Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос. Зарождение и развитие профессионального образования





 

Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле.

По мере развития экономики росла потребность в воспроизводстве квалифицированных рабочих. Передачи ученику только собственного опыта мастера было уже недостаточно, требовалось создание государственных профессиональных школ.

Появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях.

Великий реформатор Петр I своим указом от 14 января 1701 года основал в Москве первую государственную «Школу математических и навигацких наук», где воспитанники изучали алгебру, геометрию, навигацию, геодезию и другие науки. Учебный план, составленный руководителем этой школы английским профессором Д.Д.Фарварсоном, а также влиятельным преподавателем Л.Ф.Магницким, автором известнейшего учебника «Арифметика» и утвержденный самим Петром I, убедительно свидетельствует о светском профессионально - образовательном характере этого учебного заведения. Обучение в школе было бесплатное и более того - неимущие ученики получали денежное пособие на питание. В этой школе готовили кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ.

В 1701 году были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов.

В 1707 годув Москве была открыта медицинская школа, а следом за ней кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.

В 1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональные школы носили сословный характер, готовили к различным областям государственной службы.

В 1714 году указом Петра I созданы цифирные школы в провинциальных городах, где обучение должно быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы; для подготовки священников создана сеть духовных школ. В Тобольске в 1716 году была открыта цифирная и гарнизонная школы, в Отохске и Якутске – две навигационные школы, в Барнауле – школа для подготовки горнозаводских специалистов. В 30-40х г. гарнизонные школы появились в Томске, Селенгинске и на Камчатке, а 50-60-е годы – в Иркутске, Омской, Петропавловской, Ямышевской, Бийской крепостях и других местах Сибири.

С 1701 по 1725гг. были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах, а также в провинциальных городах Сибири. Несмотря на элементарность обучения и суровый казарменный режим эти школы в XVIII в. играли положительную роль.

Таким образом, при Петре I в начале XVIII века в России складывалась система профессионального образования. Но полностью система профессионального образования еще не сложилась: не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый орган государственного управления образованием.

Выпускники Навигацкой, Инженерной, Медицинской, Артиллерийской школ, получая не только общее, но и профессиональное образование, занимали ведущие должности на гражданской и воинской службе, становились активными проводниками реформ Петра I, а в последствии выдающимися людьми России. Среди них были гениальный учёный И.И. Ползунов (1728-1766) – изобретатель паровой машины, выпускник первой русской горнозаводской школы в Екатеринбурге; выдающиеся деятели военного искусства: М.И. Кутузов (1717-1784) – фельдмаршал, полководец, выпускник Артиллерийской и Инженерной школы, который в чине инженер – прапорщика был оставлен при ней для обучения воспитанников математике; И.Ф. Крузенштерн (1770-1846) – российский мореплаватель, адмирал, выпускник церковной школы г. Ревеля и Морского кадетского корпуса г. Кронштадта.

Для осуществления своих планов в развитии системы профессионального образования Пётр 1 окружил себя способными, талантливыми и послушными соратниками, понимавшими его с полуслова. Это Л.Ф. Магницкий (1669-1739) – первый русский профессиональный математик, автор учебника «Арифметика», преподаватель школы «математических и навигацких наук», И.Т. Посошков (1652 – 1726) – выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель, сторонник военных и экономических преобразований Петра 1; П.В. Постников (1670 – 1730) – первый отечественный доктор медицины и философии, выпускник Московской славяно-греко-латинской академии; Я.В. Брюс (1670 – 1735), – государственный деятель, создатель артиллерийской и инженерной школ, обсерватории при Московской навигацкой школе.

ПоследователиПетра Великого внесли весомый вклад в развитие системы профессионального образования. Это М.В. Ломоносов (1711 – 1765) – величайший русский ученый и поэт, выпускник Московской славяно-греко-латинской академии. В 1741году он был назначен адъюнктом химии в академию, был устроителем академического университета в Санкт – Петербурге; Г.Г. Скорняков-Писарев (1696 – 1747) – русский писатель, заведовавший школами в Пскове, Новгороде, Ярославле, Москве и Волгограде. С 1715г. он был преподавателем Московской академии в Петербурге; А.А.Писарев (1780-1848) – генерал-лейтенант, руководитель цифирной школы, выпускник Сухопутного шляхетского кадетского корпуса; М.И. Мордвинов (1725 – 1782) – известный военный педагог и государственный деятель, начальник Инженерно – артиллерийской школы, выпускник Сухопутно-шляхетского кадетского корпуса, инженер-генерал.

Меценатами в развитии системы профессионального образования были:

Демидов (Антуфьев) Никита Демидович (1656-1725), богатый заводчик, который вкладывал свои деньги в развитие технического обучения рабочих Урала; В.Н.Татищев (1686-1750) - выдающийся ученый, педагог, государственный деятель, создатель первых профессиональных учебных заведений; граф П.Т. Шувалов (1710-1762) - выдающийся государственный деятель, реформатор и изобретатель, основатель Московского университета.

Первые преемники Петра I проявляли равнодушие профессиональному образованию. Уровень преподавания в учебных заведениях снизился, сократилась численность учащихся. Однако государство не отказывалось от своей прежней роли в профессиональном обучении молодежи, в подготовке специалистов, необходимых для государственной службы. Для обучения молодых людей создавались узкосословные учебные заведения.

Указом от 29 июля 1731г. императрица Анна Иоанновна повелела основать Шляхетский сухопутный кадетский корпус для подготовки дворянских детей не только к военной, но и к гражданской службе.

В 1752 г. (15.12) открыт Морской шляхетский кадетский корпус (для детей дворян), где помимо морских наук преподавались политика, геодезия, геральдика и прочие шляхетские науки.

В 1756г. Санкт - Петербургская Инженерная школа поступила в особое ведение генерал – инженера Авраама Петровича Ганнибала.

В 1759 году начала работу Соединенная Артиллерийская и Инженерная школа.

Большая заслуга императрицы Екатерины II в том, что она продолжила дело Петра Великого по созданию системы государственного сословно – профессионального образования.

В 1762г. в Санкт-Петербурге был образован Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус, преобразованный из Соединенной артиллерийской и инженерной школы. Усилиями П.И. Шувалова, А.П. Ганнибала, опытных педагогов и воспитателей М.И. Мордвинова и П.И. Меллисино это учебное заведение к концу 18 века стало центром по подготовке офицеров – артиллеристов и военных инженеров русской армии.

Среди первых его воспитанников были: великий русский полководец генерал-фельдмаршал, светлейший князь М.И. Голенищев – Кутузов – Смоленский; известный военачальник, генерал от инфантерии Ф.Ф. Буксгевден; видные организаторы артиллерийского и инженерного дела А.И. Корсаков, А.А. Аракчеев, П.И. Меллер-Закомельский; крупный ученый-артиллерист, родоначальник отечественной ракетной артиллерии А.Д. Засядко; профессора математики С.Е. Гурьев и В.И. Висковатов; герои Отечественной войны 1812 года В.Г. Костенецкий, П.А. Козен, П.П. Коновницын, А.П. Никитин, И.С.Дорохов, А.Н. Сеславин, А.С. Фигнер.

Значение созданных в своё время Петром 1 военных школ трудно переоценить. Они стали краеугольным камнем, положенным в основу научного образования русских артиллеристов, военных моряков и инженеров.

В последующие годы был разработан ряд проектов о развитии профессионального образования в России. Они были подготовлены по указанию императрицы Екатерины II. В 1764 году Ф.Г. Дильтей, приглашенный в Московский университет руководить кафедрой истории и правоведения, представил императрице «План об учреждениях разных училищ для распространения разных наук и исправления нравов».

Свои проекты устройства профессионального образования предложила также Комиссия об училищах и прозрений требующих, созданная по велению императрицы Екатерины II и подготовившая четыре проекта: о нижних деревенских училищах, о нижних городских училищах, о средних училищах, об училищах для иноверцев.

При Екатерине II были претворены в жизнь проекты И.И. Бецкого, который был виднейшим деятелем по устройству образования и воспитания на новых началах. В соответствии с идеями и планами И.И. Бецкого был организован ряд учебных заведений в Петербурге и Москве: Общество для благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре(1764г.), такое же Общество для девиц мещанского сословия (1765г.), воспитательное училище для мещан при Академии художеств (1764г.). И.И Бецкой хотел обучить людей, способных успешно проявить себя в различных областях жизни, в разнообразных искусствах и ремеслах, воспитывать граждан полезных государству. В 1786г. Екатерина II повелела открыть главные народные училища в 25 губерниях. Так, в 1788 – 1790 гг. в Сибири было открыто 13 народных училищ: 3 Главных (в Тобольске, Иркутске, Барнауле), 10 Малых (в Тюмени, Туринске, Кузнецке, Красноярске, Енисейске, Иркутске, Вехнеудинске, Томске, Нарыме). В целом профессиональное образование в стране в период просвещенного абсолютизма сделало значительный шаг вперед.

В конце XVIII века в Российской империи насчитывалось уже около 550 различных учебных заведений (в них обучались 62 тыс. учащихся), в том числе, 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и столько же сословных закрытых заведений.

Были созданы уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа. Развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача. Образованность всячески приветствовалась.


 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.