Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Количественное большинство и качественное большинство





До сих пор мнение качественного большинства (т.е. решительных), создавало и выявляло мнение общества в целом. Этим обусловлена вся мораль и система судопроизводства.

Религия же служила им, чтобы вредить количественному большинству, составляющему 80% от общества.

Количественное большинство примитивно, как древний человек

Количественное большинство примитивно, как древний человек, потому что не пыталось воспользоваться судебными, религиозными и нравственными порядками, которые до сих пор служили не ему. И конечно же, всё оно пришло к нынешнему состоянию не иначе как путем многочисленных страданий, причинно и диалектически. Количественное большинство вовсе не обращает на него внимания, и, само собой, не может им овладеть.

Самое быстрое действие – это насаждение альтруистического общественного сознания

Чтобы заново эффективным образом задействовать разум количественного большинства, существует лишь одно быстродействующее средство: насаждение альтруистического общественного сознания. Речь идет об отвращении ко всякому желанию наслаждаться чем-либо, а также о желании отдавать в максимально возвышенной и прекрасной степени.

Всё это достигается именно благодаря действиям, ибо – хотя психофизика и состоит из двух параллелей – физический аспект все-таки предшествует психическому.

[Переход на новую страницу]

Гении

Гений – это плод поколения, обладающий сильным влечением к отдаче и не нуждающийся ни в чем для себя. Тем самым он уподобляется по свойствам Творцу, автоматически сливается с Ним, притягивает от Него мудрость и наслаждение и вершит отдачу человечеству.

Гении делятся на два вида:

· Или они работают с собственного ведома, иными словами, ради того чтобы доставить удовольствие своему Создателю, – и вследствие этого назначения совершают отдачу человечеству.

· Или работают не с собственного ведома, т.е. не ощущают и не знают, что слиты с Творцом. И слиты с Ним, не ведая того. Тогда они совершают отдачу только человечеству.

На основании этого, человечество может продвигаться, лишь укореняя в себе желание отдавать – и тогда приумножатся гении в мире.

Телеология [47]

Телеология обусловлена в Каббале согласно антропоцентрической концепции: миры созданы для стремящихся к Творцу, и они являются целью, и Творец царит в душах праведников.

А также цель приводится в пророчестве: «Наполнится земля знанием Творца» [ 48 ] – и нет цели более отчетливой.

Рамбам [ 49 ] же склоняется к дистелеологии и говорит, что у Творца есть и иные цели в творении, кроме человеческого рода, поскольку ему трудно понять, как Творец мог создать столь большое творение со множеством звезд, среди которых наша планета ничтожна в своей действительности подобно горчичному зернышку. И всё это лишь с целью совершенства человека?

Цель обязательна для всякого, кто обладает рассудком. А действующий бесцельно неразумен. По действиям Творца мы узнали, что Он создал мир с неживым, растительным, животным и человеческим уровнем. Человеческий уровень главенствует в создании, поскольку ощущает ближнего и воздействует на него. А кроме того, есть уровень пророка, который ощущает Творца и познаёт Его, что понимается как наслаждение для Него и Его цель во всем этом обширном творении.

Проблема Гегеля: в природе обязательно имеются бесцельные творения, представленные различными множествами на нашей планете, а также беспредельным множеством планет, которым человек не находит никакого применения. Ответ согласуется с законом: «неизвестное не опровергает известного». «Человек руководствуется лишь тем, что видят его глаза» [ 50 ]. Возможно, неживой, растительный, животный и говорящий уровни существуют на всех планетах, и на каждой из них говорящий уровень является целью. Есть и другие подобные гипотезы из разряда неизвестного. Однако как это может опровергнуть то, что известно и познано через пророчество?

Просто для Творца составляет удовольствие создать объект, который будет способен на общение с Ним, на обмен мнениями и т.п. Здесь присутствует удовольствие от иного, отличного вида. И мы полностью полагаемся на пророчество.

Причинность и выбор

Причинность и выбор представляют собой «путь страданий, которые взыскиваются без ведома» [ 51 ], посредством диалектических законов. Во всяком бытии кроется небытие, и бытие осуществляется, пока кроющееся в нем небытие еще не раскрылось. А когда обнаруживается и развивается антитезис, он уничтожает тезис и образует вместо него бытие более совершенное, чем раньше, поскольку включает в себя исправление антитезиса предыдущего бытия (ибо всякое небытие предшествует бытию). А потому последующее бытие называется «синтезом». Иными словами, оно состоит и рождается из них обоих – из бытия и небытия, предшествовавших этому новому бытию. По данной схеме движется истинность, всегда восполняясь «путем страданий», являющихся бытием и небытием, тезисом и антитезисом. Они всегда порождают синтез более истинный, пока не раскрывается совершенный синтез. Однако что такое совершенство?

В историческом материализме вышеописанный путь страданий проявляется лишь на экономических объектах. При этом любой тезис означает справедливый для своего времени режим, всякий антитезис – несправедливое распределение в экономике, а всякий синтез – это режим, улаживающий раскрывшийся антитезис, и не более того. А посему, и в нем кроется небытие. В процессе развития небытие уничтожает также и данный синтез, возвращаясь, не приведи Бог, до тех пор, пока не выявится справедливое распределение.

«Путь Торы»

«Путь Торы» [ 52 ] – это вручение судьбы в руки угнетенных, что приближает финал в мере того, насколько угнетенные будут управлять процессом. И это называется «выбором», ибо с этих пор выбор находится в руках участников процесса.

«Путь страданий» представляет собой объективное действие, а «путь Торы» – субъективное. И судьба находится в руках у участников процесса.

Принцип: отдача ближнему. Управление: обязательный режим – минимальная жизнь и действия по выполнению заповедей ради уровня жизни для общества.

Задача и цель: слияние с Творцом. Это, по моему мнению, последний синтез, в котором больше не кроется небытие.

[Переход на новую страницу]

Добрые дела и заповеди

Локк [ 53 ] сказал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы сперва через ощущения. А также Спиноза [ 54 ] сказал: я хочу какую-либо вещь не потому, что она хороша – она хороша потому, что я хочу ее. К этому следует добавить, что в ощущениях нет ничего, что не прошло бы сперва через действия. Таким образом, действия порождают ощущения, а ощущения порождают понимание.

К примеру, в ощущениях невозможно насладиться обилием отдачи до совершения отдачи на деле. А также невозможно понять и уразуметь большую важность отдачи, пока не попробуешь ее в ощущениях.

По тому же принципу, невозможно вкусить наслаждение от слияния, пока не преумножишь добрых дел, способных привести к этому, полностью соблюдая условие, которое требует доставлять удовольствие Творцу. Иными словами, нужно наслаждаться удовольствием, доставленным Творцу путем выполнения заповеди. А испытав доброе наслаждение в действиях, можно понять Его в мере этого наслаждения. Если же… ради вечного неизменного наслаждения от доставления удовольствия Творцу, тогда удостоится узнать…

Как сказано выше, у Каббалистической методики есть две задачи. Первая – это состояние «ло-лишма», означающее одну лишь выгодность. Оно призвано прочно утвердить нравственность в целях собственной выгоды человека. Выходит, что, осуществив эту задачу, он уже испытывает удовлетворение.

А также есть у Каббалы вторая задача – душевная потребность в слиянии с Творцом. И это называется «лишма». Посредством действий человек может удостоиться этого, и тогда «из ло-лишма приходит к лишма».

Жизненная задача

Существует три подхода в книгах и исследованиях:

– или идеомания, ради того чтобы удостоиться слияния с Творцом;

– или достижение развития и прогресса, что называется: утилитаризм, «выгодность»;

– или плотское и чувственное наслаждение, что называется: гедонизм или киренизм.

Дай Бог, чтобы концепция гедонизма была истинной, однако беда в том, что страдания превышают ту малость чувственных удовольствий, которыми человек может насладиться. А кроме того, есть еще изъян неотвратимости смертного часа.

Что же касается концепции утилитаризма, желающего принести в мир прогресс и развитие, то здесь возникает большой вопрос: кто удостоится того совершенного прогресса… за который я плачу столь высокую цену страданиями и мучениями?

Таким образом, только гедонизм представляется устремленным на счастье человека, который, благодаря усовершенствованию всех душевных сил, удостаивается уважения при жизни и доброго имени после смерти.

Кант же насмехался над этой концепцией, основывающей нравственные ценности на эгоистической задаче, и предписывает действовать не ради награды.

Современная наука более предпочитает утилитаризм – но лишь для общей пользы, т.е. на отдачу, что тоже напоминает намерение не ради награды. Кто же этого захочет? К тому же остается вышеупомянутый вопрос: что даст поколениям весь этот прогресс, ради которого я должен работать в таких страданиях, дабы передать его другим? Так или иначе, могу ли я оправдать это знанием о том, каковы желанные плоды развития, и кто именно насладится ими?

Какой глупец заплатит столь высокую цену, не зная, что он дает другим?

Вся беда в том, что наслаждение кратковременно, а страдания долговременны.

Цель, требуемая от жизни

Из всего вышесказанного ты найдешь, что жизненная задача состоит в том, чтобы удостоиться слияния с Творцом, тщательно соблюдая условие действовать лишь Ему на пользу. Или же удостоить многих, дабы пришли к слиянию с Ним.

ДВА вида порабощения в мире [55]

Два вида порабощения есть в мире: или порабощение Творцом, или порабощение Его творениями. Один из них обязателен, ибо даже царь и президент неизбежно работают на творения. Однако вкус абсолютной свободы испытывает только тот, кто порабощен одним лишь Творцом, а не каким-либо творением в мире.

Порабощение необходимо, ибо получающий нечестив, и это животная сторона. А если отдавать – разве неясно, Кому?

[ 26 ] В оригинале: פוסטמאטים. Вероятно, имеются в виду именно «постулаты». Возможно, здесь Бааль Сулам подразумевает слова Канта из его труда «Критика практического разума», книга вторая, глава 2, раздел VI «О постулатах чистого практического разума вообще». В этом разделе Кант утверждает, что постулаты, направляющие на высшее благо, – это свобода человека, его бессмертие и бытие Божье.

[ 27 ] Слово приводится курсивом как оно есть, поскольку в рукописи фигурирует неразборчиво.

[ 28 ] В оригинале: רעגבליאטיבי. Возможно, имеется в виду слово regulative - направляющий.

[ 29 ] Здесь и далее, пометка «переход на новую страницу» означает, что в рукописи начинается новая страница или новый фрагмент.

[ 30 ] Йешаяу, 6:3.

[ 31 ] В оригинале: הסקולען. Возможно, речь идет именно о школах.

[ 32 ] Иов, 11:12.

[ 33 ] Чарльз Дарвин (1809-1882), английский ученый, основоположник теории эволюции.

[ 34 ] Трактат Ба́ва Ба́тра, 58:1

[ 35 ] Состояние рукописи не позволяет достоверно распознать это слово. Возможно, автор имел в виду «количественное большинство».

[ 36 ] См. Бава Батра, 3:2.

[ 37 ] См. примечание 35.

[ 38 ] Нигилизм: философская концепция, отрицающая все традиционные ценности и институты. От латинского nihil - «ничто».

[ 39 ] В оригинале: מאניזם. Возможно, имеется в виду именно материалистический детерминизм.

[ 40 ] АК и АБЕА: миры Ада́м Кадмо́н, Ацилу́т, Брия́, Ецира́ и Асия́.

[ 41 ] Уильям Джеймс (1842-1910), американский философ. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он пишет: «Полезность религии для того человека, который ее исповедует, и полезность этого человека для всего остального мира – наилучшие доказательства того, что в ней кроется истина» Уильям Джеймс, Многообразие религиозного опыта. Исследование человеческой природы», Иерусалим, 1949, стр. 300. А также: «Мы признаем лишь тех богов, в которых нуждаемся и которые подходят для наших нужд... Всякое теологическое верование, способное пробудить в нас преданность этому идеалу, является для нас верным средством в силу самой этой способности. В противном случае оно потеряет для нас всякую цену» (там же, стр. 216).

[ 42 ] Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ.

[ 43 ] Трактат Псахим, 50:2.

[ 44 ] Исторический материализм: концепция, опубликованная в «Коммунистическом манифесте» Маркса. В ней описывается неотвратимая вражда между экономическими силами, развивающими системы производства, и силами общественными – классовым делением и собственностью.

[ 45 ] Диалектика: философская теория, представляющая развитие мира в свете противоречий. Всякая идея (тезис) порождает свою противоположность (антитезис), вслед за чем возникает единство противоположностей (синтез). Единство это иногда достигается путем революционной борьбы, либо через взаимозависимость идей или противоположных сил.

[ 46 ] Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), немецкий философ.

[ 47 ] Телеология: учение о целесообразности. Происходит от греческого telos - конец, результат, цель.

[ 48 ] Йешаяу, 11:9.

[ 49 ] Рамбам: рабби Моше бен Маймон (1138-1204).

[ 50 ] Бава Батра, 131:1.

[ 51 ] В буклете «Мир», который Бааль Сулам опубликовал в 1933-м году, он пишет:

«Благодаря всему вышесказанному, мы сможем понять загадочное изречение из трактата "Аво́т" (глава 3, 16): "Он (рабби Акива) говорил: всё дано под залог и сеть раскинута над всеми живыми, лавка открыта и торговец дает в долг, книга раскрыта и рука записывает, и каждый желающий взять взаймы, пусть придет и возьмет, а сборщики налогов обходят непрестанно, ежедневно, и взимают с человека с его ведома и без его ведома, и есть им на что опереться, а суд есть суд истинный, и всё готово к трапезе"…

Особые силы, возникающие благодаря работе на Творца, распознаются в качестве преданных сборщиков налогов, непрестанно и ежедневно взимающих долг до полного погашения. Точно так же и незыблемые силы, отпечатанные в законе развития, распознаются в качестве преданных сборщиков налогов, непрестанно и ежедневно взимающих долг до полного погашения. Об этом он и говорит: "Сборщики налогов обходят непрестанно, ежедневно, и взимают с человека". Однако меж ними лежит различие и большое расстояние, что выражено словами "с его ведома" и "без его ведома". Люди первого типа, чьи долги за развитие взимаются сборщиками налогов, возвращают свои задолженности "без ведома". Бурные волны, поднятые ураганом закона развития, настигают их, толкают сзади, и заставляют творения шагать вперед. Таким образом, долг взимается поневоле, в процессе больших страданий от проявления сил зла, напирающих на них сзади. А люди второго типа возвращают свой долг – коим является достижение Цели – "с ведома", по собственному желанию, вновь и вновь выполняя особые работы, ускоряющие развитие чувства осознания зла… Отсюда ты видишь огромное расстояние между теми, кто платит со своего ведома, и теми, кто платит без ведома, – подобно преимуществу света неги и наслаждения над тьмою страданий и тяжелых мук».

[ 52 ] В статье «Свобода воли» Бааль Сулам пишет:

«Есть два пути, которыми Управление окружило и охватило нас, дабы привести к конечной цели:

1. Путь страданий, на котором мы развиваемся без ведома.

2. Путь Торыи мудрости, на котором мы развиваемся с ведома, без всякого принуждения и страдания».

[ 53 ] Джон Локк (1632-1704), английский философ.

[ 54 ] Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), голландский философ еврейского происхождения.

[ 55 ] В оригинале буква ב, означающая число 2, крупнее остальных.

 

Часть 3

Фрагмент 1

Прагматический коммунизм

Принятие законов альтруизма, основывающихся на любви к ближнему, в буквальном смысле.

Справедливое распределение прибылей, чтобы каждый работал по способностям – и получал по потребностям.

Имущество существует, только хозяину нельзя получать от прибылей более чем по потребностям.

Один тип собственников будет под общественным надзором. Второй тип – под честное слово или учетные книги.

Безработные будут получать по своим потребностям наравне с трудоустроенными.

Живущие по принципам коммуны будут получать те же суммы, что и работающие домовладельцы, а из прибыли, полученной за счет совместной жизни, сделают общественное имущество, находящееся в частной собственности данного киббуца.

Усилия по построению коммунной жизни также и для городских работников.

Преимущества

Работники, а тем более те, кто боится увольнения с работы, разумеется, примут на себя эти альтруистические законы – чтобы добиться уверенности в жизни.

Собственники идеального типа также примут эти законы.

Посредством наставлений на основе альтруистических принципов следует сформировать общественное мнение, согласно которому тот, кто получает сверх собственных потребностей, похож на душегубца, и из-за него принужден будет мир к продолжению убийств, гитлеровских порядков и ужасных войн. Благодаря этому многочисленные души будут привлечены к коммунизму.

Под нажимом контрактов и забастовок можно внести горечь в жизнь собственников, которые примут на себя эти альтруистические законы, так как они затрагивают не их имущество, а только прибыли.

Поскольку этот альтруистический закон будет международным, благодаря деньгам и духовному влиянию можно завоевать сердца арабских шейхов, которые примут это мировоззрение совместно с нами единым блоком и станут привлекать души из среды арабских работников и собственников.

Отсюда произрастет благо для сионизма, ибо, поскольку они примут закон, обязывающий к любви и отдаче всему человечеству в равной мере, постольку не позарятся на разграбление земли Израиля, так как поймут, что земля эта назначена Творцу.

Уровень жизни арабов будет одинаков с уровнем жизни евреев, и это станет большим подспорьем для установления дружбы меж ними.

Фрагмент 2 [56]







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.