Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Э. Холл: монохронные и полихронные культуры





 

Каждой культуре присуща своя система использования времени, что чрезвычайно важно для теории межкультурной коммуникации.

Для понимания своего собеседника требуется знать, как понимается время в его культуре. В зависимости от способа использования времени Э. Холл разделяет культуры на два вида: монохронные и полихронные.

Монохронное использование времени означает, что действия осуществляются последовательно, одно за другим в течение определенного времени. Время представляется как прямолинейный путь, который ведет из прошлого в будущее.

В монохронной культуре время имеет вещественную ценность: его можно потратить, сэкономить, потерять, время как система поддерживающая порядок человеческой жизни.

Монохронный человек может заниматься одним видом деятельности в определенный отрезок времени. Он педантичен, скрупулезен и соблюдает принцип последовательности и не любит, если его прерывают в процессе какой-либо деятельности. Такой тип использования времени распространен в США, Германии, Норвегии, Швеции.

Полихронное восприятие времени является полной противоположностью монохронному восприятию. В нем многое происходит одновременно. Полихронное время понимается как некий узел переплетения многих проблем, поэтому оно менее ощутимо.

Полихронной культуре свойственны динамичность, отсутствие пунктуальности, импульсивность и высокая степень контактности. В культуре данного типа большую роль играют межличностные отношения и общение с другими людьми.

Полихронный человек может делать одновременно сразу несколько дел, придает меньшее значение договоренности о встречах, часто меняет свои планы, больше интересуется своими делами, его пунктуальность зависит от взаимоотношений с другими людьми. К типичным полихронным культурам относятся культуры стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средиземноморья.

 

Теория ценностных ориентаций

Ф. Клакхона и Ф. Стродбека

Американские культурантропологи Ф. Клакхон и Ф. Стродбек предложили теорию ценностных ориентаций. Они определили ценностные ориентации как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» [цит. по: Лебедева, 1999: 129].

Ф. Клакхон и Ф. Стродбек сформулировали три исходных тезиса своей концепции:

1. Существует лишь ограниченное количество общечеловеческих проблем, решением которых вынуждены заниматься люди всех времен и народов.

2. Решение каждой проблемы возможно только на основе небольшого набора вариантов.

3. Каждое общество отдаёт предпочтение своему варианту решения, определяя этим культурно-специфичную иерархию ценностей, несмотря на то что сумма всех потенциально возможных решений доступна каждой культуре.

На основе этих предположений американские исследователи выделили пять фундаментальных проблем-вопросов, на которые ищет ответы любая культура, выбирая тем самым собственные ценностные ориентиры:

1. В чём сущность природы человека?

2. Каковы отношения между человеком и окружающей средой?

3. Какую роль играет время в жизни человека?

4. Какова направленность человеческой деятельности?

5. Каковы взаимоотношения между людьми?

Говоря о человеческой сущности, Ф. Клакхон и Ф. Стродбек полагают, что существуют хорошие и злые по своей натуре люди, которым нельзя доверять. Посередине – люди, и хорошие и плохие одновременно. Ученые также говорят о том, что это деление носит условный характер, так как люди способны изменяться в ту или иную сторону.

Американские ученые рассматривают отношения «человек - природа». По их мнению, существуют разные предположения: 1) жизнь управляется сверхъестественными силами (Богом, судьбой, природой); 2) человек контролирует природу; 3) человек должен стараться жить в гармонии с природой.

Согласно Ф. Клакхону и Ф. Стродбеку, отношение ко времени может выражаться ориентацией либо на прошлое, либо на настоящее, либо на будущее.

Ученые отмечают разную направленность человеческой деятельности. Одни люди полагают, что «быть», «жить» уже достаточно, другие тратят все силы на внутреннее развитие. А есть и такие субъекты, которые занимают активную позицию и работают за вознаграждение.

Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривают ценностный ориентир, связанный с межличностными отношениями. Они разделяют людей на лидеров и на тех, кто следует за ними. Одни люди предпочитают коллективные решения, другие – выступают за индивидулизм и равные права.

Следует отметить, что разработанная теория ценностных ориентаций американскими культурантропологами Ф. Клакхоном и Ф. Стродбеком не является исчерпывающей и носит относительный и несколько абстрактный характер.

Любая попытка категоризовать и систематизировать ценностные установки является сложной задачей. Но данная теория позволяет говорить о её значимости и актуальности для межкультурных сравнений и анализа процессов межкультурного общения.

 

3.3. Теория Г. Хофстеде:
четыре параметра сравнения культур

 

Голландский ученый Герт Хофстеде разработал свою теорию сопоставления культур. Он выделил следующие параметры:

Индивидуализм – коллективизм.

По мнению Г. Хофстеде, индивидуальное общество – это общество со свободной социальной структурой, в котором каждый сам заботится о себе и своей семье.

В индивидуальных культурах каждый человек сам заботится о себе и своей семье, личные цели важнее групповых. В этих обществах преобладает осознание своего «Я», ценится право каждого на личную собственность, свою точку зрения, частное мнение. К индивидуалистским культурам относятся Германия, США, Великобритания, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия. Коллективистское общество – это общество с жесткой социальной структурой.

В коллективистских культурах собственное отношение к миру формируется сквозь призму группы, во главу угла ставится преданность организации, друзьям, семье. К культурам данного типа относятся большинство азиатских и африканских стран, католические страны Южной Европы и Латинской Америки.

Дистанция власти.

Г. Хофстеде понимает дистанцию власти как степень готовности общества принимать неравенство распределения власти во взаимоотношениях, в учреждениях, организациях. Это отражается на отношении общества к тем, кто имеет власть, и тем, кто ее лишен.

Представители культур с высокой дистанцией власти считают, что у каждого человека есть свое место в жизни, обусловленное сложной иерархической структурой общества. Дистанция между различными слоями общества значительна. Власть – важнейшая часть социальной жизни, а носители власти рассматривают своих подчиненных как людей, существенно отличающихся от них самих. При этом в культурах такого типа акцент делается в основном на принудительной форме власти. Здесь высоко ценятся обязательность, исполнительность, авторитарные установки и жесткий стиль руководства.

Представители культур с низкой дистанцией власти считают, что неравенство в обществе должно быть сведено к минимуму. Для них иерархия – условное закрепление неравенства людей в обществе, поэтому наибольшее значение там придается таким ценностям, как равенство в отношениях, индивидуальная свобода и уважение к личности.

Боязнь неопределенности.

Согласно Г. Хофстеде, боязнь неопределенности – это степень угрозы, испытываемой обществом.

Представители культур с высокой степенью боязни неопределенности пытаются избежать неясных ситуаций, обезопасив себя множеством формальных правил. Г. Хофстеде считает, что в культурах с высоким уровнем боязни неопределенности люди постоянно испытывают стресс и чувство страха. Среди представителей данного типа культуры наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких обществах создаются особые каналы. К таким культурах Г. Хофстеде относит Бельгию, Германию, Францию, Японию, Грецию, Перу, Уругвай.

При низком уровне боязни неопределенности люди недовольны чрезмерной организованностью. Они считают, что правил, инструкций должно быть как можно меньше. Люди в большей степени склонны к риску в незнакомых условиях, поэтому для них характерен более низкий уровень стрессов и страхов. К культурам с низким уровнем боязни неопределенности Г. Хофстеде относит Данию, Индию, Нидерланды, США, Швецию, Финляндию.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.