Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема лекции № 3. Диспозиция. Текст и его построение





Мотивация.

Данное занятие направлено на формирование интереса к интеллектуальной деятельности.

3. Учебная цель:

Изучить особенности риторического текста и правила его создания.

4. Воспитательная цель:

Сосредоточить внимание студентов на значении интеллектуальных ценностей для развития и самовыражения личности.

5. Задачи лекции:

Дать знания о сущности и специфических особенностях риторического текста, его функционально-смысловых типах, правилах его создания; формировать способность самостоятельно создавать тексты – описание, повествование и рассуждение.

6. План лекции:

1. Понятие и специфические особенности риторического текста

2. Строение текста

3. Функционально-смысловые типы текста

4. Этапы и трудности создания текста

5. Отличие от современного текста

Понятие и специфические особенности риторического текста. Диспозиция учит расположению всех элементов, найденных в ходе инвенции. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре.

Риторический текст, по выражению Ю.М. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей.

Слово «текст» происходит от латинского textum - ткань, связь, соединение, что как нельзя лучше характеризует именно риторический текст.

В риторическом тексте можно выделить несколько слоев, которые переплетаются, взаимопроникают друг в друга, охватывают собою весь текст. Особенно ярко это проявляется в ораторской речи. Н.Н. Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль и композиция» (М.,1992) выделяет, например, такие слои в тексте ораторской речи:

· идейно-тематический, пронизывающий текст от начала и до конца, в котором отражена тема и главная мысль;

· конкретно-понятийный, или фактический, передающий содержание;

· структурно-логический, передающий внутреннюю логику текста;

· композиционный, от введения до заключения;

· стилистический, или языковой, непосредственная словесная фактура, учитывающая особенности жанра речи и ситуации общения.

Для риторического текста характерны такие свойства, как подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью.

Строение текста. Риторический текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его построение – это умелая организация всех его структурных составляющих.

Сегодня композиция текста организуется по достаточно устойчивой схеме: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении выделяют зачин (первые одно – два предложения), а в заключении - концовку.

Способы развёртывания основной части могут быть различными. Так, Н.Н.Кохтев называет следующие способы:

· транзитивный, то есть последовательный переход из одной темы в другую;

· экстенсивный, при котором основная идея формулируется вначале, но приблизительно, в дальнейшем она обосновывается, обогащается, развивается, в конце речи оратор возвращается к основной идее;

· параллельный – при наличии общей идеи темы развиваются самостоятельно, не переходя одна в другую;

· интегральный, или смешанный (с.65).

Содержательную структуру текста (его основной части) А.Н. Васильева (Основы культуры речи. - М.,1990) описывает иначе – в соответствии с функциональным стилем языка – и выделяет такие структуры:

1. предметно-логическую, свойственную, как правило, текстам научного и официально-делового стилей. В таком тексте объект описания раскрывается через логическую иерархию: общее – частное, подчинение – соподчинение, причина – следствие и т.п. Официально-деловой письменный текст обычно имеет образец, значительная часть такого текста содержит определённые клише, стандартные композиционные и языковые средства.

2. «плетёную», характерную для публицистического стиля. Приёмов создания плетёного текста много. Например, при единой теме, при целостности текста – множество различных линий, которые вырастают одна из другой. Такие тексты могут начинаться с конца и заканчиваться началом. При этом следует иметь в виду высокую эмоциональность и экспрессивность такого текста, которые вместе с необычной структурой создают у читающего или слушающего иллюзию, что текст рождается буквально у него на глазах.

3. структуру свободного образно-ассоциативного типа. Такие тексты характерны для художественного стиля, они требуют особого мастерства.

Подобная классификация содержательной структуры текстов скорее относится к его письменным формам, но может быть применима и к текстам монологической устной речи.

Функционально-смысловые типы текста. Приведенные композиционные схемы весьма абстрактны и не учитывают того, что содержание и строение текста тесно связаны с предметом речи и способами его осмысления, которые проявляются в различных функционально-смысловых типах текста – в описании, повествовании и рассуждении.

Описание – это один из функционально-смысловых типов текста, раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений. Соответственно, для описания оратор прибегает к топам «определение», «свойства», «род – вид», «целое – части» и некоторым другим. Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета (топ «свойства»), найти точное сравнение (топ «сопоставление»), позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. Начало описания может быть различным: прямое указание на предмет, обращение к нему, обозначение места, где он находится и т.п. Способы развертывания средней части также разнообразны, но общие правила гласят: самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного. Конец описания часто содержит эмоциональную оценку этого предмета говорящим.

Повествование – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой изложение событий. Повествование, или рассказ, состоит также из нескольких частей, которые обычно называют экспозицией (подготовка к рассказу), завязкой (начало), развитием действия до момента кульминации (середина повествования) и развязкой (конец). Понятно, что при кажущейся простоте и однообразии строения конкретное наполнение этой схемы необычайно многообразно. Рассказывая истории, необходимо помнить о главных принципах создания интересного, увлекательного повествования, таких, как живость, выразительность, увлекательность, краткость, правдоподобие, нарастание интереса до кульминации и развязки.

Рассуждение – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой формулировку и доказательство некоего тезиса. Рассуждение – это доказывание своего мнения. Рассуждение может идти от общего к частному (дедуктивный способ) и от частного к общему (метод индукции). В качестве примера композиции текста - рассуждения можно привести структуру строгой хрии (рассуждения на нравственную тему), ее дедуктивный образец, который состоит из 8 частей:

1. начало (приступ, то есть объявление темы);

2. парафразис, или экспозиция (разъяснение темы);

3. причина (на основе нескольких топов причина и следствие);

4. противное (используется топ противопоставление);

5. подобие (тема подтверждается с помощью топа сравнение);

6. пример;

7. свидетельство;

8. заключение.

Подробный комментарий строгой хрии дан в учебнике А.К. Михальской «Основы риторики» на стр.220 – 223.

Среди основных принципов создания текста-рассуждения – это принципы правильного выбора стратегии рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.

Вместе с тем следует отметить, что риторический текст редко представляет собой или только описание, или только повествование, или только рассуждение. Чаще всего эти три функционально-смысловых вида взаимодействуют в структуре целостного текста, их объединение, переходы от одного вида к другому требуют определённого мастерства.

Этапы и трудности создания текста. Обратимся теперь к последовательности действий при создании текста.

Риторический текст создаётся в несколько этапов:

1) подготовительный. На этом этапе происходит анализ и оценка аудитории, перед которой предстоит выступать, поиск идеи, определение цели и задач речи, отбор материала и его осмысление, разработка концепции речи, отбор аргументов.

2) этап первичного текста, на котором создаётся «черновой» вариант текста, который лучше всего положить на некоторое время в стол, так как вполне возможны незаметные на первый взгляд недостатки;

3) пауза. Этот этап не должен быть долгим, не более нескольких дней;

4) этап самоэкспертизы;

5) заключительный, на котором уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т.п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.

Трудности создания первичного текста связаны с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного замысла, с поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала, с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности; со словесным выражением «сгущённых квантов мысли» («муки фразы»), с поисками языковых средств для стилистически адекватного выражения мыслей.

Этими трудностями объясняются недостатки, которые следует устранить на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т.п.

Работу над любым текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».

Написанный первичный вариант следует подвергнуть «самоэкспертизе». Можнo указать следующие общепринятые критерии оценки текста:

1. Соответствие обстановке и цели общения, составу аудитории;

2. Информационная ценность;

3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;

4. Оптимальность содержательней полноты и речевой сжатости применительно к условиям коммуникации;

5. Обоснованность эмоционально-оценочных акцентов;

8. Оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, адресата, условий общения;

7. Стилистико-языковая выдержанность;

8. Качество внешнего оформления.

Таким образом, создание риторического текста подчиняется определённым правилам.

Примеры.

Пример развёртывания основной части транзитивным способом:

Мартынов, убийца Лермонтова.

(вступление) Мартынов Николай Соломонович (1815-75).Сын пензенского помещика. (основная часть) Вместе с Л. учился в Школе юнкеров, выпущен в дек. 1835 корнетом в Кавалергардский полк (где тогда же служил Ж. Дантес). В 1837, командированный на Кавказ, М. останавливался в Москве и почти ежедневно встречался с Л. Возвратившись в Кавалергардский полк, М. В Петербурге в 1838 продолжал общаться с Л, равно как и на Кавказе летом и осень 1840. В февр. 1841 вышел в отставку в чине майора и в апреле приехал в Пятигорск. По воспоминаниям современников, М. был красивый, но незначительный молодой человек, обманувшийся в надеждах на быструю военную карьеру. 13 июля 1841 на вечере у Верзилиных М. вызвал Л. на дуэль после ссоры, возникшей по ничтожному поводу. 15 июля у подножия горы Машук в 6 ч. вечера убил поэта. Воен. суд требовал, чтобы М. был лишён чинов и прав состояния. Но по приказу Николая I был посажен на гауптвахту в Киевской крепости на три месяца и предан церковному покаянию. Св. Синод в 1843 сократил строк покаяния с 15 до 5 л. (заключение) В последние годы жизни М. писал воспоминания, в которых пытался оправдать себя.

Пример развёртывания основной части экстенсивным способом:

Поэзия Лермонтова: поиск цели жизни. (вступление) Пафос лермонтовской поэзии коренился в постоянном искании Л. высшей цели бытия и своего назначения. (основная часть) Искание цели и смысла жизни никогда не покидает героя Л. Доминирующей интонацией при этом является вопрошание. Вопрос «лермонтовского человека» о цели равнозначен вопросу о смысле жизни вообще и каждого заключённого в ней мгновения. Ему нужна уверенность, что такая цель существует, что жизнь имеет хотя бы и недоступный ему смысл. Чаще вопрос не разрешается, но через него просвечивает работа возрастающего самосознания.

Для героя Л. цель жизни «неизъяснимая» и м.б. «страшная», но всегда «желанная». Она проявляется в устремлённости к «небесному», в «полёте души», в стремлении к чему-то «тайному» и «высокому».

У героя раннего Л. есть надежда, что цель достижима, что он мог бы её постичь. Он хотел бы верить, что «мир для счастья сотворён», но сама жизнь его разуверяет: «вере тёплой опыт хладный противуречит каждый миг, и ум, как прежде безотрадный, желанной цели не достиг». (И т.п.)…. (заключение) Итак, поиск …

Пример развёртывания основной части параллельным способом (при наличии основной идеи темы развиваются самостоятельно):







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.