Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные средства торговых объектов общественного питания, их классификация, особенности функционирования в системе потребительской кооперации.





По цели деятельности торговые организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческими являются организации, преследующие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие - это организации, получение прибыли у которых не является основной целью.

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей населения, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

К некоммерческим организациям относятся организации потребительской кооперации, так как они выполняют социальную функцию по обслуживанию сельского населения, общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации, союзы, учреждения культуры, образования, здравоохранения и др.

По форме собственности организации подразделяются на государственные и частные.

Государственные организации торговли по своей принадлежности подразделяются на республиканские и коммунальные.

По размерам организации торговли делятся на крупные, средние и малые. Основными параметрами в этом случае выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала. Признаки отнесения к одной из подгрупп указываются в законодательных актах. Малые имеют стимулы по сравнению с крупными в виде налоговых льгот или других мотивационных механизмов, способствующих развитию и укреплению малого предпринимательства.

Основным критерием отнесения организаций к малым является численность занятых. Например, к субъекту малого бизнеса в розничной торговле относится организация с численностью до 30 человек, а в оптовой до 50 человек. Разработано законодательство о малом предпринимательстве, где в качестве критериев для отнесения субъектов хозяйствования к малому и микро отнесена не только численность занятых, но и объем деятельности.


Величина предприятия оказывает определяющее влияние на его деятельность, поэтому необходимо знать экономические преимущества и недостатки различных по размеру предприятий, а также учитывать взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии торгового предприятия исходя из масштабов его функционирования.

Термин «малое предприятие», используемый в нормативной документации, характеризует торговое предприятие исходя из численности работающих (розничные торговые предприятия — 30 человек, предприятия оптовой торговли — 50 человек), но не дает представления о его месте на рынке товаров и услуг, т.к. малые торговые предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние предприятия. Для этих предприятий характерны простота в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая гибкость вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, незначительные управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы конкурентоспособности. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, независящих от них факторов; им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше требуется средств на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; сложнее проводить независимую ценовую политику.

Без помощи государства такие предприятия не смогут существовать и конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, качеством и ассортиментом продукции, порой в ущерб потребителям. В РБ по мере расширения сферы частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий, по предоставлению им налоговых льгот.

Крупные торговые предприятия (фирмы) с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии, имеют обычно громоздкую управленческую структуру, материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечными результатами работы.

Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики, сформирован круг постоянных потребителей. Все это защищает их от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность на таких предприятиях выше, чем на крупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса. Однако вместе с тем отсутствует возможность быстро переключать деятельность на другие товары, нет широкого ассортимента, существует зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей, а также риск потери ноу-хау.

По участию иностранного капитала организации подразделяются на совместные, зарубежные и иностранные. Совместные организации расположены на территории страны, имеют в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Зарубежные организации представлены национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал организации, зарегистрированной в другой стране. Иностранная организация имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическому или физическому лицу другого государства.

По виду деятельности организации торговли подразделяются на розничные, оптовые и питания. Но в связи с тем, что в настоящее время многие организации торговли занимаются не только одним видом деятельности, можно выделить также оптово-розничные и комбинированные организации.

Розничные торговые организации могут различаться по группам обслуживаемых потребителей:

с ориентацией на большие возможности покупки товаров;

с ориентацией на покупателей со средними возможностями покупки товаров;

с ориентацией на обслуживание социально незащищенных слоев населения.

Организации оптовой торговли по праву собственности на товары различаются следующим образом:

с преобладающим правом собственности (оптовые базы);

без права собственности (брокерские конторы);

организаторы оптовой торговли (мелкооптовые рынки, ярмарки, биржи).

Организации питания подразделяются по типам на рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, буфеты, кафетерии, вагоны-рестораны и кафе-буфеты.

По характеру обслуживания потребителей организации общественного питания можно подразделить на общедоступные и закрытого типа.

По специализации торговые организации подразделяются на узкоспециализированные (занимаются реализацией товаров конкретной торговой марки), специализированные (реализуют товары определенных товарных групп) и многопрофильные или универсальные (реализация большого ассортимента товаров различных товарных групп).

Кроме указанных на рисунке 1 выделяют другие классификационные признаки:

По формам обслуживания различают организации:

с индивидуальным обслуживанием покупателей;

по методу самообслуживания;

реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и т.п. Классификация по методу обслуживания во многом условна, достаточно часто организации комбинируют различные формы обслуживания даже в одном торговом зале.

По видам и особенностям устройства организации подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины и др.

По функциональным особенностям организации могут подразделяться на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.

Классификация торговых организаций по уровню цен вызвана резкой дифференциацией денежных доходов населения, поэтому проведение ценовой политики направлено на определенную группу покупателей: а) организации с достаточно низким уровнем цен, ориентирующиеся на малообеспеченные слои населения; б) организации со средним уровнем цен, обслуживающие самые различные группы потребителей; в) организации с наиболее высоким уровнем цен на реализуемые товары и соответствующим уровнем обслуживания для покупателей с высоким доходом.

По характеру местонахождения различают организации, расположенные в местах общегородского значения, на транспортных магистралях, вокзалах, в центральном деловом районе, жилой зоне, районном торговом центре, центре микрорайона, местах отдыха и т.д.

В зависимости от преимущественного контингента обслуживаемых потребителей выделяют организации для детей, женщин, молодежи, а также тематические организации, отражающие интересы покупателей («Рыболов», «Садовод» и т.п.).

Организации оптовой торговли могут классифицироваться по масштабам деятельности, товарной специализации, объему выполняемых функций.

По масштабам деятельности различают оптовые организации:

общенационального (федерального) уровня — это наиболее крупные организации, осуществляющие продвижение товаров от производителей к торговым организациям по всей стране;

регионального (внутрирегионального) уровня, осуществляющие закупку товаров у крупных оптовиков или у местных производителей и доводящие их до любых оптовых и розничных покупателей региона.

В соответствии с товарной специализацией оптовые организации бывают:

специализированные, ориентирующие свою деятельность на одну товарную группу или близкие к ней;

универсальные, снабжающие розничные торговые организации универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

По объему выполняемых функций и формам расчетов различают следующие разновидности оптовых организаций:

организации, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций;

организации без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники, сводящие продавцов с покупателями (брокерские конторы, торговые агенты и т.п.);

организации — организаторы оптового товарооборота, создающие условия для оптовой торговли (товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, мелкооптовые магазины и т.п.).

Организации общественного питания можно классифицировать по следующим отличительным критериям: торгово-производственный признак, виды предоставляемых услуг, характер обслуживаемого контингента потребителей, качество предоставляемых услуг и формы обслуживания посетителей.

По торгово-производственному признаку, в основе которого лежит наличие у организации своего производства по выпуску кулинарной продукции, готовой к потреблению, организации подразделяются на заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов, комбинаты школьного питания), доготовочные (имеющие свою кухню), раздаточные (столовые без кухни) и смешанные (фабрики-кухни).

По видам предоставляемых услуг выделяют две основные группы:

а) организации, производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления (сеть общедоступных организаций, в основном быстрого обслуживания);

б) организации, имеющие, кроме производства и реализации, условия для организации отдыха посетителей (рестораны, бары, кафе).

По характеру обслуживаемого контингента организации питания подразделяются на общедоступные (столовые, кафе, ресторан и т.п.) и организации «закрытого» типа (столовые при промышленных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и т.п.).

По качеству предоставляемых услуг и формам обслуживания выделяют следующие типы организаций общественного питания:

а) рестораны, кафе, бары (люкс, высшего и первого классов), обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг;

б) общедоступные организации, удовлетворяющие потребности широких слоев населения в готовой кулинарной продукции в течение всего дня и обеспечивающие необходимый для этого набор услуг (столовые, закусочные, пирожковые и т.п.);

в) столовые при заводах, учреждениях, учебных заведениях, обеспечивающие удовлетворение минимально необходимых потребностей в готовой пище работников (учащихся) в основном в обеденное время.

Социально-экономические формы торговых организаций Республики Беларусь представлены на рис.2:

 
 

 

1. Местных советов 2. Министерства торговли 3. УРСов и ОРСов 4. Министерств и ведомств, в т.ч.: Минсельхозпрода, Минсвязи, Госкомпрома, Минобороны, Минздрава, Беллегпрома и др. 5. Ассоциаций белорусских народных промыслов 1. Потребительской кооперации (в настоящее время статус определен как общественно-государственный) 2. Арендные 3. Акционерные обществ 4. Ассоциации 5. Концерны 6. Общественные организации 7. Коллективные 8. Кооперативы 1. Совместные 2. Малые

 

Рисунок 2 – Социально-экономические формы торговых организаций

 

По видам объединений организации входят в производственные республиканские, региональные, национальные или транснациональные компании. Есть такие разновидности: ассоциация, концерн, консорциум, корпорация, холдинг, финансово-промышленные группы.

По видам дробления выделяются дочерние организации, филиалы и другие структуры с расчетным счетом и обособленным балансом или без оных, с правом или без права юридического лица.

Также необходимо помнить, что в соответствии с отраслевым аспектом организации относятся к сфере материального производства – промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт, и нематериального производства – здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и другие. В свою очередь каждая отрасль подразделяется на подотрасли: например, в промышленности по признакам характера сырья или назначения готового продукта выделяются угольная подотрасль, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. В машиностроительной выделяют станкостроение, приборостроение, машиностроение и т.д. Отраслевая классификация может быть укрупненной и детализированной. Она применяется для статистической характеристики структуры предприятий и организаций и показателей их деятельности.

С точки зрения права собственности и распоряжения имуществом определяется хозяйственно-правовая форма организации. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну форму организации от другой, являются:

– количество участников организации;

– форма управления организацией;

– способ распределения прибылей и убытков;

– источники средств, составляющие материальную основу организации;

– собственник инвестиций;

– пределы имущественной ответственности.

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие хозяйственно-правовые формы организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, кооперативы, унитарные предприятия (рис. 3).

 

Рисунок 3 –Хозяйственно-правовые формы организаций

 

Хозяйственные товарищества представляют собой объединения вкладов лиц для создания организации. В зависимости от степени ответственности участников хозяйственные товарищества могут быть полными и коммандитными.

Полное товарищество - это форма организации, участники которой несут полную ответственность своим имуществом по обязательствам организации.

Коммандитное товарищество - это форма организации, в которой наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность, есть участники, несущие ответственность в пределах их вкладов. Однако они не принимают участия в управлении организацией.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Акционерным обществом признается организация, уставный фонд которой разделен на доли, выраженные акциями. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Обществом с ограниченной ответственностью является организация, образованная двумя или более лицами. Уставный фонд организации разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью является организация, образованная двумя или более лицами, уставный фонд которой разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Участники такого общества несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Кооператив - форма организации, основанная на взносах (паях) участников (пайщиков), которые непосредственно принимают участие в ее работе.

В зависимости от целей деятельности кооперативы подразделяются на производственные и потребительские.

Производственным кооперативом является коммерческая организация, основанная на имущественных паевых взносах участников, которые принимают личное участие в деятельности кооператива и несут ответственность по его обязательствам в равных долях, но не менее величины полученного годового дохода, если иное не предусмотрено уставом.

Потребительским кооперативом является организация, основанная на добровольном объединении граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения членами кооператива паевых взносов.

Организации потребительской кооперации принадлежат к этой хозяйственно-правовой форме.

Унитарное предприятие — это субъект хозяйствования, являющийся формой коммерческой организации, не наделенный правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные либо частные унитарные предприятия.

Имущество унитарного предприятия находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.