Часть 1. Основные макроэкономические показатели.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Часть 1. Основные макроэкономические показатели.





Холоденко Ю.А.

Управленческая экономика

Раздел «Макроэкономика»

Часть 1. Основные макроэкономические показатели.

Система национальных счетов.

Система национальных счетов (СНС) является языком, на котором общаются экономисты всех школ и направлений, в ней представлены агрегированные статистические показатели, необходимые для анализа и расчета макроэкономических моделей. СНС – это система взаимосвязанных показателей и классификаций, используемая в большинстве стран мира для описания и анализа общих результатов и взаимосвязей экономических процессов на макроуровне. СНС в обобщенном виде содержит упорядоченные агрегированные экономические данные о всех хозяйствующих субъектах, участвующих в экономических процессах, об экономических операциях, связанных с производством товаров и услуг, об экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство.

В РФ система национального счетоводства начала частично внедряться с 1988 года. В настоящее время она включает следующие счета:

- Товаров и услуг;

- Производства;

- Образования доходов;

- Распределения первичных доходов;

- Вторичного распределения доходов;

- Использования располагаемого дохода;

- Операций с капиталом.

Эти счета учитывают динамику и особенности основных макроэкономических показателей развития экономики России в их системной взаимосвязи. Следует отметить, что в границы производства России включается скрытое производство (экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая с целью уклонения от налогов и др.), а также неформальное производство – производственная деятельность предприятий и домашних хозяйств, не попадающая под прямое статистическое наблюдение.



На основе данных счетов рассчитываются показатели развития национальной экономики, важнейшим из которых является валовой внутренний продукт.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за определенный период времени (обычно это один календарный год) всеми факторами производства, независимо от того, находятся они в собственности резидентов[1] либо принадлежат нерезидентам.

Другой основополагающий показатель СНС – национальный доход, который может быть исчислен на валовой (ВНД) или чистой (ЧНД) основе (до или после вычета потребления основного капитала). Национальный доход представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны (оплата труда, прибыль, доходы от собственности и т.д.). НД отличается от ВВП на величину сальдо первичных доходов, полученных из-за границы (или переданных за границу).

При расчете ВВП следует учитывать ряд особенностей. Прежде всего, учитываются только официальные рыночные сделки, отраженные официальной статистикой, и не учитывается стоимость товаров и услуг, произведенных в теневой экономике. Также не учитываются денежные расчеты, не сопровождаемые производством благ (социальные и частные трансферты, операции по купле-продаже ценных бумаг), стоимость товаров и услуг, произведенных в домашнем хозяйстве, на безвозмездной основе (например, дружеская помощь), либо труд на безвозмездной основе. Учитываются только товары и услуги, произведенные и реализованные в течение данного года в данной стране.

Объем и динамика производства ВВП в Российской Федерации представлены в таблице 2.1. По итогам 2008 г. величина реального ВВП увеличилась в нашей стране на 5,6%. Глубокий экономический кризис привел в 2009 г. к значительному в 7,8% сокращению масштабов российской экономики.

Объем и динамика валового внутреннего продукта РФ.

Таблица 2.1.

 
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), млн. руб. (1995 г. - млрд. руб.)
Валовой внутренний продукт (в постоянных ценах), в процентах к предыдущему году _ 110,0 105.1 104.7 107,3 107.2 106,4 107,4 108,1
Индекс-дефлятор ВВП, в разах к предыдущему году   1,4 1,2 1,2 1,1 1,2 1,2 1,2 1,1

Источник: по данным Росстата.

 

Вся продукция, производимая в национальной экономике, делится на конечную и промежуточную.

Конечная продукция – потребительские и инвестиционные товары и услуги, поступающие в конечное потребление и не предназначенные для промежуточного потребления (для дальнейшей переработки и перепродажи), а также экспортируемые за рубеж.

Промежуточная продукция (потребление) – товары и услуги, используемые для производства других товаров и услуг, а также перепродажи в период, за который рассчитывается ВВП. Промежуточные товары и услуги (сырье, материалы, топливо и т.д.) не входят в состав ВВП, что освобождает этот показатель от повторного счета.

В зависимости от способа использования один и тот же продукт может быть как промежуточным, так и конечным. Мука, купленная домохозяйкой для домашней выпечки к праздничному столу предназначена для конечного потребления (т.е. является конечным продуктом), а мука, закупленная хлебокомбинатом для производства и реализации хлебобулочных изделий – промежуточным.

Так как на практике сложно определить, относится данный продукт к конечным либо промежуточным товарам и услугам, то величина конечной продукции определяется косвенным путем, с помощью исчисления величины валовой добавленной стоимости, произведенной в каждой из отраслей экономики как разности между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она рассчитывается как разница между отраслевым выпуском и стоимостью сырья и материалов, использованных предприятиями отрасли в производственных целях.

Описанные выше основные макроэкономические показатели отражают масштабы национальной экономики, но не характеризуют в полной мере уровень благосостояния населения. Поэтому в теории и на практике используется ряд других индикаторов, в частности, величина ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и др.

Методы определения ВВП.

ВВП может быть рассчитан тремя методами: по добавленной стоимости (производственный метод), методом использования доходов (метод конечного использования) и методом формирования ВВП по источникам доходов (распределительный метод).

При расчете ВВП методом использования доходовмы исходим из предположения, что стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране, равна сумме расходов всех экономических субъектов на их приобретение. Конечное использование ВВП тождественно совокупному спросу, который может быть структурирован следующим образом:

ВВП = С + I +G + NX, где

С - потребительские расходы домашних хозяйств на товары и услуги, в том числе товары длительного пользования, но не учитывающие расходы на покупку жилья;

I валовые инвестиции (накопления), включающие инвестиции в объекты основного капитала (здания, сооружения, машины и оборудование и т.д.), инвестиции в товарно-материальные запасы. При этом не учитываются средства, вложенные в финансовые активы;

Валовые инвестиции (накопленные) часто рассматривается как сумма чистых инвестиций и амортизации. G - государственные закупки товаров и услуг (на содержание аппарата управления, армии, правоохранительных органов, на строительство и содержание дорог, школ, больниц, учрежде­ний культуры и других объектов, находящихся в государственной собственности). Данный показатель не включает государственные трансферты - пенсии, пособия, выплаты по со­циальному страхованию и т.д., так как они не связаны с движением товаров и услуг и лишь перераспределяют доходы государства, полученные в виде налогов, в пользу отдельных категорий граждан. Государственные трансферты учитываются в потребительских расходах (С);

NX - чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый как разница (сальдо) между экспортом и импортом (если импорт больше, чем экспорт, то чистый экспорт - величина отрицательная).

При использовании производственного метода ВВП рассчитывается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или секторов плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий).

Как уже отмечалось, добавленная стоимость - это разность между валовой выручкой фирмы от продажи произведенной ею продукции и затратами на приобретение у других фирм промежуточных товаров и услуг (сырья, материалов, комплектующих и т.д.). Данный метод позволяет оценить вклад каждой фирмы в создание ВВП и решает проблему двойного счета, исключив из расчетов стоимость промежуточного продукта.

Для экономики в целом сумма всей добавленной стоимости должна быть равна стоимости конечных товаров и услуг и полностью расходоваться собственниками факторов производства.

ВВП России, посчитанный методом использования доходов (2002-2007 г.г), представлен в таблице 2.2.

Использование валового внутреннего продукта

(в текущих рыночных ценах; миллионов рублей)

Таблица 2.2.

   
Расходы на конечное потребление  
в том числе:              
домашних хозяйств  
государственного управления  
из них:              
на индивидуальные товары и услуги  
на коллективные услуги  
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства  
Валовое накопление  
в том числе:              
валовое накопление основного капитала1'  
изменение запасов материальных оборотных средств  
Чистый экспорт товаров и услуг  
Статистическое расхождение -38524  
Валовой внутренний продукт  

 

Источник: по данным Росстата.

 

Анализ структуры использования ВВП (таблица 2.3.) позволяет сделать вывод о значительной роли потребительских расходов домашних хозяйств и необходимости учета данного фактора при выработке государственной экономической политике.

Структура использования валового внутреннего продукта

(в текущих рыночных ценах; в процентах к итогу)

Таблица 2.3.

 
Валовой внутренний продукт
Расходы на конечное потребление 69.0 68 0 66,9 66 I 65.7 66.5
в том числе:            
домашних хозяйств 50,1 49,4 49,3 49,0 48.1 48 2
государственного управления 17,7 17.4 16,8 16,6 17,1 17 8
из них:            
на индивидуальные товары и услуги 8.0 7,6 7,5 7,7 7,9 8,1
на коллективные услуги 9,7 9.8 9,3 8,9 9,7
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 1.2 1.2 0,8 0.5 0,5
Валовое накопление 20,1 20.7 20,9 20,2 21.5 24.7
в том числе:            
валовое накопление основного капитала1' 18,0 18,3 18,4 17,8 18.6 21,2
изменение запасов материальных оборотных средств 2,1 2.4 2,5 2.4 2,9 3,5
Чистый экспорт товаров и услуг 11,3 12,2 13.7 12.8 8,8

 

Источник: по данным Росстата.

Третий метод расчета ВВП – по источникам доходов. Речь идет о доходах собственников основных факторов производства.

Выделяют следующие виды факторных доходов:

- оплата труда наемных работников (заработная плата, жалование, премии и др.);

- арендные (рентные) доходы;

- чистый процентный доход;

- прибыль предпринимателей, которая включает доходы малого бизнеса и прибыль корпораций.

Очевидно, что величина использованного ВВП должна быть равна как стоимости всех конечных товаров и услуг, и произведенных в экономике страны, так и сумме факторных доходов, полученных собственниками ресурсов за определенный период.

Однако для того, чтобы ВВП, рассчитанный методом суммирования доходов, был равен сумме всех добавленных стоимостей, к сумме факторных доходов следует прибавить амортизацию и косвенные налоги, которые, по сути, доходами не являются.

В конечном счете, ВВП, рассчитанный по источникам доходов, выглядит следующим образом:

ВВП = Амортизационные расходы + Косвенные налоги + Заработная плата + Рента + Арендная плата + Процентный доход.

Однако этот метод обладает существенным недостатком для практических расчетов: не все показатели можно получить путем прямого счета и исчисляется балансовым (остаточным) методом.

Номинальный и реальный ВВП.

Номинальный ВВП- рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных за определенный период в экономике страны, в текущих ценах. Если рассматривать этот показатель в динамике, то в нем одновременно будут отражены как изменения физического объема совокупного выпуска товаров и услуг, так и уровня цен. Последнее искажает реальное положение дел в экономике.

Чтобы учесть влияние изменения цен на величину основных макроэкономических показателей, рассчитывается реальный ВВП.

Реальный ВВП- внутренний продукт, подсчитанный в неизменных ценах, ценах базового года или года, с которым ведется сравнение, с учетом корректировки уровня цен. Реальный ВВП выражает общую стоимость товаров и услуг, произведенных в стране в разные годы, таким образом, как будто эти цены не изменялись в течение всего (даже очень длительного) периода. Следовательно, реальный ВВП показывает рыночную стоимость совокупного выпуска, измеренную в постоянных ценах, при неизменной покупательной способности национальной валюты. Он дает более точное представление о функционировании национальной экономики, нежели показатель номинального ВВП.

Реальный ВВП рассчитывается путем корректировки номинального ВВП на индекс цен, который предназначен для определения среднего изменения уровня цен в экономике. Выделяют несколько видов индексов цен, каждый из которых описывает изменение стоимости соответствующего набора товаров с учетом изменения количества проданных товаров в базовом и текущем периодах.

Дефлятор ВВП, рассчитываемый по методу Пааше, позволяет определить объем ВВП в постоянных ценах, используя показатели совокупного выпуска и цены текущего периода. При этом в качестве весов используется набор благ текущего периода.

Дефлятор ВВП определяется как средневзвешенный показатель стоимости всей конечной продукции потребительского и производственного назначения, входящей в корзину текущего года

 

∑ Ртек Qтек ∑Рбаз Qбаз
Iр =

 

Номинальный ВВП Дефлятор ВВП


Реальный ВВП =

 

Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается как индекс Ласпейреса (индекс с ценами, фиксированными по базисному году).

∑ Ртек Qбаз ∑Рбаз Qбаз


IL =

 

где Рбаз и Ртек – цены базового и текущего периодов,

Qбаз и Qтек – количество товаров, входящих в корзину базового и текущего периодов.

Оба индекса не лишены определенных недостатков. Дефлятор ВВП занижает рост уровня цен, поскольку не принимает во внимание возможное уменьшение потребления товаров и услуг, вызванное подорожанием. Более того, при этом не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на товары и услуги, присутствовавшие в базисном периоде, но отсутствующие в наборе текущего года. Индекс потребительских цен, в свою очередь, не учитывает изменений в структуре потребления и эффект замещения дорогих товаров и услуг более дешевыми. Поэтому использование его в качестве оценочного показателя приводит к завышению роста уровня цен.

Отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше индекс Фишера, усредняющий их значение и более точно отражающий динамику уровня цен и совокупного выпуска в народном хозяйстве:

IF = √IpIL

В таблице 2.4. представлена динамика реального ВВП в ряде стран мира.

 

Таблица 2.4.

ДИНАМИКА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА
(в постоянных ценах; 1995=100)

Страна Всего
Россия 108,3 137,1 169,3
Бразилия ...
Германия
Индия ...
Италия
Канада
Китай
Республика Корея ...
Соединенное Королевство (Великобритания)
США
Турция ...
Франция
Япония

Источник: по данным Росстата.

Безработица.

В зависимости от причин, порождающих безработицу, выделяют различные формы безработицы.

Фрикционная безработица связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Как правило, она обусловлена личными причинами и характеризует людей, меняющих работу в связи со сменой места жительства, по собственному желанию, либо впервые выступивших на рынок труда и ищущих работу в соответствии со своей квалификацией и профессиональной подготовкой. Они достаточно придирчиво изучают имеющиеся вакансии и рассматривают поступающие предложения. Большинство из них готовы без дополнительной подготовки и переквалификации приступить к работе. Фрикционная безработица в основном носит добровольный и непродолжительный характер, существует в любой стране и на любой стадии экономического цикла.

Структурная безработица обусловлена технологическими сдвигами в производстве, вызванными научно-техническим прогрессом. В результате одни предприятия и даже отрасли народного хозяйства постепенно исчезают, другие – возникают и активно развиваются. Это приводит к изменениям в структуре экономики и спроса на рабочую силу. Возникает несоответствие между ее сложившейся профессионально-квалификационной структурой и структурой рабочих мест, при этом большинство имеющихся вакансий не может быть занято безработными без дополнительного обучения и переподготовки. Нередко возможность трудоустройства связана не только со сменой предприятия и сферы деятельности, но и места жительства.

Структурная безработица неизбежна в условиях динамичного экономического развития. Она достаточно проблематична для государства, так как требует создания гибкой и эффективной системы регулирования рынка труда и занятости и, соответственно, значительных бюджетных затрат.

Структурная и фрикционная безработица вместе образуют естественный уровень безработицы. Он соответствует потенциальному ВВП и состоянию полной занятости ресурсов. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах его величина колеблется в пределах от 3,5 до 7,5%.

Циклическая безработица возникает в результате колебания деловой активности на стадии экономического спада и представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от ее естественного уровня.

Рост безработицы влияет на цену трудовых услуг. Увеличивая предложение труда, безработица снижает его цену как на занятых рабочих местах, так и вакансий.

Согласно стандартам Международной организации труда (МОТ), безработные – лица в трудоспособном возрасте, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:

- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную службу занятости или частное бюро по трудоустройству, использовали и помещали объявление в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи, либо предпринимали шаги к организации собственного дела;

- были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Однако не все люди в трудоспособном возрасте способны трудиться, поэтому в макроэкономическом анализе выделяют категорию трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которая не учитывает неработающих инвалидов I и II группы, а также неработающих льготных пенсионеров. Но учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

К занятым, согласно той же классификации МОТ, относятся лица трудоспособного возраста, а также старшего и младшего возрастов, которые:

- выполняют работу по найму, в том числе неполный рабочий день, а так же иную оплачиваемую работу;

- выполняют работу без оплаты на семейном предприятии;

- временно отсутствуют на работе из-за болезни, оплачиваемого или неоплачиваемого отпуска, по причине обучения и повышения квалификации, участия в забастовках и т.д.

Занятые и безработные формируют предложение на национальном рынке труда, образуя экономически активное население.

Наряду с рабочей силой важным базовым показателем трудовой классификации населения выступает экономически неактивное население, в состав которого включаются:

- лица, получающие пенсию по старости и инвалидности;

- домохозяйки;

- учащиеся и студенты дневных отделений высших и средних специальных учебных заведений;

- неработающие льготные пенсионеры;

- лица, прекратившие поиск работы, но способные и готовые работать;

- лица, находящиеся в местах лишения свободы либо на принудительном лечении по решению суда.

Положение на национальном рынке труда может быть охарактеризовано с помощью следующих показателей:

- уровень занятости – доля занятого населения (в %) от общей численности экономически активного населения;

- уровень безработицы– доля безработных (в %) в общей численности экономически активного населения;

- средняя продолжительность безработицы– величина, характеризующая среднюю продолжительность поиска работы безработными.

В современных условиях в развитых странах наблюдается тенденция к повышению уровня и средней продолжительности безработицы. Причинами такого положения являются сложившаяся система страхования по безработице, жесткое трудовое законодательство и действия профсоюзов. Величина пособий по безработице и продолжительность срока их выплаты снижают стимулы к быстрому трудоустройству и увеличивают время поиска работы.

В свою очередь, законодательное регулирование минимального размера оплаты труда, условий найма и увольнения работников, а также фиксация уровня заработной платы в индивидуальных трудовых контрактах и коллективных соглашениях между профсоюзами и работодателями приводят к установлению заработной платы выше равновесного уровня. Спрос на трудовые услуги оказывается ниже их предложения. Возникает нехватка рабочих мест, уровень безработицы увеличивается и поддерживается на высоком уровне.

Даже в условиях экономического подъема уровень безработицы в развитых странах, как правило, не опускается ниже 4-9%. Экономический спад ведет к значительному увеличению численности безработных. Так, в разгар мирового экономического кризиса, в начале 2009г. уровень безработицы в США достиг 8%, а в Испании – 14%, что являлось самым высоким показателем за последние 10 лет.

В Российской Федерации на фоне высоких темпов экономического роста уровень безработицы постоянно снижался – с 10,5% в 2000г. до 6,1% в 2007г. Экономический кризис 2008-2009 г.г., сопровождавшийся падением ВВП и объемов промышленного производства привел к увеличению безработицы до 8% с последующим сокращением до 6,8%.

Безработица – острая социальная проблема. Потеря работы ведет не только к ухудшению материального положения индивида и членов его семьи, ибо различные социальные выплаты неспособны компенсировать потерю трудового дохода, но и понижению его социального статуса. Увеличение масштабов безработицы усиливает пессимистические настроения и социальную напряженность в обществе, национальную, религиозную и расовую нетерпимость. Безработные, прежде всего молодежь – питательная среда для экстремистов и радикалов. Вот почему борьба с безработицей является важным направлением государственной экономической политики.

В целях преодоления безработицы государство разрабатывает специальные программы увеличения занятости, подготовки и переподготовки рабочей силы, повышения квалификации и др. Однако положение в сфере занятости зависит от целой совокупности факторов, определяющих качество макроэкономической политики, которая призвана обеспечить адаптацию рабочей силы к структурным изменениям и потребностям экономического развития. Поэтому политику государства на рынке труда необходимо рассматривать как составную часть общей макроэкономической политики, которая включает бюджетно-налоговую, монетарную, промышленную и внешнеэкономическую политику, государственную политику в сфере образования, прямо или косвенно влияя на качество спроса и предложения рабочей силы.

Вместе с тем в условиях экономического спада и резкого сокращения масштабов деловой активности во многих отраслях часть мероприятий, реализуемых государством в целях поддержки занятости, может оказаться неэффективной. Рост циклической безработицы способен привести к ситуации, когда потерявшим работу людям не поможет ни переквалификация, ни даже смена места жительства, так как спад может затронуть все отрасли народного хозяйства и все регионы.

Циклическая безработица ведет не только к социальным, но и прямым экономическим потерям – снижению объемов реального ВВП. Наличие циклической безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных возможностей страны: потенциальный ВВП превышает объем фактического ВВП, образуя так называемый «конъюнктурный разрыв».

Американский экономист Артур Оукен (1921-1979) на основе эмпирических исследований обнаружил неразрывную связь между циклической безработицей и колебаниями уровня ВВП. Установленную зависимость он сформулировал в форме закона Оукена:

= - l (UF – U), где
YF - Y Y

 

YF – фактический ВВП;

Y – потенциальный ВВП;

UF – фактический уровень безработицы;

U – естественный уровень безработицы;

l - параметр Оукена (эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменению циклической безработицы).

Согласно закону Оукена, если фактическая безработица растет на 1 пункт по сравнению с ее естественным уровнем, то конъюнктурный разрыв увеличивается на l пунктов. По расчетам Оукена, каждый процент циклической безработицы уменьшает фактический ВВП на 2-3% по отношению к потенциальному ВВП. Величина l зависит от структуры экономики, технологии производства и поведения экономических субъектов при изменении деловой активности.

Схема 4.1.

Функции государственного бюджета
Обеспечение стратегии и тактики экономического развития
Обеспечение производства общественных благ
Обеспечение индивидуальных доходов некоторых категорий граждан
-стабилизационная политика -политика экономического роста -политика трансформационного спада
-оборона -правоохранительная деятельность -медицина -образование -фундаментальные научные исследования
-государственное управление -учреждения бюджетной сферы -пенсии, пособия

Прежде всего, бюджет является важнейшим инструментом, с помощью которого государство оказывает регулирующее воздействие на экономическую политику. Манипулируя государственными расходами и налоговыми ставками, государство регулирует деловой цикл, влияет на покупательную способность населения и инвестиционную активность компаний.

Другой функцией государственного бюджета является обеспечение производства общественных благ. Бюджетные средства используются для удовлетворения наиболее важных потребностей общества – развития ключевых сфер экономики, образования, здравоохранения, фундаментальных научных исследований, осуществления социальной политики, обеспечения обороны страны, безопасности и правоохранительной деятельности.

Наконец, средства государственного бюджета используются для обеспечения индивидуальных доходов отдельных категорий граждан, работающих в государственном управлении и учреждениях бюджетной сферы. Кроме того, за счет финансовых ресурсов государства выплачиваются пенсии и социальные пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на детей и т.д.).

Совокупность бюджетов государственных органов управления и местного самоуправления, а также отношений между ними образуют бюджетную систему государства.

Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Бюджетной системе унитарного государства соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративным бюджетным системам присуща достаточно высокая степень самостоятельности региональных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.

Бюджетная система унитарного государства включает бюджеты двух уровней:

• бюджет центрального правительства;

• бюджеты муниципальных образований.

В странах с федеративным государственным устройством выделяют:

• федеральный бюджет;

• бюджеты субъектов федерации (штатов, земель, провинций, республик, областей и т.д.);

• местные бюджеты (городов, графств, поселений и др.).

Между бюджетами различных уровней существует сложная система финансовых отношений, основанная на децентрализации властных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Разделение бюджетных полномочий, наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства называется бюджетным федерализмом.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Ее структура представлена в схеме 6.2.:

Схема 4.2.

Структура бюджета
Федеральный
Региональный (субъект федерации)
Местный (муниципальный)
Бюджеты внебюджетных социальных фондов
Пенсионный Фонд
Фонд обязательного медицинского страхования
Фонд социального страхования
Консолидированный региональный бюджет
Бюджетная система РФ

 

Для характеристики бюджетно-финансовой системы РФ используются следующие понятия:

• консолидированный государственный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, региональных и местных бюджетов;

• консолидированный бюджет субъекта РФ – бюджет, образующийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов всех муниципальных образований, находящихся на его территории;

• государственные внебюджетные социальные фонды - централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализаций прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России это Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

За последние 10 лет в бюджетной системе РФпроизошли существенные изменения:

-в основном разграничены расходные обязательства и ликвидированы «необеспеченные мандаты», т.е. социальные выплаты, превосходящие возможности бюджета;

-созданы Резервный фонд и фонд Национального благосостояния как некоторый страховой резерв на случай снижения мировых цен на нефть;

-закреплены доходные источники за региональными бюджетами и введены критерии распределения межбюджетных трансфертов;

-сокращение и урегулирование внешней задолженности привело к освобождению расходной части бюджета от значительных процентных расходов;

-сформулирована система Федерального казначейства, обеспечивающая кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Среди доходов государства ведущее место принадлежит налогам. Это обусловлено тем, что доля налоговых поступлений в структуре доходной части бюджета как правило, превышает 80 %, а в отдельных странах – 90 %.

К налоговым доходам в Российской Федерации относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы за налоговые правонарушения.

В состав неналоговых доходов входят:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;

• иные неналоговые доходы.

Кроме того, в РФ доходы бюджетов формируются также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций; субвенций из федеральных бюджетных фондов и др.

Важнейшими источниками доходной части государственного бюджета являются доходы от внешнеэкономической деятельности, формируемые, прежде всего, за счет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, и налоговые платежи (НДС, налог на прибыль и др.).

Расходы государственного бюджета направляются в основном на производство общественных благ, в том чис









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.