|
Понятие об инновационном менеджменте. Основные этапы инновационного процесса и их финансированиеСтр 1 из 8Следующая ⇒ Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования. Понятие об инновационном менеджменте
Инновационный процесс представляет собой создание распределение и применение продукции и технологий, обладающих научно- технической новизной, и удовлетворяющих новые общественные потребности. Создание новых видов продукции и технологий практически возможно только при использовании научных знаний, полученных в ходе проведения фундаментальных теоретически исследований и поисковых научно- исследовательских работ. Инновационный процесс начинается с проведения поисковых НИР, которые проводятся в НИИ, вузах персоналом высокой научной квалификации, фиксирование НИР производится за счёт государственных программ из средств государственного бюджета. На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР. Их выполнение связано с риском потерь при вложении средств, инновации имеют рисковый характер. Прикладные НИР выполняются в отраслевых НИИ, вузах и финансируются за счёт средств государственного бюджета, так и за счёт отдельных заказчиков, которыми выступают крупные организации, компании, фонды и т.д. На третьем этапе выполняются опытно- конструкторские и проектно- конструкторские работы, связанные с разработкой инвестиционных проектов по созданию новых технологий и продукции, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов. Эти работы проводятся в специализированных лабораториях вузов, конструкторских бюро, в научно- производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования: государственный бюджет, частные инвестиции, собственные средства промышленных организаций. На четвёртом этапе осуществляется процесс коммерциализации новшества от запуска в производство и выхода на рынок. При запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности. Реакция рыночного спроса на внедряемое новшество ещё не известны, поэтому инвестиции продолжают быть рисковыми. Работа четвёртого этапа связана с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии за счёт новых процессов. Поэтому на финансирование работ по четвёртому этапу требуется в 6 - 8 раз больше затрат, чем на исследование и разработки. Основным источником инвестиций является собственные средства организаций, осуществляющих инвестиционный проект, заёмные средства, а также привлечённые от эмиссии ценных бумаг. Если будет освоен выпуск новой продукции, не имеющей зарубежных аналогов или замещающие импортные товары, то государство примет частичное участие в финансирование этих работ. Основной целью инновационных процессов является сосредоточение ресурсов на направлениях, которые обеспечивают научно- технический прогресс. Источниками инвестиций в инновационные процессы являются средства государственного или местного бюджетов, средства частичных инвесторов, собственные средства организаций, банковские кредиты. Инновационный менеджмент- это процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельностью. К приоритетным направлениям нововведений в развитии науки и технологий относятся сверх мощные научно-технические системы в обороне, информатике, аэрокосмической и атомной промышленности. В инновационном менеджменте различается простой и сложный продукт. Простой продукт имеет однородный состав (например: газ, сукно, зерно) и создаётся в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Сложный продукт нуждается во многих технических пределах в процессе его производстве, а также в применении современных приборов, машин, труда работников высокой квалификации. Также нововведения составляет основу инновационного менеджмента, который регулирует инновационные процессы в направлении новизны наукоёмкости создаваемой продукции. Различают понятие новшества и нововведения. Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый метод, изображение, новое открытие. Нововведение (инновация) означает практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг. Таким образом, нововведение (инновация) является внедрённым, осуществлённым на практике новшеством. На современном этапе общественного производства прогрессивные нововведения реализуются в сложных, наукоёмких продуктах, энергосберегающих, высоких технологиях, в сфере услуг (например: связи) Важнейшим условием успешной реализации инновационных процессов и нововведений, являются выделение инвестиций является технико- экономическое обоснование конкурирующих идей и предлагаемых решений. Одним из регуляторов инноваций является их трансферт. Трансферт инноваций - это законно- деятельно разрешенная передача права использования инноваций как носителей новых ценностей другим субъектам деятельности. Инновационный трансферт учитывает именую ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов. Специальная патентно- лицензионная служба охраняет и удостоверяет исключительные права патентодержателя на инновацию в виде изобретения или новой технологии производства. Патент закрепляет за патентодержателем исключительное право, на изобретение, владелец патента выдаёт лицензию на пользование изобретения или передаёт свои права государству. Патентно- лицензионная служба должны руководствоваться прежде всего экономическими интересами своей страны. До тех пор, пока нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в стране - патентодержателе, продавать лицензию другому государству экономически нецелесообразно. Рыночные условия хозяйствования представляют высокие требования к уровню конкурентоспособности производимой продукции. Эти требования определяются характеристиками экономичности, надежности и наукоёмкости. Таким образом, инновационный менеджмент должен помогать принимать обоснованные решения об инвестициях на технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Для положительного решения необходимо проводить технико- экономические расчёты и рыночные исследования, которые подтвердят хорошие перспективы на реализацию продукции и получения высокого дохода. Понятие об инновационном менеджменте. Основные этапы инновационного процесса и их финансирование
Инновация представляет собой какое-либо нововведение, новшество. Хотя различие между новацией - новшеством и инновацией - внедрённым в процесс новшеством. В концепции инновационной политики РФ отмечено, что инновация- это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического подъёма, используемого в практической деятельности. Инновация считается осуществлённой только, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различают 2 типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают создание производства и продвижение на рынок новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации представляют собой создание и освоение в производстве, новых технологий производства известных продуктов. Инновации тесно связаны с научно - техническим прогрессом (НТП), выступая как его результат. НТП обеспечивает повышение производительности труда за счёт совершенствования средств пр-ва и технологий на базе научных открытий. Различают 3 вида инноваций по степени использования научных открытий и изобретений: Базисные инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения и преобладают в фазах распространения и стабильного развития научно- технического цикла. Рационализирующие инновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозят технологический процесс, поэтому иногда их называют псевдоинновации. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологию или услугу и распространяется при практическом использовании. Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники и технологий. Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления, улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологий её изготовления с последующей реализацией на рынке. Инновационный менеджмент представляет собой разновидность менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах экономически. Инновационный менеджмент как система включает комплекс правил, принципов, норм, установок и целостных ориентации, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. Виды и функции инновационного менеджмента представлены в таблице 1 Таблица 1
Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Стратегический менеджмент концентрируется на важнейших проблемах структурных областях деятельности предприятия. А оперативный менеджмент охватывает повседневную деятельность предприятия, его подсистемные элементы и всех участников инновационной деятельности. Оперативное управление инновационной деятельности анализирует возможности, ищет наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития предприятия. Управление инновационной деятельностью фирмы включает следующие элементы: постановка стратегических и тактических целей; разработка системы стратегий; анализ внешней среды с учётом риска; анализ инфраструктуры; анализ возможностей фирмы; анализ сложившейся ситуации; прогноз будущего состояния фирмы; поиск источников капитала; поиск патентов, лицензий, изобретений; формирование инновационного портфеля; стратегическое и оперативное планирование; оперативное управление и контроль за научными разработкам, их внедрением и последующим производством; совершенствование организационных структур; управление технико-технологическим развитием производства; управление персоналом; управление и оценка инновационных проектов; оценка эффективности инноваций; выбор инновационного проекта; изучение рыночной коньюктуры, поведение конкурентов, поиск ниши на рынке; формирование спроса и позиционирование нового продукта на рынке; управление рисками с целью их снижения; формирование инновационной стратегии фирмы на рынке. Инновационный процесс носит циклический характер, что связано как с общими закономерностями процесса экономического развития, так и с продолжительностью жизненного цикла конкретного новшества. Согласно теории длинных волн Н. Кондратьева, научно- техническая революция в мировом масштабе развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно 50 лет. Первая волна (1785-1835 гг.) сформирован технический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Вторая волна (1835-1890 гг.) связана с развитием ж/д транспорта и механического пр-ва во всех отраслях на основе парового двигателя. Третья волна (1880-1940 гг.) определялась использованием в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения, электротехнической промышленности, внедрением радиосвязи, телеграф, автомобилей, самолётов, господствовали монополии и олигополии. Началась конкуренция банковского и финансового капитала. Четвёртая волна (1930-1990 гг.) характеризовалась дальнейшим развитием энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа; внедрением новых средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового пр-ва автомобилей, самолётов, с/х техники, вооружения, товаров народного потребления, Появились и распространились компьютеры, программные продукты, начал использоваться атом в военных и мирных целях. На рынке преобладала олигопольная конкуренция. Появились транснациональные компании. Пятая волна (нач. 1995 г.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов освоения космического пространства, спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединённых на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля, качества продукции, планирование инновации, организации поставок. Аналогично волны экономического развития наблюдаются и масштабах
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|