Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Подведение итогов урока. Беседа.





Любовью»

С.А. Есенин

I. Работа над темой урока.

Творческим группам учащихся подготовить сообщения на следующие темы:

· Роль русского народного творчества на развитие ранней лирики С. Есенина.

· Тема любви к родине, природе родного края.

· Тема сострадания и милосердия ко всему живому.

Отдельным учащимся:

· Нарисовать иллюстрации к стихотворениям Есенина;

· Подобрать стихотворения к данной теме и выучить наизусть.

На уроке прозвучат стихи:

«Край любимый! Сердцу снятся…»

«Сторона моя, сторонка»

«Гой ты, Русь, моя родная»

«О красном вечере задумалась дорога»

«Край ты мой заброшенный…»

«Зелёная причёска…»

«Закружилась листва золотая…»

«Клён ты мой опавший, клён заледенелый»

Песни:

«Отговорила роща золотая»

«Не жалею, не зову, не плачу»

«Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело…»

«Ты жива ещё, моя старушка…»

Ход урока:

Звучит вальс Чайковского.

Слово учителя о художественном своеобразии лирики Есенина.

Сергей Есенин. Уже в самом имени слышится что-то грустное и нежное, светлое и тёплое, как дуновение весеннего ветерка, как журчание первого ручейка, как прикосновение нежного весеннего лучика. Такова поэзия Есенина: добрая и светлая, грустная и нежная. Кто открыл книгу стихов поэта впервые, тот не сможет равнодушно закрыть её. Сила есенинского слова потрясает своей красотой, задушевностью, певучестью. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни.

«Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали страной его детства. Мир народнопоэтических образов окружал его с первых дней жизни.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Сутемень колдовская счастье мне пророчит.

Чтение учеником стихотворения «За горами, за жёлтыми долами»:

За горами, за жёлтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озёр водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зелёная ширь –

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идёшь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Сообщение творческой группы.

Устная народная поэзия наряду с непосредственными впечатлениями об окружающем мире (о природе и деревенском быте) становится основным источником раннего творчества Сергея Есенина, помогая ему обрести своё поэтическое «Я». Молодой поэт, по воспоминаниям современников, больше всего любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему… Он знал песню, как теперь редко кто её знает, и любил её – грустную, задорную, старинную и современную.

Есенин рос в деревне, с ранних лет ему запали в душу народные сказания, поговорки, загадки, частушки. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина. По словам самого поэта, он начал писать стихи, «подражая частушкам». Уже в зрелом возрасте Есенин говорил о фольклоре как о «точке опоры», от которой оттолкнулось и на которую опиралось его «песенное слово».

Есенин вёл свою поэтическую родословную от безымянных народных сказителей, гусляров, гармонистов и считал себя «младшим братом» Кольцова, создателем русских песен.

Звучат песни на стихи Есенина «Вечер чёрные брови насупил», «Есть одна хорошая песня у соловушки», «Выткался на озере алый свет зари».

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется – на душе светло.

Зная, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Комментарий учителя.

Изучая фольклор, Есенин уловил не только многие формальные признаки народной поэзии, но и её душевный настрой и такие особенности, как одушевление природы:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

В этом фрагменте стихотворения «О красном вечере задумалась дорога», написанного ещё молодым поэтом, ясно видно, какими путями идёт освоение фольклорных приёмов. Одушевление природных явлений рождает у поэта новый образ, гораздо более сложный и в отличие от народной поэзии более субъективный.

Часто использовал Есенин приём психологического параллелизма, тоже характерного для народной поэзии. Но и здесь поэт стремится найти параллели, которые наиболее точно выражали бы его внутренний мир, его настроение.

Ученик читает стихотворение:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа,

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Пусть порой мне шепчет синий ветер,

Что была ты песня и мечта.

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Сообщение второй группы.

На духовную жизнь будущего поэта большое влияние оказывала родная природа. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его «любить на этом свете всё, что душу облекает в плоть».

Школьный товарищ поэта рассказывал: «Очень уж любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Когда мы, бывало идём с лугов к дому, Есенин нарвёт целую охапку цветов, сам едва тащит её да и нас нагрузит». Стихи звучат как признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней: «Тебе одной плету венок».

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся далёкая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

Чтение учеником стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля,

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий спас,

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мягкой стёжке

На приволь зелёных лен,

Мне навстречу, как, серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

я скажу: «Не надо рая,

дайте родину мою».

Часто в картинах природы, нарисованных Есениным, много печали, навеянной горькой судьбой русской деревни.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Но чем безрассуднее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала его беспредельная привязанность к родине.

О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

Человек и природа слиты у Есенина «ковригой хлебною под сводом надломлена твоя луна». В природе поэт видит источник вдохновения: «Стихов моих грусть я кормил резедой и мятой».

Звучит песня «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело…»:

Сыпь, тальянка, звонко, сыпь тальянка, смело!

Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?

Не шуми осина, не пыли дорога,

Пусть несётся песня к милой до порога.

Пусть она услышит, пусть она поплачет.

Ей чужая юность ничего не значит.

Ну, а если значит – проживёт не мучась.

Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?

Лейся, песня, пуще, лейся, песня, звяньше,

Всё равно не будет то, что было раньше.

За былую силу, грубость и осанку

Только и осталась песня под тальянку.

Комментарий учителя.

Метафорический преображённый мир природы у Есенина наполнен цветом, звуком, движением. Травы, деревья, земля и небо зачастую одушевлены, наделены свойствами живого создания: «нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих кров», «изба-старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины», «золотою лягушкою луна распласталась на синей воде», «по пруду лебедем красным плавает тихий закат». Но всегда сквозь необычайность метафор явственно ощущались реальные приметы быта и труда русского крестьянина:

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Крестьянский поэтический взгляд на мир определил особенность образного строя в творчестве Сергея Есенина, в его поэзии. А. Толстой слышал «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы».

На фоне песни С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Творческая пауза. Работа над стихотворениями по группам.

1 группа ведёт исследовательскую работу, находя в стихах Есенина известные русские пословицы и разгадки.

2 группа работает над стихотворением «Отговорила роща золотая» и проводит анализ стихотворения по плану и составляет таблицу.

Картинный план Палитра красок Партитура красок С каким музыкальным произведением ассоциируется
роща золотая тревожная грусть П.И. Чайковский «Щелкунчик»
Равнина душа Сиреневая цветь Одиночество печаль, холодность, отчуждение  
Рябина трава Красная желтизна    

а) определите, какими чувствами наполнены строки стихотворения;

б) какую цветовую гамму выбирал поэт, чтобы выразить эти чувства?

в) какие строки, по-вашему, несут смысловую окраску?

3 и 4 группы делают сравнительный анализ стихотворений С. Есенина «отговорила роща золотая» и А. Пушкина «Осень».

Примерные ответы учащихся.

1 группа: известная загадка «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка» отозвалась в строках «ковригой хлебною над сводом надломлена твоя луна». «В саду горит огонь рябины красной, но никого не может он согреть», - читаем мы у Есенина и вспоминает народную поговорку: «Светит, да не греет». Загадка «Крыльями машет, а улететь не может», тоже вошли в стихи Есенина: «Так мельница, крылом махая, с земли не может улететь». Строки, «коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо», «кто любил, уж тот любить не может, кто сгорал, того не подожжёшь» близки к народным пословицам и поговоркам.

3 и 4 группа. Пушкин и Есенин – певцы русской природы. Их объединяет тема осени, в стихотворениях «Осень» и «Отговорила роща золотая» много общего: незабываемый эмоциональный настрой, красочность языка, простота стиля, оба стихотворения проникнуты чувством грусти, скоротечности жизни. С. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы, однако, его пейзажная лирика отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Стихотворение Есенина напоминает народную песню, образы журавлей и рябины подчёркивают непостоянство, скоротечность жизни, поэт вспоминает юность и не жалеет об утраченном.

Звучит песня на слова Есенина «Клён ты мой опавший».

Игра-эстафета (продолжить есенинскую строку):

***

…белая берёза…

…на пушистых ветках…

***

…нивы сжаты, рощи голы…

…колесом за сини горы…

***

…зелёная причёска…

…о, тонкая берёзка…

***

…закружилась листва золотая…

…отговорила роща золотая…

 

Чтение стихотворения наизусть по выбору учащихся, оговорив заранее, какие:

«Не жалею, не зову, не плачу»; «Закружилась листва золотая»; «Русь, малиновое поле» и др.

Игра «Мозаика». Составить цветовую гамму, которая используется в поэтике С. Есенина (белая, зелёная, сиреневая, золотая, синяя, голубая, розовая, красная).

Сообщение 3 группы.

Животный мир у Есенина – тоже часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его звери – это «братья наши меньшие», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. С глубоким сочувствием автор пишет о корове, у которой выпали зубы, свиток годов на рогах, пишет поэт с болью, потому, что у неё отняли «белого телка». В эпизоде, мимо которого другой бы прошёл спокойно, Есенин видит драму сердца: «не дали матери сына». В стихах о животных особенно ощущаешь человечность поэзии Есенина. Замечательна «Песнь о собаке».

Чтение стихотворения «Песнь о собаке».

Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами. «До вечера она их ласкала, причёсывала языком, и струился снежок подталый под тёплым её животом». Радость преображает ржаной закут, рогожи под радостным взором «златятся». Автор изображает отчаяние живого, как бы со стороны:

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок…

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

Отчаяние передаётся ярким образом: «месяц над хатой» кажется ей одним из её щенков. Одиночество усугубляется равнодушием. Да и некого винить: хозяин – «хмурый», видимо, не от хорошей жизни.

М. Горький так рассказывал о чтении Есениным этого стихотворения: «Я сказал, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так смело и с такой искренней любовью пишет о животных.

- Да, я очень люблю всякое зверьё, - молвил Есенин задумчиво и тихо… начал читать «Песнь о собаке» и когда произнёс строки:

«Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег»,

на его глазах сверкнули слёзы. После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не только человек «сколько орган, созданный природой, исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире» и милосердия, которое – более всего иного- заслужено человеком».

Поэт говорит о животных с нежностью, сочувствием. Более того, Есенин обвинял людей в бездушии и жестокости по отношению к «зверью», которое он сам «никогда не бил по голове».

Слово учителя.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта, наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщённый образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, терпение – всё передал Есенин в образе матери.

«О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Это стихотворение было воспринято народом как песня («Ты жива ещё, моя старушка»).

Популярности стихотворений-песен Есенина способствует их плавное ритмическое течение, простой язык, отсутствие словесной и образной затруднённости. Есенина в русской песне пленяло тоже, что и Горького, который писал: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой – не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и красивыми словами».

Исполняется песня «Ты жива ещё, моя старушка».

Учитель: Вы, наверное, обратили внимание на художественное оформление класса. С какими стихотворениями ассоциируются эти рисунки-символы? Назовите эти стихотворения. («Отговорила роща золотая», «Берёза», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый» и др.).

Модель урока

ИР

М → НМ → Г → Р → К → О → ДЗ

ОД

 

М -мотивация

 

НМ – новый материал

 

ИР – индивидуальная работа

 

ОД – задания одарённым детям

 

Г – работа в группах

 

Р – рефлексия

 

К – контроль

 

О – оценивание

 

ДЗ – домашнее задание

 

 

Тема: «Серебряный век» русской поэзии.

Вид урока: урок-презентация с элементами интерактивного обучения.

Цель урока:

1. познакомить учащихся с одним из наиболее ярких периодов в истории русского искусства и литературы – с «серебряным веком», с основными его направлениями;

2. Развивать навыки и умения самостоятельной исследовательской работы, развивать аналитические способности, умение выделять главное, строить связное высказывание, логическое мышление, совершенствовать навыки выразительного чтения, культуры речи; вырабатывать основные навыки общения внутри группы и за её пределами;

3. воспитывать толерантное отношение к любому проявлению творчества; воспитывать эстетический вкус и эмоциональную культуру учащихся, любовь к литературе и мировой художественной культуре.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: портреты поэтов «серебряного века»; репродукции картин М. Волошина, В. Хлебникова, С. Городецкого, А. Белого; выставка книг, магнитофон с аудиозаписью романсов на стихи поэтов «серебряного века», «Сентиментального вальса» П.И. Чайковского, произведений Шумана, Шопена; репродукции картин М. Врубеля, макет «дерева».

Над буйным хаосом

Стихийных сил

Сияла людям мысль,

Как свет в эфире.

Исканием тайн дух

Человека жил.

Мощь разума

Распространилась в мире.

В. Брюсов.

Ход урока:

 

I. Мотивация. Чтение эпиграфа.

Учитель: «серебряный век» - звучит поэтично и чарующе. Хотите ли вы проникнуть в тайны и загадки этого необыкновенного времени? Хотите узнать, в каких измерениях существовала биографическое, философское, поэтическое «Я» человека той эпохи? Давайте мысленно перенесёмся на столетие назад, к истокам «серебряного века», который начинается на десятилетие раньше календарного ХХ века.

Итак, рубеж 80-90-х годов XIX столетия.

Дмитрий Мережковский читает лекции «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», которые в 1892 году будут опубликованы. Этот год мы считаем началом «серебряного века» русской поэзии. Новые течения определяли развитие культуры и искусства той эпохи. А мы, путешественники во времени, перенесли в XIX век новую форму знакомства – презентацию, с помощью которой попробуем лучше понять философские взгляды и эстетическую программу символистов, акмеистов и футуристов, познакомимся с историей появления стиля «модерн» и проявлением его в творчестве художника М. Врубеля.

Подготовка к презентации:

Распределение по заранее сформированным группам, выбор в каждой группе спикера, который рассказывает о результатах ваших исследований наиболее полно, а остальные учащиеся должны помочь ему, ведь от его умения представить групповую работу зависит оценка результата деятельности всего мини-коллектива.

На обсуждение проблемы 10 мин. Презентация не должна длиться более 5 мин (Выбирайте самое главное из того материала, который имеете).

 

Модель урока

 

ОД

М→ НМ → Р → О → К → ДЗ

Г

 

 

Урок-встреча «Я навеки любовью ранен»

Тема: Любовная лирика Владимира Маяковского.

Цель урока: дать представление о позиции поэта в теме любви; показать, раскрыв тему, умение поэта передавать словами самые сокровенные чувства; научить учеников умению видеть в лирике отражение личности поэта; прививать любовь учащихся к поэзии через эмоционально-чувственное восприятие лирики.

Вид урока: групповая ролевая игра.

Тип урока: комбинированный с элементами интерактивного обучения.

Оборудование: портрет В.Маяковского, фотографический, документальный материал из жизни поэта, тексты произведений Маяковского, свечи.

Одинок и часто недоволен,

А. Ахматова.

Ход урока:

I. Творческая группа готовит сообщение о любимых женщинах поэта; ответы на заранее поставленные вопросы по выбору, готовят тексты произведений, учат отдельные стихотворения наизусть.

 

III. Начало урока.

1. Вступительное слово предоставляется учителю.

- Маяковский – поэт-трибун, поэт-агитатор, но вам неизвестно, что Владимир Владимирович писал и стихотворения, в которых отразились его интимные чувства. Мне хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы услышали то слово, - «из сердца сделанного, а не из ваты», - которое успел сказать нам великий певец.

- В нашем салоне много гостей, давайте подслушаем мужской разговор.

2. Беседу ведут В. Маяковский и его оппонент (первым вступает в диалог молодой человек):

- Владимир Владимирович, как вы относитесь к теме любви?

 

- Я буду писать

и про то,

и про это,

но нынче

не время

любовных ляс.

Я всю свою

Звонкую силу поэта

тебе отдаю

атакующий класс…

Оппонент:

- Почему Вы так категоричны в своём убеждении? Быть может, потому что личность ушла в борьбу, подавила, отодвинула на задний план узко индивидуальное, - вернее, индивидуальность стала проявляться в исключительной гражданственности?

Маяковский:

- Нами лирика в штыки неоднократно атакована…

Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст…

Кому это интересно, что – «Ах, вот бедненький!

Как он любил и каким он был несчастным…»

 

Раздаётся голос из зала (один из подготовленных учащихся):

- Я не согласен с Вами, Владимир Владимирович, потому что мы знаем много стихотворений, в которых раскрывается это великое чувство – любовь.

Чтец 1:

- Любить –

Это значит: в глубь двора

Вбежать

И до ночи грачьей,

Блестя топором, рубить дрова.

Силой своей играючи.

Любить –

Это с простынь, бессонницей рваных

Срываться, ревнуя к Копернику,

Его, а не мужа Марьи Ивановны,

Считал своим соперником.

 

 

Чтец 2:

- А помните эти строки? Откуда они?

Флоты – и то стекаются в гавани,

Поезд – и то к вокзалу гонит.

Ну, а меня к тебе и подавней

Я же люблю! –

Тянет и клонит.

- Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выветрена,

проверена…

Подъемля торжественно стих строкоперстный,

Клянусь –

Люблю неизменно и верно!

Чтец 3:

- А эти строки, написанные Вами в поэме «Про это!»:

По личным мотивам об общем быте…

Любовь – это жизнь, это сердце всего.

Её не установишь

Никаким «должен», никаким «нельзя».

Я своё, земное, не дожил,

На земле своё не долюбил.

Учитель:

- В жизни Маяковского было много встреч, разлук, были люди, с которыми он чувствовал себя счастливым, и когда они уходили из его жизни (особенно женщины), страдал безутешно и тяжело.

- С Марией Александровной Денисовой Маяковский встретился в 1913 году.

Рассказывает Мария Денисова:

- Это произошло на Московском вернисаже в обществе художников «Мир искусства». Он представился мне как «некто в чёрном», а через 3 недели мы увиделись в Одессе.

Однажды в Одессе во время беседы в кругу друзей зашла речь о героях произведений Джека Лондона. Я сказала: «Там, где деньги, нет любви, нет подлинного чувства. Человек рождается не для денег».

Маяковский долго спорил о Д. Лондоне, о его героях, и этот спор припомнился ему во время создания поэмы «Облако в штанах».

 

 

(Читаем отрывок из стихотворения).

- Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

деньги, любовь, страсть», -

а я одно видел:

Вы – Джоконда,

Которую надо украсть!

- Он увидел во мне живую Джоконду, как воплощение современной красоты и женственности, но украсть свою Джоконду ему не удалось. Мы расстались.

Я надела кожанку, получила 3 ранения (огнестрельные, саблей и офицерским клинком), развелась с одним мужем и нашла того, кто мне был нужен, - красного командира.

Учитель:

- Горечь неразделённой любви со всей страстью могучего темперамента выплеснулась в строчках поэмы «Облако в штанах»:

Чтец 4.

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Скажите сёстрам, Люде и Оле, -

Ему уже некуда деться.

***

Мария! Открой! Больно!

Видишь – натыканы

В глаза из дамских шляп булавки!

***

Всемогущий, ты выдумал пару рук,

Сделал,

Что у каждого есть голова, -

Отчего ты не выдумал,

Чтоб было без мук

Целовать, целовать, целовать?!

Говорит В. Маяковский:

- Вообще мне с женщинами и везло, и не везло одновременно: я увлекался, влюблялся, однако полной взаимности чаще всего не встречал.

Оппонент:

- А Лилия Брик? Она оказалась одной из самых магических женщин прошлого века, хотя не была ни писательницей, ни художницей, ни актрисой. Лилия Брик обладала другим – даром «сводить с ума мужчин».

 

Из зала раздаётся женский голос.

Говорит Лилия Брик:

«Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Всё равно люблю. Аминь!»

Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня, это было нападение. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты.

Нас познакомила моя младшая сестра Эльза. Произошло это летом 1915 года. Любовь была с первого взгляда, непредсказуемая и романтическая. Меня он называл «Солнышко Самое Светлое».

Кроме любви твоей

Мне

Нету солнца,

А я и не знаю, где ты и с кем.-

Если б так поэма измучила,

Он

Любимую на деньги б и славу выменял,

А мне

Ни один не радостен звон…

(26 мая 1916 год, Петроград).

Учитель:

- А помните, Лилия Брик, как незадолго до смерти, случившейся в 1978 году, Вы признались поэту А. Вознесенскому, как вы издевались над Владимиром?

«Я любила заниматься любовью с Осей (мужем). Мы иногда запирали Володю на кухне, он рвался к нам, царапался в дверь и плакал».

- Вы же прекрасно сознавали, как мучается Маяковский, но «ничего, - говорили Вы, - он помучается и напишет хорошие стихи».

И Маяковский действительно мучался, страдал и писал стихи.

Читает Владимир Маяковский:

Если я чего

написал,

если

чего

сказал –

тому виной

глаза – небеса,

любимой

моей глаза.

Круглые

да карие

горячие до гари.

(отрывок из поэмы «Хорошо»).

Чтец 5:

Двенадцать

Квадратных аршин жилья,

Четверо в помещении –

Лиля, Ося, я

И собака Щеник.

***

Я много

В тёплых странах плутал,

Но только

В этой зиме

Понятной

Стала

Мне

Теплота

Любвей, дружб и семей.

Лишь лёжа

В такую вот гололедь,

Зубами вместе промескав –

Поймёшь:

Нельзя

На людей жалеть

Ни одеял,

Ни ласку.

Учитель:

- Маяковский не хочет делить любимую ни с кем и выбирает добровольное одиночество, а позже откроет свою истерзанную душу бумаге. Так появится поэма «Про это».

Чтец 6.

Звучит наизусть чтение поэмы «Про это».

Учитель:

- эту женщину, которой поэт посвящал так много стихов, позже назовёт своим «злым гением»: она упорно удерживала в своих руках официальную версию любимой женщины Маяковского. Имя Лилино воспето в главах поэмы «Флейта-позвоночник».

Чтец 7. (Читает отрывки из поэмы «Флейта-позвоночник»).

Учитель:

- Первая глава поэмы – это крик неразделённой любви, её боль и трагедия. Масштабы человеческой личности героя, «громада» его любви и вызванные его страдания таковы, что не могут быть объяснены и поняты. «Только убери проклятую ту, которую сделал моей любимою».

Рассказ Татьяны Яковлевой.

- Несмотря на «братско - сестринскую» любовь, Вы, Лилия, ревновали Маяковского к другим женщинам, в том числе и ко мне, Татьяне Яковлевой.

- Мы познакомились в Париже, в октябре 1929 года в доме, где жили Брики.

- Он влюбился в меня и предложил стать его женой. Лилия Юрьевна сделала всё, чтобы рассорить меня с Володей.

- Однажды Вы, якобы случайно, прочли в присутствии Маяковского письмо своей сестры Эльзы, жившей в Париже, о том, что я помолвлена с неким виконтом де Плесси. Владимир, услышав подобную оговорку, в бешенстве выбежал из квартиры. У него оставалась последняя возможность всё исправить – приехать ко мне во Францию, но разрешение на поездку Маяковский не получил.

Каждое утро я получала из цветочного магазина букеты цветов, им заказанные и напоминающие о нём. Я долго ждала его, проходили дни, месяцы, а Владимир так и не приехал.

- Не благодаря ли Вам, Лилия, всё это произошло?

Чтец 8 (Звучит отрывок из стихотворения «Татьяне Яковлевой»).

Ты одна мне

Ростом вровень,

Стань же рядом

С бровью брови…

***

Ты не думай,

Щурясь просто

Из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

Иди на перекрёсток

Моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

И это оскорбление

На общий счёт нанижем.

Я всё равно тебя

Когда-нибудь возьму –

Одну

Или вдвоём с Парижем.

Учитель:

- Поэт параллельно с Яковлевой влюбился в жену Михаила Яншина Веронику Полонскую.

Вот и бросался он от одной к другой – «Дон Жуан, распятый любовью».

Говорит В. Полонская:

- За 10 минут до смерти Маяковский смеялся тихо и нежно:

-Девочка, у тебя есть деньги на такси? – спросил он меня, актрису МХАТА, Веронику Полонскую, только-только закончив выяснять со мной отношения и поняв, что я никогда ему не буду принадлежать. Хотя я клятвенно обещала уйти от мужа и навсегда перебраться к нему.

- Я положила деньги в сумочку и торопливо направилась к двери: у меня была назначена репетиция с Немировичем-Данченко. Это была наша последняя встреча.

Полонская читает стих.

Я своё, земное, не дожил,

На земле своё не долюбил.

Учитель:

15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение:

«Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своём рабочем кабинете покончил жизнь самоубийством поэт В. Маяковский». Одновременно было опубликовано предсмертное письмо:

«Всем! В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте! (Покойник этого ужасно не любил).Мама, сестра и товарищ, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выхода нет…

Как говорят –

«инцедент исчерпан».

Любовная лодка

Разбилась о быт.

Я с жизнью в расчёте

И не к чему перечень

Взаимных болей, бед

и обид.

- Все люди оставили работу, вышли из своих кабинетов, толпились на лестнице, вырывая друг у друга газету со страшным известием «Такое ощущение, что объявили войну», - сказал Илья Груздев. Это было большое потрясение, и как-то всё сразу изменилось, как часто бывает, когда умирает большой человек.

- Можно много рассказывать о возлюбленных великого поэта, коих было, мягко скажем, немало. Но время всё равно расставляет всех по своим местам. И сегодня главной женщиной Маяковского, наверное, является…

Разносчик газет:

«Сенсация! Сенсация! У так и не женившегося поэта есть дочь-профессор Нью-Йоркского университета Патриция Томпсон»

Рассказывает дочь Маяковского Патриция:

- Моя мама, Елизавета Петровна Зиберт, влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Через год она вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и там в 1925 году встретилась с моим отцом.

Почти всё время, что Владимир Владимирович находился в стране, они пробыли вместе. Маяковский знал, что Елизавета Петровна ждёт ребёнка.

Я видела отца всего раз в жизни – в 1928 году в Ницце. Русским языком я не владею, но стихи Маяковского очень люблю, хоть и читаю их в переводе. Я считаю себя русской и мечтаю приехать в Россию».

Чтец 9.

Звучит наизусть стихотворение «Послушайте».

 

IV. Подведение итогов.

1. Слово учителя.

- Звезда Владимира Владимировича Маяковского загорелась и погасла. Но в наших сердцах будет навеки гореть нетленный огонь его далёкой несбывшейся мечты: любить и быть любимым неизменно и верно!

2. Оценивание участников «гостиной».

V. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений из цикла любовной лирики, в том числе «Лиличка».

2. Выучить наизусть стихотворение «Послушайте!»

3. Творческой группе написать сочинение-миниатюру «Любил, люблю, останусь верен любви» (роль любовных перипетий в жизни поэта).

 

 

Модель урока

ИР

М→ НМ → Г → К → О → ДЗ

ОД

 

М – мотивация

 

НМ – новый материал

 

ИР -индивидуальная работа

 

Г – работа в группах

 

ОД – задание для одарённых детей

 

К – контроль

 

О – оценивание

 

ДЗ – домашнее задание

 

Урок-встреча с элементами интерактивного обучения

Тема: Поэтическое творчество Марины Цветаевой

«Возьмите стихи – это и есть моя жизнь»

Комплексная дидактическая цель:

Образовательная цель:

· Углубить знания учащихся о жизни и творчестве М. Цветаевой;

· Разобраться в причинах, приведших к трагической гибели;

· Понять сложный мир поэта «предельной правды чувства» и лирической героини поэзии М. Цветаевой.

Развивающая цель:

· Развивать связную речь учащихся;

· Совершенствовать навыки анализировать стихотворения, делать выводы на основе сопоставления, самостоятельно применять полученные знания при самоконтроле и взаимоконтроле;

· Учить давать оценку и самооценку, работать в творческих группах, развивать;

· Стимулировать работу учащихся в творческих группах при интерактивных формах обучения.

Мировоззренческая цель:

· Выработать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности посредством приобщения к изучению поэзии, чтению книг;

· Стимулировать учащихся в процессе учебной деятельности к самоорганизации и организации других;

· Учить умению давать объективную оценку своей деятельности и своих одноклассников, быть доброжелательным во взаимоотношениях;

· Способствовать эстетическому воспитанию учащихся;

· Побудить детей к размышлению, сопереживанию; воспитывать чувство сопричастности каждого с жизнью своего народа и своей Родины.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: педагогическая технология – развивающая.

Вид контроля: самоконтроль и взаимоконтроль.

Оборудование: фотопор







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.