Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра акмеологии и психологии





Кафедра акмеологии и психологии

Профессиональной деятельности

 

«Зоопсихология

И сравнительная

Психология»

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ И материалы
для самостоятельной подготовки
к итоговому тестированию

 

 

 

 

Москва 2012


Зоопсихология и сравнительная психология:
конспекты лекций и материалы для самостоятельной

Подготовки к итоговому тестированию

 

содержание:

Конспекты лекций и материалы для подготовки к занятиям по темам:

Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение

Методы зоопсихологических исследований

История и теории зоопсихологии

Проблемы происхождения психики

Особенности образа жизни животных и общее представление о стадиях развития психики

Проверочный тест

Уточнение терминов и определений

 

При составлении конспектов и материалов использована и рекомендуемая

слушателям заочной формы обучения (второе высшее образование) следующая литература:

 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972

Савельев С.В. История и теории зоопсихологии // http://www.ethology.ru/library/?id=115

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. Любое издание.

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Любое издание.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 521000 и 020400 – «Психология». – М.: Российское психологическое общество, 1997

© Материалы подготовлены к печати кафедрой
акмеологии и психологии профессиональной деятельности

© Составитель: д.п.н., проф. Гагарин А.В.


Лекция и материалы по теме

«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет,

Задачи и прикладное значение»

 

ВОПРОСЫ:

1. Понятие о психике, поведении, психической деятельности животных. Объект и предмет зоопсихологии и сравнительной психологии.

2. Поле деятельности зоопсихолога и проблема зарождения психики с позиций отечественной психологии.

3. Понятие и предмет сравнительной психологии.

4. Задачи и проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии.

5. Взаимосвязь с другими науками и прикладное значение зоопсихологии.

Понятие и предмет сравнительной психологии

 

Сравнительная психология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука. В то же время, Владимир Александрович Вагнер считал зоопсихологию лишь частью сравнительной психологии, в которую в качестве второй составной части он включал и психологию человека.

Тем не менее, сравнительная психология сегодня – это наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

Предмет сравнительной психологии, выходя за пределы зоопсихологических исследований, включает как обязательный компонент сравнительное (по отношению к животным) изучение психической деятельности человека.

Поэтому сравнительно-психологический анализ строится на данных зоопсихологии и психологии человека и направлен на выявление в онто- и филогенезе как сходных психических компонентов, свидетельствующих об общности происхождения психических процессов животных и человека, так и качественных отличий человеческой психики.

Задачи и проблемы зоопсихологии

И сравнительной психологии

 

Традиционно бытует недоверие к зоопсихологии как науке в связи с доводом о мнимой непознаваемости психики животных, о невозможности проникновения в их субъективный мир. Этот довод воплощает и неверное представление о задачах зоопсихологии. Научная зоопсихология отнюдь не ставит перед собой задачу познания субъективной окраски переживаний животных. Но она может и должна дать ответы, например, на такие вопросы:

- в чем заключается сущность и характерные особенности восприятий, представлений и других психических категорий у животных;

- каковы отличительные признаки их элементарного мышления и др.

Проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии

Происхождение психического отражения, его зарождение и периодизация его развития.

Врождённое и приобретённое у животных (научение, изменение поведения в онтогенезе и его границы).

Закономерности онтогенеза поведения, психики у различных таксономических групп животных.

Особенности интеллекта у животных.

Антропогенетически значимые черты в поведении и психике животных.

 

Для практики рыболовства и рыбоводства, охотничьего хозяйства, сельского хозяйства, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и опасными для здоровья человека животными (например, крысами), животноводства, охраны животного мира, акклиматизации и одомашнивания диких животных, для служебного и домашнего собаководства, зоопаркового дела и т.д.

Эти исследования приобретают в настоящее время особое значение в связи с далеко идущими преобразованиями в животноводстве и резкими изменениями в среде обитания полезных диких животных. Так, например, при переходе к «промышленному» животноводству существенно ухудшаются условия, необходимые для нормальной психической деятельности сельскохозяйственных животных, что влечет за собой значительное уменьшение их продуктивности (несмотря на хороший уход и полноценное удовлетворение всех их физиологических потребностей). Задачи зоопсихологов заключаются здесь в том, чтобы изыскать возможности компенсации этих неблагоприятных условий и восстановить нормальное поведение животных в столь экстремальных условиях. Что касается промышленного рыболовства, то и здесь важны данные зоопсихологии: рыбы, например, учатся избегать орудия ловли, отличают корабли по типу двигателя. Стайные животные учатся на основе подражания, такое импринтинциональное научение происходит быстро и легко.

 

Лекция и материалы по теме

«МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

 

ВОПРОСЫ:

1. Понятие о методах зоопсихологии и общие особенности зоопсихологических исследований.

2. Характеристика традиционных методов зоопсихологии, сводимых к постановке задач перед животными.

3. Некоторые особенности современных методов зоопсихологии.

 

Конкретно психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом путем детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определенных задач.

Эти задачи ставятся так, чтобы по движениям животного можно было с наибольшей точностью судить об изучаемом психическом качестве. Одновременно должны учитываться физиологическое состояние животного, внешние условия, при которых проводится опыт, и вообще все существенные факторы, способные оказать влияние на результат эксперимента.

Метод лабиринта

(нахождение пути к непосредственно не воспринимаемому

МЕТОД ОДНОВРЕМЕННОГО ИЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВЫБОРА,

Или Дифференцировочная дрессировка

(выбор объектов — сигналов, рисунков и т. п., — различающихся по одному

Метод выбора на образец

(выбор среди объектов, при этом предъявляется образец)

 

Является вариантом дифференцировочной дрессировки, применимым лишь к высшим животным. Животному предлагается произвести выбор среди ряда объектов, руководствуясь образцом, который показывается ему непосредственно экспериментатором или в специальном аппарате. Правильный выбор подкрепляется. Этот метод применяется преимущественно для изучения сенсорной сферы животных.

 

МЕТОД ОТКРЫТОГО ПОЛЯ

(предоставление животному возможности свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами — предметами, убежищами и т. п.);

РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Такие исследования позволяют судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу и др., а также проливают свет на предысторию трудовой деятельности человека.

 

МЕТОДОВ ЗООПСИХОЛОГИИ

 

Современные методы зоопсихологии должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы решить определенную часть проблем зоопсихологии гуманными, щадящими методами, сохраняя животное, его здоровье.

Используются методы, связанные с не включенным наблюдением за животными. В этой связи во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и видеосъемка, звукозапись и другие современные технические средства фиксации поведения животных.

Конечно, технические средства не могут заменить зоркий глаз исследователя и живой человеческий ум, от которых в первую очередь зависит успех в работе с животными.

В целом, современные методы зоопсихологии с использованием традиционных, позволяют комплексно анализировать поведение животного, вскрывая его первопричины.

 

 

Лекция и материалы по теме

«ИСТОРИЯ И ТЕОРИИ ЗООПСИХОЛОГИИ»

 

ВОПРОСЫ:

1. Классификация теорий зоопсихологии

2. Креационные теории зоопсихологии.

3. Предыстория формирования и развития рациональных гипотез в зоопсихологии.

4. Рациональные теории в зоопсихологии:

4.1. Теории зоопсихологического антропоморфизма («монизма сверху»)

4.2. Теории атомистической зоопсихологии

4.3. Детерминистические теории в зоопсихологии

4.4. Теории, построенные на анализе форм поведения

5. Проблемы современной теоретической зоопсихологии

Картезианство

Лекция и материалы по теме

«ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПСИХИКИ»

 

ВОПРОСЫ:

1. Проблема происхождения психики в психологии

2. Представления о возникновении психики в психологии (уровни развития материи)

3. Проблема критерия психического.

Лекция и материалы по теме

«особенности образа жизни животных

Субъекта психики

 

В биологии для структурирования поведения индивида относительно обеспечения основных задач жизнедеятельности используется функциональный подход (Х.Хайнд, Н.Тинберген и др.). Выделяются функциональные сферы поведения. Они представляют собой совокупность всех форм активности, которые направлены на реализацию определенной функции жизнедеятельности: обеспечение условий существования, питания, размножения. Функции жизнедеятельности биологически обусловлены и являются продуктом эволюционного развития и с биологической точки зрения направлены на поддержание жизни индивида и обеспечение продолжения существования вида. Со стороны субъекта поведение обусловлено существованием у него потребности, для удовлетворения которой субъект это поведение осуществляет. Это, в свою очередь, соответствует рассмотренному выше психологическому анализу деятельности субъекта психики. С психологической точки зрения в основе функциональных сфер лежит одна или совокупность потребностей, удовлетворяя которые субъект обеспечивает соответствующую функцию жизнедеятельности. Сам он, разумеется, об этих функциях не знает, а «знает» лишь свои потребностные состояния и то, что ведет к их удовлетворению.

Принятые в психологии классификации потребностей позволяют выделить три основные группы потребностей, соответствующие трем основным функциональным сферам поведения:

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает достижение и поддержание оптимальных условий существования: на хождение в подходящей для жизнедеятельности физической среде, избегание неблагоприятных условий, поддержание состояния тела нужного качества, выделение из организма продуктов жизнедеятельности; в филогенезе эти формы поведения и соответственно потребности интенсивно развиваются: появляются способы конструирования убежищ, поддержания состояния поверхности кожи и шерстного покрова, территориальное поведение; у человека обеспечение условий существования имеет весьма сложную структуру;

- потребности, удовлетворение которых поддерживает гомеостаз за счет поступления необходимых веществ из внешней среды (пищевая в широком смысле, включая потребность в пище и воде);

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает продолжение рода (половая потребность и потребность в заботе о потомстве).

Первая сфера в биологии получила название комфортной, вторая — пищевой, а третья — репродуктивной. Такое разделение вполне подходит и для психологического анализа, поскольку основывается на психологической классификации потребностей. Каждая функциональная сфера поведения с психологической точки зрения обеспечена на субъективном уровне набором «родственных» потребностей, объектов и условий, их удовлетворяющих, способов достижения этих условий и овладения содержащими предмет данной потребности объектами. Механизмы, позволяющие субъекту правильно выбирать объекты и условия для удовлетворения потребностей и строить деятельность адекватно этим условиям и особенностям объектов, являются общими для всех сфер жизнедеятельности и в эволюции, как мы видели, развиваются от достаточно простых к многообразным и сложным. На определенных уровнях развития появляются научение, общение с сородичами, игровая деятельность, подражание, усвоение искусственных знаковых средств и опыта поколений (у человека).

На высших стадиях развития, а тем более у человека, становится все труднее определить, какую именно функцию выполняет та или иная форма поведения. Человеческое поведение уже нельзя так просто разделить на комфортную, пищевую и репродуктивную сферы. В филогенезе для обеспечения основных функций жизнедеятельности образуются «дополнительные», или вторичные, потребности, которые могут впоследствии развиваться в самостоятельные сферы жизнедеятельности (так, у человека выделяются потребности социальной сферы, эстетические, познавательные и т.п.).

Механизмы развития потребностно-мотивационной сферы субъекта (возникновение новых объектов деятельности и способов удовлетворения уже имеющихся потребностей и развитие новых потребностей как в фило-, так и в онтогенезе) изучаются многими отраслями психологии. В психологии под мотивационно-потребностной сферой субъекта понимается совокупность потребностей, их иерархическая организация и мотивационное обеспечение взаимоотношений субъекта с миром, регулирующее удовлетворение этих потребностей в условиях конкретной социально-культурной среды (у человека). Это понятие в полной мере может быть отнесено к любым стадиям развития психики, с поправкой на то, что конкретная среда существования субъекта только на стадии сознания может быть охарактеризована как «социально-культурная», а на всех предыдущих это конкретные условия обитания, в которые на высших стадиях включаются и другие представители своего (и не только своего) вида. Остальные же характеристики: наличие потребностей, их отнесенность к конкретным сферам жизнедеятельности, иерархическая организация и мотивационное обеспечение — есть на всех стадиях развития, и на каждой из них они имеют свое специфическое содержание. Для анализа эволюции психики и учитывая прогрессивное развитие новых потребностей и целых сфер поведения, появляющихся на высших стадиях филогенеза, целесообразно разделить всю потребностно-мотивационную сферу на относительно отдельные (но, конечно, взаимосвязанные между собой и представляющие в целом все обеспечение существования субъекта) составные части по критерию потребностей, удовлетворение которых обеспечивает выполнение конкретной функции в жизнедеятельности.

Определим такую «составную часть» всей потребностно-мотивационной сферы субъекта как конкретную потребностно-мотивационную сферу, которая выделяется по критерию лежащих в ее основе родственных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает реализацию определенной функции в жизнедеятельности субъекта. Генетически ранними можно считать комфортную, пищевую и репродуктивную сферы. В дальнейшем будет видно, что внутри этих первичных сфер и «в зонах их перекрытия» на основе появления «дополнительных» потребностей, необходимых для удовлетворения базовых и первичных для данной конкретной потребностно-мотивационной сферы, могут возникать новые, выделяющиеся в самостоятельные и приобретающие даже ведущее по отношению к первичным сферам значение (например, познавательная и некоторые другие сферы у человека). При характеристике потребностно-мотивационной сферы на разных стадиях эволюции психики будем называть каждую ее конкретную часть (конкретную потребностно-мотивационную сферу) для краткости просто «сферой»: комфортная сфера, пищевая сфера, репродуктивная сфера.

Общение

 

В психологии проблема определения и изучения общения является одной из сложнейших. Мы не имеем возможности рассматривать этот вопрос детально и ограничимся самыми необходимыми для анализа эволюции психики сведениями.

Общением называется взаимно направленный процесс обмена информацией между субъектами.

Разберем это определение более подробно. Как следует из самого определения, общение — это процесс обмена информацией.

1. Есть сама информация, т.е. «сообщение о чем-то». Информация — это сведение о чем-то (явлении, событии и т.п.), а не само это событие. Информация должна быть представлена в какой-то форме. Форма информации в общем виде есть сигнал, кодирующий само событие. Кодирующие сигналы называются средства информации (или информационные средства).

2. Есть субъекты обмена информацией — субъекты общения. Субъекты передают информацию друг другу и получают ее друг от друга — обмениваются информацией. В каждом акте обмена информацией субъекты выступают во взаимодополняющих функциях. Тот, кто передает информацию, называется экспедиент. Тот, кто получает информацию, — реципиент.

3. Есть процесс обмена информацией, единицей которого является коммуникативный акт (или акт общения). Коммуникативный акт включает момент посылания сообщения экспедиентом, процесс движения (перехода) информации от экспедиента к реципиенту и момент принятия информации реципиентом. Субъекты общения могут меняться функциями в последовательных актах общения, но возможно и несколько актов подряд с одними и теми же функциями партнеров (экспедиент последовательно несколько раз передает сообщение, реципиент получает).

4. Субъекты общения должны владеть средствами общения (уметь передавать информацию в соответствующей форме) и обладать способностью «расшифровывать» информацию, т.е. соотносить получаемые сигналы с тем, какое событие ими кодируется.

Общение играет разную роль в жизни животных на разных стадиях эволюции. Основными функциями общения являются синхронизация активности особей и расширение опыта деятельности. Первое в эволюции появляется раньше, приходя на смену индивидуальной ориентации субъектов на одинаково для всех значимые воздействия среды, в результате чего все оказываются «в нужный момент в нужном месте» да еще и «в нужном состоянии» (например, во время размножения, не требующего контакта особей между собой, — внешнее оплодотворение у низших беспозвоночных). Впоследствии животные синхронизируют свое поведение, ориентируясь на посылаемые друг другу коммуникативные сигналы (как уже указывалось, понимание значения этих сигналов также на определенной стадии развития приходит на смену инстинктивной реакции на них). Использование общения для освоения нового опыта возникает с появлением заботы о потомстве (родители являются носителями информации и при общении с ними у детенышей формируются необходимые формы поведения), а затем подражания (в форме аллеломиметического поведения и научения по подражанию). У человека общение становится необходимым для всех форм жизнедеятельности и приобретает статус самостоятельной деятельности (соответственно появляется потребность в общении).

Онтогенез

Онтогенез — это индивидуальное развитие организма, его существование от рождения до смерти. На разных стадиях эволюции индивидуальное развитие животных представлено по-разному. Нас интересует та сторона онтогенеза, которая связана с формированием всех систем поведения, обеспечивающих жизнедеятельность субъекта. Эти системы (и психика в том числе) могут быть полностью готовыми к моменту появления особи, а могут строиться в большей или меньшей степени в течение жизни. Период прижизненного развития систем обеспечения жизнедеятельности и сложность этого развития увеличиваются в эволюции в соответствии с усложнением взаимодействия субъекта со средой. Вся жизнь индивида ограничена моментом начала его существования как самостоятельного существа и моментом окончания этого существования. Эти моменты принято рассматривать как рождение и смерть. При изучении всех эволюционных форм животной жизни данные понятия необходимо уточнить.

Появлением индивида как самостоятельной единицы жизни считается начало его существования как индивидуального организма. Такое начало может происходить двумя путями.

1. Появление индивида как результат размножения одноклеточного животного. Неполовое размножение — деление, при котором родительский организм перестает существовать, а два дочерних появляются как самостоятельные индивиды. При половом размножении одноклеточных дело в принципе не меняется, так как сначала две родительские клетки сливаются вместе (т.е. перестают существовать как самостоятельные индивиды), затем делятся на две дочерние.

2. Оплодотворение — слияние половых клеток родительских особей, из которых получается новый организм. При этом родительские особи остаются как самостоятельные индивиды. В данном случае происходит развитие индивида из оплодотворенной яйцеклетки, в процессе этого развития строится организм (физическое развитие) и психика (психическое развитие). Такое развитие проходит ряд этапов: сначала оно осуществляется внутри ограничивающей яйцеклетку оболочки и называется эмбриональный период (или пренатальный — дородовый). Этот период на разных этапах эволюции построен по-разному, он может иметь различную длительность, сложность, происходить в разных условиях.

Основные формы эмбриогенеза следующие: в икринке (всегда в водной среде, так как оболочка икринки не предохраняет развивающийся организм от высыхания); в яйце (у животных, размножающихся вне водной среды яйцеклетка имеет помимо основной клеточной мембраны дополнительную оболочку разной плотности и жесткости); в организме материнской особи (в утробе — внутриутробное развитие). Есть такие варианты эмбрионального развития, когда икринка или яйцо сохраняется внутри полости тела матери, где создаются необходимые защитные условия (но не внутри ее организма и не связаны с ним физиологически). В этом случае вылупление детенышей происходит внутри тела материнской особи. Такие животные называются «живородящие» (некоторые рыбы, пресмыкающиеся). Заканчивается эмбриональный период выходом индивида из ограничивающей его первичной оболочки — акт рождения. В зависимости от условий эмбрионального периода акт рождения принято называть вылуплением (из икринки ч или яйца) или собственно рождением (выход из организма материнской особи). Период после рождения называется постнатальным (постэмбриональным) и также может иметь разное строение, сложность и происходить в различных условиях на разных стадиях филогенеза.

Окончание существования индивида как самостоятельного организма также может происходить двумя путями.

1. При размножении одноклеточных непосредственно из родительского организма (или двух родительских) образуются дочерние клетки, и родительские клетки продолжают свое существование как составная часть дочерних (их тело — сома — не разрушается). Можно сказать, что это некий вариант физического бессмертия, хотя индивиды до акта размножения и после него будут разные.

2. Физическое существование индивида как живого существа оканчивается, и его организм разрушается. Именно это и принято называть окончанием индивидуальной жизни (смертью). Это присуще обязательно всем многоклеточным организмам и необязательно одноклеточным (из которых только часть разрушаются, а часть продолжают существовать после размножения делением).

Внутри границ начала и конца существования индивида могут быть выделены разные периоды, которые характеризуются различными формами взаимоотношения субъекта со средой. Количество этих периодов последовательно увеличивается в эволюции, а их строение и содержание усложняются. Главной эволюционной функцией любого живого существа является воспроизведение. Поэтому способность к размножению — это тот момент в индивидуальной жизни, который должен возникнуть обязательно и на который направлено строение всего онтогенеза (хотя с усложнением эволюции появляются и такие формы сообществ животных, где репродуктивная функция может осуществляться за счет участия одних неразмножающихся особей в обеспечении успешного размножения других). Как будет видно ниже, усложнение развития особи до достижения половой зрелости на высших стадиях эволюции потребовало включения других особей в обеспечение этого развития и появления специальной формы поведения и конкретной потребностно-мотивационной сферы — родительской, — выделившейся в рамках первичной репродуктивной сферы. Основываясь на способности к размножению как главной задаче индивидуальной жизни, можно выделить три основных этапа преобразования онтогенеза в эволюции.

1. Самая простая организация индивидуальной жизни включает всего два периода: 1) от появления индивида до достижения им способности к размножению; 2) репродуктивной активности. В этом случае субъект сразу после своего появления способен самостоятельно осуществлять полноценную жизнедеятельность. Первый период представляет собой гормональное созревание и накопление ресурсов для размножения. Второй период (способность субъекта к размножению) может быть построен как единственный акт размножения (деление у одноклеточных или такое размножение, при котором родительские особи погибают после однократного акта размножения). Возможно существование нескольких циклов размножения в течение репродуктивно активного периода.

2. Первый период (до достижения способности к размножению) разделяется на два. А. Индивид появляется не способным самостоятельно осуществлять какие-то формы своей жизнедеятельности. В течение определенного времени происходит построение необходимых отношений со средой, накопление индивидуального опыта, преобразование физиологических и психических процессов и механизмов и т. п. Б. Происходит гормональное созревание и накопление ресурсов для размножения. Второй период (репродуктивной активности) в целом не изменяется по структуре. На этом этапе прогрессивно усложняется и разделяется на различные самостоятельные периоды первая часть онтогенеза — прижизненное построение отношений со средой, в результате чего эти отношения достигают структуры и содержания, характерных для половозрелых особей данного вида. Именно способность к размножению является главным критерием, определяющим границы этой части онтогенеза, так как есть животные, которые могут достаточно успешно осуществлять пищевое и комфортное поведение, но должны пройти определенный путь физического развития, чтобы достичь половозрелого состояния. Этот путь может осуществляться как поступательный процесс роста и развития или в форме метаморфоза, характерного для насекомых, когда первый этап, на котором индивид не может размножаться (личинка), совсем не похож по строению и образу жизни на второй, на котором происходит размножение (взрослая форма, имаго). У животных, развитие которых до достижения половой зрелости происходит без метаморфоза, первая часть жизни (до половой зрелости) называется преадультная (предвзрослая), а вторая — адулътная (взрослая). Преадультный период также может быть разным: индивид может сразу сам осуществлять жизнедеятельность, развиваться и накапливать необходимый опыт самостоятельно, или это может происходить при участии родительских особей, которые удовлетворяют часть его потребностей и создают условия для формирования взрослого видотипичного поведения своих детенышей. Появление преадультного периода важно с психологической точки зрения: в этом периоде происходит изменение отношений субъекта со средой, формирование взрослых форм психического отражения, структуры деятельности, накопление опыта и т.п. Сам этот период также разделяется на ряд самостоятельных периодов, которые выделяются по критерию структуры и содержания взаимодействия субъекта со средой и по-разному представлены на разных стадиях филогенеза.

3. Появляется еще один период, следующий после окончания репродуктивного. Жизнь индивида продолжается после того, как он теряет способность к размножению. Это появляется только у высших приматов и у человека, в первую очередь в связи с усложнением и удлинением преадультного периода и необходимостью длительной заботы о потомстве и во вторую очередь с появлением у особи новых функций в сообществе, выходящих за рамки отношений между родительскими особями и их детенышами: передачи опыта другим особям вида и оказания им помощи в заботе о детенышах. Особое значение эти функции приобрели у человека, что привело к значительным изменениям в жизни сообщества и в индивидуальной жизни. В частности, функции индивида уже не исчерпываются рождением своих потомков, он включается в выращивание и воспитание других детей, что может стать профессиональной деятельностью.

Особенности онтогенеза, главным образом его преадультного периода, будут рассмотрены и обобщены после анализа стадий развития психики.

 

Сенсорная психика

Низший уровень /низшие животные/.

Высший уровень / кишечнополостные, черви, брюхоногие и двустворчатые моллюски, иглокожие/.

На уровне отражения проявляются только отдельные свойства предметов. Преобладание инстинктивных форм поведения. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию.

Перцептивная психика

Низший уровень /головоногие моллюски, членистоногие/

Высший уровень /хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие/

Деятельность животных отражает отношения между предметами. В образе мира животных – отражение только отдельных предметов. Появление игровой деятельности. Медленно формируются прижизненные навыки.

Стадия интеллекта

Высшие позвоночные животные.

Отражение отношений между предметами. Деятельность отражает причинно-следственные связи, орудийна. Быстро формируются навыки. Появляется подготовка к действию. Способность переноса опыта в другие условия.

 

Здесь важно отметить, что известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри посчитал подобное разделение слишком крупным и убрал стадию интеллекта. Действительно, очень сложно провести грань между высшим уровнем перцептивной психики и стадией интеллекта, а наличие стадии подготовления действия (критерий интеллекта) встречается в разных формах и в разной степени у разных животных.

 

Стадия сознания

Современный человек, или неоантроп.

 

Отражение объективной действительности, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.


ПРОВЕРОЧНЫЙ Тест

 

Выберите один, два или три варианта правильных ответов.

 

№№ Вопросы Ответ
1. Объектом зоопсихологических исследований является: а) поведение животных; б) психика животных; в) морфология животных.  
2. Предметом зоопсихологических исследований является: а) физиология животных; б) психика животных; в) практическая деятельность животных.  
3. Для зоопсихологических исследований используются животные: а) обитающие в естественной природной среде; б) обитающие в специально созданных условиях; в) выведенные в лаборатории.  
4. Источником знаний о психике животных являются, прежде всего: а) поведение животных; б) «животная практика»; в) морфология животных.  
5. К методам, сводимым к постановке задач перед животными можно отнести: а) метод «лабиринта»; б) метод «обходного пути»; в) метод «выбора на образец».  
6. Знания о поведении животных имеют значение: а) для практики сельского хозяйства; б) для понимания особенностей функционирования внутренних органов животного; в) для педагогической психологии.  
7. Одно из прикладных значений зоопсихологии и сравнительной психологии заключается: а) в выведении новых пород животных; б) во вкладе в детскую психологию; в) в решении коренных задач биологии животных.  
8. Без данных зоопсихологии и сравнительной психологии не может обойтись: а) химия, б) физика; в) антропология.  
9. Среди проблем, которыми занимается зоопсихология и сравнительная психология: а) происхождение психического отражения и его эволюция; б) периодизация его развития; в) антропогенез.  
10. Среди проблем, которыми занимается зоопсихология и сравнительная психология: а) врождённое и приобретённое у животных (научение, изменение поведения в онтогенезе и его границы); б) закономерность онтогенеза поведения, психики у различных таксономических групп животных; в) антропогенетически значимые черты в поведении и психике животных.  
11. Существует несколько точек зрения на уровни развития материи. Так, согласно панпсихизму: а) психикой обладает все; б) психика есть только у человека; в) психикой обладает живая материя.  
12. Существует несколько точек зрения на уровни развития материи. Так, согласно антропопсихизму: а) психикой обладает все; б) психика есть только у человека; в) психикой обладает живая материя.  
13. Существует несколько точек зрения на уровни развития материи. Так, согласно биопсихизму: а) психикой обладает все; б) психика есть только у человека; в) психикой обладает живая материя.  
14. В группу животных с высшим уровнем элементарной сенсорной психики входят: а) кишечнополостные; б) иглокожие; в) членистоногие.  
15. В группу животных с низшим уровнем перцептивной входят: а) головоногие моллюски; б) насекомые; в) ракообразные.  
16. ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.