Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономика организации (предприятия)





КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Экономика организации (предприятия)

Рисунок 1 – Организационно-правовые формы организаций (согласно ГК Республики Беларусь)

Общепризнано, что наиболее важным признаком классификации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является деление по признаку организационно-правовых форм. См. рис. 1.

Организационная форма организаций вообще и торговых в частности характеризует порядок первоначального создания имущества и последующего изменения его роли в процессе использования полученной прибыли. Правовая форма характеризует права и ответственность собственников организации в ходе функционирования, реорганизации или ликвидации.

В зависимости от формы собственности в соответствии со ст. 213 ГК РБ всякая торговая организация относится к следующей категории:

1) государственные (республиканские и коммунальные);

2) частные.

Поскольку форма собственности не отражает организационно-правового статуса торгового предприятия, то в рамках многообразия типов собственности могут быть созданы предприятия различных организационно-правовых форм.

С позиций размеров торговые организации можно рассматривать как:

1) крупные ─ со средней численностью работников за календарный год более 201 чел.;

2) средние ─ со средней численностью работников за календарный год от 101 до 200 чел.;

3) малые ─ со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел.;

4) микроорганизации ─ со средней численностью работников за календарный год до 15 чел.

Эта норма законодательно определена Законом Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 14.07.2010 г. До этого действовал отраслевой критерий, устанавливающий следующую градацию: крупные – предприятия с коллективом работающих более 100 чел.; средние – от 30 до 100 работников; малые – до 30 чел. в розничной торговле и общественном питании, до 50 чел. в оптовой торговле.

В связи с широким распространением практики концентрации капитала в современной белорусской экономике распространяются такие формы корпоративных отношений как холдинговые компании, финансово-промышленные группы, ассоциации, консорциумы, синдикаты, тресты.

По степени участия иностранного капитала различают:

1) иностранные;

2) совместные.

В силу разделения труда в сфере обращения(отраслевой признак) торговые субъекты подразделяются на:

1) оптовые;

2) розничные;

3) предприятия общественного питания (в России ─ внедомашнего питания).

Организации оптовой торговли могут классифицироваться по масштабам деятельности, товарной специализации, объему выполняемых функций.

По масштабам деятельности различают оптовые предприятия общенационального и регионального уровня.

В соответствии с товарной специализацией оптовые организации бывают специализированные и универсальные.



По объему выполняемых функций и формам расчетов различают:

1) организации, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций;

2) предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники (брокерские конторы, торговые агенты и т.п.);

3) организации, создающие условия для оптовой торговли (товарные биржи, оптовые рынки и т.п.).

Розничные торговые организации можно классифицировать по таким критериям как товарная специализация, методы торговли и формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, контингент обслуживаемых потребителей, по месту расположения и др.

По товарной специализации выделяют предприятия следующих видов:

1) смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами;

2) специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.);

3) узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская одежда и т.п.);

4) комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо – рыба – овощи, трикотаж – галантерея и т.п.);

5) универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).

По методам торговли и формам обслуживания различают: магазины самообслуживания; мелкооптовые магазины-склады; магазины традиционного типа; супер, гипермаркеты; фирмы и базы посылочной торговли; прямая продажа товаров; торговля через автоматы; интернет- торговля.

По месту расположения выделяют: соседние магазины; магазины, рассчитанные на обслуживание районов и микрорайонов; магазины сельской местности; автолавки, автомагазины; павильоны, киоски, стойки на рынках.

Особое место на потребительском рынке занимает общественное питание. На практике выделяют следующие типы организаций общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

Несмотря на разнообразие типов и видов торговых организаций, с позиции экономики предприятия принципиальной разницы в деятельности субъектов торговли не наблюдается. В любом из них осуществляются сходные торгово-технологические и организационно-экономические процессы, измеряемые теми же экономическими показателями и охваченные единой системой экономических методов управления.

 

Организационно-экономический механизм торговой организации и его элементы. Организационно-экономический (хозяйственный) механизм система организационных, правовых, экономических, социально-психологических и др. форм, методов и инструментов, посредством которых обеспечивается организация, планирование и управление деятельностью организации и согласовывается работа всех его структурных подразделений для достижения поставленных целей.

Ключевые подсистемы хозяйственного механизма:

1) планирование и прогнозирование – разработка текущих и перспективных планов развития организации, установление нормативов по отдельным показателям, анализ и учет социально-экономических показателей, определяющих спрос на реализуемые торговой организацией товары;

2) экономические рычаги и стимулы:

- коммерческий расчет;

- торговые надбавки;

- цены и тарифы;

- финансы и кредит;

- доходы и прибыль;

- зарплата и иные формы материального стимулирования;

- налоги и неналоговые платежи и др.

3) управление состоит из:

- организационная структура и методы управления;

- формы хозяйственных связей с партнерами;

- формы и методы организации торговли;

- размещение, специализация, типизация в торговле;

- правовые нормы, регламентирующие торговую деятельность.

Главную основу хозяйственного механизма торговых организаций составляет коммерческий расчет. Считается, что основополагающими принципами при этом являются: а) самоокупаемость ─ доходы от реализации покрывают издержки обращения и обеспечивают получение прибыли; б) самофинансирование ─ предприятие за счет собственных финансовых средств обеспечивает расширение торгово-хозяйственной деятельности и решение социальных задач развития коллектива; в) экономическая и социальная ответственность ─ организация за принимаемые решения отвечает режимом хозяйствования и степенью доверия, что требует поддержания имиджа на рынке, используя при этом не только денежные резервы, но и собственность; г) денежный и финансовый контроль.

Для новых условий Г. Шмален в «Основах и проблемах экономики предприятия» сформулировал такие принципы коммерческого расчета как экономичность, финансовая устойчивость и прибыльность.

Поскольку инновационная деятельность базируется на интеграции науки и образования, то основу инновационного хозяйственного механизма торговой отрасли, на наш взгляд, составляет объединение ресурсов и механизмов научно-образовательного и социально-потребительского комплексов для получения народно-хозяйственного и коммерческого эффектов в сфере товарного обращения. Так как инновации являются системообразующим фактором формирования новой стратегии развития торговли, то процесс создания, внедрения и повышения эффективности нововведений во всех функциональных сферах торговой деятельности становится неотъемлемым элементом подсистемы планирования на всех уровнях.

 

Жизненный цикл торговой организации. Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии существования.

1-я стадия ─ создание организации и ее становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Есть 2 способа регистрации ─ разрешительный и уведомительный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам.

Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегистрированных предприятий в период становления выдерживают конкуренцию около 40 %, остальные становятся несостоятельными в первый год своего существования. По этой причине государство поддерживает малые, совместные и др. предприятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями.

На стадиироста и развития организация постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность структурных подразделений.

Реорганизация – изменение организационной структуры управления может происходить в рамках действующего субъекта хозяйствования или с последующей ликвидацией старого и регистрацией нового.

Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования или в юридических рамках существующего. Реструктуризация – это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель такой процедуры – повышение эффективности производства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделением имуществом и с учетом прибылей и убытков.

Санация – это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которой возникает при угрозе экономической несостоятельности. Она проводится по инициативе собственника или кредиторов. Пути санации: 1) замена руководителя и управленческого персонала, поставивших предприятие в затруднительное положение. Если предприятие является потенциальным банкротом, может осуществляться внешнее управление, назначенное в судебном или внесудебном порядке. Антикризисный управляющий работает по контракту с собственником или назначается собранием кредиторов. 2) продажа по суду или по соглашению кредиторов. При продаже экономически несостоятельного предприятия оно сохраняется в качестве действующего, но меняются собственники. 3) обмен долгов на акции. В этой ситуации также меняются собственники. 4) привлечение инвестиций и выплаты кредиторам из будущих доходов фирмы. 5) уступка требований третьим лицам, т.е. покупка долгов с последующей продажей за определенный процент со сделки. В любом случае для осуществления санации нужен бизнес-план и прогнозирование экономической ситуации в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Банкротство – это удовлетворенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Оно рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета в кредиторами. Различают ложное и злостное банкротство. Ложное банкротство – это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство – умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство – это разновидность мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.

Ликвидация – прекращение деятельности предприятия и исключение из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности, по решению собственника имущества либо по решению суда.

 

Содержание экономической работы в организациях отрасли.От результативности работы экономической службы во многом зависит эффективность деятельности и обеспечение конкурентоспособности торговых организаций. Она призвана оказывать влияние на формирование и выполнение плановых заданий,эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,соблюдение режима экономии и оптимизацию расходов на реализацию товаров,укрепление дисциплины.Она охватывает основные аспекты торгово-финансовой деятельности и оказывает влияние на все показатели социально-экономического развития предприятия.

Экономическая работа в широком смысле выполняется аппаратом специалистов в области учета и отчетности, менеджмента и маркетинга, анализа и планирования, финансов, коммерческих, трудовых и правовых отношений. При этом используются современные компьютерные технологии.

Содержание планово-экономической работы заключается в:

- создание банка данных о социально-экономических показателях зоны деятельности;

- ведение статистического наблюдения и составление статистической отчетности;

- экономический анализ показателей торгово-хозяйственной и социальной деятельности организаций;

- экономическое обоснование программ и планов социально-экономического развития;

- разработка комплекса организационно-управленческих и экономических мероприятий, направленных на устойчивое развитие.

Условно экономическую работу можно разделить на 3 вида:

1) аналитическая;

2) плановая;

3) контроль.

Экономическая самостоятельность субъектов рынка полностью определяет ответственность руководителей за конечные результаты деятельности предприятия. Принятие обоснованных и взвешенных как стратегических, так и тактических решений зависит от полноты, достоверности и прозрачности информации, сбором и обработкой которой занимается хозяйственный учет.

Хозяйственный учет представляет собой систему, включающую три взаимосвязанных между собой вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Оперативный учет представляет собой систему оперативного (текущего) наблюдения и контроля над отдельными операциями и процессами хозяйственной деятельности организаций с целью оперативного управления ими. Статистический учет служит для изучения закономерностей и взаимосвязей процессов хозяйственной деятельности, отвечающей требованиям массовой однородной совокупности. Под бухгалтерским учетом на предприятии понимается три вида учета ─ финансовый, налоговый и управленческий. Все учетные подсистемы (налогового, финансового и управленческого учета) взаимосвязаны.

Финансовый учет является обязательным для всех организаций. Он регламентируется государством. Основной задачей финансового учета является предоставление информации для внешних пользователей ─ государственных органов, инвесторов, партнеров, собственников, кредиторов.

Налоговый учет предназначен для совокупности правил и норм при определении налогооблагаемой прибыли. Налоговый учет и отчетность предназначены в основном для налоговых органов.

Управленческий учет в отличие от финансового учета не является обязательным, не регламентируется государством и предназначен для внутреннего использования менеджерами предприятия. В рамках управленческого учета обычно решаются задачи учета затрат и результатов.

Внедрение управленческого учета связано, как правило, с совершенствованием организационной структуры на основе внедрения принципа децентрализации управления, т.е. передачи прав и ответственности менеджерам различных уровней управления в области планирования, учета, контроля и анализа деятельности соответствующих структурных единиц организации, называемых центрами ответственности.

В процессе учета, анализа, планирования и контроля используют следующие показатели:

1) натуральные и стоимостные;

2) абсолютные и относительные;

3) количественные и качественные;

4) расчетные и утверждаемые и т.д.

Требования, предъявляемые к системе показателей:

1) должны отражать основную цель и задачи плана;

2) должны соответствовать видам и срокам планирования;

3) система показателей на уровне региона или отрасли должна быть единой для всех органов управления.

 

Аналитическая деятельность в торговой организации. Анализ хозяйственной деятельности является составной частью экономической работы в торговых организациях. Экономический анализ ─ это исследование экономических явлений в их многообразных связях и зависимостях.

Основные задачи анализа:

-контроль и всесторонняя оценка выполнения планов с целью обеспечения наилучших результатов при наименьших затратах;

-оценка использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-оценка финансовых результатов;

-изыскание и мобилизация неиспользованных резервов по всем основным направлениям деятельности на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

-обоснование оптимальных управленческих решений;

-разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Таблица 1 – Классификация экономического анализа

Признак классификации Виды анализа
По временному признаку Предварительный (перспективный) Последующий (текущий и периодический)
По полноте изучаемых вопросов Комплексный (полный) Тематический (локальный)
По степени охвата изучаемых объектов Сплошной Выборочный
По виду пользователя Внешний Внутренний
По изучаемым объектам Внутрихозяйственный Межхозяйственный
По направлениям исследования Социально-экономический Финансовый Аудиторский Функционально-стоимостной Маркетинговый Организационно-управленческий Инвестиционный Логистический Экономико-экологический
По методике исследования Диагностический Сравнительный Факторный Маржинальный Экономико-математический Контроллинг

Экономический анализ представляет собой важную форму управления бизнес-процессами и контроля за правильным использованием ресурсов. Он занимает одно из ведущих мест в системе бюджетирования. Под бюджетированием понимается управленческая технология, включающая три взаимосвязанных элемента: технологию (инструментарий), организацию (регламенты и процедуры) и грамотную автоматизацию бюджетирования.

Система планирования в организациях торговли.Планирование имеет большое значение для деятельности торговой организации. По образному выражению У. Стентона и Ч. Футрелла, содержащемуся в работе «Fundamentals of marketing», планирование ─ это изучение прошлого для решения в настоящем, что делать в будущем.

Планирование ─ сознательная деятельность людей по установлению взаимосвязи и взаимодействия отдельных показателей развития торговых организаций.

Прогнозирование в отличие от планирования строится на предположении и не позволяет в полной мере учесть условия деятельности организации. Поэтому планирование в большей степени позволяет уменьшить, а порой и избежать риска в коммерческой и финансовой деятельности.

Основные задачи планирования:

- определение наиболее перспективных направлений развития организации, способствующих повышению ее стоимости и увеличению благосостояния собственников;

- целевая ориентация, интеграция и координация всех бизнес-процессов, а также деятельности отдельных подразделений;

- выявление потенциальных рисков и снижение их уровня;

- повышение гибкости, адаптации к изменениям внешней среды и т.п.

Основные методы планирования:

1) балансовый ─ увязка взаимосвязанных показателей: увязка денежных доходов и расходов населения, объема товарооборота и объема товарных ресурсов;

2) нормативный (технико-экономических расчетов) ─ использование нормативов, норм, тарифов и ставок при расчете отдельных показателей, планирование общего и отраслевого норматива;

3) экономико-аналитические ─ экономико-статистическая оценка достигнутого уровня развития, экспертная оценка принятых показателей в планируемом периоде, изменение в платежных расходах;

4) экономико-математические ─ сущность: представить экономическую задачу в виде уравнения, неравенства, формулы или их системы. Совокупность формул и уравнений, характеризующих поставленную задачу называется экономико-математическая модель;

5) метод оптимизации плановых решений ─ выбор из вариантов наиболее оптимального, для этого необходимо иметь критерии оценки. Предпосылкой использования данного метода являются различные экономико-математические методы и модели;

6) программно-целевой ─ применяется на уровне региона, отрасли в целом. В основе лежит определение конечной цели развития, средств ее достижения путем составления программы;

7) метод сценариев.

 

Таблица 2 – Классификация видов планирования

Признак классификации Виды планирования
По цели планирования Оперативное Тактическое Стратегическое Нормативное
По объекту планирования Целевое планирование Планирование ресурсов и средств, требуемых для реализации целевого плана
По согласованности планов во времени Последовательное планирование, определяемое как многоэтапный последовательный процесс выработки плановых решений для объектов планирования (результатом является поэтапный план) Одновременное планирование, при котором обеспечивается одновременная разработка основных параметров, включаемых во все виды планов (результатом является координационный план)
По методам обоснования Рыночное Индикативное Централизованное (директивное)
По содержанию планов Организационно-технологическое Социально-трудовое Снабженческо-сбытовое Инвестиционное Бизнес-планирование и т.д.
По времени действия Краткосрочное (текущее) Среднесрочное Долгосрочное
По возможности внесения изменений в основные параметры Жесткое планирование, исключающее внесение изменений в его основные параметры (жесткий план) Гибкое планирование, допускающее возможность внесения изменений в основные параметры планов
По очередности разработки плана Перманентное планирование, при котором обеспечивается непрерывность в последовательности разработки планов Скользящее планирование, предусматривающее возможность пролонгации (продления) сроков действия планов по планируемым периодам Внеочередное планирование, осуществляемое эпизодически в случае потребности разработки целевого плана

 

Планирование в масштабах организации должно быть непрерывным процессом, а сама технология составления плана базироваться на ряде принципов, которыми являются: единство, участие, непрерывность, гибкость, эффективность.

Стратегическое планирование сосредоточено на высшем уровне управления и имеет целью определение тенденций развития предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий его деятельности. Главная задача стратегического планирования – выработка стратегии развития для достижения конечных финансовых и рыночных целей организации.

Тактическое планирование предполагает принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы и организованы бизнес-процессы организации для достижения стратегических целей.

Текущее планирование осуществляется на основе установок и показателей предыдущих планов. Цель этого этапа планирования ─ максимизация финансовых результатов деятельности организации в предстоящем периоде при заданных ресурсах и организации торгово-технологического процесса.

Основные разделы комплексного годового плана текущей деятельности торговой организации:

1) план товарооборота (розничного или оптового);

2) план по выпуску и реализации продукции собственного производства, или производственная программа (на предприятиях общественного питания);

3) план развития материально-технической базы;

4) план по труду и заработной плате;

5) план расходов;

6) план доходов;

7) план прибыли;

8) финансовый план;

9) план социального развития коллектива.

Одной из форм текущего планирования могут выступать различные виды бюджетов: бюджет продаж, бюджет затрат труда, бюджет доходов и расходов, бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов, бюджет денежных средств и т.д.

Особое место в системе планирования торговой организации занимает оперативное планирование, которое представляет собой специфическую форму управления текущей деятельностью и постоянный контроль за ее ходом.

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации конкретных проектов. Сегодня бизнес-планы разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия.

Бизнес-планирование позволяет решить следующие задачи:

- оценить возможности предприятия;

- оформить, сформулировать и разработать цель деятельности на определенный период;

- изучить рынки деятельности организации;

- определить степень конкурентоспособности;

- разработать различные типы маркетинговых стратегий;

- обосновать ценовую политику;

- выбрать наиболее эффективный вариант реализации проекта;

- оценить вероятность возникновения событий, способность изменить ход реализации.

В бизнес-плане обосновываются факторы, оказывающие влияние на деятельность, производится выбор методов и тактики конкурентной борьбы, дается оценка ресурсам, необходимых для достижения цели. Разработка бизнес-плана позволяет предупредить трудности и найти наиболее эффективные пути их нейтрализации.

Основные виды бизнес-планов:

1) бизнес-план инвестиционного проекта ─ представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики;

2) бизнес-план вновь создаваемого предприятия ─ обоснование необходимыми расчетами экономической эффективности создания и функционирования новой организации;

3) бизнес-план слияния, реконструкции;

4) бизнес-план для получения кредитных ресурсов ─ разрабатывается с целью получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора. Этот план может быть необходим для восполнения недостатка оборотных средств;

5) бизнес-план на получение гранта ─ составляются с целью получения финансовых средств из государственного бюджета, внебюджетных фондов, или благотворительных фондов для решения социально-экономических, научных проблем;

6) бизнес-план приватизируемой организации;

7) бизнес-план финансового оздоровления ─ разрабатывается убыточными организациями и включает комплекс мероприятий по выходу организации из кризисного состояния;

8) бизнес - план развития на год ─является детальной финансово - экономической программой хозяйственной деятельности коммерческой организации по достижению установленных прогнозных параметров, определенных прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год и Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет, а также обеспечения реализации выбранных направлений маркетинга и сбыта продукции, реализации товаров, выполняемых работ, услуг, материально - технического обеспечения, выбора поставщиков продукции, товаров, обоснования необходимости изменения структуры управления, юридической защиты;

9) бизнес-план коммерческой идеи и т.д.

Типовой бизнес-план состоит:

1) резюме – аналитический обзор делового предложения;

2) характеристика организации и стратегия её развития;

3) анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга;

4) производственный план;

5) календарный план;

6) организационный план;

7) инвестиционный и инновационный план;

8) финансовый план;

9) оценка риска и страхование;

10) приложения.

 

Пример.

Если удельный вес 4 квартала в годовом товарообороте составляет 27,1%, фактический товарооборот за 9 мес. равен 592 200 млн р., то ожидаемый товарооборот за год =

4) по соотношению товарооборота второго и первого полугодия.

Пример.

Год Т/о за 2-3 предшеств. года Ожид. т/о тек. года
1-е полугодие прошлого года, млн р. 2-е полугодие прошлого года, млн р. Итого за год, млн р. 2-е полугодие прошл. года к 1-му полугодию прошлого года, % 325850 (факт) 366255 (ожид)   112,4

 

млн р.

Ожидаемый товарооборот за год: 325850+366255=692105 млн р.

Задачи анализа розничного т/о:

1) определить долю рынка, занимаемую организацией, т.е. удельный вес товарооборота в товарообороте региона, города, района;

2) определить степень выполнения плана или оперативного задания по т/о по общему объему, составу, структуре;

3) установить равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам (кварталам), структурным подразделениям;

4) изучить динамику товарооборота в действующих и сопоставимых ценах, в абсолютных и относительных показателях по общему объему, составу, структуре;

5) исследовать динамику товарооборота по структурным подразделениям;

6) рассчитать и оценить влияние основных факторов на товарооборот. Принято выделять 3 основные группы факторов:

а) факторы, связанные с товарным обеспечением:

- товарные запасы на начало и конец отчетного периодов;

- поступление товаров;

- прочее выбытие.

б) факторы, связанные с использованием основных средств или производственной мощности торговой организации:

- торговая площадь;

- эффективность ее использования через показатель товарооборота на 1 м² торговой площади;

в) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов:

- численность работников;

- производительность труда;

- структура штатов (удельный вес торгово-оперативных работников);

- использование календарного фонда времени.

7) выявить резервы роста и разработать мероприятия по увеличению товарооборота.

Равномерность выполнения плана товарооборота определяется путем расчета коэффициента равномерности:

,

где – коэффициент равномерности; V - коэффициента вариации.

 

Коэффициент вариации (V) определяется:

;

где - среднеквадратическое отклонение; – процент выполнения плана товарооборота в среднем по торговой организации за год.

 

Значение квадратического отклонения ( ) вычисляется по формуле:

;

где – процент выполнения плана товарооборота за каждый месяц (квартал) отчетного года; – процент выполнения плана товарооборота в среднем по торговой организации за год; – число месяцев (кварталов) в изучаемом периоде; – коэффициент равномерности.

Анализ розничного товарооборота должен проводиться в сопоставимых ценах.

 

Таблица 3 −Анализ общего объема розничного товарооборота по фирме за текущий год, млн р.

Период Факт. т/об за прош. год Текущий год Темп роста, %
план-прогноз ожид. выполнен. % выполн. плана отклонение, +,-
I II III IV 153 300 159 090 160 000 162 000 157 600 168 000 98,8 103,7 -2 400 +6 000 102,8 105,6
Год 650 420 671 000 692 100 103,1 +21 100 106,4

В нашем примере фирма успешно справилась с выполнением плана-прогноза по товарообороту. Степень выполнения плана составила 103,1%. Сверх плана получено 21 100 млн р. По сравнению с прошлым годом товарооборот увеличился на 6,4 %. Но в первом квартале план товарооборота не выполнен на 2 400 млн р. Степень выполнения 98,8 %.

 

Таблица 4Анализ структуры товарооборота фирмы, млн р.

Тов. группа Прош. год, факт Текущий год Темп роста, % Уд. вес в т/об
план ожид. вып. % вып. откл, +,- прошл. год текущий год
план ожид. вып.
Ткани Трикотаж Одежда… 53 980 65 040 55 020 69 110 54 680 73 360 99,4 100,6 -340 +4250 101,3 112,8 8,3 8,2 10,3 7,9 10,6
ИТОГО 103,1 21 100 106,4

Несмотря на успешное выполнение плана товарооборота в целом по торговой организации фирма допустила снижение объемов реализации по тканям по сравнению с планом-прогнозом на 340 млн р. Произошло снижение удельного веса товарооборота данной группы в общем объеме по сравнению с прошлым годом. По группе трикотаж наблюдался рост удельного веса в товарообороте и по сравнению с планом, и по сравнению с прошлым годом. Темп роста составил 112,8 % при среднем 106,4 %.

Резервы роста товарооборота и пути его увеличения:

1) изыскание дополнительных товарных ресурсов за счет децентрализованных источников снабжения, т.е. за счет поставок местной промышленности, закупки у коммерческих фирм, индивидуальных предпринимателей. Наибольший эффект дает закупка товаров на условиях оплаты по мере реализации, т.е. отсрочка платежа;

2) организация комиссионной торговли непродовольственными товарами;

3) ускорение оборачиваемости товаров, т.е. активизация рекламной деятельности, организация выставок-продаж;

4) повышение коэффициента эффективности использования торговой площади и на этой основе рост товарооборота на 1 м² торговой площади за счет организации дополнительных рабочих мест, установления оптимального режима работы с учетом движения покупательских потоков по часам и за счет организации продажи сопутствующих товаров;

5) в









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.