Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие бюджета предприятия, основные принципы и виды бюджетов





Бюджет - это схема доходов и расходов определенного лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год.

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности многоаспектен, что находит свое отражение, как в законодательстве, так и в научных формулировках.

Бюджет предприятия - система взаимосвязанных коммерческих, производственных, хозяйственных и финансовых планов развития организации в целом, так и отдельных структурных подразделений, исходя из текущих и стратегических целей функционирования.

Ограниченность материально-финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим бюджетирование призвано обеспечить конкурентоспособный процесс производства продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, эффективное развитие предприятия в соответствии с изменениями внешних условий.

Для российского предпринимательства актуальными являются следующие вопросы, на которыеобычно отвечает бюджетирование:

- прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности и финансовой состоятельности отдельных видов деятельности и продуктов;

- установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;

- определение наиболее предпочтительных для дальнейшего развития организации бизнес - проектов и решений об уровнях их финансирования из внутренних и внешних источников;

- контроль выполнения бюджетных показателей и анализ эффективности работы структурных подразделений[3, 17].

Рассмотрим основные принципы разработки бюджета предприятия.

В качестве основных требований к разработке бюджета предприятия можно определить следующие принципы:

Принцип точности означает, что бюджет предприятия должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенным уровнем неизвестности, в пределах которого приходится принимать управленческие решения. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании.

Принцип непрерывностипредполагает, что процедура формирования бюджета и контроля его исполнения должна осуществляться постоянно в рамках установленного регламента.

Принцип участия означает, что все заинтересованные лица становятся участником плановой деятельности (центрами планирования) - структурные подразделения или должностные лица, определяющие основные направления развития предприятия в пределах своей компетенции.

Принцип оптимальности подразумевает составление бюджета на основе моделирования и выбора лучшего варианта из нескольких возможных альтернатив.

Принцип пропорциональности означает сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

В качестве основных требований к разработке бюджета предприятия можно определить следующие принципы:

Принцип точности означает, что бюджет предприятия должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенным уровнем неизвестности, в пределах которого приходится принимать управленческие решения. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании.

Принцип непрерывностипредполагает, что процедура формирования бюджета и контроля его исполнения должна осуществляться постоянно в рамках установленного регламента.

Принцип участия означает, что все заинтересованные лица становятся участником плановой деятельности (центрами планирования) - структурные подразделения или должностные лица, определяющие основные направления развития предприятия в пределах своей компетенции.

Принцип оптимальности подразумевает составление бюджета на основе моделирования и выбора лучшего варианта из нескольких возможных альтернатив.

Принцип пропорциональности означает сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта[3, 27].

Существуют следующие виды бюджетирования:

1. Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) -- это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В результате составления генерального бюджета создаются:

- прогнозируемый баланс;

- план прибылей и убытков;

- план движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного и финансовогобюджетов.

Наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.

2. Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) -- система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета. Основой для него служат бюджеты:

- продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);

- производства;

- производственных запасов;

- прямых затрат на материалы;

- общепроизводственных расходов;

- прямых затрат на оплату труда;

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов.

3 Финансовый бюджет, состоящий из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:

- бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;

- бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;

- бюджет развития;

- инвестиционный бюджет.

На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия, прежде всего, формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.

На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.

Перечислим этапы составления бюджета на предприятии:

1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.

2. Определение ожидаемого объема производства.

3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

4. Расчет и анализ денежных потоков.

5. Составление плановых финансовых отчетов

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом.

Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:

- деятельностью конкурентов;

- общим положением на национальном и мировом рынках;

- политикой ценообразования;

- сезонными колебаниями спроса и поставок;

- объемом платежеспособного спроса;

- результативностью рекламы;

- качеством продукции и т. д.

Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.).

Для составления этих бюджетов необходимо:

1. определить объем затрат;

2. сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;

3. вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;

4. определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;

5. на основе оперативных бюджетов составить бюджетный отчет о прибылях и убытках (информация берется из бюджета продаж).

5. Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.

Доходный раздел бюджета движения денежных средств прогнозируется на основе плана продаж (реализации продукции) и плана денежных поступлений из прочих источников.

Расходный раздел бюджета ДДС прогнозируется на основе:

- бюджета производства;

- бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;

- бюджета оплаты труда;

- плана-графика взносов во внебюджетные фонды;

- плана-графика налоговых выплат;

- плана-графика погашения кредитов;

- бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;

- бюджета себестоимости готовой продукции;

- бюджета прочих расходов[8, 52].

 

 

1.2 Эвристический менеджмент: концепция и учебная дисциплина

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.