Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.





Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно условно разделить на несколько групп.

1) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

— обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

— защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

— установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:

— разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

— природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

— координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

— установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

3) Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:

— кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

4) Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) — только Федерацией.

Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.

Органы государственной власти в РФ

В государстве необходимо осуществлять следующие функции:

1) принятие законов;

2) исполнение этих законов;

3) осуществление правосудия, т.е. наказание нарушителей законов и разрешение проблем или конфликтов, связанных с применением законодательства.

Эти три функции служат естественной предпосылкой разделения властей. В самом деле, для обеспечения демократии в обществе целесообразно распределить эти три направления государственной деятельности между тремя разными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одним органом.

Три независимые ветви власти могут контролировать друг друга. Реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.

Органы государственной власти

Президент – глава государства
Законодательнаявласть Исполнительнаявласть Судебнаявласть
Федеральное Собрание (парламент): • Совет Федерации (178 депутатов) • Государственная Дума (450) Правительство • Председатель Правительства • Заместители • Федеральные министры • Конституционный суд • Верховный суд • Высший Арбитражный суд • Прокуратура

Каждый из этих государственных органов наделен определеннымивластными полномочиями. При этом компетенция разных государственных органов различна и зависит от выполняемой работы, сферы деятельности.

Так, в качестве законодательной ветви власти в России прежде всего выступает Федеральное Собрание — представительный орган РФ и ее субъектов.

В субъектах РФ законодательную власть олицетворяют законодательные собрания разного уровня (например, Городская Дума в Москве, Городское собрание в Санкт-Петербурге и т.д.).

Органы исполнительной власти РФ — Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы, агентства).

В субъектах РФ органами исполнительной власти могут выступать: в республиках — президенты, правительства, министерства, в других субъектах — губернаторы, правительства, администрации, мэрии, парламенты и т.д.

Администрация (лат. administratio — управление, руководство).

Мэрия (фр. mairie) — муниципальное управление, муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) — орган местного самоуправления.

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, иные федеральные суды, а также суды субъектов РФ.

Президент РФ

Глава Российского государства — Президент РФ. Он занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции РФ Президент страны прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Основные функции Президента РФ:

• глава государства;

• гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

Гарант (от франц. garantir — обеспечивать, охранять) — поручитель; государство, учреждение или частное лицо, дающее в чем-либо гарантию.

обеспечивает охрану суверенитета РФ, независимости и государственной целостности;

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Президент РФ тесно связан с исполнительной властью. Он имеет решающие права по назначению главы правительства, других его членов, может принять решение об отставке правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях.

По предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве РФ" от 17 декабря 1997 г., Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Порядок избрания Президента РФ регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Срок полномочий главы государства — 6 лет; одно и то же лицо не может занимать эту должность более 2-х сроков подряд. Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги.

Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ происходит по следующим основаниям:

а) отставка;

б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия;

в) отрешение от должности.

В случае досрочного прекращения исполнения президентских полномочий не позднее трех месяцев с момента прекращения должны состояться выборы Президента РФ.

Федеральное Собрание

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание, которое

1) принимает законы, обязательные для всех государственных органов и для остальных ветвей власти (не нарушая при этом их самостоятельности);

2) участвует в назначении должностных лиц;

3) выполняет контрольные функции. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе. После обсуждения законопроекта (обычно оно проходит в трех чтениях) Государственная Дума принимает федеральный закон большинством голосов от общего числа депутатов*.

* Депутат (от лат. deputatus — посланный) — лицо, избранное в представительный орган.

Совет Федерации не наделен правом принимать законы, однако он одобряет или отклоняет законы, принятые Государственной Думой.

Отклонение закона не носит абсолютного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов — не менее чем 2/3 от общего числа депутатов). Условием принятия федеральных конституционных законов является их одобрение не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.