Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Старайтесь не давать советы и избегайте поспешных решений





Раздача советов имеет социальные корни — большинство людей любят, когда к ним обращаются за советами и охотно дают их. Это щекочет самолюбие советчика. Психологическое консультирование не представляет исключения. Консультан­ ту очень легко попасть в западню раздачи советов, потому что чаще всего страдающий клиент обращается к нему, бук­ вально требуя советов. Клиента не удовлетворяет обсуждение возможных альтернатив решения проблем — он хочет, что­ бы мудрый консультант сам разрешил его проблемы.

Не следует забывать слова С. Jung: "Хороший совет — это сомнительное лекарство, но не особенно опасное из-за ма­ лой эффективности". Личность нельзя изменить советами. Дать хороший совет — одна из самых трудных задач. Еще труднее получившему совет человеку реализовать его, по­ скольку жизненный опыт советующего довольно сильно от­ личается. Выдающийся психотерапевт М. Вalint указывает:

"Никогда не давайте советы пациенту, пока не поймете, в чем заключается реальная проблема". Часто при выяснении подлинной проблемы клиент способен самостоятельно раз­ решить ее. Совет всегда бывает поверхностным, похожим на одностороннее движение, в то время как консультирование - обоюдное дело равноправных личностей. Наконец, иногда обращение за советом представляет собой известную мани-пулятивную игру "да, но...", и если консультант зависает на этом крючке, клиент его просто эксплуатирует, найдя удоб­ ную мишень.

Советы бывают не только неэффективными, но и вред­ ными. Поэтому важно знать основные причины, по которым консультант должен воздерживаться от прямых советов кли­ ентам.

Раздача советов нарушает автономию личности — даже из этических соображений мы не вправе решать за других. По­ добная тактика ставит консультанта в положение человека, который берет на себя ответственность за выбор вариантов жизни другого человека. Например, клиент спрашивает кон­ сультанта: "Разводиться ли мне с женой?" Если консультант посоветует развестись и клиент послушает его совета, а впоследствии сочтет развод ошибкой, то может обвинить консультанта во вмешательстве в чужую жизнь. Если клиент последует совету не разводиться, опять же вся вина за не­ сложившуюся жизнь ляжет на консультанта. Стало быть, со­ ветчик в любом случае становится ответственным. Но задача консультанта — помочь клиенту найти собственные решения и осознать свободу действий.

Раздача советов также увеличивает зависимость клиента от консультанта и тем самым отдаляет от окончательных целей консультирования.

С проблемами, которые поднимают клиенты в кон­ сультировании, сталкиваемся мы все, и консультант не может быть единственным экспертом. Наконец, большин­ ство этих проблем не имеет определенных ответов. Идет ли речь о женитьбе, выборе работы или отношении к преста­ релым родителям — на такие вопросы не существует одно­ значных ответов. Некоторые из решений связаны с нрав­ ственностью. В подобной ситуации консультант может только помочь клиенту принять самостоятельное реше­ ние, опираясь на действительные намерения и подлинные чувства.

Давая советы в консультировании, не следует забывать и то обстоятельство, что клиент прежде мог получить много противоречивых советов, и еще один совет лишь увеличит неразбериху в его голове. Кроме того, люди часто просят совета, уже приняв решение. В этом случае любой противоре­ чащий совет воспринимается как неправильный и вызывает сомнения в компетентности консультанта.

Когда клиент настойчиво спрашивает, как ему вести себя, правомерны встречные вопросы: "Что Вы сами об этом думаете?", "Какие видите возможности для разреше­ ния проблемы?", "Если я сейчас предложу ответ, что Вы будете делать со своими проблемами в будущем?", "Вы хо­ тите, чтобы я принял на себя ответственность за Вас?". Ког­ да консультант поощряет ответственное поведение клиента и помогает ему, клиент склонен самостоятельно решать свои проблемы. Собственные решения значительно проще реали­ зовать на практике.

Известно, что не бывает правил без исключений. Кон­ сультант обязан давать прямые советы, когда клиент не спо­ собен сделать выбор и представляет повышенную опасность для себя и окружающих. В случае сильного беспокойства и дезорганизации поведения конкретные советы помогают взять ситуацию под контроль. Наконец, клиенты нередко просят советов в вопросах, которые не являются проблема­ ми личности. Предоставление помощи в таких проблемах за­ висит от дополнительных познаний, но это нельзя назвать консультированием.

С предоставлением советов связана еще одна возможная ошибка начинающего консультанта — поспешное предло­ жение решений клиенту. Консультанту следует иметь в виду, что проблема, которую представил клиент в начале беседы, может быть не самой важной и вообще не той, из-за которой он обратился. Рассуждения о псевдопроблемах только заслоняют подлинные проблемы. Пагубно само предложение решений клиенту. Консультант проявит пре­ тенциозность, если будет думать, что знает решение любых проблем, с которыми сталкиваются клиенты. Предложение клиенту непосредственных решений нередко означает све­ дение сложностей его жизни к элементарным проблемам. С. Rogers утверждает, что, если консультант уже взялся за внимательное выслушивание клиента, он должен уважать и сложности его жизни. Попытки решать проблемы вместо клиента свидетельствуют о неверии в него как человека, способного самостоятельно ответить на вопросы, постав­ ленные жизнью.

 

Не морализируйте и не поучайте

Когда консультант морализирует, он оценивает поведе­ ние клиента, его воззрения и дает указания, что клиент обязан делать и какие чувства испытывать. Такая очевидная попытка изменить клиента, заставляя его принять ценности консультанта, вызывает у клиента чувство вины и не имеет ничего общего с целями психологического консультирова­ ния. Заявления типа: "Вы не имеете права ненавидеть свою мать", "Вы не должны так вести себя со своими детьми", "Аборт — это человекоубийство" — могут быть частью сис­ темы ценностей некоего человека, однако из уст консуль­ танта они звучат как идеологические лозунги и демонстри­ руют не попытку понимания, а явное осуждение.

Завершение консультирования

Прекращение консультативного контакта чаще всего происходит естественно, когда клиент начинает ясно осоз­ навать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. Вопрос о прекращении консультативных встреч клиент и консуль­ тант решают вместе. Последняя встреча должна быть посвя­ щена подведению итогов и установлению важнейших ре­ зультатов терапии. Лучше, чтобы первым это сделал сам клиент. Только он способен сформулировать действитель­ ные результаты. Консультант должен помочь клиенту точ­ нее и конкретнее обозначить изменения, которые про­ изошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом проис­ шедших перемен.

Однако мнения клиента и консультанта о сроке оконча­ ния консультирования иногда не совпадают. Здесь возмож­ ны два варианта. В первом варианте консультанту кажется, что пора прекратить консультирование, но клиент чувству­ ет себя не готовым к этому и хочет продолжать встречи с консультантом. Единственным способом продлить терапию становится тогда сохранение симптомов или проблем и даже возникновение новых затруднений. Поэтому консуль­ танту важно разобраться в причинах и степени желания клиента продолжать консультирование. Как правило, все объясняется зависимостью клиента от консультанта и стремлением клиента к окончательному разрешению про­ блем. Нередко играют роль и реакции переноса. Не выяснив до конца мотивы настойчивости клиента, нельзя прерывать консультирование.

Во втором варианте к окончанию консультирования стремится клиент, хотя, по мнению консультанта, необхо­ димые результаты еще не достигнуты. Консультант опять же должен разобраться в действительных причинах побуждений клиента и разъяснить ему возможные последствия несвоев­ ременного окончания консультирования. Нередко причина желания клиента поскорее прекратить консультирование со­ стоит в неудовлетворенности консультативным контактом. Другая причина заключается в расхождении поставленных клиентом и консультантом целей: клиент добивается крат­ косрочных, ближайших целей (решения конкретной пробле­ мы, ослабления симптома и т.п.), а консультант — долго­ срочных, перспективных целей. Разумеется, приоритет отда­ ется целям клиента. Во всяком случае консультант не может заставить клиента продолжать консультирование против его воли.

Порой возникает вопрос о необходимости встреч с кли­ ентом по окончании консультирования. Нужно оставить воз­ можность клиенту обращаться к консультанту в случае на­ добности, при возникновении новых проблем, но с другой стороны, не стоит поощрять такие обращения. Если консуль­ тирование было эффективным, у клиента не должно воз­ никнуть потребности в новых встречах.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.