|
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Организационные основы государственной метрологической службы РФ. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 27 апреля 1993 года был принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До того времени законодательных норм в области метрологии по существу не было. Эти нормы устанавливались постановлением правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений — от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Например, установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки; введена добровольная сертификация средств измерений и др. Как показывает практика и зарубежный опыт, метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения должны быть обязательно закреплены именно законом, принимаемым высшим законодательным органом страны. Ведь юридические нормы, непосредственно направленные на защиту прав и интересов потребителей, в правовом государстве регулируются стабильными законодательными актами. Рассмотрим основные положения принятого Закона «Об обеспечении единства измерений». Цели закона — защита прав и интересов граждан, установленного правопорядка и экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах; создание благоприятных условий развития международных межфирменных связей; регулирование отношений государственных органов управления страны с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, реализации, эксплуатации, ремонта и экспорта (импорта) средств измерений; адаптация российских средств измерений к мировой практике. Закон «Об обеспечении единства измерений» в отличие от зарубежных законодательных актов по метрологии распространяется на некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Закон предоставляет аккредитованным метрологическим службам юридических лиц право выдавать сертификаты о калибровке от имени органа, которые их аккредитовали. За рубежом в компетенцию федеральных органов власти входит только установление основ законодательства об обеспечении единства измерений. В отличие от зарубежной практики в России отношения, связанные с обеспечением единства измерений, регулируются лишь федеральными законодательными актами. Исключением из этого правового положения является предоставление субъектам федерации возможности принимать нормативные акты по некоторым вопросам государственного метрологического контроля и надзора. Закон устанавливает и законодательно закрепляет основные понятия: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу данных определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОЗН). Основные статьи Закона устанавливают организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений; нормативные документы по обеспечению единства измерений; единицы величин и государственные эталоны единиц величин; средства и методики измерений. Отдельные статьи Закона определяют состав и компетенцию Государственной метрологической службы, подчеркивают межотраслевой и подведомственный характер ее деятельности (например, утверждение общероссийских нормативных документов). Межотраслевой характер деятельности закрепляет правовое положение Государственной метрологической службы на уровне других межотраслевых и контрольно-надзорных органов государственного управления (Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор и др.). Характерной чертой правового положения Государственной метрологической службы является ее подчиненность по вертикали одному ведомству — Госстандарту, в рамках которого она существует обособленно и автономно. Закон «Об обеспечении единства измерений» служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это, прежде всего, необходимо для взаимного признания результатов испытаний и сертификации, а также использования мирового опыта и учета тенденций развития современной метрологии. В тех сферах, которые не контролируются государственными органами, создается Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений. Особо следует отметить введение института рецензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензий предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы. Закон вводит добровольную Систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Стимулом к этому послужили не только проблемы сохранения единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю, но и необходимость повышения качества и эффективности деятельности по созданию парка измерительных средств, защиты интересов пользователей средств измерений. Система добровольной сертификации средств измерений зарегистрирована Госстандартом в Государственном реестре. Все нормативные документы, используемые в системе, гармонизованы с международными правилами и нормами. Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются: поддержка приоритетов международных договорных обязательств; содействие процессам присоединения России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (ВТО); сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях; создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров во внешнеэкономических отношениях. Во исполнение принятого Закона Правительство в 1994 году утвердило ряд документов: Положение о государственных научно-метрологических центрах, Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, Положение о метрологическом обеспечении обороны Российской Федерации. Эти документы наряду с Законом являются основными правовыми актами по метрологии в России. Однако следует учитывать, что метрологические службы федеральных органов управления не относятся к Государственной метрологической службе, так как их деятельность ограничивается одной отраслью (одним ведомством), а сами эти органы являются объектами государственного метрологического контроля и надзора. Государственная метрологическая служба РФ (ГМС) представляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспечению единства измерений. Общее руководство ГМС осуществляет Госстандарт, на который Законом «Об обеспечении единства измерений» возложены следующие функции: à межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений; à представление Правительству предложений по единицам величин, допускаемых к применению; à установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; à определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; государственный метрологический контроль и надзор; à контроль за соблюдением условий международных договоров о признании результатов испытаний и поверки средств измерений; à руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений; à участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений; à утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений; à утверждение государственных эталонов; à установление межповерочных интервалов средств измерений; à отнесение технических устройств к средствам измерений; à установление порядка разработки и аттестации методик выполнения измерений; à ведение и координация деятельности Государственных научных метрологических центров (ГНМЦ), Государственной метрологической службы, Государственной службы времени и частоты (ГСВЧ), Государственной службы стандартных образцов (ГССО), Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД); à аккредитация государственных центров испытаний средств измерений; à утверждение типа средств измерений; à ведение Государственного реестра средств измерений; à аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений; à утверждение перечней средств измерений, подлежащих поверке; à установление порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений; à организация и координация деятельности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений; à организация деятельности и аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ; à планирование и организация выполнения метрологических работ. В состав ГМС входят семь государственных научных метрологических центров, которые специализируются на различных единицах физических величин. Среди них: à НПО «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» (Санкт-Петербург) - специализируется на величинах длины и массы, а также механических, теплофизических, магнитных величинах, ионизирующих излучениях, давлении, физико-химическом составе и свойствах веществ; à НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, Московская область) - занимается эталонами радиотехнических и магнитных величин, времени и частоты, акустических и гидроакустических величин, а также низких температур, твердости и др.; à НПО «ВНИИ оптико-физических измерений» (ВНИИОФИ, Москва) - центр по оптическим и оптико-физическим величинам, акустико-оптической спектрорадиометрии, измерения в медицине, а также по единицам измерения параметров лазеров; à Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ, Екатеринбург) - руководит исследованиями по стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов; à Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ, Новосибирск) - занимается радиотехническими, электрическими и магнитными величинами; à Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС, Москва) - специализируется на геометрических и электрических величинах, давлении, параметрах электромагнитной совместимости. Научные центры, как правило, являются держателями государственных эталонов. Они также проводят исследования по теории, измерений, принципам и методам высокоточных измерений, разработке научно-методических основ совершенствования российской системы измерений. Кроме них центрами эталонов являются Казанский «ВНИИ расходометрии» (расход и объем веществ), иркутское НПО «Эталон» (специализация — региональные эталоны времени, частоты, электрические величины), хабаровское НПО «Дальстандарт» (региональные эталоны времени и частоты, теплофизические величины). Наряду с ГМС вопросами обеспечения и единства измерений занимаются Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения земли (ГСВЧ); Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО); Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Деятельностью этих служб руководит Госстандарт, который координирует их работу с работой ГМС на основе единой технической политики. Во многих государственных органах управления создаются метрологические службы, которые функционируют в соответствии с Положением о метрологической службе, подлежащим согласованию с Госстандартом. Основные задачи, права и обязанности таких служб определены в Правилах по метрологии ПР50-732-93 «ГСП. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц». Этот документ предусматривает введение в структуру органов управления метрологических подразделений. Так, в центральном аппарате создается должность главного метролога, в отраслях — головные и базовые метрологические службы; на предприятиях и в организациях — калибровочные лаборатории и подразделения по ремонту средств измерений. В соответствии с законодательством к основным задачам метрологических служб относятся обеспечение единства требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства, осуществление метрологического контроля и надзора. Это достигается путем калибровки средств измерений; надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, с соблюдением метрологических правил и норм; выдачи обязательных предписании, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм; проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку. Деятельность метрологических служб основывается на законодательных и нормативных документах, регламентирующих различные направления, в том числе по метрологическому обеспечению производства и сертификации систем качества; эталонах и средствах измерений, контроля испытаний; специалистах, имеющих специальную профессиональную подготовку, квалификацию и опыт в проведении метрологических работ и услуг. Финансирование работ по выполнению задач головной организации осуществляется из централизованных фондов соответствующего государственного органа управления, а базовой организации — из специально создаваемых внебюджетных фондов, в том числе за счет средств объединений и предприятий, прикрепленных к базовой организации. Целесообразно также долевое финансирование отдельными группами предприятий метрологических работ, направленных на удовлетворение требований потребителя в отношении функциональных характеристик продукции, выпускаемой предприятиями, условий ее эксплуатации и сервисного обслуживания. Специалисты метрологических служб предприятия должны принимать активное участие в аттестации испытательных подразделений, подготовке и аттестации производств и сертификации систем качества в соответствии с требованиями Системы сертификации продукции ГОСТ Р. Головные и базовые организации метрологической службы подлежат аккредитации, которую проводят государственные органы управления с привлечением специалистов ГМС. Научно-методическое руководство работами по аккредитации головных и базовых организаций осуществляет ВНИИМС. Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами ГМС. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|