Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА





ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА

Методические указания

 

Минск 2013


УДК 656.13 (075.4)

ББК 39.31я73-9

П90

 

Приводятся методические указания к изучению дисциплины «Пути сообщения и их транспортные качества» (перечень изучаемых вопросов, учебно-методическая карта, информационное обеспечение), а также исходные данные и методические указания к выполнению лабораторных работ. Предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 1-44 01 01«Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте».

Составители:

Кот Е.Н., В.Н.Седюкевич, В.Д.Чижонок

 

 

Рецензенты:

 

©БНТУ, 2013


ВВЕДЕНИЕ

Функционирование транспортной системы требует учета условий движения транспортных средств. Себестоимость и безопасность автомобильных перевозок в значительной степени определяются транспортными качествами путей сообщения (автомобильных дорог и улиц населенных пунктов). С другой стороны, движение транспортных средств с нерасчетными характеристиками вызывает ускоренный износ и разрушение путей сообщения или их элементов и тяжелые последствия при возникновении аварийных ситуаций.

Целью дисциплины является изучение условий осуществления транспортной деятельности в части путей сообщения дорожного транспорта (дорог).

Основные задачи дисциплины – изучение методов оценки транспортно-эксплуатационных качеств путей сообщения различных типов, учет этих качеств при организации движения транспортных средств для автомобильных перевозок, а также изучение вопросов сооружения и содержания путей сообщения.

В результате освоения дисциплины «Пути сообщения и их транспортные качества» студент должен:

знать:

- классификацию автомобильных дорог и улиц;

- требования к автомобильным дорогам и улицам;

- оценку транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и улиц;

уметь:

- оценивать эксплуатационные качества автомобильных дорог и улиц и их соответствие нормативам;

- выявлять опасные участки автомобильных дорог и улиц;

- оценивать допускаемые осевые нагрузки на автомобильную дорогу в различные периоды года;

- организовать движение по платным автомобильным дорогам;

- разрабатывать мероприятия по улучшению дорожных условий движения транспортных средств.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ " ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА"

Тема 1. Введение

Цели и задачи дисциплины, ее направление, связь с другими дисциплинами. Значение путей сообщения в развитии экономики Республики Беларусь. Требования транспорта к современным путям сообщения: экономичность, скорость, безопасность и удобство пассажирских и грузовых перевозок. Взаимодействие транспортного средства и пути сообщения и учет особенностей восприятия водителями транспортных средств условий движения, как научная база проектирования и эксплуатации путей сообщения.



Общая классификация путей сообщения различных видов транспорта: дорожного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного.

Классификация путей сообщения дорожного транспорта Беларуси. Расчетные скорости движения по загородным автомобильным дорогам Беларуси, улицам и дорогам населенных пунктов, их обоснование. Технико-экономические показатели возведения и эксплуатации путей сообщения. Современное состояние дорожного хозяйства Беларуси. Планы развития и совершенствования системы путей сообщения дорожного транспорта в Беларуси – повышение характеристик опорной сети дорог, реконструкция и развитие сети дорог общего пользования. Охрана труда при дорожной деятельности. Инновации в возведении и содержании автомобильных дорог и улиц.

Тема 2. Элементы путей сообщения и требования к ним

Земляное полотно и его элементы. Проложение дороги в насыпях и выемках. Проезжая часть, обочины, велосипедные и пешеходные дорожки, тротуары, тракторные пути. Дорожная одежда. Система отвода воды с дороги. Водопропускные сооружения. Поперечные профили земляного полотна в насыпях, выемках и на косогорах. Поперечный профиль проезжей части. Разделительная полоса на автомобильных магистралях. Краевые полосы. Переходно-скоростные полосы. Обочины.

Обоснование ширины полосы движения. Скорость движения одиночных транспортных средств и транспортных потоков в различных дорожных условиях. Пропускная способность полосы движения и обоснование числа полос движения на проезжей части.

Крутизна откосов земляного полотна. Изображение поперечных профилей в проектах дорог.

Функциональные особенности путей сообщения в населенных пунктах. Элементы городских улиц и дорог: проезжая часть, трамвайное полотно, тротуары, велосипедные дорожки, зеленые насаждения. Требования различных городских транспортных средств к элементам улиц. Поперечные профили городских дорог и улиц и принципы их конструирования. Особые случаи проектирования поперечных профилей на набережных, подходах к мостам, парковых улицах.

Подземные инженерные сети и принципы их размещения. Система отвода ливневых вод.

Тема 3. План трассы и его элементы

Понятие трассы. Элементы трассы. Прямые и кривые. Обоснование величины радиусов кривых в плане. Переходные кривые. Виражи и уширения проезжей части на кривых. Расчетная видимость дороги в плане. Боковая видимость придорожной полосы. Приемы обеспечения видимости. План трассы дороги, его оформление.

Тема 4. Продольный профиль и его элементы

Проектная линия. Необходимое возвышение дороги над прилегающей местностью из условий осушения и снегозаносимости. Рабочие отметки. Грунтовый профиль. Обоснование величины максимальных продольных уклонов. Смягчение переломов продольного профиля вогнутыми и выпуклыми вертикальными кривыми.

Видимость в продольном профиле и обоснование требований к радиусам вертикальных кривых. Скорость движения транспортных средств по вертикальным кривым. Изображение продольного профиля. Принципы нанесения проектной линии в различных условиях рельефа.

Особенности проектирования городских улиц в продольном профиле.

Тема 5. Принципы проложения трассы на местности

Расположение трассы по отношению к формам рельефа. Ландшафтное проектирование и пространственная плавность трассы. Учет требований охраны окружающей среды при проектировании и возведении дорог. Проложение дорог в районе населенных пунктов. Обходы городов, кольцевые дороги. Особенности трассирования дорог в равнинной и холмистой местности. Пересечение автомобильной дорогой больших и малых водотоков, железных и других дорог.

Тема 6. Дорожные одежды

Требования к дорожным одеждам. Конструктивные слои современных дорожных одежд. Классификация дорожных одежд. Конструкция наиболее распространенных типов дорожных одежд. Основные методы расчета дорожных одежд.

Особенности конструкции дорожных одежд на городских улицах.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Таблица 1.1 – Классификация улиц населенных пунктов (ТКП 45.3.03-227-2010)

Обозна-чение Категории улиц населенных пунктов Основная транспортная функция Режим движения, тип пересечений Обозначение и количество полос движения Расчетная скорость движения, км/ч
в свободных условиях в стесненных условиях
МАГИСТРАЛЬНЫЕ УЛИЦЫ
М Магистральные улицы непрерывного движения Скоростные соединяющие Непрерывное движение; в разных уровнях М4, М6, М8
А Магистральные улицы общегородского движения Главные соединяющие в крупнейшем, крупных и больших городах Регулируемое движение; в разных уровнях и в одном уровне А4, А6, А8
Б Магистральные улицы районного значения Соединяющие и распределяющие в крупнейшем, крупных и больших городах Регулируемое движение; в одном уровне Б4, Б6
В Магистральные улицы средних и малых городов Соединяющие и распределяющие Регулируемое движение; в одном уровне В2, В4
Г Главные улицы поселков и сельских населенных пунктов Соединяющие и распределяющие Регулируемое движение; в одном уровне Г2, Г4
УЛИЦЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Е Улицы производст-венных и комму-нально-складских зон Распределяющие Регулируемое движение; в одном уровне Е2
Ж Жилые улицы городов Распределяющие Регулируемое движение; в одном уровне Ж2
З Жилые улицы второстепенные Распределяющие и подключающие Нерегулируемое движение; в одном уровне З2
ПРОЕЗДЫ
П Основные проезды Подключающие Нерегулируемое движение; в одном уровне П2   По Правилам дорожного движения
П Второстепенные проезды Подключающие Нерегулируемое движение; в одном уровне П1 По Правилам дорожного движения
Примечания: 1 Количество полос движения указано в обоих направлениях движения. 2 Свободные условия: строительство на свободных от застройки территориях, возведение новых и реконструкция существующих улиц и транспортных развязок на застроенных территориях без необходимости сноса существующей застройки. 3 Стесненные условия: возведение новых и реконструкция существующих улиц и транспортных развязок на застроенных территориях с необходимостью сноса существующей застройки, а так же на пересеченной местности (уклон территории более 40 ‰).

Таблица 1.2 – Соответствие норм проектирования улиц и дорог населенных мест и автомобильных дорог общего пользования (ТКП 45.3.03-227-2010)

Категория улиц населенных пунктов Категории автомобильных дорог общего пользования по ТКП 45-3.03-19
М I-а
А I-б, I-в, II
Б, В, Г III, IV
Е V

 

При проектировании и строительстве улиц на городских территориях, которые не предусматриваются к освоению в ближайшие 10 лет, допускается применять поперечный профиль загородного типа (поперечный профиль автомобильных дорог).

Основные параметры улиц населенных пунктов принимаются в зависимости от их категории в соответствии с таблицей 1.3.

Проезжая часть улиц должна быть предназначена для пропуска транспортных средств с габаритными размерами, определенными в Правилах дорожного движения.

Расстояние видимости

Расчетные расстояния видимости при проектировании улиц населенных пунктов должны быть не менее указанных в таблице 1.4.

Наименьшее расстояние для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя 1,2 м от поверхности проезжей части.

В пределах зоны обеспечения видимости запрещается размещать насаждения и элементы благоустройства высотой более 0,5 м.

Пропускная способность

При расчетах интенсивности движения и пропускной способности различные транспортные средства следует приводить к одному расчетному – «приведенному» легковому автомобилю, применяя коэффициенты приведения.

Пропускную способность одной полосы движения проезжей части магистральных улиц на перегоне следует определять по расчету в зависимости от состава движения, расчетной скорости, продольного уклона и организации движения.


Таблица 1.3 – Основные параметры улиц населенных пунктов (ТКП 45.3.03-227-2010)

  Значение показателя для категорий
Нормативные показатели, элементы плана и профиля улиц магистральных улиц улицы местного значения проездов
М А Б В Г Е Ж З П2 П1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Расчетная скорость движения, км/ч Не нормируется
Минимальное количество полос движения  
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 3,0 3,0 2,75 3,50
Ширина краевой предохранительной полосы, м 0,75 0,5 0,5 __ __ __ __ __ __ __
Минимальная ширина центральной разделительной полосы, м 5,0 3,0 5,0 2,0 2.0 2,0** __ __ __ __ __ __
Ширина обочин, м*** 3,0 2,5 2,5 2,0 2,0 2,0 1,5 1,0 1,0 1,0
Наименьшие радиусы кривых в плане, м
Наибольший продольный уклон, ‰
Алгебраическая разность уклонов в про-дольном профиле, при которой и более устраиваются вертикальные кривые, ‰                    
  Наименьшие радиусы вертикальных кривых Выпуклых
Вогнутых
Расстояние между пересечениями не менее, м
Наименьшая ширина пешеходн. части тротуаров, м В многоэтажной застройке 3,0 4,5 3,0 3,0 2,25 2,25 2,25 1,5 1,2 1,2
В малоэтажной застройке 2,25 2,25 2,25 2,25 1,5 1,5 1,5 1,2 1,2 1,2
Ширина улиц, в красных линиях, м 70-100* 50-80 30-60 30-50 25-30 25-40 20-30 15-20 Не нормируется
*Уточняется по условиям задания на проектирование. **Для проезжей части шириной четыре и более полос движения в обе стороны. ***В условиях проектирования улиц с применением поперечного профиля автомобильных дорог общего пользования.
Примечания 1 В числителе приведены нормы для условий нового строительства на свободных территориях с равнинным рельефом, в знаменателе – допустимое уменьшение показателей для условий реконструкции, капитального ремонта, на застроенных территориях (стесненные условия) и на пересеченной местности (уклон территории более 40%о). 2 Ширину улиц в красных линиях допускается увеличивать или уменьшать при соответствующем обосновании (условия прокладки инженерных сетей, интенсивность движения транспорта, стесненные условия, размещение застройки с одной стороны улицы и т.п.). 3. В условиях реконструкции и капитального ремонта улиц, а так же в малых городах при новом строительстве ширину проезжей части улиц категории В, допускается уменьшать до двух полос движения с учетом требований п. 11.4.6 ТКП 45-3.01-116. 4 В условиях реконструкции и капитального ремонта (модернизации) на улицах категории Б и В центральные разделительные полосы допускается не устраивать. 5 Для улиц категорий Б, В, Г, Ж и З в условиях реконструкции и капитального ремонта на территориях со сложившейся застройкой при соответствующем обосновании, допускается сохранение существующих продольных и поперечных уклонов и расстояний между перекрестками. 6. На примыкании улиц местного значения и съездов (въездов) транспортных развязок к магистральным улицам в стесненных условиях допускается перелом продольного профиля с алгебраической разностью уклонов до 20 ‰ включительно без сопряжения вертикальными кривыми. 7. Расстояние между пересечениями измеряется от осей пересекающихся улиц.
                           

Таблица 1.4 Расчетные расстояния видимости при проектировании улиц населенных пунктов(ТКП 45.3.03-227-2010)

Расчетная скорость, км/ч Расчетные расстояния видимости проезжей части, м
Для остановки автомобиля Встречного автомобиля

Для предварительных расчетов при проектировании сети улиц нагрузку на полосу движения допускается принимать, «приведенных единиц» в час:

– для режима непрерывного движения на перегонах – от 1500 до 1800;

– для регулируемого движения со светофорным регулированием при двухфазной схеме регулирования – от 500 до 600, трехфазной – от 350 до 400, четырехфазной – от 150 до 200.

Пропускную способность многополосной проезжей части на перегонах следует определять с учетом коэффициента, принимаемого в зависимости от числа полос движения в одном направлении:

- одна полоса – 1,0;

- две полосы – 1,9;

- три полосы – 2,7;

- четыре полосы – 3,5.

Пешеходные переходы

Пешеходные переходы в одном уровне на магистральных улицах категорий А, Б и В с регулируемым режимом движения при количестве полос движения четыре и более в обоих направлениях должны оборудоваться конструктивно выделенными островками безопасности с обязательным устройством светофорной сигнализации. Конструктивно выделенные островки безопасности в стесненных условиях при реконструкции и капитальном ремонте улиц должны сооружаться за счет уменьшения ширины боковых разделительных полос. Допускается, в случае отсутствия боковых разделительных полос или их недостаточной ширины, островки безопасности сооружать за счет уменьшения ширины полос движения до 3,25 м.

В исключительных случаях (стесненные условия, улицы, предназначенные для спецмероприятий, со спецмаршрутами и др.) допускается устройство островков безопасности с минимальной шириной 1,2 м и обозначением их дорожной разметкой.

На пешеходных переходах при числе полос движения в обоих направлениях менее четырех островки безопасности не выделяются.

Наземные пешеходные переходы и подходы к ним с тротуаров должны проектироваться под углом не менее 85° к оси проезжей части улицы.

Наземные пешеходные переходы на перекрестках, как правило, должны размещаться таким образом, чтобы внешняя (по отношению к центру перекрестка) граница перехода совпадала с границей перекрестка.

На существующих улицах при выборе мест размещения новых пешеходных переходов (при реконструкции и капитальном ремонте) должны обеспечиваться требования видимости поверхности проезжей части и боковой видимости.

Нерегулируемые пешеходные переходы не должны размещаться на участках улиц с продольным уклоном более 40 ‰.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц высота бортовых камней проезжей части должна быть не более 0,025 – 0,040 м, при этом не допускается сужение ширины проезжей части. Уклон тротуара при спуске к проезжей части должен быть не более 100 ‰. Бортовые ограждения (бортовые камни, поребрики) не должны иметь скошенную верхнюю грань.

На магистральных улицах категорий М пешеходные переходы устраиваются только в разных уровнях. На улицах категории А и Б пешеходные переходы в разных уровнях следует предусматривать при потоке пешеходов через проезжую часть более 3000 человек в час, либо при интенсивности нерегулируемого правоповоротного движения более 300 автомобилей в час.

При соответствующем обосновании (увеличение пропускной способности улиц и пересечений, снижение аварийности, снижение вредных выбросов от автотранспорта и т.д.) допускается устройство пешеходных переходов в разных уровнях при меньших значениях интенсивности движения транспорта и пешеходов.

Расстояния между пешеходными переходами в разных уровнях следует принимать не менее 400 м.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
ИЗУЧЕНИЕ РЕГИСТРИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ АВТОМОБИЛЯ-ЛАБОРАТОРИИ

 

Цель работы: Ознакомление с регистрирующей аппаратурой, использующейся при выполнении диагностики автомобильных дорог

2.1. Исходные данные:

а) средства определения упругого прогиба статическим методом;

б) средства определения упругого прогиба динамическим методом;

в) трехметровая рейка, двухопорная рейка ПКР-1 и прибор РК-1;

г) толчкомер ТХК-2;

д) электронный толчкомер с дистанционным управлением ТЭД­2М;

е) прибор для записи микропрофиля конструкции МАДИ;

ж) прибор РИКАД-2 для определения параметров микропрофиля автомобильной дороги;

з) динамометрическая установка ПКРС-2;

и) маятниковый прибор МП-3;

к) портативный прибор ППК-2 разработки МАДИ-ВНИИБД;

л) прибор игольчатый типа ПКШ-4;

м) лазерный профилограф.

2.2. Требуется:

а) изучить назначение заданного устройства (прибора) для определения параметров дорожного покрытия;

б) вычертить принципиальную схему устройства заданного регистрирующего прибора дорожного покрытия;

в) описать принцип работы заданного регистрирующего прибора дорожного покрытия.

Средства измерений

Измерительная установка, включающая:

Транспортное средство (микроавтобус);

информационно-регистрирующее устройство;

толчкомер с погрешностью измерения продольной ровности дорожных покрытий 5 %;

устройство для измерения расстояния с погрешностью измерения 1 %;

программное обеспечение, обеспечивающее фиксацию значения продольной ровности дорожного покрытия по каждому 100-метровому участку дороги.

Вспомогательные средства измерения:

манометр шинный типа МТИ по ГОСТ 9921 с диапазоном измерения от 0 до 1 МПа, ценой деления 0,01 МПа;

термометр ртутный стеклянный по ГОСТ 13646 с диапазоном измерения от 0 °С до 55 °С, ценой деления 1 °С;

набор гирь по ГОСТ 7328 с диапазоном измерения от 0 до 6 кг, классом точности 6. Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно ТКП 8.003-2011 или аттестованы по СТБ 8004.

Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.

Условия измерений

Измерения следует производить при температуре воздуха не ниже 0 °С.

Покрытие дороги не должно быть мокрым.

Измерения следует выполнять по каждой полосе движения транспортных средств.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ " ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА" 4

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 18

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 ОЗНАКОМЛЕНИЕ НА МЕСТНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 18

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ИЗУЧЕНИЕ РЕГИСТРИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ АВТОМОБИЛЯ-ЛАБОРАТОРИИ 28

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКСЕЛЕРОГРАФА.. 39

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТОЛЧКОМЕРА.. 44

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕХМЕТРОВОЙ РЕЙКИ.. 50

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОРТАТИВНОГО ПРИБОРА.. 55

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ «ПЕСЧАНОЕ ПЯТНО». 59

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ПО ДЛИНЕ ТОРМОЗНОГО ПУТИ 62


 

Учебное издание

 

ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТЫЕ КАЧЕСТВА

 

Методические указания

 

 

Составители:

КОТ Евгений Николаевич

СЕДЮКЕВИЧ Владимир Николаевич

ЧИЖОНОК Василий Денисович

 

Технический редактор

Компьютерная верстка

__________________________________________________________

Подписано в печать

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс.

Усл.печ.л. . Уч.-изд.л. . Тир. 100. Зак..

__________________________________________________________

Издатель и полиграфическое исполнение:

Белорусский национальный технический университет.

ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009.

Проспект Независимости, 65. 220013, г.Минск

ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА

Методические указания

 

Минск 2013


УДК 656.13 (075.4)

ББК 39.31я73-9

П90

 

Приводятся методические указания к изучению дисциплины «Пути сообщения и их транспортные качества» (перечень изучаемых вопросов, учебно-методическая карта, информационное обеспечение), а также исходные данные и методические указания к выполнению лабораторных работ. Предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 1-44 01 01«Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте».

Составители:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.