресте или треугольнике «печати Соломона», рождается пятый аспект, зовущийся Садйиоджата (Спонтанно рожденный). Он относится к элементу «земля», твердому элементу, из которого сформированы звезды и тела живых существ. Его сфера — запах. Соответствующее состояние бытия — ум (манас), или думающий орган. Беспокойство ума поэтому рассматривается как своего рода химическая реакция материального порядка и является препятствием на пути к истинному знанию, непосредственному и интуитивному. Первая цель техник йоги — успокоить вибрации ума, чтобы открыться высшим аспектам бытия.

Число «5» можно найти во всех аспектах мира и жизни, которые сами по себе являются материальными структурами. Пятиугольник — символ Шивы. Это число было священным как в Египте, так и в более поздних сообществах посвященных. Мы видим важность пентатоники в музыке или «золотого сечения» в архитектуре, оба базируются на свойствах пятиугольника и позволяют создать «живые» пропорции. Полумесяц, как он представлен в Исламе, это пятидневный месяц, который Шива носит на своем лбу и который представляет собой вместилище сомы, эликсира жизни.

В ритуалах, поклонении и практике шиваизма очень важны различные аспекты бога. Когда изображают бога, в его короне проявляется Ишани (эфир), в лице — Татпуруша (воздух), Агхора (огонь) в сердце, Вамадева (воздух) — в сексуальном органе, Садиоджата (земля) — в его стопах. Этот символизм важен, так как помогает понять ритуалы и мифы, на которые оказал влияние шиваизм. Как пример, можно привести связь короны с властью; то, что ангелы изображаются парящими в воздухе; дух мужчины связывается с огнем; нимфы ассоциируются с водой и т.д.

Шиве поклоняются на пятый день лунного месяца (Шива — панчами). Это день молитвы и радости. Но поскольку Шива является разрушающим принципом, это не подходящий день для развлечений. Нельзя начинать работу на пятый день лунного месяца. «Избегай работы на пятый день месяца. Этот день труден и губителен.» (Hesiod, Works and Days, 807.)

Господь Йоги

Методы йоги пришли к нам из доисторического шиваизма. Шива — Господь йоги. Методы йоги включали в себя непревзойденные знания о структуре человека, о связях между физическим и ментальным, о скрытых силах человека и техниках их открытия и развития для получения знаний о физическом и сверхъестественном мирах. Благодаря йоге ученые древней Индии научились заглядывать за границу чувств, чтобы преодолевать пространство и постигать структуры как бесконечно малые, так и бесконечно большие. Йога описывала отдаленные объекты и континенты, помогала установить контакт с невидимыми мирами, развить способности человека, контролировать его жизненные силы и использовать их для достижения материальных и духовных благ, преодолевать препятствия, чтобы приблизиться к божественному. «Основа Йоги — связь макрокосма и микрокосма. Все силы, проявленные и действующие в мире, проявлены и действуют в теле.» (J. Evola, Le Yoga tantrique, с. 215.) «Дальше далекого, ближе ближнего. Для просветленных оно здесь, в глубине сердца.» (Mundaka Upanishad, III, 1,7.)

С помощью интроспекции йогины открыли в собственном теле существование определенных центров, связанных с тонкими функциями. Эти центры назвали «колёса» (чакры) или Лотосы (падма). От этих центров отходят тонкие каналы (нади), связывающие их с центрами восприятия, мыслями и сознанием, находящимся в мозге.

Все нади исходят из центра Муладхара (корня). Этот центр соотносится с материальным аспектом творения, «землей» или женским принципом, являющимся конечным шагом и материализацией божественного проявления. Поэтому это первый шаг на пути к истоку. Отсюда по







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.