Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образовательных отношений и его элементы





Понятие и состав МПР. Одним из важнейших понятий правовой науки, отражающим сущность, содержание и характер правового регулирования, помимо рассмотренных выше его предмета и метода, является понятие механизма правового регулирования (МПР). Под МПР в правовой науке понимается взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в виде целенаправленной и протекающей в организационных формах деятельности уполномоченных субъектов права [ ]. Именно он характеризует в концентрированном виде все основные статико-динамические параметры содержания и процесса правового регулирования.

К числу основных правовых средств, входящих в МПР, относятся:

· Юридические нормы, внешне выраженные в виде тех или иных нормативно-правовых актов (законы, подзаконные акты и т.д.).

· Правоотношения (прежде всего, юридические субъективные права и обязанности), складывающиеся (т.е. возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся) на основе юридических норм между участниками общественных отношений.

· Акты реализации субъектами права своих юридических субъективных прав и обязанностей, в том числе акты применения права (правоприменительные акты).

Каждый из этих основных элементов МПР выполняет в процессе правового регулирования свои, специфические функции. Так, юридические нормы, будучи основой, собственно юридической базой регулирования общественных отношений, «вводят», так сказать, специфический правовой режим, определяющий содержание и вектор правового поведения участников общественных отношений в соответствии с той социально-правовой моделью, которая закреплена в норе права. Именно в юридической норме в сжатом виде потенциально представлены и все остальные элементы МПР (правоотношения, акты реализации), содержание которых определено содержанием нормы.

Через следующий элемент МПР – правоотношения – происходит собственно воплощение нормы права в жизнь, поскольку правовое регулирование есть, в конечном счете, ни что иное, как осуществление участниками общественных отношений своих юридических прав и обязанностей, возникающих, прекращающихся и изменяющихся на основе юридических норм и в соответствии с ними.

Если правоотношения есть свидетельство того, что участники общественных отношений, во-первых, точно определены и, во-вторых, обладают столь же точно определенными (в некоторых границах) юридически возможностями (правами) и обязанностями, то акты реализации прав и обязанностей есть юридически значимые результативные действия субъектов права. Именно этими действиями достигается главная цель правового регулирования - упорядочение общественных отношений. Эти действия осуществляются (реализуются) в нескольких формах: исполнение (обязанностей), соблюдение (запретов), использование (субъективных прав). Особая форма реализации – применение правовых норм (правоприменение), главной особенностью которого является его государственно-властный характер.

Состав и действие механизма правового регулирования общественных отношений в сфере образования не имеет принципиального отличия от МПР в других сферах жизнедеятельности общества. Однако, специфика каждого типа, рода и вида отношений, подвергаемых правовому регулированию, так или иначе, отражается и на своеобразии соответствующего «своего» МПР. Поскольку образовательные отношения, как было показано, тоже обладают своей спецификой, достаточно отчетливо отличающей их от отношений в других сферах, обратим внимание на наиболее характерные особенности «образовательного МПР», исходя из специфики основных элементов его состава.

Нормы образовательного права и образовательное правотворчество. В самом общем плане норма права есть опосредованное и гарантируемое государственной волей властное общеобязательное и формально-определенное веление в виде установления или предписания (правила), направленное на урегулирование определенного элемента общественных отношений того или иного типа, рода или вида [ ]. К сфере образования такое определение применимо лишь в той степени, в какой образовательные отношения подлежат правовому урегулированию.

Как уже было показано, образовательные отношения есть отношения комплексные, включающие в себя административные, трудовые, имущественные, педагогические и т.д. отношения. Именно это обстоятельство обусловливает и комплексный характер образовательного права как правовой отрасли (глава 2). В этой же связи норма образовательного права как ключевой звено образовательного права также обладает своими особенностями.

Во-первых, само понятие «образовательно-правовая норма» («норма образовательного права») – понятие обобщенное, отражающее собой: а) комплексный характер образовательного права как правовой отрасли; б) «образовательную» специфику содержания и характера нормы той отрасли права, которая регулирует ту или иную сторону образовательных отношений (гражданского права, трудового права, административного права и т.д.). Другими словами, норма, скажем, трудового права, «превращается» в норму образовательного права (точнее, становится элементом последней) тогда и только тогда, когда и только когда она регулирует трудовые отношения между участниками образовательных отношений.

Во-вторых, образовательно-правовые нормы в то же время обладают и собственным содержанием и характером в том смысле, что предметом их регулирования являются всякие отношения, прямо или опосредованно связанные с обучением или воспитанием различных категорий граждан. Под таким углом зрения можно сказать, что по своей структуре образовательно-правовая норма состоит из двух частей: основной и особенной.

Основная часть отражает собой особенности тех элементов образовательного пространства (системы образования), которые объективно нуждаются в правовом урегулировании нормами различных отраслей права (субъекты образовательных отношений, управление образовательной системой, статус образовательного учреждения, элементы образовательной деятельности и т.д.). Именно эти особенности осуществляют «привязку» отраслевых юридических норм к сфере образования, придают им своеобразную «образовательную окраску». Тем самым, основная часть воплощает в себе те общие и главные цели и задач, для достижения и решения которых вообще осуществляется правовое регулирование образовательных отношений. В этом плане основная часть есть статическая, постоянная часть образовательно-правовой нормы.

Особенная часть образовательно-правовой нормы характеризует собой ту сторону образовательных отношений, которая связана с необходимостью урегулирования с помощью конкретных норм той или иной отрасли права. Таким образом, в особенной части отражаются те цели и задачи, которые преследуются и решаются конкретной отраслью права, «принимающей участие» в правовом регулировании образовательных отношений. Под таким углом особенная часть есть подвижная, динамичная часть образовательно-правовой нормы, поскольку в каждом конкретном случае речь всегда идет о действии нормы конкретной отрасли права.

Таким образом, образовательно-правовая норма – это не некая самостоятельная норма, как, скажем, норма трудового или административного права, а своего рода уникальное нормативное явление, обладающее, с одной стороны, всеми признаками нормы права, и, с другой стороны, направленное на урегулирование общих и особенных элементов системы образования.

Такое представление об образовательно-правовой норме носит теоретический характер. В практическом отношении под нормой образовательного права целесообразно понимать всякую правовую норму (норму любой отрасли права), которая так или иначе направлена на урегулирование определенных элементов образовательной системы. В этом смысле, например, норма трудового права, регулирующая вопросы приема на работу педагогического работника, есть одновременно и норма образовательного права. Особенность такой нормы в данном случае в том, что содержание структурных элементов такой нормы трудового права должно в максимальной степени отражать особенности труда педагогического работника, что не всегда удается законодателю.

В курсе «Правоведение» уже была представлена классификация правовых норм. Основными критериями выделения групп норм права выступают: принадлежность к определенной отрасли права, юридическая сила нормы, содержание и характер правовых установлений и предписаний, функции права, срок действия и т.д. Применительно к образовательно-правовой норме все эти критерии остаются в силе. Вместе с тем необходимо учитывать и другие критерии.

Основным специфическим критерием выступают элементы системы образования, в соответствии с которыми выделяются нормы, регулирующие: а) образовательную политику государства; б) правовой статус субъектов образовательных правоотношений; в) компетенцию субъектов образовательного правотворчества; г) управленческие отношения между субъектами образовательной деятельности; д) правовую ответственность субъектов образовательных правоотношений и т.д.

Другим критерием является принадлежность нормы к тому или иному комплексному институту образовательного права. В соответствии с ним выделятся нормы, регулирующие: а) социальную защиту обучающихся (воспитанников), б) социальную защиту работников образования; в) финансовые, налоговые и иные отношения в сфере образования и т.д.

К числу более частных критериев можно отнести: а) уровень образования, б) тип и вид образовательного учреждения, в) категории обучающихся и работников образования, г) особенности образовательного правотворчества, д) порядок рассмотрения споров в сфере образования и др.

Всякая норма права есть, как известно, продукт правотворчества уполномоченных на то государственных и/или негосударственных органов, должностных лиц. Причем этот продукт имеет вполне определенную внешнюю форму своего воплощения в виде нормативно-правовых актов того или иного вида – закона, подзаконного акта и т.д.

Правотворческая деятельность в сфере образования, не отличаясь в технико-юридическом отношении от всякой другой такого рода деятельности в других сферах, обладает, тем не менее, своими особенностями. Выделим наиболее существенные из них.

Образовательные нормативно-правовые акты. Главным и, в сущности, единственным результатом правотворческой деятельности являются нормативно-правовые акты. В сфере образования для этих актов, помимо общих для всякого нормативного правового акта признаков, характерно то, что они: а) содержат образовательно-правовые нормы, причем в одном акте могут содержаться нормы, относящиеся к различным видам (отраслям права); б) принимаются органами законодательной власти и органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами управления образованием РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления и образовательными организациями в соответствии с их законодательно установленной компетенцией; в) направлены на урегулирование отношений, складывающихся в различных сегментах образовательного пространства и элементах образовательной системы; г) органично связаны с нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в других сферах жизнедеятельности.

Все много- и разнообразие нормативных правовых актов в сфере образования представляет собой весьма сложно структурированную и иерархически выстроенную систему. Достаточно сказать, что только на федеральном уровне действуют более 500 законодательных и подзаконных актов.

Основную роль в этой системе играют законы. В настоящее время в Российской Федерации действуют два основных федеральных закона, которые с полным правом можно назвать смыслообразующими, стержневыми для действующей российской системы образования:

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) и

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Действуют также еще два федеральных закона, которые носят, в отличие от двух первых, более частный, но не менее важный характер:

Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и

Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 200 г. № 51-ФЗ.

Последний закон примечателен тем, что утверждаемая им Федеральная программа развития образования получает, тем самым, законодательный статус.

Ступенькой ниже в системе образовательных нормативно-правовых актов располагаются подзаконные образовательные акты, главное назначение которых – конкретизация норм законодательных актов применительно к тем или иных элементам правовой системы. Наибольшее значение среди этих актов играют Указы Президента Российской Федерации и Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Среди наиболее важных «образовательных» Указов Президента РФ следует назвать такие:

Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 903 "О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки";

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1501 "О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования";

Указ Президента РФ от 20 апреля 1996 г. N 569 "О мерах по улучшению социального обеспечения лиц, обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, индустриально-педагогических средних специальных учебных заведениях, и реформированию системы начального профессионального образования".

 

Более многочисленны Постановления Правительства РФ. Наиболее важные среди них:

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. N 174 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования»;

Постановление Правительства РФ от 13 мая 1992 г. N 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования».

 

Все типовые положения образовательных учреждениях различного типа также утверждаются постановлениями Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г., 23 декабря 2002 г.);

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г.);

Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 сентября 2001 г., 3 октября, 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.).

 

Помимо постановлений, Правительство издает также распоряжения, направленных на решение еще более частных вопросов образования:

Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.»;

Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 1999 г. N 1345-р «О мерах по оказанию помощи сельским общеобразовательным учреждениям Российской Федерации в совершенствовании образовательного процесса, отвечающего современным требованиям».

 

Самыми многочисленными на федеральном уровне являются нормативные правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации, его Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. К основным таким актам относятся: а) приказы нормативного характера; б) положения; в) письма (носящие инструктивный характер или содержащие инструкции, указания, рекомендации):

Приказ Минобразования РФ от 24 апреля 2001 г. N 1818 «О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы»;

Приказ Минобразования РФ от 24 апреля 2001 г. N 1818 «О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы»;

Письмо Минобразования РФ от 17 октября 2003 г. N 15-51-114/15-01-15 «О необходимости принятия мер по финансовой поддержке в 2004 году студенческих санаториев-профилакториев вузов и ссузов, студенческих профильных смен в оздоровительных лагерях»;

Письмо Минобразования РФ от 22 января 2004 г. N 38-06-42п «О финансировании и выполнении вузами в 2004 году противопожарных мероприятий»»

Письмо Минобразования РФ от 3 августа 2000 г. N 14-52-485ин/13 «О Методических указаниях по формированию основных образовательных программ для лиц, продолжающих высшее профессиональное образование или получающих второе высшее профессиональное образование»;

Инструктивное письмо Минобразования РФ от 11 июля 1997 г. N 34 «О мерах по обеспечению выполнения законодательства Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования».

 

Еще более многочисленный и разнообразный массив образуют нормативно-правовые акты по вопросам образования, принимаемые субъектами Российской Федерации. В них также принимаются образовательные законы органами законодательной власти субъекта РФ, указы президентов (в республиках) и глав администраций областей, краев, округов и Еврейской автономной области, постановления правительств и администраций, приказы министерств, департаментов, управлений (главных управлений) образования.

Следующую ступень системы нормативно-правовых актов занимают акты, принимаемые органами местного самоуправления. Это, как правило, решения представительных органов местного самоуправления и постановления глав муниципальных образований:

Решение малого Совета Екатеринбургского городского Совета народных депутатов от 1 октября 1992 г. N 217 «О некоторых мерах по социальной защите работников народного образования»;

Постановление Главы города Екатеринбурга от 16 мая 1997 г. N 369 «Об организованном завершении 1996 - 97 учебного года»;

Постановление Главы города Новоуральска от 15 января 2003 г. N 101 «О создании аттестационно-диагностической службы».

Нижнюю ступень нормативно-правовой системы занимают локальные акты образовательных учреждений. Основным среди них является Устав образовательного учреждения, статус и содержание которого предусмотрены статьями 12 и 13 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии со ст. 13 закона, в содержании Устава образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) осуществления предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением Негосударственных образовательных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Помимо Устава, в образовательном учреждении принимается немало иного рода локальных нормативных правовых актов, которые можно сгруппировать в четыре группы:

- акты общего характера (Коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции руководителей администрации, учебных подразделений и т.д.);

- акты, регламентирующие организацию учебной работы (например, в высших учебных заведениях это положения о факультете, кафедре, курсовых работах и т.п.);

- акты, регламентирующие научную работу и оказание научно-образовательных услуг (положения о конкурсах грантов, лабораториях, школьных или вузовских олимпиадах, студенческом научном обществе и т.д.);

- акты, регламентирующие организацию и проведение внеучебной работы (положения о редакции и школьной тили вузовской газеты, порядке проживания в общежитиях, предоставлении оздоровительных и санаторно-курортных путевок обучающимся, студенческом клубе и т.д.).

Таковы наиболее общие характеристики нормативно-правовых актов, принимаемых в сфере образования. Однако эта характеристика будет неполной, если хотя бы кратко остановиться на наиболее важных особенностях образовательного правотворчества, прежде всего, законотворчества.

1. Нормативное правовое регулирование в образовательной сфере, как уже отмечалось ранее, носит комплексный характер. В этой сфере широкое применение находят нормы административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права. Соответственно, в процессе законотворчества необходимо иметь в виду, что к общим вопросам образования, которые в соответствие с п. «е» ст. 72 Конституции РФ составляют предмет совместного ведения Федерации и субъектов Российской Федерации, относятся не все вопросы в сфере образования, а только те из них, которые связаны с регулированием собственно образовательных отношений. То же относится и к другим субъектам образовательного правотворчества и других уровней, которые должны различать «свои» полномочия и полномочия других субъектов.

2. Регулирование специфики применения в сфере образования норм административного права (вопросы управления образованием, контроль качества образования и др.), гражданского права (вопросы предпринимательской деятельности, собственности, организации, реорганизации образовательных учреждений), трудового права (порядок приема, вопросы заработной платы, социальные льготы и гарантии и др.) осуществляется в том же порядке, что и регулирование соответствующей отрасли права в целом. Так, например, в связи с тем, что гражданское право входит в предмет исключительного ведения Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации не могут принимать норм, регулирующих особенности применения норм данной отрасли права в образовательной сфере, в том числе и по вопросам особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений.

3. Юридические права участников сфере образования не должны противоречить Конституции РФ, общепризнанным нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации и обеспечивать такую меру свободы, при которой участники образовательных отношений могли бы беспрепятственно осуществлять все социально-значимые действия в сфере образования. Неоправданное ограничение правомочий субъектов препятствует их активному, творческому участию в образовательной сфере и, в конечном итоге, эффективному функционированию образовательной сферы в целом. В то же время законодатель не должен впадать и в другую крайность и предоставлять участникам образовательных отношений такую меру свободы, при которой может быть нанесен вред правам и законным интересам других лиц, государству и обществу.

Образовательные правоотношения – один из центральных элементов механизма правового регулирования отношений в сфере образования. Под образовательными правоотношениями в общем плане понимается особый вид общественных отношений, которые возникают на основе норм образовательного права между обучающимися (их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением обучающимися дошкольного, общего, профессионального или дополнительного образования. Все иные отношения в сфере образования, которые опосредуют указанную главную цель – цель получения образования, носят комплексный характер и регулируются нормативными предписаниями, которые находятся на стыке законодательства об образования и соответствующей отрасли права – гражданского, трудового, административного и т.д. права.

Как и всякое другое правоотношение, образовательное правоотношение по своему составу состоит из объекта, субъектов и содержания.

Объектом образовательного правоотношения следует рассматривать приобретаемые в процессе обучения знания, умения, навыки, содержание и уровень которых соответствует государственному образовательному стандарту и соответствующим образовательным программам, а также формируемые в процессе обучения и за его пределами у обучающихся (воспитанников) личностные социально-ценностные ориентации и установки, соответствующие доминирующим в обществе моральным ценностям и нормам, выступающими своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина.

Субъекты образовательных правоотношений – это те же самые участники образовательных отношений, вступающие между собой в правовую связь на основе того или иного нормативно-правового акта. Здесь нужно иметь в виду, что не всякий участник и не всегда становится субъектов правоотношений или, лучше сказать, в одном отношении участник образовательного процесса выступает субъектов правоотношения, в другом не является таковым. Так, педагог, ведущий урок, с одной стороны, является субъектом образовательного отношения в том смысле, что его педагогическая деятельность опосредована соответствующими нормативно-правовыми актами (он был принят на работу по приказу или по контракту, получает заработную плату и т.д.). С другой стороны, непосредственный педагогический процесс, связанный с выбором и применением педагогом собственных специфических форм и методов обучения, сопряженный с использованием различных и психологических приемов, установлением педагогико-психологических отношений с обучающимися, непосредственно не регламентируется нормативными правовыми актами. В данном случае педагог ориентируется лишь на наиболее общие нормы, принципы и цели образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании».

Все субъекты образовательных отношений могут быть в группы по различным критериям. Однако наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов на индивидуальных (ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения и институциональных (образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.). Но, во всяком случае, главной их юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е. именно как субъектов правоотношений, является их правосубъектность – предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем субъективных юридических прав и юридических обязанностей. Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса, о чем более подробно говорится в последующих главах настоящего пособия.

Правосубъектность всякого субъекта складывается из двух элементов – правоспособности и дееспособности. Если правоспособность есть предусмотренная правовыми нормами способность субъекта (индивида или организации) иметь юридические субъективные права и нести юридические обязанности, то дееспособность – предусмотренная правовыми нормами его способность своими собственными (либо посредством законного представителя) осуществлять эти права и обязанности – использовать первые и выполнять вторые.

Свойство правоспособности не зависит от воли и желания субъектов, их правовой и социальной активности, оно вытекает непосредственно из действующего законодательства и им определяется. Государство, принимая соответствующие законы и иные нормативно-правовые акты и признавая, самым, граждан и иных лиц в качестве субъектов правоотношений, предоставляет им возможность вступать в этих отношения, действовать определенным образом.

В сфере образования граждане наделяются правом получать бесплатно среднее (полное общее) образование, а на конкурсной основе и высшее профессиональное образование (ст. 43 Конституции РФ), пользоваться в процессе обучения библиотекой и иными информационными ресурсами образовательного учреждения. Но в то же время на тех же граждан одновременно возлагаются обязанности получить основное общее образование, своевременно выполнять предусмотренные учебным планом задания и другие обязанности.

Специфика образовательного права, помимо рассмотренных ранее особенностей, как раз и состоит в том, что в нем действуют оба варианта соотношения правоспособности и дееспособности.

Как и в гражданском праве, в сфере образовательных правоотношений вполне допускаются ситуации, когда правоспособность недееспособного лица (обучающегося, воспитанника), не достигшего совершеннолетия, реализуется действиями других лиц (родителей, законных представителей). Так, родители или законные представители несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. В то же время следует подчеркнуть, что область действия гражданско-правовой составляющей соотношения правоспособности и дееспособности в области образовательного права значительно ограничена.

Так, например, обучающиеся (воспитанники) до достижения ими восемнадцатилетнего возраста признаются дееспособными по весьма широкому кругу образовательных отношений, связанных с обучением и усвоением образовательных программ. Они самостоятельно усваивают образовательные программы, имеют право на бесплатное пользование библиотеками, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства и др., а также несут ответственность за дисциплинарные проступки.

Далее. Если психически больные лица признаются судом недееспособными в области гражданско-правовых отношений, то они же являются дееспособными в образовательных отношениях. Они не лишаются права своими действиями усваивать специальные образовательные программы, получать доступную для них систему общих и профессиональных знаний, навыков и умений в системе коррекционного образования.

Наконец, отметим, в области правового регулирования системы образования не применяется институт ограничения дееспособности лиц. Дееспособные субъекты образовательного права не утрачивают этого свойства ни при каких обстоятельствах, т.е. никто не имеет права ограничить образовательную дееспособность ребенка (лица, не достигшего 18-летнего возраста) под тем или иным предлогом. Даже в случае совершения несовершеннолетним преступления или иного противоправного деяния и его осуждения (по достижении 14 -16 летнего возраста), скажем, к лишению свободы с отбытием наказания в воспитательной колонии, ему предоставляются все необходимые условия для продолжения образования в условиях содержания в колонии. В определенных ситуациях, как правило, связанных с совершением деяний, причиняющих вред образовательным отношениям, либо обучающимся, граждане и иные лица могут лишаться права выступать субъектами образовательных правоотношений, то есть правосубъектности (т.е. и правоспособности, и дееспособности).Так, к примеру, педагогическая деятельность может быть запрещена отдельным лицам по приговору суда или медицинским показаниям, по иным указанным в законе основаниям. Лицо, которому запрещено заниматься педагогической деятельностью, не признается субъектом данного вида образовательных отношений и в силу этого факта оно и не обладает дееспособностью, не может своими действиями приобретать права и обязанности, связанные с осуществлением педагогической деятельности.

Совершеннолетние граждане и иные лица как субъекты образовательных отношений обладают одновременно и правоспособностью, и дееспособностью в полном объеме. Это означает, что предоставленные права субъекты реализуют только собственными действиями. Их неспособность осуществлять те или иные действия в области образования не восполняется действиями других лиц. Скажем, студент, не способный усвоить тот или иной курс, подготовить письменную работу, сдать итоговый или межсессионный экзамен, не может перепоручить исполнение этих своих обязанностей другим лицам. Будучи недееспособным он становится и неправоспособным, лишается права продолжать образование, быть участником соответствующего вида образовательных отношений.

Образовательная правоспособность граждан и иных субъектов конкретизируется и развивается в системе прав и обязанностей, которые закрепляются действующими законами и иными нормативными актами.

Система прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений понимается как правовой статус. При этом каждый субъект в зависимости от его вида (гражданин, юридическое лицо, государственный орган, орган местного самоуправления и др.), вида образовательных отношений и иных обстоятельств имеет особый правовой статус.

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие правовые статусы: 1) обучающихся; 2) родителей обучающихся; 3) образовательных учреждений; 4) учредителей; 5) органов управления образованием; 6)органов управления образовательным учреждением; 7) работников образовательного учреждения; 8) трудового коллектива образовательного учреждения; 9) общественных организаций, действующих в образовательной сфере; 10) государства в целом.

В последующих главах пособия рассматр







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.