Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава IX. Международное образовательное законодательство и интеграция России в общеевропейское образовательное пространство (Болонский процесс)





 

Цель: формирование понятия о международном образовательном законодательстве как особой системы правовых норм, регламентирующих отношения в сфере образования между государствами, образовательными учреждениями, участниками образовательного процесса. Развитие специальных компетенций будущих учителей, направленных на применение основных положений болонского интеграционного процесса.

 

ДЕ 1. Международное образовательное законодательство
  Понятие международного образовательного права
  Универсальные и региональные международные договоры в сфере образования
  Международные образовательные организации
ДЕ 2. Болонский процесс
1. История становления общеевропейской образовательной интеграции
2. Основные документы и цели Болонского процесса
3. Структура Болонского процесса
4. Интеграция образовательной системы России в Болонский порцесс

 

 

В последние десятилетия имеет место беспрецедентный спрос на высшее образование. Генеральная конференция ЮНЕСКО на своей 27-й сессии в ноябре 1993 г. определила, что под высшим образованием понимаются «все виды учебных курсов, подготовки или переподготовки для научных исследований на последнем уровне, предоставляемых университетами или другими учебными заведениями, которые признаны в качестве учебных заведений высшего образования компетентными государственными властя­ми». Без адекватного высшего образования, создающего критиче­скую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития на эндогенной основе. Совместное использование знаний, между­народное сотрудничество и новые технологии способны открыть новые возможности для сокращения разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами.

По данным ЮНЕСКО, высшее образование во все большей степени приобретает международный характер в силу быстрого распространения и интернационализации знаний и благодаря тем связям и солидарности, которые объединяют научное и универси­тетское сообщество, и что расширение доступа к существующим в мире образовательным ресурсам путем повышения мобильности учащихся, исследователей, преподавателей и специалистов явля­ется основополагающим для такого международного характера высшего образования.

Таким образом, можно определить международное образовательное право (законодательство) – особую комплексную систему международных нормативно-правовых актов и международных договоров, регулирующих отношения в сфере образования между государствами, образовательными учреждениями и организациями, а также физическими лицами.

Универсальные международные договоры. Таких договоров немного. Среди них наиболее известной является Конвенция о борьбе с дискримина­цией в области образования. Она принята 14 декабря 1960 г. Гене­ральной конференцией ЮНЕСКО на 11-й сессии.

Согласно ст. 2 Конвенции следующие положения не рассмат­риваются как дискриминация, если они допускают в отдельных государствах: а) создание или сохранение раздельных систем обра­зования или учебных заведений для учащихся разного пола во всех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают рав­ный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают поме­щениями и оборудованием равного качества и позволяют прохо­дить обучение по одинаковым программам; б) создание или сохра­нение по мотивам религиозного или языкового характера раздель­ных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся; в) создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятель­ность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвер­жденным компетентными органами образования.

Региональные договоры. Государства — члены Совета Европы 3 июня 1964г. заключили Европейскую конвенцию об эквива­лентности дипломов, дающих право поступления в университеты (Россия — участница). Цель Конвенции — способствовать свобод­ному доступу европейской молодежи к интеллектуальным ресур­сам членов Совета. В соответствии со ст. 1 Конвенции каждое го­сударство-участник в целях приема в расположенные на ее территории университеты признает эквивалентность дипломов, выданных на территории любой другой стороны Конвенции, яв­ляющихся документами об образовании, необходимыми для приема в аналогичные учебные заведения страны, в которой эти дипломы были выданы. Согласно ст. 1 Протокола и этой Конвенции каждое государство в целях приема в расположенные на ее территории университеты признает эквивалентность дипломов, выданных учебными заведениями, над которыми другая сторона офици­ально попечительствует за пределами своей территории и чьи ди­пломы приравниваются ею к дипломам, выдаваемым на территории.

15 декабря 1956 г. правительства государств — членов Совета Европы подписали Европейскую конвенцию об эквивалентности периодов университетского образования (Россия — участница). Каждое государство обязано определить орган, который уполномочен принимать решения по вопросам эквивалентности периодов обучения за границей. Таковыми могут быть государственный орган, университет, государственный орган и университет, в зависимости от случая.

В декабре 1959 г. государства — члены Совета Европы заключили Европейскую конвенцию об академическом признании университетских дипломов. Она дополняет вышеприведенные Конвенции 1953, 1954 и 1956 гг.

Конвенция о признании квалификаций, относящихся к выс­шему образованию в европейском регионе, подписанная 11 апре­ля 1997 г., содержит основные принципы, относящиеся к оценке квалификаций, и определяет компетенцию государственных орга­нов.

Каждая сторона признает квалификации, выданные другими сторонами и отвечающие общим требованиям, для доступа к выс­шему образованию в этих государствах с целью доступа к програм­мам, составляющим ее систему высшего образования. Решения принимаются на основе соответствующей информации о квали­фикациях, в отношении которых и спрашивается признание. Обя­занность представления надлежащей информации лежит прежде всего на заявителе, который обеспечивает добросовестность такой информации.

Международные организации в образовательной сфере. Организация ООН по вопросам об­разования, науки и культуры создана в 1946 г., является специали­зированным учреждением ООН. Одной из основных целей ЮНЕСКО является поощрение развитие народного образования, а также установление сотрудничества народов в целях постепенно­го осуществления идеала доступности образования для всех, неза­висимо от расы, пола или каких-либо социально-экономических различий. Она указывает на методы образования, наиболее подхо­дящие для подготовки детей всего мира к осознанию ответствен­ности свободного человека (ст. 1 Устава ЮНЕСКО).

Членами ЮНЕСКО являются около 180 государств. Она со­трудничает с более чем 5000 неправительственных организаций и фондов.

В рамках ЮНЕСКО подготовлены международные конвен­ции, декларации и программы по вопросам образования.

В октябре 1998 г. ЮНЕСКО созвала Всемирную конферен­цию по высшему образованию для XXI века: подходы и практи­ческие меры. В ходе подготовки к этой Конференции ЮНЕСКО в 1995 г. издала Программный документ: реформа и развитие высшего образования. Конференция 1998 г. одобрила Всемирную декларацию о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. В ст. 3 Декларации определены задачи по формированию нового подхода к высшему образованию. Во-пер­вых, недопустима никакая дискриминация в отношении допуска к высшему образованию по признаку расы, пола, языка и рели­гии, а также; в силу каких-либо экономических, культурных и социальных различий или физических недостатков. Во-вторых, доступ к: высшему образованию должен оставаться открытым для тех, кто успешно заканчивает среднюю школу или ее эквивалент. В-третьих, необходимо активно содействовать доступу к высшему образованию представителей некоторых особых целевых групп, таких как коренные народы, культурные и языковые меньшинства, обездоленные слои населения, жители оккупированных территорий и инвалиды.

В 1993 г. 27-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО 13 ноября 1993 г. одобрила Рекомендацию о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании. Согласно п. 8 этой Рекомендации государствам — членам ЮНЕСКО следует прини­мать в рамках своих национальных систем и в соответствии со своими конституционными, правовыми и регламентирующими положениями все возможные меры, способствующие тому, чтобы соответствующие компетентные власти осуществляли признание необходимых для получения доступа к высшему образованию удостоверений о среднем образовании и иных дипломов, выданных в других государствах-членах, чтобы их обладатели или обладательницы могли обучаться в учебных заведениях высшего образования.

Всемирный форум по образованию, созванный ЮНЕСКО в апреле 2000 г., одобрил среднесрочную стратегию на период с 2002 по 2007 г., которая содержит обширный раздел об образова­нии. В ней приведены рекомендации по улучшению качества об­разования и роли ЮНЕСКО в выполнении этих рекомендаций.

Помимо ЮНЕСКО активную роль в координации междуна­родного сотрудничества в области образования играют региональ­ные организации, например Африканское бюро по наукам в об­ласти образования (создано в 1973 г.), Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (образована в 1980 г.), Конференция министров образования франкоговорящих стран (создана в 1960 г.), Организация министров образовании Юго-Восточной Азии (создана в 1965 г.), Организация Лиги араб­ских государств по вопросам образования, культуры и науки (соз­дана в 1970 г.).

Двусторонние договоры. 25 июня 1993 г. ЮНЕСКО и Россииская Федерация подписали меморандум о взаимодействии. В области образования ЮНЕСКО будет стремиться оказывать содей­ствие: в разработке нового законодательства в области образования; в подготовке методических материалов по реформировании дошкольного образования; в создании информационных сетей па средним и высшим учебным заведениям; в развитии межунивер­ситетского сотрудничества, создании в вузах и университетах «кафедр ЮНЕСКО». Российская Федерация заинтересована в помо­щи ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования, разработке проблем гуманизации образования в ин­женерно-технических вузах, профессиональной ориентации в период перехода к рыночной экономике, в развитии экономически го образования и образования в области прав человека.

21 июля 1998 г. Российская Федерация и ЮНЕСКО подписали Соглашение об институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. В соответствии с этим Соглашением в Рос­сийской Федерации создан институт, который содействует сбору, анализу, распространению и обмену информацией об использова­нии информационных и коммуникационных технологий в образо­вании; предоставляет техническую помощь в разработке учебных программ и курсов с использованием информационных и комму­никационных технологий в образовании на основе результатов на­учных исследований; проводит подготовку и переподготовку ра­ботников образования в области использования информационных и коммуникационных систем.

Российская Федерация заключила со многими странами согла­шения о взаимном признании; и эквивалентности документов об образовании. Эти соглашения распространяются на документы го­сударственного образца об образовании, выдаваемые на террито­рии России и соответствующего государства. Соглашения: регламентируют порядок признания аттестата о среднем образовании, диплома о начальном и среднем профессиональном образовании, диплома специалиста с высшим профессиональным образовани­ем, диплома магистра.

Исторические предпосылки Болонского процесса. Формирование общеевропейского образовательного пространства осуществляется в течение последних двадцати лет. За этот период, благодаря твердой политической воле его участников, этот процесс обрел правовую основу (ст. 149 и 150 Договора о создании Европейского Союза), социально-экономическую базу и в итоге стал органичной частью общеевропейского интеграционного процесса. Согласно статье 1-17 Конституционного Договора, образование и профессиональная подготовка по прежнему будут относиться к сфере, в которой Европейский Союз располагает компетенцией «осуществлять поддерживающие, координирующие и дополняющие» политику государств-членов действия. Европейский Союз должен «вносить вклад в развитие качества образования, поддерживая сотрудничество между странами-членами, полностью уважая ответственность стран-членов за содержание образования, организацию системы образования и их культурное и лингвистическое разнообразие». Конституция закрепляет ответственность Союза за «развитие европейского измерения, мобильности студентов и преподавателей, сотрудничества образовательных учреждений» (Конституционный договор, часть III, глава V, раздел 5, ст. 111-282). Кроме того, большинство стран-подписантов Болонской декларации ратифицировали Конвенцию Совета Европы и Лиссабонскую Конвенцию 1997 года, о взаимном признании академических квалификаций.

В 1984 году Европейская Комиссия выступила с инициативой создания ряда инструментов с целью повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда.

Один из инструментов, сеть Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности, существующих во всех странах - членах ЕС, присоединяющихся странах в Центральной и Восточной Европе, на Кипре и Мальте, обеспечивает граждан и университеты компетентной информацией о возможностях и требованиях по академическому признанию дипломов и отдельных курсов обучения в зарубежных университетах.

Второй инструмент, Европейская система перезачета кредитов, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы ERASMUS в 1988 году, в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ЕСТS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В Европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 -семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

Третий инструмент, Приложение к диплому, подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение к диплому предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом.

Наконец, четвертым, «вспомогательным» инструментом системы, является информационная сеть EURODICE, в раках которой подготавливается и распространяется надежная и сопоставимая информация о национальных системах образования в странах ЕС. EURODICE возникла в 1980 году в результате Резолюции Совета министров по образованию, принятой в 1976 году, о первой программе кооперации в сфере образования. В настоящее время сеть объединяет 30 стран. Подразделения в Брюсселе и странах - участниках системы осуществляют сравнительный анализ политик и национальных систем образования, готовят обзоры и статистические индикаторы по специальным темам.

Основные документы и цели Болонского процесса. В мае 1998 года министры, ответственные за высшее образование во Франции, Германии, Великобритании и Италии, подписав Сорбонскую Декларацию, приняли на себя обязательство способствовать созданию общей системы критериев в области высшего образования для содействия независимому признанию степеней и развитию студенческой мобильности.

В июне 1999 года, в Болонье, министрами образования 29 Европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования». Декларация стала ключевым документом нового этапа гармонизации национальных систем в процессе создания общеевропейского пространства высшего образования. Декларация отражает усилия правительств и европейских институтов найти общеевропейский ответ на общеевропейские проблемы. Долгосрочная цель программы действий, начало которой положила Болонская декларация - «создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования». Основные задачи, которые должны быть выполнены до 2010 года, включают:

· Введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов, в том числе и при помощи внедрения вышеописанного инструмента «Приложение к диплому».

· Введение двухуровневой системы подготовки во всех странах, первая ступень бакалавра не менее трех лет, и вторая ступень магистра и/или докторской степени.

· Создание системы кредитов, аналогичной Европейской системе перезачета кредитов как средства повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала университетов. Принятие общего рамочного подхода к квалификациям уровня бакалавров и магистров, обеспечение «сопоставимости» дипломов, отдельных курсов, кредитов. Создание целостной системы обеспечения качества образования (на базе European Network of Quality Assurance in Higher Education) и организация информационного обеспечения и обмена.

· Повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей.

· Развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий.

· Усиление «Европейского измерения» в высшем образовании.

18-19 мая 2001 г. в Праге была проведена следующая после Болоньи конференция. Министры, принявшие в ней участие, отметили, что цели, изложенные в Болонской декларации, получили широкое признание и были положены в основу развития системы высшего образования большинством стран, подписавших Болонскую декларацию, а также университетами и другими высшими учебными заведениями. В Пражском Коммюнике были еще раз подтверждены цели Болонской декларации, и особо подчеркнута важность мобильности, мер по обеспечению качества и аккредитации, а также значение Европейского измерения в области образования, обучения в течение всей жизни и вовлечения университетов и студентов в процесс создания единой Европейской зоны высшего образования.

Кроме 30 стран, подписавших Болонскую декларацию (Лихтенштейн задним числом был признан государством, подписавшим документ), еще три государства - Хорватия, Кипр и Турция - были приняты в Праге в состав стран-участниц Болонского процесса.

Рабочая группа по реализации Болонского процесса состоит из представителей стран, в которых проводилось предыдущее и будет проводиться следующее совещания министров, действующего президента-представителя страны ЕС, еще двух представителей стран ЕС (бывшего президента и следующего президента) и двух представителей стран, не входящих в ЕС. Европейская Комиссия принимает участие в заседаниях Группы в качестве ее полноправного члена. Кроме того, в группу входят четыре наблюдателя (от Европейской ассоциации университетов (ЕUА), Национальных союзов студентов Европы (ЕSIВ), Европейской ассоциации вузов (ЕURASНЕ) и Совета Европы). Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, подписав Берлинское коммюнике.

При подготовке конференции в Берлине по вопросам Болонского процесса все страны-участницы подготовили отчеты о шагах, предпринятых ими в рамках реализации целей Болонской декларации. (Приложение 2 содержит перевод материалов некоторых из национальных отчетов).

Совет Европы присоединился к Болонскому процессу в качестве наблюдателя и, кроме прочих мероприятий, занимался организацией семинара 11-12 апреля 2002 г. «От Лиссабона до европейской зоны высшего образования - вопросы признания квалификаций в рамках Болонского процесса».

Во многих из стран-участниц Болонского процесса было проведено большое количество конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам Болонской декларации. Особо следует упомянуть о следующих из них: европейская конвенция университетов в Саламанке в марте 2001 г., на которой около 300 высших учебных заведений обсуждали данный процесс и сформулировали свои ожидания относительно пражской конференции; конференция европейских студентов в Гетенбурге в марте, на которой также состоялся обмен мнениями о процессе с точки зрения студентов; конференция Европейской ассоциации университетов 12 апреля 2004, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике. Содержательные аспекты, обсуждавшиеся в рамках конференций и семинаров, будут рассматриваться в третьем разделе материала.

После присоединения России в 2003 году началась работа по нормативно-правовому сопровождению вхождения России в европейское образовательное пространство. Так, 15 февраля 2005 года был подписан Приказ Минобразования и науки РФ №40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», которым был утвержден план мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.

Выполнение указанного Плана контролируется Группой по осуществлению Болонских принципов в России, созданной при Минобрнауки России.

19-20 мая 2005 года в норвежском городе Берген состоялась четвертая министерская конференция по вопросам развития образования в рамках Болонского процесса. В форуме приняли участие 45 министров из разных стран мира. Россию на форуме представлял министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По итогам двухдневной конференции было принято итоговое коммюнике.

В нем отмечается, что образование в Европе должно стать привлекательным для жителей из других мировых регионов: "Европейская система высшего образования открыта для студентов и преподавателей из других регионов". В то же время в коммюнике подчеркивается, что правительства должны создать такие условие, чтобы студенты могли получать высшее образование независимо от их социальных и экономических условий жизни.

В рамках форума его участники приветствовали также вступление Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины в ряды Болонского процесса. В итоговом документе указывается, что эти страны придерживаются тех же идей и принципов в сфере высшего образования, что и другие участники Болонского процесса.

За этот период была проделана следующая работа:

– приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. № 126 утвержден Перечень головных вузов и организаций и вузов-координаторов в федеральных округах в части реализации основных целей в соответствии с Болонской декларацией.

– продолжается работа по переходу на систему зачётных единиц, повышению автономии и академических свобод вузов в планировании и организации образовательного процесса, усиления роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников (приказы Минобрнауки России от 27 июля 2005 г. № 215, от 3 апреля 2006 г. № 77, от 30 июня 2006 г. № 173; в экспериментальной работе участвуют более 60 высших учебных заведений), а также разрабатываются подходы к формированию новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования как комплексных федеральных норм качества с ориентацией на результаты образования (заседание Совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования 2 ноября 2006 г.)

Совершенствуется система обеспечения качества, в соответствии с критериями, сформированными в Берлинском и Бергенском коммюнике, введены новые показатели государственной аккредитации, повысившие требования к условиям реализации программ высшего профессионального образования и переходу вузов из одного вида в другой (институт, академия, университет) (приказ Рособрнадзора от 30 сентября 2005 г. № 1938). Обеспечение качества развивается в направлении общеевропейского понимания современного качества высшего образования и его обеспечения.

17-18 мая 2007 года в Лондоне прошел очередной 5-й Саммит министров образования стран-участниц Болонского процесса. Основными задачами конференции являлись оценка хода реализации положений Болонской декларации в странах-участницах и определение приоритетных направлений деятельности на следующие два года. Помимо этого на конференции была обсуждена роль и место Европейского пространства высшего образования в глобальном образовательном пространстве и его развитие после 2010 года.

Основное внимание министров было сфокусировано на социальном аспекте Болонского процесса и критическом его анализе. Был утвержден Реестр аккредитационных агентств, а также было утверждено присоединение Черногории к Болонскому процессу.

При подготовке к встрече, каждая страна-участница представила Национальный доклад о своих достижениях в 2005 – 2007 годах по реализации подписанных соглашений. По результатам анализа которых страны были ранжированы по 12 индикаторам. Среди стран, лидирующих по количеству набранных баллов, находятся Дания. Финляндия, Ирландия, Норвегия, Венгрия. С наименьшими баллами оказались Андорра, Азербайджан, Албания. Россия находится в середине рейтинга.

Трехуровневая система образования. Единство европейского пространства высшего образования обеспечивается, прежде всего, введением сходных периодов обучения и названий для них. Болонская Декларация так формулирует эту задачу, стоящую перед европейским сообществом высшего образования: «Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней,...в основном, базирующихся на двух основных циклах, начальном и последующем. Доступ ко второму циклу должен обусловливаться успешным завершением первого цикла, длящегося не менее трёх лет. Степень, присваиваемая после первого цикла, должна соответствовать европейскому рынку труда как обеспечивающая достаточную квалификацию». Тем самым было признано целесообразным поделить высшее образование на два уровня, чтобы дать возможность различным категориям студентов по желанию получать высшее образование разного качества с различными сроками обучения. Наиболее приемлемыми для этих уровней посчитали названия «бакалавр» и «магистр». Благодаря единым названиям и сходным по продолжительности периодам обучения, любому работодателю не только в Европе, но и по всему миру должно быть ясно, какое образование получил тот или иной претендент на рабочее место.

На конференции министров образования в Берлине (2003) была конкретизирована последовательность получения степеней: «Степени первого цикла должны давать доступ в духе Лиссабонской конвенции о взаимопризнании дипломов к программам второго цикла. Степени второго цикла должны давать доступ к обучению в докторантуре». Таким образом, был снят вопрос о том, могут ли бакалавры поступать в докторантуру.

Вначале в документах Болонского процесса упоминались два уровня высшего образования – «бакалавр» и «магистр». При этом не должно быть никаких сомнений, что англоязычный педагогический термин «master» следует переводить на русский язык в контексте Болонского процесса именно термином «магистр»; появление в некоторых российских публикациях варианта «мастер» только запутывает дело и искажает картину.

Третий уровень – «доктор» – отдельно не упоминался в Болонской Декларации, так как вначале считалось, что только незначительное количество магистров будет переходить на этот уровень. На Берлинской конференции министров, отвечающих за высшее образование в европейских странах, в 2003 году было принято решение включить в эту диаду третий уровень – «доктор». Вот как сформулировано это положение в коммюнике конференции: «Осознавая необходимость укреплять связи в Европе Знаний между европейским пространством высшего образования и европейским исследовательским пространством, а также подчёркивая важность научных исследований в качестве неотъемлемой части высшего образования по всей Европе, министры считают необходимым расширить рамки двух основных циклов высшего образования и включить докторский уровень в качестве третьего цикла Болонского процесса». На конференции Европейской ассоциации университетов в Граце (2003) делегаты, в основном, ректоры европейских университетов, обратились к правительствам стран Европы с призывом «полностью признавать докторский уровень в качестве третьего цикла Болонского процесса».

Оплата труда выпускников вузов с разными уровнями образования в странах Европы, как правило, разнится; помимо тяги к знаниям это хороший дополнительный стимул для получения студентом образования как можно более высокого уровня.

Первый уровень европейского высшего образования – бакалавр. Европейский студент, претендующий на высшее образование, должен вначале получить диплом бакалавра. На съезде европейских ректоров в Саламанке было констатировано, что первый уровень «требует набора студентом от 180 до 240 академических кредитов, но должен давать диверсифицированное образование, допускающее трудоустройство, но, в основном, готовящее студента к дальнейшей учёбе». На основе достигнутого европейскими странами взаимопонимания продолжительность обучения на этом уровне может составлять три или четыре года. Длительность обучения в бакалавриате может определяться как централизованно, в масштабах национальной системы высшего образования, так и децентрализованно, на уровне конкретного вуза.

Бакалавр по европейским меркам – это высшее образование. Выпускники вузов с данным дипломом должны трудоустраиваться как работники с высшим образованием. Непривычность названия «бакалавр» для российских работодателей вполне может быть преодолена принятием необходимых юридических актов и целенаправленной разъяснительной работой в средствах массовой информации.

Степень бакалавра, хотя и является высшим образованием, в некоторой мере ограничивает свободу трудоустройства человека, её получившего. В российских условиях, следует запретить бакалавру напрямую получать высшее образование третьего уровня, минуя второй, - то есть бакалавр не сможет поступить в аспирантуру (или докторантуру, если аспирантура станет так называться на европейский манер). Вероятно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего образования.

Во избежание дезориентации общественности диплом бакалавра не должен выдаваться выпускникам техникумов, колледжей и других образовательных учреждений среднего профессионального образования. О том, что эта степень – высшее образование, говорится, например, в Пражском коммюнике встречи министров высшего образования Европы (2001): «Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра и магистра или сопоставимые с ними степени двух уровней могут быть получены в университетах, равным образом, как и в других учреждениях высшего образования».

Второй уровень европейского высшего образования – магистр. Согласно канонам Болонского процесса второй, более высокий по сравнению с бакалавром, уровень высшего образования назван магистратурой, а его выпускник – «магистром». Широко распространённая ныне в Российской Федерации степень «специалист» не вписывается в «болонскую» систему; выпускники вузов с таким дипломом со временем просто не будут «узнаваться» работодателями и, скорее всего, станут испытывать проблемы с трудоустройством. Есть примеры, когда в некоторых европейских странах выпускников российских вузов с дипломом специалиста отказывались считать обладателями высшего образования, хотя в Швеции, напротив, их пока приравнивают к магистру.

Срок обучения на степень магистра был определён как один или два года, однако признаётся зависимость этого срока от продолжительности обучения на степень бакалавра.

Следует особо остановиться на таком явлении, как «интегрированный» магистр. Вот как эта идея формулируется в Обращении съезда европейских ректоров в Саламанке (2001): «При определённых обстоятельствах университет может принять решение учредить интегрированный учебный план, который ведёт непосредственно к степени уровня магистра. Предметные объединения вузов должны сыграть важную роль в принятии таких решений». Представители некоторых направлений подготовки вполне обоснованно полагают, что их курс образования по определённым направлениям подготовки нельзя поделить на уровни «бакалавр» и «магистр»; в этом случае, считается вполне приемлемым в порядке исключения брать абитуриентов на учёбу сразу на пять лет с вручением диплома магистра; уровень «бакалавр» выделяется, но не является выпускным, и уйти из вуза после трёх-четырёх лет, равных курсу бакалавра, считается недопустимым.

Время от времени европейской педагогической общественностью поднимается вопрос о введении двух разновидностей степени магистра – «магистр науки» («магистр-исследователь») и «магистр по профессии». «Магистр науки» будет сориентирован на дальнейшую научно-исследовательскую работу; «магистр по профессии», очевидно, приобретёт больше навыков и умений менеджера.

В отличие от бакалавра, имеющего ограничения по трудоустройству, для выпускника вуза с дипломом магистра должны быть открыты все должности, предусматривающие наличие высшего образования.

Важный вопрос – о допустимости смены направления подготовки или специальности после получения диплома бакалавра. С одной стороны, именно такая возможность делает высшее образование «болонского» типа более демократичным, однако, с другой стороны, качество образования начинает страдать, когда выпускник бакалавриата, допустим, без юридического образов







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.