Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ





ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Предмет экономической теории

Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявление внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Не является исключением и экономическая теория. Вся история экономической теории показывает, что это постоянный поиск путей целостного системного анализа экономической жизни общества, стремление описать, объяснить и предвидеть тенденции развития, выяснить законы экономической жизни, обосновать способы принятия наиболее рациональных экономических решений.

Экономическая теория, как и другие социальные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая теория связана с деятельностью людей и в силу этого является общественной, социальной наукой в отличие от естественных наук, которые изучают не опосредованные волей и сознанием людей явления и процессы. Во-вторых, экономические действия и, следовательно, экономическая теория прямо связаны с экономическими интересами и идеологией. Это ставит перед экономической теорией задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и дисциплинам: социологии, политологии, истории и т.д. В-третьих, в силу прямой связи экономической теории с экономическими интересами людей экономическую теорию интересуют не просто рациональные экономические решения, а необходимость реализации этих решений при учете социально справедливого распределения продуктов и благ, признаваемого обществом.

Предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе, но так как последние представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.

Экономическая теория – это наука о системах экономических отношений общества.

Экономическая теория, анализируя экономические отношения, должна ответить на ряд принципиальных вопросов:

- что представляет собой экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения;

- как функционирует экономическая система, как осуществляется взаимосвязь ее элементов в процессе функционирования, и какое влияние оказывает принятие экономических решений;

- как система экономических отношений взаимодействует с другими общественными отношениями, и, прежде всего, с социальными и политическими отношениями.

Экономическая теория, опираясь на изучение реальных экономических процессов, вырабатывает основу для принятия эффективных решений применительно как ко всей экономике, так и к конкретным задачам. Поскольку принятие этих решений предполагает в первую очередь всестороннее изучение объекта, т.е. того, что он собой представляет, исходная задача экономической теории – определение содержания и структуры экономической системы. Только поняв систему, ее особенности, можно принять рациональное экономическое решение, сделать правильный экономический выбор.

В силу сложности экономических систем экономическая теория в современных условиях представлена совокупностью направлений и школ. Однако, несмотря на имеющиеся различные методологические подходы к анализу экономики, сформировалась достаточно стройная структура современной экономической теории.

Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих процессов.

1. Экономическая теория развивается вместе с обществом – экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.

2. Усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождают дифференциацию экономической теории и появление новых направлений и школ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Этапы истории экономических учений: общая характеристика

Возможна различная периодизация экономической науки. Все зависит от критериев, которые избираются в основу периодизации. На наш взгляд, можно выделить три основных этапа развития экономической мысли.

Экономическая мысль до появления экономической теории

Экономическая мысль появилась вместе с хозяйственной жизнью людей, однако экономические теории возникли значительно позже. Теория характеризуется, прежде всего, двумя основными признаками: анализом и систематизацией результатов анализа.

Эти два признака постоянно фигурируют в экономических понятиях только со второй половины XVII века. Поэтому весь предшествующий период в истории человечества является лишь предысторией экономической науки. Точкой отсчета этого периода можно считать появление первых цивилизаций, первых государств, которые возникли приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры, так как только с этого времени появляются письменные источники, отражающие развитие экономической мысли. Правда, до конца этого периода среди них почти не было чисто экономических сочинений. Экономическая мысль присутствовала в качестве составной части в некоторых юридических документах и сочинениях по богословию, истории, философии и управлению. Кстати, название одного из сочинений об управлении частным хозяйством, в котором наряду с хозяйственными вопросами рассматривались технологические проблемы производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также проблемы отношений между членами семьи, слугами и работниками, дало термин «экономика». Это было сочинение древнегреческого писателя Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.) «Ойкономикос», название которого было составлено из двух слов: «ойкос» (дом) и «номос» (закон), то есть «закон дома». По-русски это лучше звучит как «домоводство», а в средневековой Руси именовалось «домострой».

Наиболее типичным для экономической мысли на первом этапе был нормативный подход. В таких исследованиях большое место занимают рекомендации, как довести реальную экономику до идеальной нормы. Частным случаем нормативного подхода является, например, концепция «естественного порядка», согласно которой определенный общественный порядок (общественные отношения) считается естественным, то есть изначально заложенным в природе (естестве) человека. Правда, разные авторы считали «естественными» различные формы социально-экономических отношений. Другим примером нормативного подхода является оценка экономических явлений с морально-этических позиций, в частности с позиций «справедливости». «Справедливость» также трактовалась по-разному. Следует сказать, что нормативный подход применялся и на более поздних этапах развития экономической науки.

Основные проблемы

Говоря об экономической мысли ранних эпох человеческой истории, можно назвать лишь ряд не связанных между собой теоретических проблем. Тем не менее, они представляют определенный интерес, так как сходные проблемы встречаются и в современных хозяйственных отношениях.

В государствах Древнего Востока экономическая мысль представлена в основном в сочинениях о государственном управлении. Это обусловлено тем, что на Древнем Востоке существовала централизованная общественно-политическая система, государство контролировало и координировало значительную часть общественных отношений, в том числе и экономических. Поэтому предметом экономической мысли той эпохи являлось хозяйство в целом. Сочинения о государственном управлении были написаны в нормативном ключе, в виде рекомендаций, адресованных государю или чиновникам более низких уровней. Иногда эти рекомендации давались без комментариев, иногда сопровождались некоторой аргументацией, но анализ экономических отношений еще отсутствовал.

Центральная проблема экономической мысли Древнего Востока – это богатство государства. В древнеиндийском трактате «Артхашастра» (IV в. до н.э.) богатство определялось как «земля, населенная людьми». Люди платили налоги, и сосредоточением богатства была государственная казна, но древневосточные мыслители понимали, что без людей, работающих на земле, пополнение казны невозможно. Поэтому в качестве основы государственного богатства признавалось благосостояние населения. С другой стороны, рекомендовались максимальные сборы налогов с населения.

Необходимо особо отметить проблему государственного управления экономикой в странах Древнего Востока. Конечно, наиболее типичным было прямое административное управление, даже в сфере рыночных отношений, с помощью законов и указов. Типичным было также введение государственной монополии на некоторые, как правило, самые прибыльные товары. Правда, последствия такой монополии вызывали иногда дискуссии. Например, дискуссия в Китае, отображенная в 81 году до н.э. в сочинении «Янь те лунь» (Спор о соли и железе). Сторонники государственной монополии на производство и продажу соли и железа подчеркивали, что это приносит большой доход казне. С другой стороны, противники такой монополии отмечали снижение качества товаров из-за отсутствия личной заинтересованности работавших на государственных предприятиях рабов и заключенных, а также управляющих ими чиновников. Кроме того, цены на данные товары выросли, став «для народа непосильными».

Интересный проект косвенного регулирования экономики предложили авторы китайского трактата «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). Они предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен. По их мнению, осенью, в условиях низких цен на хлеб, необходимо закупать зерно «не слишком дешево», а весной, когда рыночные цены вырастут, - продавать «не слишком дорого». Авторы «Гуань-цзы» отвергали административное ограничение цен, так как экономика отвечает на него появлением «черного рынка».

В Средние века на Востоке роль государства в экономике по-прежнему оставалась ключевой, так как сохранялось централизованное государство, владеющее основными средствами производства (землей и водой для орошения). Однако в этот период многие региона Востока меняли религию, культуру, язык. В частности, в VII-VIII вв. в значительной части стран Востока начала формироваться мусульманская культура. В результате арабских завоеваний был создан халифат, простиравшийся от Испании до Индии. Сначала, как в любой средневековой культуре, науки развивались в рамках исламского богословия. Своего апогея мусульманская культура достигла в XI-XII вв. В это время активно развиваются и естественные, и гуманитарные науки. Такие мусульманские философы, как Абу Али ибн Сина из Бухары и Мухаммед ибн Рушд из Кордовы, известные в Европе как Авиценна и Аверроэс, и некоторые другие, оказали влияние на развитие европейской науки. Один же из более поздних мусульманских философов Валиэддин Абдарахман ибн Хальдун (1332-1406) создал теорию развития общества, в котором важную роль играла экономика. И поскольку экономическая мысль существовала в рамках философской теории, постольку в ее методологии использовался наряду с нормативным подходом и позитивный подход.

Ибн-Хальдун негативно трактовал роль государства в экономике. Так, он делил способы приобретения богатства на «естественные» и «неестественные». «Неестественным» у него считалось насилие (со стороны государства) и сюда относились налоги, государственные монополии, военная добыча и судебные конфискации. Более того, каждый цикл развития общества, по теории Ибн-Хальдуна, заканчивается тем, что очередной государь теряет чувство реальности и увеличивает налоги и государственные монополии до такой степени, что подрывает деловую активность населения. В результате вместо ожидаемого увеличения доходов казны происходит все большее их снижение. Это означает, что становится нечем платить армии, и данное государство может быть завоевано соседями.

Эволюцию европейской экономической мысли следует анализировать, начиная со времен античного общества Древней Греции и Древнего Рима. Античное общество периода расцвета имело рыночную экономику, базировавшуюся на частной собственности и широком применении рабского труда. Для Древней Греции характерна демократическая политическая система, и даже в Римской империи сохранялись важные демократические институты. Античное общество отличалось высокими достижениями в области культуры и науки. Древнегреческая философия послужила колыбелью европейских наук, как естественных, так и гуманитарных.

Среди древнегреческих мыслителей, в сочинениях которых встречаются экономические понятия, можно выделить Ксенофонта и Платона, живших на рубеже V-IV вв. до н.э., и Аристотеля (IV в. до н.э.). Они исследовали не богатство государства, а богатство человека, и считали таковым предметы потребления. В концепциях вышеназванных древнегреческих мыслителей использовался и нормативный, и позитивный подход, а также присутствовали элементы анализа и систематизации. Метод анализа применялся и Платоном, и Аристотелем в процессе исследования проблемы соизмерения товаров при обмене. Аристотель писал: «Обмен не может иметь место без равенства, а равенство – без соизмеримости». Но, с другой стороны, по его мнению, в основе обмена лежат потребности – каждый человек отдает менее нужную вещь и получает более нужную. Потребности разнообразны, вещи, удовлетворяющие их, - тоже, и, делает вывод Аристотель, «невозможно… чтобы столь разнородные вещи были соизмеримы». Возникает, казалось бы, неразрешимое противоречие. Но оно было разрешено в рамках общефилософских концепций Платона и Аристотеля. Платон утверждал, что конкретные вещи содержат в себе некие всеобщие идеи, которые нельзя ощутить чувствами, но можно постигнуть разумом. В частности, для чувств недоступно равенство вещей, так как в мире нет двух вещей, внешне абсолютно одинаковых. Скрытое равенство воспринимает разум, он же создает и инструмент для его измерения. Соизмерение, отмечает Аристотель, осуществляется «искусственным приемом для удовлетворения практических потребностей» обмена, и таким искусственным приемом являются деньги, которые, по его мнению, «вещь вполне условная».

Первым опытом систематизации хозяйственных отношений было учение Аристотеля об экономике и хрематистике, где он делит все виды хозяйственной деятельности на две части. Критерием деления является цель деятельности. Для экономики такой целью Аристотель называет предметы потребления, для хрематистики – деньги (по-гречески - хремата). Стремление к предметам потребления, по мнению Аристотеля, «естественно», т.е. заложено в природе человека, и поэтому конечно (прекращается с насыщением потребностей). В то же время в природе человека нет потребности в деньгах. «Неестественность» стремления к деньгам доказывает, согласно Аристотелю, то, что здесь «никогда не бывает предела в достижении целей». К экономике Аристотель относил земледелие, ремесло и торговлю производителей, которые продают свои товары, чтобы приобрести продукты для личного потребления. К «хрематистике» относилась профессиональная торговля, где товары покупают для перепродажи, «для нее обращение есть источник богатства». Сюда же относится и ростовщичество. Здесь, отмечал Аристотель, «процент есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения эта – наиболее противна природе».

В эпоху зарождения Христианства экономическая мысль развивалась в рамках богословия. Так, Августин Блаженный (354-430), выступал за подчинение земного мира только божественным заповедям. Праведная жизнь ассоциировалась с тяжелым трудом, осуждалось богатство, социальное неравенство, торговая прибыль и ссудный процент.

Средневековое европейское общество существенно отличалось от античного общества. В период расцвета феодализма в Западной Европе (XI-XIV вв.) сосуществовали натуральное хозяйство и рыночное, труд крепостных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Люди имели определенные права лишь как члены определенного сословия (духовенство, дворянство и другие) или определенной корпорации (община, цех, гильдия и другие.). В условиях феодальной раздробленности феодалы обладали более сильной властью на местах, чем монархи. Западную Европу объединяла только католическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, также как все науки, включая и экономические изыскания.

Методология богословских учений имела нормативный характер, базировавшийся в основном на христианской морали. И важным элементом доказательства являлась ссылка на авторитет – Священное Писание и труды «отцов церкви».

Примером средневековой богословской экономической мысли были взгляды Фомы Аквинского (1225-1274). Он считал, что общественные отношения должны сочетать в себе божественные законы («естественное право») и человеческое право («условное право»). Нормативной установкой у него было понятие «справедливости» (справедливая цена, справедливые доходы и т.п.), которая осуществляется при соблюдении законов. Богатство, по мнению Фомы Аквинского, само по себе не грех. Все зависит от того, как оно используется. Одно дело, если с его помощью делаются благие дела, другое – использование его в порочных целях. Социальное неравенство он трактовал как естественное, идущее от бога, и поэтому различие в доходах есть справедливое воздаяние людям по их заслугам. «Справедливая цена» должна обеспечить равенство при обмене, в частности, продавцу нужно возместить ущерб, понесенный им при лишении им своей вещи. Ущерб же определяется издержками на производство или приобретение товара. Торговая прибыль есть вознаграждение за услугу, которую купец оказывает людям, доставляя нужные им продукты. При этом важно, чтобы прибыль не превращалась в основную цель. Ссудный процент Фома Аквинский осуждал однозначно, как и другие богословы.

Средневековая экономическая мысль России развивалась в русле общеевропейской экономической мысли, но с поправками на российскую специфику. В период освобождения от татаро-монгольского ига в конце XV века здесь возникло централизованное государство, практически одновременно с аналогичными образованиями в ряде стран Западной Европы. Разница состояла в том, что на Западе формирование централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, а в России этот процесс сопровождался усилением некоторых черт феодализма, в частности развитием крепостного права. В качестве примера экономической мысли России этой эпохи можно привести два сочинения середины XVI века. Первым таким сочинением является «Благохотящим царям правительница и землемерие», священника Ермолая (в монашестве Еразма), вторым сочинением можно назвать «Домострой» священника Сильвестра. Специфика этих сочинений заключалась в том, что, с одной стороны, их авторы были представителями церкви, применявшими богословскую методологию и аргументацию, с другой – это были сочинения об управлении соответственно на макро- и микроэкономическом уровне.

Следующий период в развитии европейской истории – период заката феодализма и зарождения капитализма – приходится в Западной Европе на XV-XVII века. В это время активизируется торговля с другими регионами. В XV веке это торговля с Востоком через средиземное море, именно поэтому лидером европейской торговли была Италия. Великие географические открытия с конца XV века сделали европейскую торговлю всемирной, а лидерами европейской торговли последовательно являлись объединенные Нидерланды, затем получившая независимость Голландия, а затем Англия. В политической сфере в ряде стран Западной Европы сформировались централизованные государства, причем при ликвидации феодальной раздробленности короли этих стран опирались на зарождающуюся торговую буржуазию. В ответ на материальную поддержку короля купцы получали государственную поддержку своих торговых начинаний. Статус купцов также возрастал. В истории культуры эта эпоха называется эпохой Возрождения. Возрождение античной культуры, бывшей в средние века под запретом как языческой, означало ослабление влияния церкви, которая в целом переживала кризис. В XVI веке в Западной Европе началось движение протестантизма. В результате ослабевает моральное осуждение торговли и кредита. Таким образом, торговая буржуазия укрепляет свои позиции в экономике, социальной сфере и в общественном мнении, а также создает свою экономическую концепцию – меркантилизм (от итал. mercante - купец). Это было первое чисто экономическое учение, не являвшееся составной частью других общественных наук.

Образование централизованных национальных государств способствовало тому, что появилось понятие «национальное богатство» вместо богословского понятия «общее благо». Предметом изучения меркантилизма стала экономика в целом. В названии сочинения представителя меркантилизма Антуана де Монкретьена (1575-1621), появилось новое словосочетание «политическая экономия», т.е. экономика полиса (общества, государства). Правда, основное внимание меркантилисты уделяли сфере обращения, а сфера производства рассматривалась как вспомогательная для развития внешней торговли. На методологию меркантилизма оказали влияние тенденции, сложившиеся в науке того времени. В этот период активизировались естественные науки – ставились эксперименты, на основе опытных данных делались первые выводы. Философия начала ориентироваться на естественные науки, уходя из-под крыла богословия с ее методом дедукции. Один из лидеров новой философии Френсис Бэкон (1561-1626) писал: «Если критерием истины в античном обществе было согласование мыслей между собой, в средние века – согласование мыслей со Священным Писанием, то в новое время согласование мыслей с фактами». Поэтому и в философии того времени, и в учении меркантилизма доминировал метод индукции. Анализа экономических явлений в меркантилизме пока не было, но уже была систематизация основных положений.

Концепция меркантилизма заключалась в следующем. Богатством страны объявлялись деньги, они – активный фактор экономики. Источником богатства признавалась внешняя торговля. Дело в том, что меркантилисты трактовали обмен как неэквивалентный – продавец выигрывал, а покупатель проигрывал. Поэтому, как писал французский меркантилист Ш. Давенант, от внутренней торговли «нация, в общем, ничуть не становится богаче: что один теряет, то другой выигрывает». Следовательно, богатство страны будет увеличиваться, если у нее возникнет активный внешнеторговый баланс (вывоз больше ввоза). В свою очередь, активный баланс достигается с помощью политики протекционизма. Таким образом, меркантилисты требовали активной роли государства в экономике, тем более что у них пока отсутствовала идея объективных экономических законов.

В Россию идеи меркантилизма пришли в середине XVII века. Первым крупным российским меркантилистом был Афанасий Ордин-Нащекин (1605-1680). Став главой Посольского приказа, он в 1667 году издал протекционистский «Новоторговый указ». Среди меркантилистов эпохи царствования Петра I можно выделить Федора Салтыкова (умер в 1715 году), выдвигавшего проекты совершенствования внешнеторговой политики России.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.