Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примеры педагогических задач.





Пример №1

Цель: Изучение микроклимата в классе (школе).

Задачи:

1. Изучите микроклимат в классе (школе)

2. Спланируйте воспитательную деятельность с целью улучшения микроклимата в классе (школе).

3. Организуйте воспитательную работу с классом, психолого-педагогическое просвещение родителей по улучшению микроклимата отношений.

Методические рекомендации

1. Провести комплексное анкетирование родителей и учащихся. Все четыре анкеты позволяют получить большой слой информации для анализа. (Анкеты “Изучение микроклимата отношений между учителями и родителями в школе”, “ Жизнь в школе (для учащихся)”, “ Интересы и досуг” и “Мир вокруг тебя (для учащихся)) В данном исследовании можно использовать другие методики изучения микроклимата.

2. Полученную информацию использовать в целях планирования и организации воспитывающей деятельности.

3. Разработать и реализовать программу улучшения микроклимата отношений.

Литература:

1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / - М.: Просвещение, 1989. — 224 с.

2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе [Текст] / - М.: Просвещение, 1989.

3. Бабурова И. Психологический климат класса [Текст] / И. Бабурова // Народное образование. - 2005. - №2 – С.164-169.

4. Бойко, В.В., Ковалев, А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / -М.: Мысль, 1983. - 207 с.

5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] / - Мн., Изд-во БГУ, 1976. - 352 с.

6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие - 2-е изд., доп. [Текст] / - Мн.: ТетраСистемс, 2000.

7. Кричевский, Р.Л., Дуборская, Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты [Текст] / - М.: МГУ, 1991.- С.30-31.

8. Рогов Е.И. Психология группы [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 430 с.: ил. - (Азбука психологии)

 

Пример №2

Цель:Развитие нравственного потенциала школьников.

Задачи:

1. Диагностировать нравственный потенциал школьников. (ценностное отношение учащихся к себе, родине, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду).

2. Определить систему работы по развитию нравственного потенциала школьников.

3. Разработать воспитательные дела, направленные на развитие нравственного потенциала школьников.

Методические рекомендации.

1. В проведении диагностики используйте тест И.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методику С.М.Петровой «Пословицы», разработанную Б.П.Битинасом стандартизированную характеристику личности школьника, подготовленные П.В.Степановым, Д.В.Григорьевым и И.В.Кулешовой опросники для диагностики личностного роста учащихся шестых-восьмых и девятых-одиннадцатых классов.

2. Выберете одну-две конкретные методики диагностики нравственного потенциала школьников.



3. Разработайте два-три воспитательных дела, направленных на развитие нравственного потенциала школьников (по одному из аспектов ценностного отношения, в зависимости от результатов диагностики)

Литература:

1. Акутина, С.П. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками [Текст]/ С.П. Акутина // Классный руководитель. – 2007. - №3 – С.5-25.

2. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Т.И. Власова // Педагогика. – 2006. - №10 – С.36-42.

3. Духовно-нравственное воспитание [Электронный ресурс]: научно-просветительный журнал [Текст] / ред. Фурсов А.П. – Режим доступа: http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/duh_nrav/index.php

4. Зимина, А.И. Организация работы классного руководителя в 8-10-х классах: Организация по направлению «Нравственность» [Текст] / А.И. Зимина // Классный руководитель. – 2007. - №6 – С.5-93.

5. Игумен Георгий (Е.В.Шестун) Духовно-нравственное становление личности в православной традиции [Текст] / Е.В.Шестун // Педагогика. – 2006. - №4 – С.53-61.

6. Игумен Владимир (Перевертайло) Методологические основания духовно-нравственного воспитания в православной педагогике [Текст] / Игумен Владимир // Педагогика. – 2007. - №5 – С.76-84.

7. Коледа, В.Н. Программа воспитания школьников 5-11-х классов на традициях русской национальной культуры [Текст] / В.Н. Коледа // Классный руководитель. – 2008. - №3 – С.28-33.

8. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения / А.А. Корольков // Педагогика. – 2003. - №5 – С.97-105.

9. Лихачев, А.Е. Воспитание и духовность [Текст] / А.Е. Лихачев // Педагогика. – 2001. - №3 – С.33-36.

10. Малякова, Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося / Н.С. Малякова // Классный руководитель. – 2005. - №5. – С.30-32.

11. Чернилевский, Д.В. Духовные и нравственные ценности детей и молодежи [Текст] / Д.В. Чернилевский, Т.И. Петракова // Педагогика. – 2004. - №3 – С.103-108.

12. Якунин, В.Н. Духовное образование в России в годы Великой Отечественной войны [Текст] / В.Н. Якунин // Педагогика. – 2003. - №1 – С.88-91.

Пример №3

Цель: Развитие познавательного интереса школьников.

Задачи:

1. Диагностировать сформированность познавательных интересов учащихся подростков (к учебной в целом или конкретному учебному предмету).

2. Определить систему работы по развитию познавательных интересов школьников.

3. Разработать и апробировать содержание к методу работы по развитию познавательного интереса в учебном процессе и деятельности классного руководителя.

Методические рекомендации

1. Прочитать педагогическое пособие для актуализации знаний по проблеме познавательного интереса и методах его диагностики.

2. Отобрать 2-3 конкретные методики диагностики сформированности познавательного интереса или самостоятельно разработать соответствующую методику на основе имеющихся.

3. Проанализировать учебную программу с целью выявления потенциальных возможностей учебного процесса (содержательных, организационно-методических, коммуникативных) в развитии познавательных интересов, реализовать эти возможности посредством содержания материала (его практической значимости, новизны, проблемности, историзма, занимательности и т.д.), организации учебного процесса (активных методов, нетрадиционных форм, коллективной познавательной деятельности, КСО, познавательных игр и т.п.).

4. Разработать 2-3 внеклассных мероприятия, направленных на повышение интереса к учебно-познавательной деятельности (познавательные игры, КВНы, беседы по культуре учебного труда, путешествие в страну знаний и др.).

 

Литература:

1. Аксенов, В.Ю. Положение о Думе [Текст] // Классный руководитель. – 1997. – № 1 – С.46.

2. Горелов, А.А. Человек – гармония природы [Текст] / М., 1990.

3. Кадол, В. Воспитание чести и достоинства [Текст] // Воспитание школьников. – 1998. – № 2.

4. Конвенция о правах ребенка. Организация Объединенных Наций [Текст] / Нью-Йорк, 1991.

5. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей [Текст] / Самара, 1997.

6. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания [Текст] / М., 1995.

7. Магомедов, Н.М. Методология и методика свободного воспитания [Текст] / Самара: СамГУ, 1995.

8. Магомедов Н.М. Творить счастье [Текст] / Самара, 1996.

9. Перри Дэнаан Воины сердца [Текст] / Калуга, 1998.

10. Питюков, В. Положительное подкрепление [Текст] // Воспитание школьников. – 2000. - № 3 – C.19.

 

Пример №4

Цель: Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников

Задачи:

1. Диагностировать степень педагогической запущенности школьников

2. Обработать данные анкетирования

3. Осуществить работу по перевоспитанию трудных подростков

 

Главная причина девиантного поведения – противоречие между требованиями, предъявляемыми ребенку семьей, школой, обществом и низким уровнем развития у него самосознания, самооценки и саморегуляции (Молодцова Т.Д. Теория и практика, что перевоспитание трудных подростков зависит от знания учителей их особенностей и умения их учитывать в своей работе.

Методические рекомендации

1. Установите контакт со школьником, расположите его к себе. Проведите анкетирования по 3 видам анкет. В случае необходимости получите консультацию у школьного психолога.

2. Обработайте данные анкетирования. По критериям степени педагогической запущенности определите наличие асоциальных отклонений в поведении школьника.

3. Организуйте воспитательную и учебную работу с трудным подростком.

Литература:

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Педагогика любви и свободы. - М., - 1993.

2. Андреева, А. Психологическая поддержка ребенка [Текст] // Воспитание школьников. - 2000. - № 3 – C.20-22.

3. Арсеньев, Н. Духовные традиции русской семьи [Текст] // Воспитание школьников. - 1998. - № 4 – C.43-45.

4. Гаврилова, Т.Л. Учитель и семья школьника [Текст] / М., 1988.

5. Гребенников, И.В. Школа и семья [Текст] / М., 1985.

6. Грэм Джеоф. Как стать родителем самому себе [Текст] / Счастливый невротик. Пер. с англ. - М., 1993.

7. Добрынина, В.И. Семья и нравственное воспитание личности [Текст] / М., 1987.

8. Ермоченкова, С.П., Лакомова, Н.В. Досуг подростка как проблема семейного воспитания [Текст] / Тенденции развития современной семьи. - М., 1992.

9. Зимбардо, Ф. Застенчивость [Текст] / Пер.с англ. - М., 1991.

10.Личко, А.Е. Эти трудные подростки [Текст] / Записки психиатра. - Л., 1983.

11.Максимов, В.В. Семейная книга [Текст] / СПб., 1996.

12.Пучина, Т. День откровенных вопросов и ответов [Текст] // Воспитание школьников. - 2000. - № 3 - с. 17-18.

13.Рожнова, П. Семья в народных традициях [Текст] // Воспитание школьников. - 1998. - № 5 – C.29-35.

14.Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире [Текст] / Книга для учителей и родителей. - М., 1991.

15.Состояние воспитания детей школьного возраста в семье [Текст] // Воспитание школьников. - 2000. - № 3 – C.16

16.Степанов, В.Г. Психология трудных школьников [Текст] / М., 1996.

17.Токарева, С.Н. Городская среда как фактор социализации подростков. Актуальные проблемы современного детства [Текст] / М., 1992.

18.Харрис, Т. Я хороший, ты хороший [Текст] / Пер.с англ. - М., 1993.

19.Шуман С.Г., Шуман, В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. [Текст] / Брест, 1992.

20.Яркина, Т., Агапова, Г. Семья в меняющемся мире [Текст] // Социальная работа. - 1994. - № 2/5 – С.33-35.

Пример №5.

Цель: Формирование эмоционально-психологических отношений в детском коллективе.

Задачи:

1. Определите состояние эмоционально-психологических отношений в детском коллективе.

2. Разработайте цикл воспитательных дел, направленных на вовлечение учащихся в их подготовку и проведение.

Методические рекомендации.

1. Для определения состояния эмоционально – психологических отношений в детском коллективе используйте метод социометрии.

2. Узнайте, кто из учащихся является лидером или отвергнутым, принятым или не принятым в сообщества одноклассников.

3. Предложите школьникам ответить на четыре вопроса:

· Если бы у тебя было возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы?

· А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

· Кому ты доверяешь свою тайну?

· Кому никогда не доверяешь свою тайну?

4. Для полноты изучения состояния эмоционально-психологических отношений в детском коллективе воспользуйтесь психодиагностирующей социометрической методикой.

Литература:

1. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 128с. (Читальный зал КГПУ им. К.Э. Циолковского)

2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632с. (Читальный зал КГПУ им. К.Э. Циолковского)

3. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191. (Библиотека им. В.Г. Билинского)

4.3. Тематика дидактических задач, рекомендуемых студентам, для решения на педагогической практике.

· разработайте 2-3 урока с использованием практикоориентированных технологий обучения (проектной технологии, технологии проблемного обучения и др.); создайте для этих технологий дидактические материалы;

· разработайте 2-3 урока с использованием информационных ресурсов (электронной презентации по теме; web страницу, на которой в структурированном виде будут представлены текстовая и графическая информация по теме урока, ссылки на ресурсы, раскрывающие тему;

· сконструируйте 2-3 урока по предмету на основе управления познавательной деятельностью учащихся, формирования познавательного интереса к изучаемому предмету;

· разработайте 2-3 урока по предмету, направленных на реализацию принципа гуманизации образования, предполагающего наличие возможностей для самообразования и самовоспитания (данный принцип обуславливает диалогичность учебного материала, ориентирует учащихся на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);

· сконструируйте 2-3 урока по предмету, направленных на реализацию совместной учебной деятельности (учебного сотрудничества) учителя и учащихся в определении целей деятельности учителя, диагностики сформированности учебной деятельности школьников и др.);

· разработайте 2-3 урока направленных, на реализацию инновационного потенциала урока по своему предмету (введение новых средств обучения, способов и приемов обучения (В.Ф. Шаталов), выдвижение новых идей развития школьников (В.В. Давыдов, Л.В.Занков);

· проанализируйте результаты педагогического тестирования и определите уровень усвоения знаний и умений учащихся по предмету;

· реализуйте воспитательный потенциал 2-3 уроков по предмету;

· примите участие в организации информационной образовательной среды школы и ее использовании (разработайте сценарий внеклассного мероприятия по предмету, материалы для участников мероприятия – пригласительные билеты, сувениры, грамоты и др; демонстрационные материалы; анонсы и оповещения – объявления, групповые формы рассылки по электронной почте, размещение объявлений на сайте школы и др);

· спроектируйте и осуществите свое профессиональное самообразование в области дидактики (методических дисциплин): толерантность педагога; аннотирование, тезирование библиографического списка и др;

· освойте одну из целей профессиональной педагогической деятельности: изучите новаторский опыт; добейтесь полного взаимопонимания с учащимися; проанализируйте собственный опыт работы с учащимися и обобщите его; развейте у себя профессионально значимые свойства и качества индивидуальности и личности и др;

· проведите дидактическое исследование по теме курсового, дипломного проекта;

· организуйте исследовательскую деятельность старшеклассников по проблеме (теме) школьного научного общества.

Литература.

1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Астахов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208с.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учебн. пособие для вузов / И.А, Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская: под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 288с. – (Профессионализм педагога)

4. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений / В.В. Краевский. – 3-е изд. стер. – М.: Академия, 2006. – 256с.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов Кн.1

6. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192с.

 

7. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика [Текст]: для студ. высш. пед. учебн. заведений / В.А, Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.


5. Оценочная деятельность студентов по решению профессиональных педагогических задач.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.