|
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОБСЕССИВНЫХ ЛИЧНОСТЕЙОбсессивной личностью называют человека с обсессивными или (и) компульсивными чертами. Обсессия — это постоянное повторение нежелательной, навязчивой мысли, от которой невозможно избавиться волевым усилием. Компульсия — это повторяющееся навязчивое побуждение к выполнению какого-либо действия или серии действий. Се рия навязчивых действий обычно носит ритуальный харак тер. Осуществление навязчивости позволяет индивиду избе жать приступов тревожности. Хотя в некоторых диагности ческих системах выделяется обсессивно-компульсивный не вроз, однако трудно провести грань между нормой и патоло гией. Salzman (1968) указывает три основных проявления об-сессивно-компульсивного синдрома: 1. Навязчивости не обусловлены никакими рациональны ми потребностями. 2. Осуществление навязчивостей в силу их чуждости вы зывает дискомфорт и (или) соматические нарушения. 3. Индивид понимает паралогичность навязчивых мыслей и поступков, однако не может им воспрепятствовать. Обсессивной личности свойственны определенные соци ально ценные черты: старательность, надежность, самоконт роль, честность. С другой стороны, Freud при описании личности со склонностью к обсессивным симптомам указывает на обязательную комбинацию трех черт: педантичности, скупости и упрямства. Эту комбинацию он называет "аналь ным характером". МсNeil (1970) описал типичные особенности стиля об-сессивно-компульсивной личности: а) когнитивная ригидность — обоснование взгляда на жизнь негибкими, формальными социальными установка ми, или явно догматичный стиль мышления; б) приверженность к напряженной активной деятельнос ти без расслабления и отдыха; в) неуверенность в принятых решениях, откладывание решений из-за боязни ошибиться; г) постоянная озабоченность, что без нее работа не мо жет быть выполнена надлежащим образом; д) искажение действительности, проявляющееся в край ней озабоченности по поводу непредсказуемых событий, на пример возможной болезни. Обсессивная личность обычно обращается за помощью не вследствие специфических проблем, а в силу напряжения и тревожности в межличностных отношениях или семейной жизни. Обсессивно-компульсивные симптомы могут состав лять лишь незначительную часть жалоб такого клиента. Консультанту необходимо разобраться в особенностях об-сессивной личности, чтобы избежать ошибок в работе с об-сессивньши клиентами и понимать собственные реакции при встречах с ними. Важнейший неосознанный внутренний конфликт обсес-сивной личности — это борьба между послушанием и непос лушанием, между желанием угождать и стремлением сопро тивляться авторитетам. Обсессивная личность отличается излишней склонностью к самоконтролю и контролю над окружением. Она опасается внешнего мира и собственных побуждений. Как отмечает Salzman (1968), человек обсессивного типа "испытывает по требность контролировать себя и свое окружение, чтобы пре одолеть чувство бессилия". Вероятность собственной некомпе тентности, недостаточной информированности, неспособнос ти уменьшить риск возбуждает сильную тревожность. Неспособность к самоконтролю, а конкретнее к контро лю своих агрессивных побуждений порождает утрированное послушание или, как утверждает Storr (1980), склонность к тирании по отношению к другим. Крайнее послушание при водит к уничтожению индивидуальности. При первом вари анте защитной реакции Обсессивная личность проявляет тен денцию к конформизму. Она выбирает зависимость от чело века, способного указать, как жить. Первенство, следова тельно, отводится безопасности, а не удовлетворению жиз нью. Такой клиент обычно подчиняется консультанту и лег ко соглашается со всеми его предложениями. Он постоянно выражает консультанту благодарность за помощь и пережи вает из-за того, что может доставлять ему неудобства. Другим вариантом неудачного самоконтроля, как упоми налось, является склонность к доминированию, придирчи вая критичность. Человек становится трудно уживчивым, особенно в семье. Невозможность полностью контролировать других людей возбуждает злость, которая в межличностных отношениях проявляется как иррациональная тирания. В консультировании Обсессивная личность этого типа исполь зует в качестве самозащиты нападение, например, объясняет консультанту, что он должен говорить, комментирует его профессиональные действия, делает замечания по поводу его поведения во время конкретной встречи или вообще мо жет прочесть "краткую лекцию" о консультировании. Кон сультант испытывает прямую угрозу своей профессиональ ной компетентности и обычно сердится. Однако опытный консультант понимает психологическую реальность, скры вающуюся за такими действиями. Клиент не стремится ос корбить консультанта, а пытается таким способом взять под контроль свою тревожность и защититься от помощи, кото рая может представлять для него не меньшую опасность, чем его проблемы. Для обсессивного стиля характерно использование средств общения для разрушения общения. Немало обсессивных клиентов в консультировании участвуют лишь физи чески, а психологически самоустраняются. Клиент смотрит куда-то в сторону, еле слышно говорит, рассеянно слушает. Такое поведение фрустрирует консультанта, как и молчание, которое клиент тоже использует для уклонения от ре шения своих проблем. В подобных случаях консультант может довольно утонченно выражать враждебность, например по средством вопроса: "Вам нечего мне сказать?" Иногда кон сультанты задают вопрос: "О чем Вы думаете, когда молчи те?" Это может приблизить к эмоциональной сфере обсессивного клиента, бесконечно трудно досягаемой. Обсессивная личность изо всех сил старается не говорить о своих эмоциональных проблемах. Она прилагает огромные усилия, чтобы скрыть эмоциональные трудности, но таким образом только демонстрирует их. Клиент постоянно стара ется контролировать консультативную беседу, чтобы избе жать эмоционального контакта с консультантом. Поэтому беседа становится волнообразной — как только консультант пытается продвинуться вглубь, клиент стремится выкру титься и превратить его намерения в ничто. Когда консуль тант чувствует, что перед его носом захлопывается дверь, значит он приблизился к самым существенным проблемам клиента. Уклонение от погружения в свой внутренний мир проявляется в склонности к интеллектуализации. Объясне ния и интерпретации консультанта обсессивный клиент вос принимает головой, а не сердцем. Он многословен не в целях более точного выражения чувств, а для отмежевания от них. Повествование такого клиента перегружено деталями, он пытается ничего не пропустить в своем рассказе, но тем не менее не раскрывает своей личности. Беседы с обсессивными клиентами обычно трудны и продолжительны. Для установления вытесненного обсессивным клиентом материала иногда имеет смысл исследование его снов. Помо гает также использование рисуночных тестов вместо задания рассказывать о проблемах словами. Обсессивные клиенты любят приходить к консультанту с описанием перечня своих проблем или со списком вопросов, которые необходимо обсудить во время консультирования. Очевидно, это отражает желание контролировать ситуацию консультирования и уклониться от прямого эмоционально го контакта с консультантом. Когда клиенту не разрешается пользоваться заранее подготовленными текстами или при держиваться установленного им порядка вопросов-ответов, он приходит в замешательство. Такое поведение консультан та является для него сюрпризом, а обсессивная личность не терпит сюрпризов; спонтанность провоцирует в ней тревож ность. Подготовка к встрече с консультантом направлена на пресечение неожиданностей, способных вывести из равнове сия. Консультант может спросить клиента: "Почему Вы при дали такое важное значение подготовке к нашей встрече?" Ответ клиента может открыть путь в его внутренний мир. И конечно, работая с обсессивными клиентами, консультант сам не должен пользоваться подобного рода вспомогатель ными средствами (записями и пр). При работе с обсессивными клиентами у консультанта двойная задача (Storr, 1980). Во-первых, он должен помочь клиенту выразить побуждения, от которых тот защищается. Во-вторых, сам консультант должен быть человеком, при годным для экспериментирования, чтобы клиент мог потре нироваться в завязывании свободных от субординации отно шений. Если реакции консультанта на обсессивную личность адекватны, психологической защитой клиента выступает злость. Такую ответную реакцию следует рассматривать не как следствие своей ошибки, а скорее как признак прогрес са в работе. Консультанту не надо заглаживать отношения со злящимся клиентом. Наоборот, необходимо позволить ему выразить скрытые чувства. Не следует поощрять желание клиента немедленно подавить злость. Реальное консультиро вание может начаться лишь тогда, когда мы будем шаг за шагом связывать злость клиента с побудившими ее причи нами и отыщем подоплеку специфичного стиля его отноше ний с другими людьми. В этом заключается шанс хоть не много освободить обсессивного клиента от бремени невыра женных эмоций.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|