|
Зарождение и основные этапы развития экономической теорииЗарождение экономической науки. Экономическая теория претерпела длительный исторический путь становления и развития. На протяжении тысячелетий человечество накапливало знания об экономике, о законах развития общественного производства. Самые древнейшие из письменных источников содержат мысли и наставления по ведению хозяйства, целесообразности использования того или иного вида труда, а древние греки даже систематизировали их и составили свод советов по управлению домашним рабовладельческим хозяйством. В эпоху Средневековья этот свод дополнялся рекомендациями о том, как принудить крепостных крестьян увеличивать доходы феодалов и церкви. Но лишь с началом периода становления и упрочения капитализма экономическая теория оформилась в самостоятельную науку. Название "политическая экономия", как первоначально она называлась, происходит от греческих слов politikos — государственный, общественный и oikonomla — управление домашним хозяйством (от слов oikos — дом, домашнее хозяйство и nomos — закон). С момента своего зарождения экономическая теория стояла на страже интересов господствующего класса, обосновывала экономическую политику, выражавшую его интересы. Первую попытку систематизировать экономические знания о рождающемся капиталистическом производстве предприняли меркантилисты. Их деятельность совпала с периодом первоначального накопления капитала и выражала интересы торгового предпринимательства. Меркантилисты считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах. Деньгами же выступало золото и серебро. Исходя из этого, меркантилисты ставили цель любыми средствами осуществить накопление денег в стране. Не случайно вся эпоха великих географических открытий сопровождалась поиском золотых и серебряных месторождений, скупкой изделий из этих металлов и доставкой их на родину. Большое значение меркантилисты придавали внешнеторговому балансу. В этой связи поощрялось развитие ремесленного производства и мануфактур. Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, так как способствовал развитию производительных сил, упрочивал капиталистическое производство. Однако, занимаясь анализом процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть внутренних закономерностей экономического развития, сместившего акцент из сферы обращения в сферу производства. На смену меркантилистам пришли физиократы во главе с Ф.Кенэ. Заслугой физиократов было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства. Они были сторонниками неограниченного господства частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Физиократы первыми предприняли попытку анализа воспроизводственного процесса, активно отстаивали интересы предпринимателей, которые в тот период были носителями прогрессивных экономических и общественных отношений. Они поставили проблему трудовой стоимости и производительного труда. Вместе с тем их научные позиции были ограничены. Единственным источником богатства они считали природу, поэтому доход сводился к дару природы. Только в сельском хозяйстве, по их мнению, создавался чистый продукт, поэтому труд сельскохозяйственных работников они считали производительным. Промышленность же определялась как "бесплодная" сфера, не создающая "чистого продукта". Всех занятых в промышленности физиократы считали бесплодным классом. Учение физиократов было развито представителями классической буржуазной экономической науки в лице таких ее выдающихся представителей, как А.Смит и Д.Рикардо. Их заслугой было то, что принцип источника богатства был перенесен из сферы сельского хозяйства на все материальное производство. Они положили начало теории трудовой стоимости, сделали первые попытки рассмотрения отдельных форм прибавочного продукта и изучения воспроизводства, в систему научного анализа ввели метод научной абстракции, хотя он и выглядел у них неисторичным и метафизичным. Теория трудовой стоимости классической буржуазной политической экономии была воспринята в последующем марксизмом. В учении марксизма нашло дальнейшее развитие положение о неизбежности экономических кризисов, о противоречиях капиталистической системы хозяйства и другие положения. Вместе с тем следует отметить ограниченность классической буржуазной экономической науки. В первую очередь это касается попыток рассмотрения экономических категорий как вечных и естественных истин. Они не раскрыли содержания теории трудовой стоимости, не смогли объяснить процесс присвоения прибыли, неверно трактовали издержки производства. Вскрыв многие противоречия тогдашней экономики, они не смогли увидеть пути их разрешения. Это привело к тому, что их последователи стремились повернуть колесо истории вспять, проповедуя возврат к мелкому производству (С.Сисмонди). Вульгарные элементы классической буржуазной теории гипертрофировались в вульгарную экономическую теорию, которая занималась простым описанием внешней видимости экономических процессов, их приукрашиванием. Вульгарная экономическая наука в значительной мере развивалась в противовес утопическому социализму, а затем марксизму. Утопический социализм — это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах. Название "утопический социализм" связано с названием сочинения английского мыслителя Т.Мора "Утопия" (1516). В идеях утопического социализма содержались первые элементы критики капиталистического общества, высказывались мысли о создании гуманного общественного устройства, основанного на общественной собственности и всеобщей организации хозяйства, на равном праве на свободу и пользование жизненными благами. Главными представителями утопического социализма были А.-К. Сен-Симон и Ш.Фурье во Франции и Р.Оуэн в Англии. Утопический социализм критиковал капитализм, обосновывал и даже пытался воплотить в жизнь новые формы справедливой общественной организации людей, но не смог решить проблему социального равенства, поскольку не вскрыл закономерностей развития тогдашнего общества. Идеи социалистов-утопистов были восприняты и развиты дальше марксизмом. Становление марксизма. Среди важнейших предпосылок возникновения марксизма следует отметить прежде всего крушение Средневековья и бурное развитие промышленности. Эта смена воспринималась как закономерный процесс, ибо явно обнаруживалось экономическое превосходство новых принципов хозяйствования. С развитием фабричного производства менялась экономическая и социальная структура общества, быстро разорялось мелкотоварное производство. Таким образом, само развитие экономики становилось предпосылкой возникновения марксизма. Предысторией марксизма послужил также тот факт, что к моменту его зарождения выявилось огромное значение политических факторов социального переворота. В этом плане особое место занимает Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. Она оказалась самой радикальной среди других антифеодальных революций, народной по методам борьбы и великой, показала, какой творческой силой истории является народ. Стало ясно, что анархистскими методами нельзя сокрушить феодализм, что только организованные массы могут совершать радикальные перевороты. Натиск этих масс марксизм направил против буржуазии. Марксизм опирался также на предпосылки идеологического характера. В период своего становления он стал преемником всего того, что создало человечество в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма. Главное из этих приобретений — диалектика и материалистическое восприятие мира. Углубляя и развивая философский материализм, К.Маркс распространил его понимание природы на познание человеческого общества. Хаос и произвол, царившие во взглядах на историю и политику, сменились цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается другой, более прогрессивный. Признание того, что "экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка", предопределило основное внимание К.Маркса к изучению экономического строя. Он продолжил дело А.Смита и Д.Рикардо по разработке трудовой теории стоимости и показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, идущего на его производство. "Экономикс" и его современные направления. С появлением марксизма и его обстоятельной критикой капитализма буржуазная экономическая наука преобразовалась, появилось множество ее течений и направлений, но среди них можно выделить две тенденции — одна связана с откровенной апологетикой капитализма, другая — с поиском способов я средств стабилизации капитализма, устранения его пороков, сглаживания противоречий, с попытками регулирования механизма хозяйствования. Со вторым направлением связано появление особой ее разновидности — "Экономикса". Этот термин вошел в оборот после издания в 1890 г. книги А.Маршалла "Принципы экономике". В начале XX в. первоначально в англо-американской, а затем и в литературе других стран он вытеснил термин "политическая экономия". "Экономикс" является теоретической основой регулирования экономики, занимается изучением способов повышения активности капитала, поиском решения хозяйственных задач, путей преодоления экономических противоречий. Выделяются следующие основные направления этой науки: неоклассическое, неокейнсианское, неоклассического синтеза и институционально-социологическое. Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в. Его представители предприняли попытки определить закономерности оптимального режима хозяйствования экономических единиц в условиях свободной конкуренции, системы рыночного предпринимательства. Сторонники неоклассического направления начали применять в экономическом анализе математические методы для расчета эффективности дополнительных вложений средств в производство. Это направление было связано с микроэкономическими методами анализа экономики. Неокейнсианство в большей степени связано с макроэкономическими процессами, с методами государственного регулирования. Неокейнсианство сложилось в первой половине 50-х гг. XX в. и явилось средством воплощения в экономику идей кейнсианства, сформировавшегося во второй половине 30-х гг. XX в. после опубликования Дж. Кейнсом книги "Общая теория занятости, процента и денег" (1935). Кейнсианство явилось реакцией на катастрофический экономический кризис 1929-1933 гг. и отражало проблемы выхода из него. Оно занималось анализом количественных функциональных зависимостей воспроизводства, инвестиций и национального дохода, изучением совокупного количества денег, необходимых для нормального обращения товаров, определением уровня цен, индексов заработной платы, прибылей и процентов. Дж.Кейнс был провозглашен "спасителем капитализма", способным посредством мер государственного регулирования избавить систему хозяйства от существующих противоречий. Теория неоклассического синтеза, сформировавшаяся в конце XIX — начале XX в., представляет собой попытку объединить основные положения неоклассической теории и кейнсианской концепции макроэкономического равновесия и роста национального дохода. Как уже отмечалось, неоклассическая концепция общего экономического равновесия представляет собой модель экономики, действовавшей в условиях идеальной свободной конкуренции, абсолютной эластичности цен, соответствия спроса и предложения, ее ориентации на минимальные издержки производства, ограниченного государственного вмешательства в экономику и отсутствия резких динамичных сдвигов, связанных с научно-техническим прогрессом. Ее теоретический фундамент образуют теории предельной полезности, предельной производительности и факторов производства. На их основе представители неоклассического направления доказывали возможность общего экономического равновесия экономики при условии установления цен на уровне, когда они, с одной стороны, выражают полезность товаров, фиксируемую в предпочтении потребителей, а с другой — отражают минимальные издержки производства. Что же касается минимизации затрат, то она обеспечивается благодаря свободно меняющемуся соотношению цен на факторы производства (рабочую силу и капитал). Для неоклассического направления, таким образом, было характерно восхваление механизма свободной конкуренции и рыночной стихии. Однако в условиях монополистической конкуренции свободное рыночное предпринимательство было нарушено, возникла потребность в макроэкономическом регулировании экономики. В этих условиях и сформировалось такое направление в экономической науке, как неоклассический синтез, явившийся попыткой экономистов определить стратегию в регулировании экономики, увязать рыночный механизм с системой монополизированной экономики. Институционально-социологическое направление возникло и оформилось в конце XIX — первой половине XX в. В основу своей концепции представители данного направления закладывают положение о том, что хозяйство развивается под действием, с одной стороны, экономических (монополии, государство, доходы), а с другой — социальных, неэкономических (техника, обычаи, нормы поведения, инстинкты) движущих сил. Название "институционализм" происходит от латинского слова institutio — образ действий, обычай, наставление, указание. "Институциями" представители этого направления называют социальные явления, происходящие в современном цивилизованном мире. Появилась эта теория в эпоху господства монополий и возрастания экономической роли государства, когда обнаружилась несостоятельность концепций "совершенной конкуренции" и "рыночного равновесия". Инетитуционализм считает приемлемыми для регулирования экономики явления как чисто экономического характера, так и социальные, использование общественных организационных структур (профсоюзов, партий, других организаций), учет различного рода психологических, правовых, этических норм поведения людей. Это явилось принципиально новым приемом в экономической науке, так как возникла возможность выяснить, как различного рода социальные, правовые, этические процессы влияют на экономические отношения. "Экономикс" и кризис теории марксизма. На фоне стабилизации и рационализации производства "экономике" вскрывал упущения и просчеты марксизма, приведшие к кризисному состоянию общества. Одной из причин застоя в теории марксизма явилась, пожалуй, самоуспокоенность теоретиков и практиков социализма, которая настудила после титанической работы, проведенной К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И.Лениным по разработке экономических положений марксизма, отстаиванию его идей от нападок противников. Немалую роль в популяризации марксизма сыграла победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., успехи в послевоенном восстановлении народного хозяйства. Настала эпоха относительной умиротворенности, почивания на лаврах, самоуспокоенности, автаркии, провозглашавшей, что социализм сам по себе, автоматически, без участия людей способен решать проблемы экономического и социально-политического развития общества. Это положение усугублялось тем, что в силу ряда причин, преимущественно субъективного порядка, становление и развитие социализма осуществлялось в деформированном виде, в форме "государственного социализма", неизбежно порождавшего командно-административную систему с ее бюрократическим аппаратом, услужничеством, протекционизмом, далеко отстоявшего от того действительного социализма, который виделся классикам марксизма. Нельзя не сказать о такой предпосылке торможения экономической теории социализма, как субъективизм, волюнтаризм, администрирование в науке, практике хозяйствования, общественно-политической деятельности. Представители науки, особенно обществоведческой, были по рукам связаны различного рода декларациями, постановлениями и распоряжениями и не могли сказать веских слов в защиту экономической теории вообще и марксизма как ее направления в частности. Это и привело к кризису марксизма и крушению социализма. Корифеи экономической мысли. Подводя итог экскурса в историю экономической мысли, следует кратко охарактеризовать различные школы и направления, оказавшие наиболее сильное воздействие на развитие экономической науки и мировой прогресс человечества. Представляется наиболее убедительным, если такая оценка прозвучит из уст представителей зарубежной экономической мысли. Сошлемся на изданную в 1991 г. в Москве в переводе с английского языка работу крупных американских исследователей Р.Хайлбронера и Л.Тароу "Экономика для всех". Прогресс человеческой истории, отмечают они, дал миру три великих имени экономической мысли — А.Смита, К.Маркса и Дж.Кейнса. По мнению авторов, заслугой А.Смита было то, что он сумел разглядеть два важнейших атрибута, которые давал человеческой цивилизации капитализм: во-первых, существующий рынок и общество конкурирующих, ищущих прибыли людей может обеспечить нужное материальное снабжение людей, во-вторых, такое общество, стремясь к наращиванию капитала, способно к непрерывному увеличению продуктивности производства и росту богатства общества. К.Маркс, по их оценке, с одной стороны, политический революционный деятель, с другой — революционный интеллектуал, ученый-исследователь. Как политический революционер К.Маркс совместно с Ф.Энгельсом сумел создать "Международное товарищество рабочих", изрядно напугавшее многие консервативные правительства стран Запада, хотя в этой сфере К.Маркс был менее удачлив. Что касается К.Маркса как революционного интеллектуала, он был, по их мнению, самым удачливым возмутителем мыслей из всех когда-либо живших деятелей. "По силе влияния на общественное сознание и умы людей К.Маркс сравнивается только с великими религиозными лидерами — Христом, Магометом и Буддой. Ни один экономист не был так широко и так глубоко начитан, как К.Маркс. Маркс был гением, человеком, изменившим все аспекты мышления об обществе — исторические и социологические не менее, чем экономические — так же решительно, как Платон изменил склад философской мысли, а Фрейд — психологической. Сегодня немногие экономисты продираются сквозь толщу Марксовых работ, но в том или ином смысле влияние его затронуло почти всех нас, даже если мы не отдаем в этом отчета. Мы обязаны Марксу основной идеей — что капитализм есть развивающаяся система, вышедшая из специфического исторического прошлого и медленно и неровно движущаяся к плохо различимой иной форме общества. Идея эта принята многими учеными и социологами, которые одобряют или не одобряют социализм и которые в большинстве своем — ярые антимарксисты..." К. Маркса они считают глубоким и проницательным экономическим мыслителем, самым замечательным аналитиком развития капитализма из когда-либо существовавших. Если А.Смит был провозвестником капиталистического порядка, экономической гармонии и прогрессивности, то К.Маркс был диагностом его нестабильности, беспорядков. Он обосновал возможность кончины буржуазного общества. Конец капитализму должна положить классовая борьба. Капитализм имеет тенденцию к расширению, и это его одна из основных черт, но это расширение ненадежное, колеблющееся, далекое от гарантируемого безопасностью процесса. К.Маркс был интеллектуальным пророком капитализма как саморазрушающейся системы. Дж.КеЙнс, по мнению исследователей, был умнейшим промышленным дельцом и финансистом, биржевиком по натуре. Он имел свой подход к концепции развития капитализма, был инженером "отремонтированного капитализма". Революционность теории Кейнса состояла в утверждении того, что если нет ничего, способного автоматически стимулировать наращивание капитала, экономика будет оставаться в депрессии, пока не найдется какая-нибудь замена импульсу затрат делового капитала. И существует только один возможный источник стимулирования — государство. Если объем совокупного спроса недостаточен, государство должно воздействовать на экономику посредством регулирования кредитно-денежной и бюджетной политики. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|