Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Схема определения уровня развития психики животных





 

При рассмотрении стадий развития психики необходимо опираться на знания о строении и образе жизни животных. Представим схематически особенности жизнедеятельности животных в той форме, в которой это позволит понять особенности психического отражения и построения деятельности субъекта, опосредуемое этим отражением.

Схема определения уровня развития психики:

 

Общая таксономическая характеристика животных, е го вид, структура, особенности строения, нервная система, органы чувств, локомоторные и манипулятивные органы

Основные формы жизнедеятельности животного:

Особенности взаимодействия животного с окружающей средой, пластичность поведения в естественной среде, способность приспосабливаться к изменениям.

Особенности взаимодействия с другими особями (общение).

Потребности, удовлетворяя которые животное решает задачи сохранения себя и сохранения вида (функциональные сферы поведения и строение потребностно-мотивационной сферы).

Особенности исполнительной части деятельности — выделение в ней самостоятельной задачи ориентации в среде для поиска объекта деятельности (ориентировочно-исследовательская деятельность).

Формирование психики в процессе индивидуального развития (онтогенез).

Как животное проявляет себя в экспериментах.


Типы взаимосвязей животного с окружающей средой

 

 

У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношений с окружающей средой. Выделяют следующие типы взаимосвязей животного с средой:

1. Взаимосвязи с территорией (главная сфера):

- территория проживания и ее состав;

- по каким признакам животное ориентируется;

- функциональные зоны (где питается, охотится, пережидает опасность.

Некоторые виды способны подстраивать местность под себя, некоторые виды могут замечать новое в местности.

2. Взаимосвязи в сфере питания:

- сведения о рационе животного.

3. Взаимосвязи в репродуктивной сфере:

- как образуется пара;

- как животное устраивает место рождения потомства;

- забота о детенышах и взаимосвязи с ними.

4. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами:

- образ жизни (одиночный, семейный, стадный);

- структура группы, иерархия;

- организация отношений между животными (функциональное деление в стае, не иерархия);

- язык животных.

5. Взаимосвязи в сфере общения с человеком:

- способность животного устанавливать контакт с человеком, отвечает ли оно на попытки человека контактировать и каким образом;

- способность животного освоить чуждый ему язык, научиться тому, что выходит за рамки его видотипичного поведения (эта способность является показателем уровня развития психики животного).

 

Функциональные сферы поведения

И строение потребностно-мотивационной сферы

Субъекта психики

 

В биологии для структурирования поведения индивида относительно обеспечения основных задач жизнедеятельности используется функциональный подход (Х.Хайнд, Н.Тинберген и др.). Выделяются функциональные сферы поведения. Они представляют собой совокупность всех форм активности, которые направлены на реализацию определенной функции жизнедеятельности: обеспечение условий существования, питания, размножения. Функции жизнедеятельности биологически обусловлены и являются продуктом эволюционного развития и с биологической точки зрения направлены на поддержание жизни индивида и обеспечение продолжения существования вида. Со стороны субъекта поведение обусловлено существованием у него потребности, для удовлетворения которой субъект это поведение осуществляет. Это, в свою очередь, соответствует рассмотренному выше психологическому анализу деятельности субъекта психики. С психологической точки зрения в основе функциональных сфер лежит одна или совокупность потребностей, удовлетворяя которые субъект обеспечивает соответствующую функцию жизнедеятельности. Сам он, разумеется, об этих функциях не знает, а «знает» лишь свои потребностные состояния и то, что ведет к их удовлетворению.

Принятые в психологии классификации потребностей позволяют выделить три основные группы потребностей, соответствующие трем основным функциональным сферам поведения:

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает достижение и поддержание оптимальных условий существования: на хождение в подходящей для жизнедеятельности физической среде, избегание неблагоприятных условий, поддержание состояния тела нужного качества, выделение из организма продуктов жизнедеятельности; в филогенезе эти формы поведения и соответственно потребности интенсивно развиваются: появляются способы конструирования убежищ, поддержания состояния поверхности кожи и шерстного покрова, территориальное поведение; у человека обеспечение условий существования имеет весьма сложную структуру;

- потребности, удовлетворение которых поддерживает гомеостаз за счет поступления необходимых веществ из внешней среды (пищевая в широком смысле, включая потребность в пище и воде);

- потребности, удовлетворение которых обеспечивает продолжение рода (половая потребность и потребность в заботе о потомстве).

Первая сфера в биологии получила название комфортной, вторая — пищевой, а третья — репродуктивной. Такое разделение вполне подходит и для психологического анализа, поскольку основывается на психологической классификации потребностей. Каждая функциональная сфера поведения с психологической точки зрения обеспечена на субъективном уровне набором «родственных» потребностей, объектов и условий, их удовлетворяющих, способов достижения этих условий и овладения содержащими предмет данной потребности объектами. Механизмы, позволяющие субъекту правильно выбирать объекты и условия для удовлетворения потребностей и строить деятельность адекватно этим условиям и особенностям объектов, являются общими для всех сфер жизнедеятельности и в эволюции, как мы видели, развиваются от достаточно простых к многообразным и сложным. На определенных уровнях развития появляются научение, общение с сородичами, игровая деятельность, подражание, усвоение искусственных знаковых средств и опыта поколений (у человека).

На высших стадиях развития, а тем более у человека, становится все труднее определить, какую именно функцию выполняет та или иная форма поведения. Человеческое поведение уже нельзя так просто разделить на комфортную, пищевую и репродуктивную сферы. В филогенезе для обеспечения основных функций жизнедеятельности образуются «дополнительные», или вторичные, потребности, которые могут впоследствии развиваться в самостоятельные сферы жизнедеятельности (так, у человека выделяются потребности социальной сферы, эстетические, познавательные и т.п.).

Механизмы развития потребностно-мотивационной сферы субъекта (возникновение новых объектов деятельности и способов удовлетворения уже имеющихся потребностей и развитие новых потребностей как в фило-, так и в онтогенезе) изучаются многими отраслями психологии. В психологии под мотивационно-потребностной сферой субъекта понимается совокупность потребностей, их иерархическая организация и мотивационное обеспечение взаимоотношений субъекта с миром, регулирующее удовлетворение этих потребностей в условиях конкретной социально-культурной среды (у человека). Это понятие в полной мере может быть отнесено к любым стадиям развития психики, с поправкой на то, что конкретная среда существования субъекта только на стадии сознания может быть охарактеризована как «социально-культурная», а на всех предыдущих это конкретные условия обитания, в которые на высших стадиях включаются и другие представители своего (и не только своего) вида. Остальные же характеристики: наличие потребностей, их отнесенность к конкретным сферам жизнедеятельности, иерархическая организация и мотивационное обеспечение — есть на всех стадиях развития, и на каждой из них они имеют свое специфическое содержание. Для анализа эволюции психики и учитывая прогрессивное развитие новых потребностей и целых сфер поведения, появляющихся на высших стадиях филогенеза, целесообразно разделить всю потребностно-мотивационную сферу на относительно отдельные (но, конечно, взаимосвязанные между собой и представляющие в целом все обеспечение существования субъекта) составные части по критерию потребностей, удовлетворение которых обеспечивает выполнение конкретной функции в жизнедеятельности.

Определим такую «составную часть» всей потребностно-мотивационной сферы субъекта как конкретную потребностно-мотивационную сферу, которая выделяется по критерию лежащих в ее основе родственных потребностей, удовлетворение которых обеспечивает реализацию определенной функции в жизнедеятельности субъекта. Генетически ранними можно считать комфортную, пищевую и репродуктивную сферы. В дальнейшем будет видно, что внутри этих первичных сфер и «в зонах их перекрытия» на основе появления «дополнительных» потребностей, необходимых для удовлетворения базовых и первичных для данной конкретной потребностно-мотивационной сферы, могут возникать новые, выделяющиеся в самостоятельные и приобретающие даже ведущее по отношению к первичным сферам значение (например, познавательная и некоторые другие сферы у человека). При характеристике потребностно-мотивационной сферы на разных стадиях эволюции психики будем называть каждую ее конкретную часть (конкретную потребностно-мотивационную сферу) для краткости просто «сферой»: комфортная сфера, пищевая сфера, репродуктивная сфера.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.