Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы международной торговли по способу и организации взаимоотношений между партнерами





К основным формам международной торговли в зависимости от характера и способа организации взаимоотношений между экспортерами и импортерами относятся: встречная торговля, электронная торговля, производственная кооперация, лизинг. Эти формы связаны с производственным сотрудничеством, отражают операционный аспект международной торговли, в частности с применением информационно- компьютерных технологий.

Сущность встречной торговли заключается в том, что экспортно-импортные операции дополняются принятием партнерами встречных обязательств по поставке (закупке) согласованных товаров и услуг. Международная встречная торговля способствует установлению эффективного, долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества участников непосредственно в сфере производства. В международном товарообороте ее часть составляет около 50%.

Для встречной торговли характерны такие черты:

· она является важным инструментом регулирования международного товарообмена, поскольку заключение межправительственных соглашений о товарообменных операциях, а также соглашений об экономическом и производственном сотрудничестве на компенсационной основе позволяет на несколько лет вперед определить виды и объемы товаров взаимных поставок, их общую стоимость и порядок расчетов, характер и стоимость сопутствующих или отдельно предоставляемых технических услуг и научно-технических знаний;

· гибкость, которая позволяет контрагентам приспосабливаться к меняющимся условиям на мировых товарных рынках; дает возможность странам целенаправленно диверсифицировать свой экспорт, выходить на нетрадиционные рынки сбыта, на труднодоступные рынки развитых стран с тарифными и нетарифными барьерами; создает условия для экономии валюты, ускорения процесса международного товарообмена;

· связывать экспорт со встречными закупками товаров импортирующей фирмы или страны-импортера, и наоборот.

Виды международной встречной торговли:

- бартерные операции;

- встречные закупки;

- выкуп техники, бывшей в употреблении;

- операции с давальческим сырьем;

- простые компенсационные операции;

- сложные компенсационные соглашения.

Бартерная (товарообменная) операция оформляется бартерным договором или договором со смешанной формой оплаты (оплата экспортных/импортных поставок частично предусмотрена в натуральной форме) между контрагентами, предусматривающим сбалансированный по стоимости обмен товарами, работами, услугами в любом сочетании, не опосредствованный движением средств в наличной или безналичной формах.

Главная особенность бартерной операции заключается в том, что такой безвалютный товарообмен осуществляется на основе равенства стоимостей обмениваемых товаров по мировым ценам.

Встречные закупки. Встречные закупки представляют собой коммерческие сделки, которые заключаются в виде нескольких связанных контрактов. Экспортер согласно договору обязуется приобрести товаров импортера на сумму, которая составляет заранее оговоренную долю от его собственных поставок. Такая сделка основана на двух или нескольких контрактах. В них каждый партнер обязуется уплатить наличными за полученные товары

Выкуп техники, бывшей в употреблении, при сбыте более новых моделей и модификаций. При этой форме торговли экспортер получает возможность продать более современную и дорогую продукцию, а импортер – возможность освободиться от морально устаревшей техники, а также продать ее по остаточной стоимости, то есть учесть ее в стоимости новой приобретенной техники. Стоимость выкупленной техники засчитывается в платеж за новую и составляет в зависимости от ее состояния, модели, года изготовления и других условий приблизительно 10-20% стоимости новой.

Операции с давальческим сырьем. Давальческая операция – это поставка одной страной сырья, полуфабрикатов, комплектующих деталей для их последующей переработки, сборки в стране торгового партнера и обратная поставка готовых изделий в страну первого экспорта.

Экономическое содержание данных операций заключается в том, что владелец сырья, не владея мощностями для его переработки, предоставляет ее перерабатывающему предприятию, находящемуся в другой стране, в объеме, необходимом для обеспечения производства заданного количества готовой продукции, покрытия расходов, связанных с переработкой, а также для обеспечения определенной нормы прибыли перерабатывающему предприятию.

Простые компенсационные сделки. При этой форме встречной торговли экспортер поставляет производственное оборудование на условиях коммерческого кредита, а импортер после его установления и пуска в эксплуатацию, погашает, компенсирует его стоимость и стоимость кредита поставкой продукции, изготовленной на этом оборудовании, постепенно, как при рассрочки платежа.

Сложные компенсационные сделки. Это долгосрочные (на 5-10 лет) компенсационные операции крупномасштабного характера (100 млн долл. и больше). Особенностью таких сделок является то, что экспортер не заинтересован сам использовать компенсирующую продукцию в таких больших объемах. Чаще всего он отказывается от нее в интересах третьей стороны, которая по мере реализации продукции компенсирует экспортеру стоимость оборудования и кредит. Таким образом, сложная компенсационная сделка является трехсторонней.

Важной чертой современной международной торговли является развитие электронной торговли
[31; с. 309].

Термин “электронная торговля” охватывает дистрибьюцию, маркетинг, продажу или доставку товаров, услуг электронными средствами. Быстрые темпы роста электронной торговли наблюдаются благодаря использованию Интернета для коммерческих целей.

Коммерческая операция делится на три этапа: реклама и поиск; заказ и оплата; поставка.

Существуют шесть основных средств электронной торговли: телефон, факс, телевидение, система электронных платежей и денежных переводов, электронный обмен данными и Интернет.

Наиболее универсальным инструментом по сравнению с другими средствами электронной торговли является Интернет, поскольку с его помощью большинство этапов коммерческих операций могут быть осуществлены в интерактивном режиме с одним или несколькими лицами, без ограничений во времени или пространстве, и с относительно низкими расходами.

Объемы электронной торговли ежегодно растут. Существенная часть общих объемов электронной торговли приходится на США (93% всей электронной торговли). В США эта торговля составляет 16,28% всех национальных операций между предприятиями, а ежегодные темпы роста – 6,1%. В 2008 г. на долю электронных операций приходилось 1,9% от общего объема розничных продаж (вдвое больше, чем в 2001 г.). Ежегодные темпы роста розничной электронной торговли составляют 28,1%, а общей розничной торговли – лишь 8,8%.

Использование электронного средства реализации товаров и услуг растет и в Европе, хотя темпы такого роста намного ниже, чем в США.

Развивающиеся страны значительно отстают от развитых по техническими возможностями для ведения электронной торговли. Это объясняется недостаточным развитием телекоммуникационной инфраструктуры, высокой стоимостью пользования Интернетом, недостаточностью высококвалифицированных специалистов для работы в этой сфере.

В развитии электронной торговли между фирмами лидируют такие секторы экономики, как электроника, химия, логистика, которые в 2008р. осуществляли через Интернет 30% своих межфирменных сделок. Традиционные отрасли промышленности (машиностроение, автомобилестроение, металлообработка) в 2008 г. осуществляли с помощью Интернета почти 27 % своих коммерческих сделок.

К преимуществам электронной торговли относятся:

- уменьшение барьеров на пути распространения информации и торговли;

- обеспечение потребителей и предприятий информацией о наличии в мире любых товаров и услуг, ценах, условиях продаж, что дает им возможность найти самых выгодных поставщиков;

- обеспечение поставщиков оперативной информацией об услугах рынка, предоставляя возможность вести бизнес без создания новых отделений и не нанимая агентов за рубежом;

- улучшение связи между участниками рынка и недопущение задержки с поставкой товаров или услуг при помощи виртуальных магазинов и контактных узлов в Интернете;

- скорость и гарантированность поставок дают возможность предприятиям снизить объемы и номенклатуру запасов, что уменьшает их расходы.

К недостаткам электронной торговли в первую очередь следует отнести уменьшение доходов страны. Так, такие товары как книги, фильмы и музыкальные записи могут быть превращены в цифровой формат, непосредственно переданы потребителю, избежав при этом таможенных сборов. С таких товаров также трудно взимать косвенные налоги.

Электронная торговля может создавать проблемы с соблюдением прав интеллектуальной собственности. Из-за отсутствия границ в мировой сети электронной торговли, на разных территориях могут существовать похожие торговые марки, что может привести к конфликтам.

Торговля электронными средствами приводит к возникновению правовых вопросов о происхождении товаров, то есть, когда товары, доставленные электронным путем, следует считать “местными”, а когда “импортированными”. Неясно также как следует действовать в случае, когда национальное законодательство и международные конвенции, касающиеся международных торговых операций, требуют наличия договоров в «письменной форме», «оригинальных» документов или «настоящих» (сделанных рукой) подписей. Таким образом, использование электронной торговли требует не только технологических решений, но и наличия соответствующей правовой среды.

Чтобы помочь правительствам справиться с этими недостатками на международном уровне ЮНСИТРАЛ был разработан Типовой закон об электронной торговле и Типовой законе об электронных подписях.

 

Лизинг – это форма долгосрочной операции, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других естественных объектов.

Международный лизинг предусматривает заключение договора лизинга, который осуществляется субъектами лизинга, находящимися под юрисдикцией разных государств, или в случае, когда имущество или платежи пересекают государственные границы.

Мировой объем операций по лизингу оборудования в последние годы ежегодно возрастает на 4,1% и составляет около 0,5% трлн долл. Самым крупным регионом по общему объему лизинговых сделок является Северная Америка (55% мирового рынка лизинговых услуг). На Европу приходится 26%, Азию – 16%, на остальные страны – 3%. На долю крупнейших 5 стран приходится 80,1% мирового объема лизинговых операций: США – 52,1%, Японию – 13,9%, Германию – 6,5%, Великобританию – 3,8%, Францию – 3,8%.

Уровень развития международных лизинговых операций считается своеобразным показателем динамичности экономики государства и гибкости ее хозяйственного механизма. Так, в США лизинг является основным инвестиционным инструментом, на долю которого в течение нескольких лет приходится 40% инвестиций в машины и оборудование; в большинстве промышленно развитых стран этот показатель превышает 25%. Удельный вес лизинга в объеме инвестиций в производство по континентам составляет: Азия - 27%, Африка – 1,3%, Северная Америка – 41,5%, Южная Америка – 31,1%, Европа – 24,6%, Австралия и Новая Зеландия – 1,7%.

Фирмы, выступающие на лизинговом рынке в роли арендодателей, подразделяются на четыре группы: филиалы банков, филиалы промышленных компаний, «связанные» лизинговые компании и независимые фирмы.

Развитие международных лизинговых отношений вызвало необходимость их международного регулирования и гармонизации соответствующей нормативно-правовой базы в различных странах.

Для международной торговли по кооперации характерна долгосрочная предварительная согласованность непосредственных производственных связей, а также заинтересованность сторон в результативности совместной деятельности.

Международное производственное кооперирование – это наиболее распространенный вид международных производственно-технических связей предприятий. Оно является следствием специализации национальных производств, которые взаимодействуют в системе международного разделения труда, базируется на предметной специализации и выступает как форма частичного и общего разделения труда в мировом хозяйстве.

Международное производственное кооперирование означает включение страны в международное разделение труда в рамках так называемой “вертикальной модели международного разделения труда”, то есть при условии сохранения автономности производственного процесса в национальных границах.

Таким образом, международное производственное кооперирование – это основанный на международном разделении труда в результате осуществления на договорной основе о совместной деятельности устойчивый обмен между странами изделиями, которые являются элементами конечной продукции и изготовляются ими с наибольшей экономической эффективностью [31, с. 314].

К операциям производственного кооперирования относятся:

- поставка сырья, материалов, узлов, деталей, запасных частей, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих и других изделий отраслевого и межотраслевого назначения, которые технологически взаимоувязаны и необходимы для совместного изготовления конечной продукции;

- предоставление услуг по выполнению проектных и ремонтных работ, по техническому обслуживанию и осуществлению технологических операций, которые связаны с изготовлением и реализацией конечной продукции.

Особенности международного производственного кооперирования:

· субъектами кооперирования являются промышленные предприятия из разных стран;

· кооперирование не сопровождается созданием каких-либо организационных структур;

· стороны на основе предварительно согласованных условий о совместной деятельности приспосабливают свое производство к осуществлению кооперирования;

· проведение унификации объекта кооперирования, то есть введение общих технических требований, технической документации, требований техники безопасности;

· закрепление в договорном порядке в качестве главных объектов кооперирования виды комплектующих изделий, полуфабрикатов, технологий и тому подобное;

· распределение между сторонами в пределах согласованной программы заданий, разграничение производственной специализации и координация их хозяйственной деятельности;

· соблюдение графика выполнения производственных программ в согласованных объемах, ассортименте, качестве;

· долгосрочность, стабильность и регулярность отношений между партнерами, что повышает их заинтересованность в этом виде связей и ведет к установлению между кооперантами устойчивых производственных и технологических связей, тесному взаимодействию и взаимозависимости;

· разный социально-экономический характер отношений между партнерами, что зависит от того, является ли кооперирование внутрифирменным или межфирменным.

В международном производственном кооперировании выделяют три формы:

1) поставка или обмен между кооперантами комплектующими изделиями для осуществления последующей сборки конечного продукта на предприятиях или каждого из партнеров, или одного из них;

2) кооперирование на основе организации совместного производства. Стороны объединяют усилия и средства для реализации конкретных программ по созданию и выпуску нового единого конечного продукта;

3) кооперирование путем согласования производственных программ. Оно осуществляется на основе раздела ассортимента продукции между предприятиями, а также путем проведения совместных научных исследований [31, с. 316].

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.