Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Задачи статистики в условиях переходной экономики





Обзор основных проблем макроэкономической и социальной статистики

1.1. Наряду с отсутствием соответствующих бюджетных ассигнований на проведение выборок причинами недостаточно широкого использования выборочных наблюдений являются:

– необходимость частичного изменения организации статистики в области сбора первичной информации;

– требуется подготовка специалистов в области выборки;

– необходимость должной технологической оснащенности;

– необходимость развития научных исследований в области выборки.

1.2. Опыт использования выборочных методов в промышленности, торговле (НИИ статистики, 1997-1999 г.г.) показал, что основные трудности связаны с малыми объемами обследуемых совокупностей при требовании высокой точности и при условии большого числа групп (по видам продукции, территории, формам собственности и. д.); это ведет к дроблению генеральной совокупности на малые группы.

1.3. Необходимость наблюдения за большим числом показателей выдвигает на одно из первых мест проблемы формирования многомерных выборок большой размерности.

1.4. У практических работников отсутствует опыт использования выборочных методов.

1.5. Вследствие значительной вариации признаков доля выборок во многих случаях может оказаться достаточно высокой (50% и более).

Возможны следующие направления развития выборочных методов:

– разработка методов направленного отбора (ограничение или полное исключение случайности при отборе единиц наблюдения – выборка, типизированная по атрибутивным признакам; систематический отбор);

– разработка механизмов формирования многомерной выборки;

– совершенствование методов использования априорной информации;

– использование в качестве основы выборки статрегистра и отраслевых каталогов.

2. Проблемы совершенствования статистических показателей и создание интегрированной системы показателей.

3. Проблемы, возникающие при освоении СНС.

3.1. Правильность исчисления макроэкономических показателей во многом зависит от точности оценок параметров теневой экономики.

3.2. Переход к СНС в некоторых отношениях сужает возможности экономического анализа: в рамках СНС не определяются такие показатели эффективности производства, как производительность труда, фондоотдача; эта информация содержится в других разделах экономической статистики.

3.3. Общие проблемы методологии МЭС, трактовка которых в СНС недостаточно убедительна:

– СНС предполагает единую для всех секторов схему расчета ВВП (ВВП=ВВ-ПП), но за ней скрываются различия применительно к секторам и отраслям: существует исходная несопоставимость показателей ВВ по секторам; так, в секторе финансовых предприятий выпуск – это разность сумм процентов и страховых платежей, полученных и выплаченных; в секторах государственных учреждений и НКО – стоимость текущих расходов;

– не бесспорно понимание НД как суммы первичных и конечных доходов, ослабляется взаимосвязь с процессом создания продукта (Б.П. Плышевский, “Вопросы статистики”,2001,№4).

3.4. Предпочтительность расчета ряда макроэкономических показателей на чистой, а не на валовой основе, как в СНС.

4. Проблемы оценки национального богатства (НБ).

4.1. По СНС “Национальное богатство” – сумма всех финансовых и нефинансовых активов (сумма чистого собственного капитала резидентов страны). Но охват активов ограничен, в НБ не включены:

– большинство потребительских товаров длительного пользования,

– “человеческий капитал”,

– природные ресурсы (атмосфера, моря, неоткрытые или неиспользуемые ресурсы),

– культура.

4.2. По статистике СНС нельзя получить исчерпывающую информацию о невещественном богатстве (услуги образования, культуры, науки оцениваются по себестоимости), недостаточно отражены процессы экологической деградации, изменение качества жизни.

5. Проблемы оценки уровня жизни.

5.1. Проблема отбора групп показателей, наиболее адекватно отражающих уровень жизни населения (одиночные показатели, двухкомпонентные относительные показатели; наборы показателей).

5.2. Разработка интегрального показателя качества жизни, в котором были бы учтены: характеристика демографического поведения населения, материальное благосостояние, состояние социальной сферы, окружающей среды.

6. Проблемы построения историко – статистических (долговременных динамических) рядов.

6.1. Учет опыта построения исторических рядов в США (1789 – 1970 г.г.), опыта России по ретроспективному исчислению ВВП (1961 – 1990 г.г.) и т.д.

6.2. Проблемы определения временного периода (100 лет и более), корректировка данных, пропуска данных, поиска источников информации.

 

Тема 2. Место выборочных методов в статистических исследованиях.

 

1. Преимущества выборочных методов. Проблемы выборочного обследования.

2. Классификации видов отбора.

3. Способы определения объема выборки.

4. Оценка расхождений показателей выборки и генеральной совокупности.

5. Источники и виды ошибок при выборочных обследованиях.

 

Классификации видов отбора

В зависимости от цели обследования, единиц наблюдения, характера исходной информации, способов организации, охвата совокупности возможны самые различные способы формирования выборок. Их многообразие порождает необходимость систематизации методов выборочных обследований. Все существующие виды выборки можно классифицировать по следующим признакам.

1. Степень вероятностного характера отбора и степень объективности у лица, извлекающего выборку:

- объективная вероятностная выборка. Строится по объективным правилам случайного отбора или вероятностным образом;

- субъективная вероятностная (квазислучайная) выборка. Отбирается по субъективным правилам, т.е. предполагается наличие вероятностного отбора на том основании, что лицо, рассматривающее выборку, считает это допустимым (учитель может считать учеников своего класса квазислучайной выборкой из всех учащихся школы);

- объективная невероятностная выборка (выборка, построенная с определенной целью, направленный отбор). Извлекается из генеральной совокупности с помощью объективной процедуры, но без использования теории вероятностей. Из множества разнообразных процедур две предложены, испытаны и приобрели особую известность. Первая использует корреляцию, вторая - принцип постоянства. Применение корреляционного критерия связано с предположением, что если выборка имеет ту же среднюю, что и генеральная совокупность, по известной характеристике х, то выборочная средняя по неизвестной, но изучаемой характеристике у будет близка к генеральной средней по этому признаку. Критерий постоянства связан с исследованием конкретной выборочной совокупности, которая при повторных наблюдениях характеризуется одинаковым поведением. Частным случаем направленной выборки выступает квотный отбор, когда выборочная совокупность строится из единиц определенных категорий (квот), которые должны быть представлены в заданных соотношениях. Например, при опросе посетителей кафе может быть запланировано провести опрос 100 респондентов, в том числе 50 женщин, из них 25 – девушек, 10 – женщин с маленькими детьми, 15 – женщин среднего возраста; 50 мужчин, из них 25 – юношей, 10 – мужчин с детьми, 15 – мужчин среднего возраста;

- субъективная невероятностная выборка. Строится на основе суждения лица, осуществляющего выборку. Данную выборку целесообразно осуществлять при наличии четырех условий: а) малый размер выборки; б) размер генеральной совокупности невелик или известен экспериментатору; в) существенная вариация исследуемых признаков у единиц генеральной совокупности; г) высокий профессионализм у лица, производящего выборку.

На практике используются все четыре типа выборок, но предпочтение отдается объективным вероятностным выборкам, так как только они обладают хорошо развитой теорией. Свойства других выборок известны в меньшей мере. Однако при очень маленьких выборках, когда случайный отбор может давать неустойчивые результаты, целевой (направленный) отбор и отбор на основе суждения предпочтительнее.

2. Степень возвратности отбора:

- повторная выборка (sampling with replacement). Отобранные один раз единицы не исключаются из дальнейшего отбора и могут быть вновь отобраны повторно;

- бесповторная выборка (sampling without replacement). При данном способе отбора раз отобранная единица исключается из дальнейшего отбора и не может быть отобрана повторно.

Если рассматривать процесс отбора данных на типичном примере из области математической статистики - отборе шаров разного цвета из урны, - то повторная выборка соответствует схеме возвращенного шара, бесповторная - схеме невозвращенного шара.

3. Размер:

- малая выборка. Обладает объемом совокупности до 30 единиц;

- большая выборка. Размер совокупности равен или превышает 30 единиц.

4. Характер изменения единицы отбора:

- одноступенчатая выборка (one stage sampling). Характеризуется тем, что однажды отобранная единица отбора сразу же подвергается изучению и дальнейшая выборка не производится; единица отбора не меняется;

- многоступенчатая выборка (multistage sampling). Процесс формирования выборочной совокупности проходит несколько последовательных этапов или ступеней; сначала из генеральной совокупности отбираются группы единиц, затем из крупных - средние, потом - мелкие и внутри последних осуществляется выбор отдельных единиц, подлежащих наблюдению. На последующем этапе единица отбора совпадает с единицей наблюдения. На протяжении процесса образования выборки единица отбора изменяется, становясь все меньше и меньше. Многоступенчатый отбор может быть двухступенчатым, трехступенчатым и т. д. Чаще всего многоступенчатая выборка используется при обследовании домашних хозяйств: например, на первой ступени отбираются города и сельсоветы, на второй – счетные участки (избирательные или переписные), на третьей – домашние хозяйства.

5. Характер сбора сведений:

- однофазная выборка. Выборочная совокупность образуется так, что все необходимые сведения собираются на основании изучения всех единиц отбора;

- многофазная выборка. Одни сведения собираются на основе изучения всех единиц выборки, а другие - только на основании изучения некоторых из этих единиц, отобранных таким образом, что они составляют подвыборки из единиц первоначальной выборки. Происходит сочетание выборочных наблюдений совокупности по различным программам наблюдения, отличающихся друг от друга степенью детализации, широтой поставленных задач.

 

Задачи статистики в условиях переходной экономики

Рассматривая проблемы и задачи современной статистики, в первую очередь следует говорить о проблемах, связанных с переходным характером экономики, унификацией статистики, переходом статистики к международным нормам. Они особенно характерны для макроэкономической и социальной статистики.

Задачи макроэкономической (МЭС) и социальной статистики (СС) делятся на общие и специфические.

Общие задачи МЭС и СС, как статистических наук, включают:

1. Анализ состояния, развития и функционирования национальной экономики;

2. Научная разработка методологических вопросов получения статистической информации, необходимой для изучения общественных явлений;

3. Определение системы статистических показателей для комплексного анализа социальных, демографических и экономических процессов в обществе;

4. Совершенствование методологии анализа экономических и социальных явлений;

5. Совершенствование методологии прогнозирования общественных процессов и оценки объективности прогнозов;

6. Обеспечение информацией органов государственного управления, руководителей предприятий для принятия управленческих решений, информирование об итогах и тенденциях экономического развития НИИ, населения и других потребителей.

На каждом историческом этапе перечисленные общие задачи приобретают специфические черты.

Так, долгое время государственная статистика обеспечивала потребности в обеспечении информации административно-командной системы. Для нее были характерны следующие особенности:

1. Основная задача – наблюдение за выполнением централизованных плановых заданий;

2. Основное внимание уделялось натуральным показателям производственной деятельности в ущерб отражению стоимостных показателей, финансов, цен;

3. Разделение народного хозяйства на неравноправно и неунифицированно отражаемые в статистике производственную и непроизводственную сферы деятельности;

4. Стремление использовать лишь сплошную обязательную отчетность, содержащую весь круг планируемых показателей;

5. Отношение к непланируемым и нерегулируемым непосредственно государством формам экономической деятельности как к второстепенным, не требующим точного статистического анализа;

6. По ряду соображений (идеологическим, секретности) официальная статистика часто прибегала к различным ухищрениям для затушевывания негативных процессов (не учитывался или учитывался не полностью оборонный сектор; количественные оценки ВНП СССР колеблются в пределах от 15 до 65% по отношению к ВНП США);

7. При расчете динамики показателей хозяйственного развития не учитывалась инфляция (традиционный метод оценки продукции в сопоставимых ценах непосредственно на предприятиях на основе обязательных к применению прейскурантов; сейчас такие прейскуранты цен не разрабатываются).

Переход к рыночной модели хозяйствования вызывает необходимость решения целого комплекса сложнейших проблем: восстановление основ рыночного хозяйства, формирование конкурентной среды, учет специфических социально-экономических условий в республике. При этом важно единство процесса формирования рыночной экономики и соответствующей ей статистической базы.

В соответствии с задачами переходного периода 22 августа 1992 года в РБ было принято постановление правительства «О республиканской программе перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики». Основная цель программы – создание такой статистической системы, которая позволяла бы получать объективную и достоверную информацию о состоянии экономики на основе системы показателей, применяемых в промышленно развитых странах с рыночной экономикой и рекомендуемых международными экономическими организациями. Программа предусматривает также изменение системы подготовки экономических кадров в вузах.

Программа была рассчитана на 1993-1996 гг. В рамках данной программы был осуществлен ряд мероприятий. К важнейшим из них относятся:

– начато внедрение СНС, разработаны основные счета;

– начиная с 1995 года проводятся ежеквартальные обследования домашних хозяйств;

– в соответствии с международными стандартами разработана статистика потребительских цен и цен производителей промышленной продукции;

– созданы регистры (сначала административный регистр ЕГРПО, а с 1998 года – центральный статистический регистр РЕСТАТ);

– осуществлено оснащение органов статистики современной вычислительной техникой и эффективными программами обработки информации;

– в 1994 году для решения методологических проблем в области статистики Минстата РБ организован НИИ статистики;

– улучшена подготовка статистиков: введены специальные курсы «Международная статистика», «Эконометрика», «Статистика финансов», «Статистика туризма» и т.д.

И после 1997 года продолжали решаться, хотя и менее интенсивно, задачи, связанные с переходом статистики к международным стандартам. Были получены определенные позитивные результаты, однако, цель – создание современной отечественной статистики, отвечающей международным статистическим нормам, – в силу ее сложности и комплексности еще не достигнута.

Поэтому задачами статистики на современном этапе являются:

1. Повышение достоверности статистических данных и восстановление на этой основе доверия к статистике. Необходимо расширение структуры публикуемых статистических сборников (например, в области уровня жизни, неформальной экономики, себестоимости продукции и т.д.), предоставление необходимой информации хозяйственным и общественным организациям, вузам, НИИ.

2. Изменение источников получения информации. Постепенный переход от сплошного учета и отчетности к несплошным методам наблюдения: выборочные обследования, монографический метод, метод основного массива и т.д.

2.1. Совершенствование выборочного обследования домашних хозяйств (оценка надежности выборочных показателей, организация малых выборок, издание дополнительных аналитических сборников по выборочным данным – «Уровень бедности в Республике Беларусь», «Неформальная занятость в Республике Беларусь» и т.д.).

2.2. Совершенствование выборочных обследований оптовых цен (промышленность, строительство), потребительских цен.

2.3. Организация выборочных обследований в иных областях: малых предприятий, отчитывающихся в настоящее время по форме № 1-МП, медицинского обслуживания, заболеваемости населения, конъюнктуры рынка потребительских товаров, деловой активности предприятий и т.д.

3. Приведение всей системы информации (национальной статистики) в соответствие с международными стандартами.

3.1. Продолжение работ по внедрению СНС в белорусскую статистику. Это означает переход к комплексной системе национального счетоводства, которая предусматривает полное и точное отражение экономической деятельности государства, позволяет получить новую статистическую информацию о продукции и услугах, образовании, распределении, перераспределении дохода, движении капитала, конечном использовании ресурсов на потребление и накопление, источниках финансирования, торгового и платежного баланса.

В настоящее время белорусская статистика в основном освоила методологию, одобренную международными организациями в СНС 93. Результаты разработки СНС публикуются в статистических ежегодниках, с 1995 года издается специальный статистический сборник «Национальные счета Республики Беларусь».

Из перечня стандартных счетов составляются следующие:

а) текущие счета (счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет вторичного распределения доходов, счет перераспределения доходов в натуре, счет использования располагаемого дохода, счет использования скорректированного располагаемого дохода);

б) из счетов накопления – счет операций с капиталом;

в) счет остального мира (внешний счет товаров и услуг, внешний счет первичных доходов и текущих трансфертов, внешний счет операций с капиталом).

Данные счетов разработаны в консолидированном виде (по экономике в целом) и по 5 секторам (нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, домашние хозяйства, НКО).

В связи с высокими темпами инфляции согласно методологии СНС производилась переоценка по МОС и НЗП (но существует отставание в пересчете основных средств и МОС).

Особое место в СНС занимает МОБ – важен для анализа структуры экономики, выявления диспропорций между исчисляемыми по отраслям показателями объемов производства и аналогичными показателями, рассчитываемыми по компонентам конечного использования, для прогнозных расчетов и т.д. Одной из важных задач становится анализ данных МОБ. В НИИ статистики разработано специальное программное обеспечение, позволяющее осуществлять:

– построение и вывод таблиц МОБ, рассчитывать матрицы коэффициентов прямых и полных затрат;

– анализ структуры общественного производства;

– прогноз межотраслевых связей;

– анализ эффекта ценовой мультипликации.

3.2. Совершенствование расчетов в области международных экономических сопоставлений: необходимо регулярное определение паритета покупательной способности (ППС).

3.3. Приведение финансовой, бюджетной и банковской статистики в соответствие с международными стандартами.

3.4. Приведение в соответствие с международными нормами статистики населения и труда. В настоящее время с учетом рекомендаций МОТ разработаны методологические положения по классификации рабочей силы по экономической активности, статусу в занятости, определению уровня безработицы; исчисляются показатели численности экономически активного населения, занятых, уровня безработицы. Но официально зарегистрированный уровень безработицы явно занижен (2,1-2,3%): многие безработные не обращаются в службы занятости из-за низкого размера пособия и неверия в возможность найти через центр занятости подходящую работу. Поэтому возникает необходимость в проведении выборочных обследований занятости, которые до сих пор не проводились. Программа подобного обследования занятости была разработана в Министерстве труда еще в 1995 году.

3.5. Совершенствование статистики внешней торговли, в частности, разработка адекватных индексов физического объема экспорта и импорта, совершенствование методик расчета индексов цен экспорта и импорта.

3.6. Развитие и применение единой системы классификаций. Следует подчеркнуть, что для построения показателей СНС необходима единая классификация объектов информации: товаров, видов деятельности, основных средств. Поэтому необходима гармонизация действующих классификаций с международными, адаптация международных классификаций к условиям республики.

Разработаны в соответствии с международными нормами и действуют:

– классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции;

– классификатор ТНВЭД («Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности»);

– классификации форм собственности (ОКФС), предприятий и организаций (ОКПО), органов госуправления, территорий (СОАТО).

Новая версия ОКЭД, соответствующая новому европейскому классификатору КДЕС, не внедрена в статистическую практику (планируется в 2016г).

Разработан проект общегосударственного классификатора основных средств и нематериальных активов (ОКОСНА), в котором изменен состав групп основных средств, введен ряд новых позиций по каждому разделу, учтены замечания, полученные в результате апробации проекта, проведенной среди предприятий и организаций более чем 30 министерств и ведомств. Но и здесь возникают проблемы:

– ОКОСНА не может быть использован для расчета предприятиями сумм амортизационных отчислений; существующие нормы амортизации и нормативные сроки службы разработаны применительно к структуре и номенклатуре основных фондов старого классификатора, утвержденного Госстандартом СССР в 1987 г.; требуется разработка норм амортизации применительно к изменившемуся составу основных средств;

- действуют два частично дублирующих друг друга перечня основных средств: один – в ОКОСНА, другой – в справочнике нормативных сроков службы.

В соответствии с ТНВЭД и ОКП разработан проект товарного словаря: введены некоторые изменения в перечень товарных групп («Чай и кофе», введена отдельная группа «Канцелярские машины»), значительно изменен состав каждой товарной группы, где учтено обновление ассортиментной структуры товаров.

4. Совершенствование статистики цен.

Вследствие обобщения подходов, имеющихся в отечественной и зарубежной практике, для объективной оценки уровня инфляции предлагается использовать систему показателей, которая должна включать следующие две подсистемы:

1) сводные индексы (ИПЦ, ИПЦ с учетом отложенного спроса, дефляторы ВВП, выпуска, промежуточного потребления, индекс цен производителей промышленной продукции; агрегированный индекс инфляции).

2) частные индексы (индексы цен на капитальные вложения, индексы средних цен на сельскохозяйственную продукцию, цен внешней торговли, тарифов на грузовые перевозки, индексы цен на строительную продукцию, на отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров и некоторые другие).

При этом необходимость построения агрегированного индекса инфляции обусловлена тем, что в экономике переходного периода классические индексы цен (ИПЦ, дефлятор ВВП, индексы цен в промышленности) в качестве индикаторов инфляции становятся недостоверными. Исчисленные в ценах конечного потребления и характеризующие конечные результаты экономической деятельности, эти показатели вследствие качественной деструктуризации и деформации всего воспроизводственного процесса и его составляющих: производства, обмена, распределения и потребления, – не дают достоверной информации о процессах, происходящих в различных секторах экономики, не позволяют своевременно фиксировать изменение инфляционных процессов. Дефлятор ВВП не может быть использован для оперативных целей, а рассчитываемый ежемесячно ИПЦ характеризует лишь инфляцию в потребительском секторе. Искомый агрегированный показатель инфляции должен отражать динамику различных составляющих компонент создания ВВП, т.е. характеризовать инфляцию как в потребительском, так и в производственном секторе.

Наиболее интересным представляется подход, предлагаемый М. Березовской, Н. Райской, А. Френкелем и И. Горячевой («Вопросы статистики», 1996, № 12, 1998, № 2). Они рассчитывают агрегированный индекс инфляции через линейную комбинацию показателей, отражающих структурные элементы инфляции:

y = w1x1 + w2x2 + wjxj + … + wnxn,

где у – агрегированный индекс инфляции;

х1…хn – показатели, отражающие структурные показатели инфляции,

w1…wn – веса, с которыми показатели входят в агрегированный индекс.

Для определения весов wj использованы коэффициенты парной корреляции между показателями.

Другая проблема – совершенствование методики расчета индексов цен производителей промышленной продукции, получаемых на основе данных несплошных наблюдений.

5. Разработка статистики теневой экономики.

6. Разработка в рамках правовой статистики системы показателей административных экономических правонарушений.

7. Разработка статистики предприятий: предполагается осуществление текущего наблюдения за деятельностью хозяйствующих субъектов не по видам деятельности, а по показателям предприятий, связанным со всеми видами деятельности (выпуск, выручка, рентабельность, численность занятых и т.д.). Цель – проведение сквозного анализа финансовой и экономической деятельности предприятий разных типов отраслей.

8. Проведение мониторинга производства и состояния рынка важнейших потребительских товаров, состояния товарных рынков отдельных видов продукции.

9. Совершенствование практики ведения статрегистров.

До 1998 г. действовал ЕГРПО, который практически являлся административным регистром, т.к. содержал в себе информацию о предприятиях и организациях всех форм собственности, которая в основном носила административный характер: статус предприятия, название, форма собственности, коды ОКПО, СОАТО и т.д. Из экономических показателей содержалось лишь три: среднегодовая стоимость основных средств, валовой доход (товарная продукция), численность занятых. С 1998 г. ЕГРПО преобразован в центральных статрегистр РЕСТАТ, который содержит всю возможную совокупность показателей по каждому предприятию. РЕСТАТ позволяет обеспечить:

– единство информационного пространства;

– возможность создания основы выборки для проведения пробных обследований;

– доступ к экономической и административной информации;

– возможность наращивания фиксированного набора показателей;

– быструю и экономичную разработку системы наблюдения, хранения, обработки и выдачи информации.

Но остается и ряд нерешенных проблем:

– терминологические проблемы (отсутствие четкого толкования правовой единицы, местной единицы, юридического статуса, юридического лица, необходимость уточнения организационных форм предприятий);

– субъективный характер определения основного вида деятельности вновь регистрируемых предприятий (часто определяется со слов представителя предприятия, что не всегда отражает действительность);

– проблема полноты и достоверности учета хозяйствующих субъектов (целесообразно уточнение кодов и адресов предприятий, сопоставление данных с отраслевой отчетностью и т.д.);

– проблема определения типа статистической единицы (малые предприятия, крупные, сверхкрупные);

– необходима регулярная актуализация данных регистра;

– практически существуют параллельно отраслевые каталоги (по отраслям статистики) и центральный статрегистр; между ними возникает ряд противоречий и нестыковок, расхождений – по числу предприятий, их адресам, показателям и т.д., что требует большого комплекса дополнительных работ по анализу возникающих расхождений и корректировке РЕСТАТа.

10. Совершенствование технологии обработки статистической информации: унификация системы основных статистических показателей, использование сквозной технологии обработки базы данных, создание интегрированной базы данных на основе РЕСТАТа и отраслевых каталогов, создание единого фонда нормативно-справочной информации, электронной версии унифицированных форм статистических наблюдений, автоматизированного банка данных классификаторов.

11. Разработка методологических подходов к анализу экономики на основе показателей СНС.

12. Совершенствование методологии прогнозов экономических и социальных процессов (использование сценариев прогноза, экспертных оценок).

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.