Цель речи - сообщение сведений, информирование аудитории.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цель речи - сообщение сведений, информирование аудитории.





2. Задача речи - обеспечить понимание, добиться понимания.

3. Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной - расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение.

Введение.Задача введения - завладеть вниманием слушателей (приемы: неожиданное, загадочное, парадоксальное название речи и ее начало; обозначение проблемы и «изюминки» речи и т.п.).

Основная часть Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.

Заключение. Краткое «прохождение» по основным пунктам речи. Итоговый вывод, общий смысл сообщенного, лучше в образной форме (можно в виде анекдота, притчи, сравнения, обобщения и т.п.).

5. Выражение мысли в речи.

Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов - минимум. Основа - нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность.

Основные виды информирующих речей:

лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;



доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему;

сообщение – небольшой доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу.

информация – короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли;

объявление – сообщение о том, что предстоит, должно произойти;

аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;

представление (в официальных и неофициальных обстоятельствах) - знакомство, сообщение информации о себе (или о другом) , частный вариант —представление при приеме на работу.

Информирующая речь призвана прежде всего передать аудитории новую информацию.

Предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п.

Содержание речи задается адресатом и его потребностью в определенной информации.

Если оратор без всяких объяснений решил рассказать сотрудницам бухгалтерии о новейших космических исследованиях, а студентам сельскохозяйственной академии о новом прокатном стане, он не должен удивляться тому, что слушатели не заинтересуются предлагаемой информацией, даже если она вполне качественна и правильно подается.

Как нужно «квантовать» информацию

Разделяя речь на кванты, нужно знать две закономерности восприятия и запоминания:

лучше всего запоминается то, что даётся в начале и в конце всей речи и каждого отдельного кванта («эффект границы»);

вокруг важных в смысловом отношении «зон» речи должны быть «пустые» зоны», заполненные «несерьёзным» содержанием: шуткой, примером, анекдотом и т.п.

Разбиение содержания основной части выгоднее делать, пользуясь принципами сходства и противопоставления. Например, сообщать о нескольких свойствах предмета речи лучше, сгруппировав их по общности и по контрасту: «У утюга есть три достоинства. Это… Рассмотрим каждое из них». Затем: «У утюга есть три недостатка. Это…» Далее переход-связка к следующему кванту речи.

Связность текста может осуществляться специальными способами:

ретроспекция – возвращение к сказанному, напоминание об имеющихся знаниях («об этом мы уже упоминали», «как было сказано ранее»);

проспекция – взгляд вперед («мы об этом скажем чуть позже»);

повторяемость мыслей, использование различных языковых единиц.

Существуют определённые речевые формулы для перехода:

во-первых, во-вторых; однако; не только...; с другой стороны; что касается...; теперь рассмотрим; перейдем к ...; этим не ограничивается; другой особенностью...; еще одной чертой; не менее важной причиной; напротив; еще остается рассмотреть; наконец отметим; назовем и другие; обратим внимание; заметим.

А вот формулы для заключения:

подводя итог изложенному; как видим; таким образом; из сказанного следует; обобщая сказанное; подведем итоги; сказанное позволяет сделать вывод; основные выводы сводятся к следующему.

Пример информирующей речи

Лекция для родителей учащихся начальных классов о профилактике респираторно-вирусных заболеваний и пищевых интоксикаций»

Тема: «Профилактика наиболее частых заболеваний ваших детей»

Цель: Дать информацию родителям и поддержать здоровье детей

Задачи:

проанализировать уровень распространения РВЗ и ПИ среди учащихся,

дать общее представление о вреде этих заболеваний.

научить мерам профилактики.

Аудитория: люди разного возраста и профессий, но примерно одного статуса, деловитые и торопливые, но заинтересованные в здоровье детей.

Оснащение лекции: наглядные материалы, раздаточные листки со схемами прививок и контактной информацией.

(продолжение)

Примерный план лекции:

Изложение сведений об уровне РВЗ и ПИ в данной школе

Напоминание основных представлений об особенностях этих заболеваний и угрозе здоровью, обучению и развитию детей

Освещение правил профилактики – «Принципы вакцинации», «Закаливание и соблюдение правил гигиены», «Хранение и использование пищевых продуктов», «Если в доме больной»

Установление контактов с аудиторией для последующей консультации и возможной связи. Раздача материалов. Ответы на вопросы.

Аргументирующая речь

1. Если цель речи - убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.

Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.

2. Задача речи – добиться доверия аудитории.

3. Основные законы аргументирующей речи: необходимость точного выбора вида речи, точной формулировки проблемы речи, четкого формулирования тезиса; учет аудитории, её всесторонняя оценка и соответственно этому - выбор стратегии доказывания (по дедуктивному или индуктивному методу); сочетание рациональных и эмоциональных приемов убеждения.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение

Введение.Задача введения - расположить их к себе слушателей (приемы: афоризм, цитата, шутка; демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п.). Формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т.п.

Основная часть. Формулировка дополнительных тезисов. Выбор и расположение аргументов в соответствии с силой их воздействия.

Заключение.Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.

5. Выражение мыслей в речи.

Основу составляет нейтральная лексика, вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.