Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Концепции естественного права и общественного договора у Гроция и Спинозы: сравнительный анализ.





Голландский философ и правовед Гуго Гроций(1583-1645 гг). Его основной труд - «О праве войны и мира» («De Jure Belli ac Pacis») В нем Гроций в качестве центральной идеи обосновал роль и место «естественного права» как самостоятельного источника норм «права народов», помимо обычаев и договоров. Естественное право -- «предписание здорового разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а, следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим Богом, создателем природы».

Это право, обязательно включает в себя правила:

1) воздержание от чужого имущества;

2) возвращение полученной чужой вещи;

3) возмещение полученной от чужой вещи выгоды;

4) обязанность соблюдения обещаний;

5) обязанность возмещения ущерба, причиненного по нашей вине;

6) воздаяние людям заслуженного наказания.

Есть два способа доказательства естественного права:

1) доказательство априори (из первых начал), которое состоит в обнаружении необходимого соответствия (или несоответствия) какой-нибудь вещи с разумной и общежительной природой;

2) доказательство апостериори (от следствий), состоящее в установлении естественного права путем отыскания того, что признается таковым у всех или, по крайней мере, у наиболее образованных народов. Второй способ не обладает совершенной достоверностью, но лишь некоторой вероятностью, коренящейся в положении о том, что общераспространенное следствие (в том числе и авторитетные признания мыслителей разных эпох, и народов) предполагает исходную всеобщую причину (и общий смысл).

Волеустановленное право делится на Божественное и человеческое право.

Человеческое право делится на: 1) внутригосударственное право, 2) человеческое право в узком смысле (по сравнению с внутригосударственным правом); 3) человеческое право в широком смысле.

Внутригосударственное право -- законодательство, в основе которого -- общественный договор. Последний дает представление о волевом характере этого права, его справедливой цели общей пользы.

Человеческое право в более узком (по сравнению с внутригосударственным правом) смысле охватывает веления отца (отцовское право), веления господина (господское право). Это право хотя и не исходит от верховной власти, но подчиняется ей.

Человеческое право в более широком (чем внутригосударственное право) смысле -- это международное право, «право народов, а именно то, которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них».

Остановимся детальнее на вопросах человеческого права в более широком смысле, так как Гроций -- всемирно признанный основоположник международного права.

Международное право у Гроция носит ярко выраженный публично-правовой характер.

Государство -- суверенный носитель власти, единственный субъект международного права. Подобная позиция ученого отчетливо выражена при анализе отдельных международно-правовых институтов.

Три принципа пронизывают концепцию международного права Гроция:

1. суверенность;

2. международное сотрудничество;

3. гуманизм.

Сущность верховной власти Гроций видел в ее суверенитете: «это власть, действия которой не могут быть отменены по усмотрению чужой власти».Общим носителем верховной власти (суверенитета) является государство в целом, а носителем власти в собственном смысле могут быть одно или несколько лиц - сообразно законам и нравам того или иного народа.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)

Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал причиной острого конфликта с еврейской общиной, в результате которого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлучению (это отлучение было снято иерусалимским раввином в 1927 г.). Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к разработке своей философской системы. «Политический трактат» - не закончил, т.к. умер. Не состоял ни в одной партий. «Богословско- политический трактат» 1670. Человеческие страсти рассматривал не как пороки, а как естественные свойства. Эта позиция привела к невысокому мнению о природе человека. Все хотят притеснить другого => распри. Разум может обуздать страсти, но люди руководствуются страстями, которые их разобщают => по природе они враги. Естественные права тождественны законам природы => каждое существо имеет столько прав сколько у него сил. В естественном состоянии никто не обязан уважать чужое право, естественный закон запрещает то, на что недостаточно сил.

Сознание собственной вольности побудило людей соединяться в общество. Основной договор государства не имеет обязательной силы, но он дисциплинирует страсти, которые причиняют еще большее зло, чем стеснение их естественной свободы => все права необходимо передать государству и подчиняться ему безусловно.

Подданные должны подчиняться всем предписаниям власти, даже сам нелепым и не могут судить об их справедливости. Это неудобство окупается выгодами, которые дают твердый общественный порядок.

Государственное влияние не знает границ, не сдержанно никаким законами. В интересах самой власти содействовать общественному благу т.к. неразумно подрывать священную силу. Добродетели власти - мир и безопасность. Мир как внутреннее согласие граждан. Необходимо устроение государства так, чтобы правители не могли делать зла независимо от побуждения. Более всего мир и согласие достигается при одном правителе т.к. монархическое правление самое устойчивое, но тут смешивается мир с рабством, т.е. сосредоточение власти в одних руках ведет к рабству. Для устранение недостатков и надлежащей организации монархического правления, Спиноза предлагал привлечь народ к участию в управлении властью. Он предлагает устройство, которое под видом монархии - демократическое правление. Воля монарха должна быть связана мнениями многочисленного совета из членов всего народа, каждого семейства из лиц старше 50 лет. Все просьбы к монарху должны обязательно проходить через этот совет. Мнение, которое имеет не более ста голосов за себя - устраняется.

Из оставшихся ему предоставляется право сделать выбор, а единогласное мнение совета обязательно утвердить монархом. Совет собирается 4 раза в год, а для рассмотрения текущих дел. Из требования больших советов избирается для ежедневных заседаний Совет 50. Для отправления правосудия избирается основной судебный орган из одних юристов от 51 до 61 человека.

Аристократия правит лучше монарха, т.к.:

1.Монрхи смертны, а собрания вечны, т.е. их власть устойчивей.

2.Правление монарха можно затруднить болезнью, дряхлостью

3.Единоличнаня воля изменчива, чего нельзя сказать о собрании.

Сущность аристократического правления в верховном совете. Важнее всего законы, которые определяют его состояние. Число должно быть не менее 1 к 50.

Этот Верховный Совет должен собираться изредка для признания законов и избрания всех правительственных лиц. Но для управления текущими делами учреждается сенат, который подчиняется совету, избирается из членов высших сословий - 50 лет. Сенат избирает коллегию и консулов.

Основой федеративного государственного устройства - федеральная аристократия, союз многих государств, каждый из которых управляется само собой.

Все государства должны составлять одно государство, в котором каждый из них должен пользоваться тем большими правами, чем больше его могущество по сравнению с другими.

Т.о. демократические правила приближенны к требованию разума. Аристократия - правление, состоящие из нескольких выборных лиц. Именно признание избранного аристократического правления отличается от демократического. Отдает предпочтение такой аристократии, где правящая коллегия сама себя восполняет посредством выбора. Если же правители не избираются, а выделяются по принципу рождения, то имеет место *** (государства, где участие во власти предоставляется либо старшему в роду, либо достигшему определенного возраста).

Рассматривая монархическое правление, отдает предпочтение тем, в которых право голоса и доступ к должностям имеют все подчиненные законам, и ведущие честностью жизни. Этим определением исключаются только иждивенцы, лица пользующиеся чужими законами, лица, лишенные права за преступления и ведущие постыдный образ жизни.

Большое внимание - вопрос о свободе совести и мысли. Не отделяет церковь от государства, предписывает верховной власти установить все, что касается веры, но при этом отстаивает неприкосновенность человеческой совести. Внутреннее поклонение остается принципом каждого лица, оно не дается внешней силой. Предписать можно только действия, а не помыслы => нужно считать насильственным правление, которое отрицает у подданных свободу думать и отрицать то, что думаешь.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.