Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наставничество, консультирование





И поддерживающие коммуникации

 

Поддерживающая коммуникация - это коммуникация, направленная на сохранение позитивных отношений между собеседниками.

 

Задачи поддерживающей коммуникации

· Обеспечение точности передачи сообщений.

· Поддержание и укрепление отношений собеседников путем взаимного обмена информацией, точками зрения, отношением к проблеме.

· Создание позитивных межличностных (интерперсональных) отношений.

· Обеспечение конкурентного преимущества.

 

Формы поддерживающей коммуникации

· Наставничество (инструктирование) - это интерперсональная коммуникация, используемая для передачи советов и информации и установления стандартов поведения. При наставничестве внимание фокусируется на развитии способностей и профессиональных навыков.

Проблемы наставничества связаны с отсутствием необходимых навыков, нехваткой информации или некомпетентностью подчиненных.

· Консультирование - это интерперсональная коммуникация, используемая для осознания индивидом своих проблем, связанных с нежеланием признать наличие проблем или необходимости изменений. При консультировании внимание фокусируется на решении проблем, обусловленных эмоционально окрашенными факторами, - на установках и отношениях.

Проблемы консультирования связаны с нежеланием индивида признать наличие проблемы или необходимости изменений.

 

 

Барьеры поддерживающей коммуникации

 

· Защитная реакция - эмоциональное и физическое состояние, при котором человек склоняется к контратаке. Защитные реакции возникают в ситуациях, когда коммуникация вызывает у одной из сторон чувство тревоги или опасения.

· Неприятие - эмоциональное и физическое состояние, при котором человек испытывает собственную неполноценность, некомпетентность или незначительность.

Принципы поддерживающей коммуникации

 

· Ориентация на проблему, а не на личность

Фокусирование на проблемах или результатах, но не на личностях и их характеристиках.

Пример: «Как мы сможем решить эту проблему?», но не «Потому что вся проблема в вас самих».

· Конгруэнтность (созвучие, гармония, совпадение), а не ее отсутствие

Фокусирование на правдивости сообщений, вербальная (словесная) форма которых адекватна мыслям и чувствам (соответствие слов истинным чувствам и мыслям).

Пример: «Ваше поведение меня огорчает», но не «Вам кажется, что я огорчен? Нет, все прекрасно».

· Описание, а не оценка

Фокусирование внимания на описании объективных факторов, событий, на описании вашей реакции на них, а также на представлении альтернатив.

Пример: «Произошло то-то и то-то; моя реакция такова; предлагается, что наиболее приемлемым будет...», но не «Вы все сделали неправильно».

· Возвышение, а не унижение

Фокусирование на тех высказываниях, которые способствуют установлению атмосферы взаимного уважения и сотрудничества, гибкости и выявлению области согласия.

Пример: «У меня есть кое-какие идеи, но нет ли у вас каких-либо предложений?», но не «Вы все равно не поймете, так что мы сделаем по-моему».

· Конкретизация, а не обобщения

Фокусирование на конкретной ситуации или проблеме, ане на проблемах общего характера.

Пример: «За время собрания вы перебили меня трижды», но не «Вы всегда пытаетесь привлечь к себе внимание».


· Связность, а не бессвязность

Фокусирование на высказываниях, вытекающих из того, что было ска­зано ранее, и направленных на установление отношений взаимопомощи.

Пример: «Исходя из того, что было сказано вами, я сформулирую дру­гую точку зрения», но не «Я хочу сказать следующее (вне зависимости от того, что вы только что сказали)».

· Авторство, а не безличность

Фокусирование на принятии ответственности за свои собственные утверждения путем использования местоимения «Я».

Пример: «Я решил отклонить ваше предложение, поскольку...», но не «Идея неплохая, но она должна быть одобрена».

· Рефлексивное, а не одностороннее слушание

Фокусирование на проявлении всевозможных адекватных (прежде всего рефлексивных) реакций.

Пример: «Как вы полагаете, что может нам помешать?», но не «Как я сказал ранее, вы совершили слишком много ошибок. Так не годится».

 

Лидер как мастер коммуникаций должен уметь вести стратегические беседы. Стратегическая беседа - это общение между людьми, которые преодолевает иерархические уровни организации, затрагивает важнейшие стратегические темы и ценности и помогает достичь желаемых результатов.

 

Ключевые факторы стратегической беседы

· Создание обстановки открытого общения - внутрикорпоративный обмен всеми видами информации, преодолевающий функциональные и иерархические границы.

· Умение слушать - навыки восприятия и понимания истинного смысла сообщения.

· Проницательность - способность понять скрытый смысл сообщения.

· Умение вести диалог - процесс групповой коммуникации, во время которого люди создают общие понятия для облегчения взаимопонимания и формирования общего мировосприятия.

 


Различия между диалогом и дискуссией

Стратегическая беседа

 

 

Недостаток понимания, разногласия, расхождение точек зрения

 
 

 

 


Диалог Дискуссия

       
   

 


Результаты Результаты

 

       
 
Долгосрочные инновационные решения Единство группы Выработка общих понятий Изменение мышления
 
Краткосрочные решения Достижения согласия путем победы над оппонентами Формирование оппозиции Сохранение прежнего мышления

 

 


Лидер как мастер коммуникаций должен уметь:

· Убеждать людей.

· Выбирать емкие информационные каналы.

· Эффективно использовать электронные коммуникационные каналы.

· Использовать метафоры и поучительные истории для налаживания эмоциональной связи с людьми.

· Владеть приемами невербальной коммуникации.

· Использовать методы блуждающего менеджмента.

· Владеть навыками коммуникации в условиях кризиса.

 


5.2. Мотивация деятельности персонала

 

Мотивация - это действующие на человека внутренние или внешние силы, которые вселяют в него энтузиазм, заставляют проявлять настойчивость и определяют направления его действий.

 

       
   
 
 
       
 
   
 

 

Потребности людей и методы их мотивации

 

 

 


Задачей лидера является создание условий, благоприятных для удовлетворения потребностей сотрудников и одновременно для достижения организационных целей. Для решения этой задачи лидеры могут использовать теории мотивации.

 

Классификация теорий мотивации

 

· Содержательные теории, в основе которых лежит идентификация потребностей людей.

· Процессуальные теории, в основе которых лежит поведение людей.

 

Содержательные теории мотивации

 

· Иерархия потребностей Абрахама Маслоу (Abraham Maslow).

· Двухфакторная теория Фредерика Герцберга (Frederick Herzberg).

· Теория приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда (David McClelland).

Теория Маслоу утверждает, что люди мотивируются многочисленными потребностями, имеющими иерархическую структуру, и которые удовлетворяются в определенной последовательности.

 

Иерархия потребностей Маслоу

 

           
   
Иерархия потребностей
 
Способы удовлетворения потребностей по месту работы
 
 
   
Самоактуализация
 
Возможность обучения, продвижения, роста и творчества
 
   
Уважение
 
Признание, высокий статус, расширение круга ответственности
 
 
   
Принадлежность
 
Рабочие группы, клиенты, коллеги, начальники
 
   
Безопасность
 
Безопасность работы и условий труда, дополнительные льготы
 
   
Физиологические потребности
 
Нормальные условия труда (воздух, температура), нормальная зарплата
 
 

 

 


Согласно двухфакторной теории Герцберга, две отдельные группы характеристик (гигиенические факторы и мотивационные факторы) определяет поведение людей на работе. Гигиенические факторы связаны с неудовлетворенностью условиями работы.

Слабые гигиенические факторы приводят к неудовлетворенности работой, сильные – просто устраняют неудовлетворенность. Сами по себе эти факторы не могут удовлетворить потребности и мотивировать людей.

 


 

       
   
 
 

 


Сфера неудовлетворенности
Сфера удовлетворенности
Высокий уровень неудовлетворенности
Отсутствие удовлетворенности или неудовлетворенность
Гигиенические факторы, влияющие на уровень неудовлетворенности
Мотивационные факторы, влияющие на уровень удовлетворенности

 

 

Используя выводы двухфакторной теории Герцберга, лидеры должны сначала устранить неудовлетворенность, т.е. акцентировать внимание на гигиенических факторах, а затем - на мотивационных факторах, способствующих удовлетворению потребностей высшего уровня и повышению производительности.

В рамках теории приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда рассматривается три группы потребностей, которые не являются врожденными, а приобретаются людьми в процессе накопления опыта. К ним относятся:

· Потребность в достижениях (успехе) - стремление выполнять сложные задачи, добиться успеха и опередить других людей.

· Потребность в установлении социальных связей (общении) - желание наладить близкие личные взаимоотношения, избежать конфликтов и завязать тесную дружбу.

· Потребность в приобретении власти - стремление влиять на других людей, контролировать их поступки, нести ответственность за окружающих и иметь над ними власть.

Люди с большими потребностями в достижениях чаще всего становятся предпринимателями или новаторами. Лица, испытывающие сильные потребности в установлении социальных связей, становятся успешными "интеграторами" (бренд-менеджеры, проектные менеджеры). Люди с потребностью власти часто становятся топ-менеджерами.

 

Процессуальные теории мотивации

 

· Теория подкрепления.

· Теория ожиданий.

· Теория справедливости.

 

Теория подкрепления ограничивается рассмотрением взаимосвязи между деятельностью и ее результатами при изменении или модификации поведения подчиненных путем использования немедленных вознаграждений или наказаний. Модификация поведения подразумевает использование ряда инструментов для изменения поведения человека, разработанных в поведенческих науках для использования на практике. В основе модификации поведения лежит закон подкрепления, согласно которому формы поведения, получающие положительное подкрепление имеют тенденцию повторяться, а не получающие положительного подкрепления – тенденцию не повторяться. Подкрепление можно определить как фактор, обусловливающий повторение или устранение некоторых форм поведения. Существует четыре формы модификации, или формирования, поведения:

· Положительное подкрепление - это поощрение сотрудника за его поведение.

· Негативное подкрепление - это отмена наказаний после улучшения поведения сотрудника. Иногда этот метод называют обучением избежанию наказаний. Примером негативного подкрепления могут быть прекращение критики подчиненного или снятие с него дисциплинарных взысканий.

Наказание - это наложение взысканий на сотрудника.

Пресечение - это лишение сотрудника вознаграждений, т.е. устранение подкрепления нежелательного поведения.

 

Согласно теории ожиданий Виктора Врума (Victor Vroom), мотивация зависит от индивидуальных ожиданий, связанных с возможностью выполнить задание и получить вознаграждение. Данная концепция описывает индивидуальный мыслительный процесс, сопровождающий работу, целью которой является вознаграждение. Теория ожиданий описывает взаимосвязь между ожидаемыми затратами усилий и результатами работы (З-Р), между результатами работы и вознаграждением (Р-В) и привлекательности (валентности) вознаграждений (В).

 

Основные элементы теории ожиданий

 

З-Р (затраты усилий - результаты работы)
Позволят ли прилагаемые усилия качественно выполнить задание?

 

 
 

 


Р-В (результаты работы - вознаграждение)
Позволит ли выполнение задания получить ожидаемое вознаграждение?

 

 

 


Насколько ценным является вознаграждение?

 

 


Чтобы усилить мотивацию подчиненных, лидеры должны знать ожидания и потребности сотрудников.

В рамках теории справедливости утверждается, что мотивом людей является стремление к справедливым социальным вознаграждениям, которые они ожидают получить за свой труд. Согласно теории справедливости, если человек видит, что выдаваемые ему компенсации равны компенсациям, получаемым другими людьми за ту же работу, он убеждается в справедливом и честном отношении к нему со стороны лидера. В противном случае мотивация ослабевает. Лидеры должны помнить, что несправедливость способна существенно ослабить мотивацию сотрудников и ухудшить результаты труда.


5.3. Предоставление прав и делегирование полномочий

 

Предоставление прав - это передача другим лицам прав с целью достижения результатов, что позволяет обеспечить баланс между недостатком прав и злоупотреблением властью.

 

Барьеры на пути предоставления прав

 

· Отношение к подчиненным - недооценка (недостаточная компетентность подчиненных, незаинтересованность, неспособность нести ответственность и др.)

· Страх за личную безопасность.

· Потребность в контроле.

 

Аспекты стратегии предоставления прав

 

· Самодостаточность - ощущение собственной компетентности.

· Самоопределение - ощущение свободы личного выбора.

· Личная власть - ощущение обладания влиянием.

· Значимость - ощущение значимости своей деятельности.

· Доверие - ощущение безопасности.

 

Реализация стратегии предоставления прав

 

· Наличие видения будущего и целей.

· Предоставление сотруднику возможности убедиться в своей компетентности.

· Предоставление модели поведения.

· Обеспечение поддержки.

· Создание атмосферы эмоционального подъема.

· Информационное обеспечение.

· Обеспечение ресурсами.

· Обеспечение обратной связи и возможность увидеть последствия своей деятельности.

· Создание атмосферы взаимного доверия.

 


Практические рекомендации по реализации

стратегии наделения правами

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.