Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Целостный педагогический процесс





 

Цели изучения:

сформировать у студентов понятие о сущности педагогического процесса, его движущих силах и структуре; дать представление о педагогической теории как системе идей, концепций, обобща­ющих практический опыт и отражающих закономерности вос­питания.

Форма изучения:

самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

процесс, целостность, целостный педагогический процесс; фак­торы, обусловливающие целостность ПП, свойства и закономер­ности ЦПП; педагогическая теория, педагогическая система.

Опорная схема лекции

Целостный педагогический процесс (ЦПП) Организованный в соответствии с научными требованиями учебно-воспитательный процесс, включающий согласованную систему деятельности учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников

Составляющие целостного педагогического процесса

Процесс воспитания Процесс обучения Процесс развития
Единство принципов, связь с практикой, единая система ЗУН

 

Целостность проявляется: · В единстве процессов обучения, воспитания и развития · В соподчиненности этих процессов · В наличии общего и сохранении специфики этих процессов

 

Свойства ЦПП Закономерности ЦПП
1. ЦПП взаимно усиливает составляющие его процессы 2. ЦПП создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания 3. ЦПП ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив и др. 1. Цели, задачи, содержание, формы и методы в ЦПП обусловлены социально-экономическими потребностями общества 2. ЦПП реализуется в методах и формах, которые зависят от условий, в которых протекает этот процесс и др.

Что записать в ваш педагогический словарь

Процесс— совокупность последовательных действий, на­правленных на достижение определенного результата.

Целостность— внутреннее единство объекта, наличие упо­рядоченных связей и зависимостей между частями объекта.

Целостный педагогический процесс— организованный в соответ­ствии с научными требованиями учебно-воспитательный процесс, включающий согласованную систему деятельности учителей и учащихся, воспитателей и воспитанников.

Педагогические взгляды— идеи, не сложившиеся в целостную и са­мостоятельную концепцию, но отражающие детерминированные конкретно-историческими, социально-политическими и культур­ными условиями существенные тенденции развития современ­ной теории и практики воспитания, оказавшие известное влия­ние на них.

Педагогическая теория (концепция)— система идей, выводов о за­кономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.

Педагогическая система— наиболее широкое понятие, включающее определенную педагогическую концепцию и опыт ее претворения в реальной педагогической практике.



Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

• сущность понятия «целостный педагогический про­цесс», структуру ЦПП;

• факторы и условия, обеспечивающие целостность педа­гогического процесса;

• свойства и закономерности целостного педагогического процесса;

• основные педагогические теории и системы в РФ и за рубежом.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

• анализировать взаимовлияние и взаимосвязь процессов воспи­тания, обучения и развития в рамках единого целостного педа­гогического процесса;

• выделять и идентифицировать сущность и тип связей и отно­шений между компонентами ЦПП;

• выявлять общее, особенное и индивидуальное в различных пе­дагогических теориях и системах.

Подготовка к самостоятельной

работе

1. Педагогический процесс — это:

1) организованная специальным образом, целенаправленная работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;

2) единство социализации, воспитания и саморазвития;

3) специально организованное в рамках определенной воспита­тельной системы взаимодействие воспитателей и воспитанни­ков, направленное на достижение поставленной цели;

4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;

5) ____________________________________

(Ваш вариант ответа)

2. В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таб­лицу.

Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс  
Общее в этих понятиях   Различия в этих понятиях  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

3. Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком

       
   

 


4. Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.

а б

       
   

 

 


5. Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.

Педагогическая система Педагогическая теория Педагогические взгляды
Общее в этих понятиях

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различия в этих понятиях
     

6. Проанализируйте следующую ситуацию.

В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Груп­па педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:

— Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-вос­питательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривает­ся как следует, свет тоже тусклый...

— Что касается света и чистоты — это я понимаю, — оправдывался учи­тель. — Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажет­ся, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя зада­ча — научить ребят, как правильно бегать и прыгать.

Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проана­лизируйте воспитательные возможности такого урока.

Я согласен с учителем, так как…  
Я не согласен с учителем, так как…  
Воспитательные возможности урока физкультуры я вижу в…  

Работа с текстами

Педагогический процесс

Любой процесс (от лат рrocessus — продвижение) означает движение впе­ред, последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-либо и представляет собой совокупность последовательных действий, направлен­ных на достижение определенного результата.

Термином «педагогический процесс» обозначается организованный в со­ответствии с требованиями педагогики учебно-воспитательный процесс, деятельность воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся. В пе­дагогическом процессе происходит движение от индивида, от биологиче­ской сущности человека, к его социальной сущности, т. е. формирование личности. Целостность же, характеризующая внутреннее единство объек­та, его автономность, — объективное свойство предметов внешнего мира. Таким образом, целостный педагогический процесс — это весь процесс всестороннего развития личности, включающий:

• процесс обучения как приобретение системы знаний, умений и навы­ков, а также определенной суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;

• процесс воспитания как целенаправленное формирование социальных и духовных отношений, интеллектуальных, духовных и физических сил человека;

• процесс развития как количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловлен­ный влиянием внешних и внутренних факторов.

Принцип целостности, с точки зрения ряда авторов (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), реализуется в определении правильного соотношения зна­ний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представле­ний о мире и способах его изменения.

Необходимо отметить, что содержание понятия «целостный педагогиче­ский процесс» менялось вместе с развитием мировой и отечественной дидактики и теории воспитания.

И. Ф. Гербарт считал, что цель воспитания — формирование морально сильных характеров, где особая роль отводится воспитывающему обуче­нию, которое не только передает учащимся знания, но увязывает и объ­единяет эти знания с развитием чувств и воли. Концепция Гербарта санк­ционировала интеллектуальный характер обучения, пренебрегала форми­рованием и развитием самостоятельной деятельности учащихся, весь процесс обучения подчинялся процессу преподавания.

В отличие от гербартовской дидактики прагматическая концепция (О. Декроли, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи и др.) поставила во главу угла органи­зацию самостоятельной работы учащихся, выдвигалось требование созда­ния такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект и чувства.

В российской педагогике проводником идеи единства обучения и воспи­тания был К. Д. Ушинский. «Ученье, — писал он, — есть могущественный орган воспитания... Все в школе и в преподавании должно быть нравствен­но, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях». В даль­нейшем концепция развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, Л. В. Занков и др.) ставила целью достижение более высокой эф­фективности обучения для общего развития школьника на принципах обучения на высоком уровне трудности и быстрого темпа изучения про­граммного материала.

Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение, воспитание и развитие в единстве. В определенном смысле педагогиче­ский процесс можно считать процессом непрерывного слияния обучения и воспитания, но при этом каждый из этих двух разделов педагогической деятельности сохраняет относительную автономию. Дидактика в соответ­ствии со своей спецификой выделяет в учебно-воспитательном процессе то, что относится к обучению, не теряя из виду и другого, воспитательного аспекта. Что касается теории воспитания, то она стремится на основе ди­дактического анализа обучения разработать средства реализации его вос­питательной функции.

Хорошо подготовленный и правильно организованный процесс обучения выступает в качестве не только средства усвоения определенных знаний, умений и навыков, но и как условие полного развития, формирования не­обходимых качеств личности учащегося. Именно поэтому он может обес­печивать решение важных воспитательных задач. Оперативные знания, приобретаемые учащимися в ходе учебного процесса, образуют основу для формирования их мировоззрения, являются важным средством выработ­ки определенных критериев оценки различных природных, обществен­ных, технических и культурных явлений и событий. Эти знания помогают учащимся выработать подходы для правильной оценки поступков как дру­гих людей, так и своих собственных, таким образом они влияют на про­цесс формирования общественно значимых позиций и убеждений. Именно поэтому мы не делим процесс обучения на «части», в рамках ко­торых у учащихся отдельно формируются и развиваются определенные качества, с одной стороны, и передаются знания, умения и навыки — с дру­гой. Мы говорим о едином и целостном педагогическом процессе. Ю. К. Бабанский выделяет следующие свойства и закономерности целост­ного педагогического процесса. Педагогический процесс:

• взаимно усиливает составляющие его процессы, т. е. рост образованно­сти способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности ак­тивизирует образовательное влияние целостного процесса;

• создает возможности для взаимопроникновения методов обучения и воспитания;

• ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в еди­ный общешкольный коллектив, который выступает в роли субъекта полного развития учеников.

Закономерности! целостного педагогического процесса.

1. Цель, задачи, содержание, формы и методы целостного педагогического процесса обусловлены социально-экономическими потребностями об­щества, его идеологией и политикой.

2. Задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зави­сят также от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

Психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева и других позволяют утверждать, что воспитание и обуче­ние идут впереди развития, определяют его. Как писал Л. С. Выготский, «только то обучение является хорошим, которое забегает вперед разви­тию... создает зону ближайшего развития ребенка, т. е. вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних про­цессов развития».

На примере л.бого урока по вашему предмету или внеклассного мероприятия покажите, как реализуется целостный педагогический процесс. В чем проявлялась целостность педагогического процесса в школе, в которой вы учились? Приведите примеры.

Педагогическая система

Что такое педагогическая система? Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу рассказать о двух своих друзьях: одного из них зовут Сергей, дру­гого — Виталий.

Сергей и Виталик выросли в Кишиневе на одной из улиц, которые приня­то называть «бандитскими». На самом деле улица, конечно, самая обык­новенная, просто на этой улице существовала компания ребят, занимав­шихся мелким хулиганством. В нее входили абсолютно все мальчики, жившие на этой улице. Отношения же внутри этой группы были обычны­ми для такого рода «бандитских» образований, т. е. — либо подчиняешь, давишь, либо подчиняешься, пресмыкаешься.

Достигнув определенного возраста, Сергей и Виталик также влились в эту компанию. Что же с ними произошло? И тот и другой стояли в отношении этой улице, поэтому оба оказались в крайнем положении. Сергей, будучи весьма физически сильным, активным, целеустремленным, волевым, постепенно стал в позицию «диктатора». Виталик же, физически слабый, больной и к тому же еще несколько слабохарактерный, оказался в положение «козла отпущения». Над ним попросту издевались, причем порой очень грубо. Постепенно Виталик стал замкнутым, малообщительным, застенчивым, мечтательным, полюбил одиночество, стал увлекаться вся­кими тихими» занятиями вроде музыки, чтения и т. п.; у Сергея же выра­ботала так называемый «деспотический» характер. В настоящее время и Сергею и Виталию уже за 30 лет. Оба больше не жи­вут (давно) на той улице, оба женаты, имеют детей, оба преуспевают на работе Но характер, психологический склад у них обоих остался тот же: Сергей — по-прежнему деспот; Виталий — по-прежнему мечтатель, боль­ше всего на свете любящий одиночество.

Эта иллюстрация подводит нас к пониманию педагогической системы, представляющей собой определенную постоянную систему взаимоотношений внутри какой-то данной относительно замкнутой группы, которая дает всегда определенный заданный воспитательный результат.

В нашем случае эта система продуцирует два психологических типа: неприспособленных к жизни застенчивых мечтателей и деспотов, привык­ших подавлять. Причем и тот и другой являются, как видите, продуктом одной к той же системы, это как бы оборотные стороны одной медали.

Какие же существуют педагогические системы?

Обычно выделяют три. Я думаю, это неверно, и чуть ниже докажу, что фактически их только две. Однако, так как выделение именно трех систем (авторитарной, либеральной, демократической) является общепринятым, я буду рассматривать их в соответствии с традицией. Наш пример, как вы понимаете, — иллюстрация к авторитарной педагогической системе. Каковы продукты авторитарной системы, мы уже видели. Скажем еще несколько слов об этой системе.

Авторитарная система наиболее распространена (пока, по крайней мере) во всем мире. Причина тому проста: это самая примитивная система, не требующая специальных педагогических знаний и подготовки. В авторитарной системе можно выделить две подсистемы — жесткую и мягкую. В жесткой подсистеме повиновения добиваются с помощью физической силы, крика и прямого давления, в мягкой — косвенными методами. Так как мягкую подсистему авторитарной системы воспитания частенько пу­тают с либеральной и даже с демократической системами, я остановлюсь на ней подробнее.

Не секрет, что в современной нашей школе многие разделяют учителей по принципу «авторитетный — неавторитетный». К первой категории традиционно относят тех учителей, которых ученики уважают не за их жесто­кость, но за их ум, эрудицию, знания, за такт или чувство юмора, за силу воли. У таких учителей традиционно нет проблем с дисциплиной, на их уроках дети ведут себя хорошо, их слушаются, за ними идут. Ко второй группе относят тех учителей, которые, не обладая ни особым умом, ни эрудицией, т. е. являясь личностями вполне ординарными, вы­нуждены для наведения дисциплины прибегать, как правило, к жестким мерам либо довольствоваться плохой дисциплиной на своих занятиях. Естественно, что первая группа учителей считается хорошей, цветом учи­тельства, вторая же — плохой, плебсом. Так ли это на самом деле? Известный болгарский педагог и писатель Георги Данаилов в своей кни­ге «Не убить Моцарта» вспоминает о некоторых своих любимых учите­лях. В частности, он вспоминает об одном замечательном учителе, кото­рый за свои знания, ум, большое искусство в общении с учениками за­служил не только их огромное уважение, но и любовь и даже восхищение. Это был любимый педагог их класса, и многие из этого класса по оконча­нии школы поступили в вуз на ту специальность, которую он им препо­давал, — химию. Вместе с другими поступил на химический факультет и Данаилов.

А дальше автор делает любопытное признание. Он пишет, что после не­скольких лет занятий химией он открыл (ему было уже 25 лет), что ника­ких способностей к химии у него нет, что ему не очень-то и нравится хи­мия, а что у него есть способности и интерес к гуманитарным наукам, и в особенности к литературе и педагогике. «Но, — пишет дальше с восхище­нием Данаилов, — влияние моего учителя на меня было так велико, что оно заставило меня пойти на ту специальность, к которой я не имел при­звания».

Самому Данаилову такой странный «педагогический» результат не кажет­ся ненормальным. Однако любой человек не откажется признать, что уче­ник должен выбирать ту специальность, которая ему больше подходит по его наклонностям и способностям. Следовательно, задача педагога заклю­чается в раскрытии этих способностей, чтобы помочь ученику выбрать профессию в соответствии с его склонностями.

К сожалению, история, рассказанная Г. Данаиловым, типична. В самом деле, влияние на ученика авторитетного учителя есть своего рода гипноз, и это влияние весьма часто мешает ему правильно сориентироваться в жизни, вообще заставляет поступать не так, как считает нужным он сам, а так как считает нужным авторитетный учитель.

Впрочем, легко видеть, что такой бытовой гипноз есть только одна из форм подчинения человека человеком. На это не обращают внимания в боль­шинстве случаев по той причине, что подчинение это имеет внешний вид полной добровольности.

Действительно, любимый учитель Данаилова не приказывал своему уче­нику поступать на химический факультет, не убеждал его в этом, не про­сил и даже вообще не говорил ему об этом. Где же тут принуждение? А принуждение заключается в том, что Данаилов находился под столь сильным влиянием своего учителя, что оказался неспособным идти туда, куда ему нужно было. А это есть форма подчинения, форма власти, хотя и завуалированной.

Что такое, собственно говоря, «авторитет»? Какой учитель становится авторитетным? Тот, который обладает большей духовной силой, большей силой воли. Дети же, чувствующие силу или слабость человека, склонны всегда подчиняться силе. Некоторые считают, что духовная сила хороша уже потому, что она духовная, что это некая благородная, чистая (в отли­чие от физической) сила и что поэтому хорошо, когда человек подчиняет­ся этой силе. Так ли это?

Я думаю, что как постыдно физически более сильному принуждать физи­чески более слабого ради своей выгоды, так постыдно и духовно более сильному пользоваться своей силой для подчинения духовно более сла­бого. Никакой качественной разницы здесь нет. То и другое только раз­ные формы подчинения.

Человек должен совершать тот или иной поступок не вследствие влияния на него внешних причин, людей и т. п., а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного поступка, из убеждения в его истинности. Первое есть рабство, второе — свобода. Цель нормального воспитания состоит, таким образом, не в том, чтобы ученик слушался какого-то, пусть самого прекрасного учителя, а в том, чтобы он слушался себя. Как же его научить этому? Человек не может научиться поступать пра­вильно, если не дать ему возможности делать ошибки. Однако роль вос­питателя состоит в том, чтобы, с одной стороны, исключить возможность серьезных, роковых ошибок, и здесь несомненно возможно и нужно при­менять принуждение в какой угодно форме; с другой стороны, в том, что­бы облегчить путь научения, ускорить его.

Одна из распространенных ошибок состоит также в том, что положитель­ные плоды воспитания авторитетных учителей видят в том, что у них на занятиях дети ведут себя хорошо. Но на занятиях у слабого учителя эти же дети ведут себя отвратительно, зачастую просто издеваются над ним, т. е. эти дети (объект труда, объект воспитания «авторитетного» учителя) приучаются подчиняться сильному и издеваться над слабым.

В этом и состоит, собственно говоря, главный итог воспитания, основан­ного на авторитете.

Итак, мягкая подсистема авторитарной системы — это и есть подавление с помощью интеллекта, духовной силы, силы воли и тому подобными «чи­стыми» методами. Суть, однако, та же.

Что же, авторитет не нужен? Нужен. Но авторитет — средство воспита­ния, а любое средство хорошо тогда, когда оно правильно применяется. Авторитет — это средство, которое, так сказать, должно стремиться к са­моуничтожению, или, вернее, к самонеприменению. Он нужен лишь до тех пор, пока воспитанник еще не умеет пользоваться своей свободой; когда же он этому научается, авторитет становится ненужным; он остается, но уже не применяется. У нас же, к сожалению, авторитет часто превращается в самоцель и не служит свободе, а отучает от нее.

В дополнение к тому, что уже сказано об авторитарной системе, несколь­ко цифр американского психолога Курта Левина: драки между детьми в «авторитарных» классах происходят в 30 раз чаще, чем в «демократиче­ских». Тот же Левин отмечает: в «авторитарных» классах дети раздражи­тельны, эгоистичны, классы расколоты на группировки, часто враждебные; авторитарные классы отличаются «грязным» отношением мальчиков к девочкам.

И самая главная особенность авторитарной системы — в том, что не учи­тель существует для ученика, а наоборот — ученик для учителя. Сущность либеральной системы совершенно та же, что и авторитарной: заставить ребенка делать не то, что ему нужно, а то, что хочется учителю; облегчить «труд» учителя, т. е. фактически то же завуалированное подавление. В самом деле, часто говорят, что основные орудия воспитания — это кнут и пряник (на самом деле это, конечно, не так). Такой концепции придер­живаются как авторитарная, так и либеральная системы воспитания; раз­ница же между ними состоит в том, что авторитарная делает преимуще­ственную ставку на кнут (не гнушаясь и пряником), а либеральная — на пряник (иногда прибегая и к кнуту). Вот почему выделение этой системы как особой системы воспитания, по-моему, является по сути ошибочным. Демократическая система воспитания является единственной подлинно научной системой воспитания. Основные теоретики — Локк, Руссо, Ма­каренко, Сухомлинский. В чем же ее отличие от авторитарной и либераль­ной систем?

Демократическая система полагает, что никакое средство воспитания не может быть хорошим или плохим само по себе, любое средство можно применять, оправданность применения того или иного средства опреде­ляется результатом.

Нельзя делать ни того, что хочется педагогу, ни того, что хочется ребенку; а необходимо делать только то, что объективно нужно для счастья, для духовного здоровья ребенка. Кнут и пряник несовершенные, весьма вто­ростепенные средства воспитания, их постоянное применение ошибочно. Главными орудиями воспитания являются человеческие отношения и усло­вия жизни человека — те орудия, которые не находятся непосредственно в руках педагога и не им выдуманы, но существуют объективно. Педагогическая позиция воспитателя в этом случае скрыта от воспитанника, вос­питанник не знает, чего от него хочет педагог (лучше всего, если вообще не знает, что его воспитывают).

Демократическая система является единственной, которая учит детей не быть орудием в руках других людей, а сознавать свои нужды, силы, спо­собности и свободно определять свое поведение (это есть не условие, а результат воспитания) (Слуцкий В. И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека. — М., 1992).

Изучив приведенные выше литературные тексты, заполните сле­дующую таблицу.

Тип системы   Положительные черты   Отрицательные черты  
Авторитарная          
           
           
           
Либеральная          
           
           
           
Демократическая          
           
           
           

Самостоятельная работа

Примечание. Самостоятельная работа по данно­му модулю включает задание, обязательное для всех студентов.

Пользуясь приведенным в модуле списком литературы, изучите какую-либо педагогиче­скую систему (по вашему выбору) и проанали­зируйте ее по схеме.

1. Автор педагогической системы.

2. Главная идея педагогической системы.

3. Цель педагогической системы.

4. Содержание педагогической системы.

5. Особенности деятельности учителя.

6. Особенности деятельности ученика.

7. Особенности общения в рамках системы.

8. Особенности взаимодействия с окружающей средой. Форма отчета: текст в свободной форме.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Чтобы выполнить задание, прочитайте приведенный в модуле список литературы. Выберите систему, которая кажется вам наиболее интерес­ной и отвечающей вашим педагогическим взглядам. Это может быть как отечественная, так и зарубежная система, например система Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, С. Т. Шацкого, А. С. Мака­ренко, В. А. Сухомлинского и т. д.

Подберите дополнительные книги и публикации по выбранной теме. Заранее постройте схему, приведенную в задании, и по ходу чте­ния делайте выписки: заносите самые интересные идеи, опыт их осу­ществления, положительные и отрицательные моменты и т. д.

Обратите внимание на то, что в вашем отчете должны быть пред­ставлены все основные блоки, входящие в задание.

Отчет о выполнении самостоятельной работы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверьте себя









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.