Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛОББИРОВАНИЕ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ





Практически во всех странах, в которых допускается свободное участие граждан в политической жизни и признается право человека воздействовать на работу представляющих его интересы государственных органов, существует явление, называемое лоббизмом.

Исторические данные свидетельствуют, что «группы интересов» существовали на протяжении всей истории человечества. Понятия «лобби», «лоббизм», «лоббирование» и другие его производные заимствованы из англоязычной политической терминологии (от английского lоbbу — крытая прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. этим словом обозначали прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так же стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии.

Политический оттенок значение этого слова приобрело спустя еще два столетия, причем не в Англии, а в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование»

начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Однако в Англии такая политика считалась предосудительной, и слово прижилось лишь в XX веке, а затем его начали употреблять и и других странах.

Лоббистские структуры как организации первоначально возникли в США и распространились затем по другим странам. Закон о регулировании лоббизма был принят в США в 1946 г. Поданным Г.Вилсона только в Вашингтоне насчитывается 11 тысяч лоббистов в «узком» (профессиональном) смысле этого слова.

В Великобритании их называют парламентскими агентами.

Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Основная задача этих организаций — добиться отражения или закрепления в принимаемых нормативных актах и решениях частных интересов групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащих общественным интересам. Партия артикулируют и агрегируют интересы далеко не всех политических и социальных групп общества. Лоббистские группировки как раз восполняют этот недостаток: они выражают и отстаивают прежде всего корпоративные, профессиональные этнические, региональные и иные (в том числе и политические интересы, но уже во вторую очередь), тем самым в парламенте реализуется представительство: партийное (политическое); корпоративных интересов; профессиональное; этническое; социальное; региональное и др.

Таким образом, при наличии таких составляющих влияния на властные структуры в цивилизованном, правовом, демократическом государстве наиболее полно осуществляется представительство социальных и иных интересов, а это значит, что политические решения наиболее адекватно отвечают социальному и политическому заказу общества.

Лоббизм — многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения; середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению, перечет, можно продолжить.

Ряд механизмов лоббизма находится под контролем общества, но сама природа данного феномена исключает полную возможность такого контроля. Сильнейшим, к примеру, в США считается лоббизм военно-промышленного комплекса.

Существование лоббистских организации обычно не связано с усложнением парламентских и правительственных структур, с дополнительными нагрузками на бюджет.

Лоббистские организации — частный институт, они существуют при парламенте, вокруг парламента или правительства, но в организационном плане совершенно независимы. Как правило, они находятся на полном финансовом самообеспечении.

В политологии выделяют две основные модели: англосаксонскую, которая предполагает обязательность государственной регистрации лоббистских организаций и определение допустимых рамок деятельности групп давления; континентальную, при которой официально лоббизм как бы не существует, но заинтересованные организации могут воздействовать на законодательный орган, официально участвуя в работе специально созданных совещательных структур.

Можно привести весьма широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности, давно и успешно применяемых за рубежом: сбор информации; предоставление информации законодателям; выступления на слушаниях в комитетах конгресса; представление готовых законопроектов; участие в разработке законопроектов; информирование конгрессмена о том, какие последствия вызовет рассматриваемый законопроект в его избирательном округе; неформальные контакты; пропагандистские кампании; кампании писем, телеграмм и телефонных звонков; финансирование избирательных кампаний: участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях; воздействие на законодателя через влиятельных избирателей; воздействие на законодателя через распространение в избирательном органе результатов ого голосования; совместное лоббирование несколькимиорганизациями (коллективный лоббизм). Перечисленные и подобные методы применяются в основном по отношению к законодательным органам. В лоббировании исполнительных органов власти, кроме названных выше, используются также: воздействие на процесс назначения на государственные должности; политическая поддержка ведомств; воздействие через совещательные комитеты; выступления на слушаниях в регулирующих агентствах и др. В своей деятельности лоббисты руководствуются сводом неких моральных правил, ограничений, который часто носит название «Кодекс этической деятельности». Этим лоббистские объединения существенно отличаются от политических партий.

Можно обоснованно утверждать, что с тех пор как начала образовываться система власти управления обществом, стали возникать и «группы давления», «лоббисты», отстаивающие свои особые интерессы. Главным движущим мотивом их поведения было и остается стремление реализовать спой специфический интерес, выражаемый, как правило, в статусных привилегиях, во властных полномочиях или в формах материальной выгоды, идеологических, политических и других приоритетах. Здесь следует сделать три уточнения: под структурами следует понимать коп кратных людей, запимаю1цих определенные должности, от которых зависит принятие (непринятие) тех или иных решений; решение какоголибо вопроса может носить как положительный, так и отрицательный характер; лоббизм следует воспринимать как инструмент давления, опирающийся на материальное, социальное, психологическое, косвенное или иное стимулирование, шантаж и т. п. воздействие на должностных лиц. В целом лоббизм можно определить как комплекс различных приемов и методов (прямых и косвенных) воздействия на властные (в основном) структуры с целью достижения определенной цели.

В качестве «групп интересов», «групп давления», «лоббистов» в истории человечества фигурируют родственные кланы, союзы, партии, страты и иные корпоративные группы, связанные между собой профессиональной территориальной, политической, экономической, идеологической и другой общностью.

Объективный анализ проблемы лоббизма показывает, что она была и присутствует в политической жизни России. Иначе говоря, Россия не является исключением из этого правила. Поскольку на протяжении многих веков, начиная с князей Рюриков, государева служба считалась местом чиновничьего кормления, лоббизм на Руси процветал, по всей видимости, как ни в одной стране мира.

В советский период, в СССР формально была упразднена необходимость лоббирования чьих бы то ни было интересов, поскольку существовала одна узаконенная всеобщая идеология. Однако на практике лоббизм делал свое дело. В аппарате ЦК, Совмина лоббировались интересы министерств и ведомств, отраслей, региональных элит, творческих союзов и других корпоративных объединений.

Советское уравнительное общество слабо было дифференцировано по вертикали, что с лихвой компенсировалось горизонтальной территориально-отраслевой дифференциацией.

В силу размытости социальной структуры и неразвитости политической системы социальные группы, никак т.' вычленяемые в однородной массе советских работников, но были самоопроделены и хоть как-то названы. «Гражданский лоббизм» в СССР отсутствовал или существовал в зачаточном, деформированном состоянии — через КПСС, госпрофсоюзы, насаждаемые сверху и лояльные по отношению к власти комитеты (советских женщин, ветеранов, и т. п.).

Политическое управление строилось в СССР по территориальному признаку. Территориальное (региональное) лобби было достаточно сильным.

Наряду с территориальной дифференциацией, весьма ощутимой, но в условиях централизма и политического монизма недовлеющей, существовала и отраслевая дифференциация — отраслевое лоббирование. Основные группы давления образовались в СССР в 1950—60-х гг. Ведущими из них стали отраслевые и межотраслевые объединения предприятий, сформировавшиеся на базе монополий ВПК, машиностроительного комплекса и металлургии, с 1960-х гг. — нефтегазовой, с 1970-х — атомной и иной энергетики, а также автомобильной промышленности.

Основными каналами лоббирования их интересов стали министерства плюс все теже комитеты КПСС: тюменские секретари отстаивали интересы нефтяников и газовиков, свердловские — машиностроителей.

Государственная политика проводилась в интересах отраслевых каналов, ряд которых во многом был неподконтролен даже Политбюро. Страна во многом находилась во власти монополии, основательно узурпировавших власть и собственность.

«Перестройка», призванная сбросить уже несостоятельную надстройку органов КПСС и высвободить энергию выходящих на мировые рынки советских монополий — прообраза транснацианальных корпораций (теперь — на территории бывших республик СССР — точно транснациональных), оказалась как нельзя кстати.

Казалось бы, в ходе «перестройки» произошла смена политической системы, вместе с ней — системы лоббирования, но кардинальных изменений в механизме влияния не произошло.

Во многом точно так же, как некогда представители обкомов в ЦК КПСС, нынешние депутаты лоббируют свои региональные интересы в федеральном Собрании РФ.

Вступление России в эпоху рыночных отношений коренным образом изменило принципы организации управления страной и обществом, но не устранило причин, порождающих лоббистскую деятельность. Несмотря на то что некоторые причины лоббизма стали достоянием истории, необходимость в их реализации отпала, оставшиеся пополнились новыми — «детьми» нынешней общественно-политической системы и ситуации. Сегодня одним из основных институтов государства, где наиболее ярко проявляется подобная специфическая форма отстаивания групповых интересов, является парламент.

В новом тысячелетии роль и место парламента в политической жизни общества, его функции существенно изменяются. И все же главная особенность функционирования всех без исключения парламентов мира остается неизменной. Парламенты любой страны постоянно находятся в фокусе общественнополитической жизни общества и государства, являются средоточием существующих в обществе многочисленных интересов, мотивов, потребностей.

В современных условиях к теме лоббизма в России проявляется постоянный, острый и в чем-то даже скандальный интерес. Часты взаимные упрехи в лоббистском характере принятия решений как исполнительной, так и законодательной властью. В этом «грехе» постоянно упрекают предпринимателей, банкиров, корпоративные объединения.

Но сегодня этой деятельностью занимаются и официальные структуры. К примеру, в Администрации Президента РФ с 1994 г. существует Управление по взаимодействию с депутатами Федерального Собрания. По мнению его сотрудников, это фактически «президентские лоббисты». Но это лишь один из видов этой специфической деятельности. Весьма основательным, распространенным и эффективным является лоббизм деловых кругов России, который свидетельствует об их выходе на уровень реализации политических функций, об участии в реализации весьма ответственных государственных задач.

До последнего времени это явление и России существовало в его не самом лучшем варианте — лоббизм «дикий», пиком и ничем не контролируемый. Не будучи профессиональными политиками, многие депутаты федерального Собрания в группах и поодиночке, являясь представителями предприятий, ассоциаций, общественных объединений, откровенно отстаивали и отстаивают выгоды последних. Все это вовсе не способствует стабильности развития общества, а провоцирует злоупотребления со стороны чиновников, должностных лиц; сообщения об этом нередки на страницах прессы.

К примеру, в общественном мнении россиян (по данным ВЦИОМ) проблемы скрытого лоббизмп, коррупции в высших эшелонах власти входят в десятку важнейших российских проблем. Ставки в конкурентной борьбе высоки.

Но все же к понятию «лобби:1м» общество начинает привыкать. Эта категория все чаще используется в российском политическом словаре, но отношение к ней пока еще во многом весьма негативное. Закулисная политика, встречные услуги, теневое влияние, «телефонное право», комплектование аппарата «своими людьми» и т. д. — эти и подобные термины характеризовали, да и сегодня во многом определяют российскую практику. Люди связывают ее с взятками, коррупцией, преступными группировками и т. п. Основания для этого есть, и весьма существенные. Результаты публикаций по итогам социологических исследований, к примеру, свидетельствуют об этом.

Логика жизни подсказывает, что для разрешения противоречий и проблем, имеющихся в российском обществе, существует путь, хорошо известный в мире, - переход от лоббизма «дикого» к лоббизму цивилизованному.

В России сегодня, несомненно, следует изучать, и использовать мировой опыт цивилизованного лоббизма, но необходимо и ускорить процесс формирования российской системы и механизмов деятельности данного социального института.

Каков же пока российский лоббизм? Чтобы полнее видеть сущность явления, представим лишь некоторые факты истории влияния «групп давления», «групп интересов», лоббистской деятельности в России. Воспользуемся для этого материалами, опубликованными в различных изданиях.

Сегодня в несравнимо больших масштабах (рынок дает о себе знать) в ходу «патронат» над и идивидуальными «лоббистами» и многими представителями, прежде всего, аппарата исполнительной власти. Мало кому известно, по каким критериям выделяются кредиты и дотации, выдаются лицензии и квоты. Отраслевые группировки сохраняют вес и авторитет.

И все же кое-что изменилось по существу. Так, произошла плюрализация лоббизма. Один из итогов «перестройки» и «реформ», позволяющий утверждать, что демократизация идет, — появление новых, внеотраслевых (альтернативных отраслевым) субъектов и каналов лоббирования. Если говорить о новых участниках лоббистской деятельности, то таковыми становятся во многом «новый бизнес», профсоюзы.

Одним из ведущих каналов лоббирования по-прежнему остаются чиновники исполкомов всех уровней, включая федеральное правительство, и, прежде всего, Госкомимущества и Центральный банк России. Это связано с появлением на российском рынке новых товаров — земли, недвижимости, денег.

Именно на базе структур, осуществляющих финансовые операции, а также операции с землей и недвижимостью, и формируются сегодня новые, внеотраслевые «группы давления».

«Новый бизнес», в особенности стартовавший с нуля, в стороне от государственных структур, имеет несравненно меньшие ресурсы, чем отраслевые кланы, но он бурно и эффективно развивается и выстраивает собственные каналы

лоббирования.

Представительство интересов предпринимателей в структурах власти развивается форсированными темпами. Сегодня можно говорить о разветвленной сети подобных структур, их можно разделить следующим образом:

— объединения (союзы, ассоциации, лиги предпринимателей);

— общественные структуры при законодательных и исполнительных органах;

— экспертные и аналитические центры в структурах власти:

— партии и политические движения предпринимателей:

— общественно-государственные фонды;

— бизнес-клубы, объединяющие предпринимателей;

— «клиентеллы» — конгломераты структур, группирующихся вокруг какого-либо политика;

— лоббистские фирмы.

В настоящее время в стране действуют уже около сотни общероссийских и между народных объединений предпринимателей, занимающихся лоббистской деятельностью.

Конфигурация лоббистской деятельности деловых кругов и России не является классическим аналогом соответствующих западных традиций хотя бы потому, что она сосредоточена преимущественно на воздействии на правительственные структуры и другие подразделения исполнительной власти, нежели, как принято в странах представительной демократии, па парламентские органы и организации.

Естественно, в центре общественных сил, организованных непосредственно группами предпринимателей и промышленников, находятся общенациональные трансотраслевые ассоциации, претендующие на роль выразителя если не всех, то по меньшей мере подавляющей части промышленных и предпринимательских структур России всех сфер деятельности. На их роль претендуют следующие ассоциации, которыми список не исчерпывается: Федерация товаропроизводителей России; Российский союз промышленников и предпринимателей; Ассоциация руководителей предприятий; Конфедерация промышленников и предпринимателей; Торгово-промышленная палата России. Специфической формой лоббизма являются бизнес-клубы.

Каким может и должен стать лоббизм в России? Проект Закона Госдумы «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» дает следующие формулировки:

«Лоббист» — незанисимое юридическое или физическое лицо, осуществляющее спою деятельность от имени и и интересах иных организаций. В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента, выборные должностные лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации.

Каждый лоббист обязан зарегистрироваться в специальном отделе Министерства юстиции и каждые полгода представлять туда отчет о своей деятельности.

Формами и методами лоббистской деятельности к РФ признаются:

Представление в федеральные органы государственной власти проектов законов, указов, распоряжений, постановлении и других нормативных актов, документов и информационных материалов, касающихся полномочий соответствующих органов государственной власти.

Участие в обсуждении комитетами и комиссиями Федерального Собрания, органами исполнительной власти законопроектов, документов и материалов, указанных выше.

Устные и письменные контакты с депутатом, должностным лицом федеральных органов государственной власти по поводу интересов физического лица или организации, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность.

Экспертиза проектов законов и иных нормативных актов федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы в том случае, если она осуществляется не по запросам этих органов.

Проект закона определяет приоритетными следующие цели:

— легализовать лоббистскую деятельность как законное, демократическое средство взаимодействия общества и власти;

— создать законодательные предпосылки для очищения этой деятельности от противоправных, коррупционных действий;

— оградить федеральные органы государственной власти от грубого и незаконного давления, содействовать повышению) профессионализма и ответственности при выработке и осуществлении государственных решений;

— предоставить общественности возможность знать, кто, что и как лоббируют в федеральных органах государственной власти, и контролировать этот процесс;

— способствовать процессу осознания и организации интересов различных социальных групп и слоев;

— предоставить возможность оказывать влияние на власть все более широкому кругу граждан России.

Официальное признание института лоббизма в России способствовало бы в определенной степени оптимизации социально-экономического развития страны, стабильности общества.

Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей участия в выработке и принятия решений как наиболее заинтересованных общественных групп, так и высококомпетентных специалистов.

Юридически четко регламентируемая система лоббизма может в значительной степени способствовать:

— обеспечению гласности и предсказуемости политических процессов;

— цивилизованному ограничению сфер деятельности аппарата государственной власти (сделает его более открытым для контроля со стороныобщества, уменьшит возможность волевых решений);

— расширению круга активных участников политического процесса, что может благоприятно сказаться на развитии гражданского общества и целом;

— контролю взаимодействия частных интересов и органон власти, созданию дополнительных преград на пути коррупции.

В проекте Закона Государственной думы (1997 г., не принят и в 2002 г.) «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» лоббизм определяется как деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.

Переход от стихийного, криминального лоббизма в России к цивилизованным отношениям, нормальной лоббистской деятельности, несомненно, благоприятствовал бы стабилизации общества. Каждое государево повоему решает вопросы устройства и функционирования парламента, но есть особые признаки, которые характерны для абсолютного большинства парламентов мира. Таким неизменным атрибутом парламентской жизни, как показывают сравнительные исследования структуры и деятельности представительных органов 55 стран мира, является важность выполняемых данным органом функций, а также наличие лоббистского давления на деятельность парламента.

Парламент издаст основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти, основы взаимодействия центра и мест, разграничивая сферы их падения. В целом в компетенцию парламентов входят полномочия в сфере законодательства, в сфере представительства интереса государства и населения, контрольные и учредительные.

Факторный анализ лоббистской деятельности в российском парламенте показывает, что в число важнейших политических предпосылок его функционирования в стонах Государственной Думы выступает блок разносторонних по природе, силе и влиянию факторов, которые с определенной степенью условности можно назвать факторами институциональными и факторами развития.

К институциональным факторам, обусловливающим потребность лоббирования в российском парламенте, несомненно, относятся:

— проблемы и противоречия современного государственного устройства, опосредованные конституированной системой высшей власти страны, спецификой нрав и обязанностей субъектов (редерации, неравнозначностью их политико-экономической мощи и реальным представительством в парламенте;

— образовавшаяся в стране в результате демократических преобразований многопартийность, которая не нашла своего адекватного отражения в составе депутатского корпуса;

— представительный характер парламента страны и не представительный его состав, обусловленный спецификой действуюцюй избирательной системы;

— возрастающий международный интерес к России в связи с падением «железного занавеса», вступлением ее в мировое сообщество.

В качество факторон разиития, обусловливающих потребность в лоббистской деятельности выступают следующие причины:

— неравномерность образования новых субьектов общественно-политическойжизни, в том числе страт, различных хозяйственных корпораций и корпоративных групп, перманентность процесса их роста и девальвации;

— непрямолинейность исторического процесса развития страны.

Особенности устройства системы государственной власти в России, её функциональное предназначение, закрепленное в Конституции, а также практика функционирования самой политической системы порождают массу веских причин, обусловливающих потребность существования лоббистской деятельности в российском парламенте. Государственная Дума как орган власти обладает необходимыми полномочиями для влияния на все социально-экономические, политические и др. процессы, происходящие в стране. Наделенная нравом принимать законы, регулирующие жизнь страны, Государственная Дума столь же необходима для субъектов лоббирования, как и Администрация Президента, Правительство РФ.

Деятельность Правительства РФ, являющаяся управленческой по характеру и распорядительной по содержанию, осуществляется на основе и во исполнение закона. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ излает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской федерации. И в этом отношении Правительство РФ в не меньшей степени, чем какой-либо другой субъект лоббистской деятельности, заинтересовано в лоббировании нужных ему законов.

С другой стороны, анализ управленческой деятельности исполнительной власти показывает, что она реализуется преимущественно в сфере регулятивных правоотношений, возникающих на основе правомерного поведения субъектов управленческих процессов. В этом отношении государственное управление есть организующая деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих руководство хозяйственным, социально культурным и административно-политическим строительством.

Политической прерогативой российского парламента является согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской федерации, решение вопроса о доверии правительству, назначение на должность и освобождение Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, выдвижение

обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. В этой связи к числу причин, стимулирующих лоббистскую деятельность в Государственной Думе РФ, несомненно, следует отнести наличие и Конституции РФ положений, определяющих порядок и процедуры выражения недоверия Правительству РФ, импичмента Президенту УФ. В любой стране, как правило, существуют течения, партии и общественные организации, ставящие своей целью замену правительства и президента.

Немаловажное значение в стимулировании процесса лоббирования в российском парламенте имеет заложенный в Конституции РФ механизм отклонения законов принятых Государственной Думой, позволяющий заинтересованным субъектам добиваться возвращения в парламент законопроектов отклоненных Советом Федерации или Президентом РФ с последующим внесенном в них необходимых изменений.

Помимо указанных причин конституционного устройства высшей власти, обусловливающих потребность в лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ, свою весомую лепту в необходимость существования института лоббирования в парламенте вносят субъекты Федерации: края, области, республики, национальные и автономные округа, города, мегаполисы.

В лоббировании своих интересов нуждаются не только дотируемые регионы, но и в не меньшой мере регионы с высокой степенью финансово-хозяйственной устойчивостью. Так, из-за нерасторопности московских лоббистов и, наоборот, большой активности рогиональных лоббистов при утверждении бюджета 1997 года Москва лишилась значительных государственных субсидий, которые она получала на протяжении десяткои лет через федеральный дорожный фонд.

Одной из важнейших предпосылок группового давления на парламент, его лоббирования является многопартийность, но нашедшая адекватного представи-

тельства в Государственной Думе.

В предшествующие годы при однопартийной системе особой нужды влоббировании партийных интересов не было. В нынешнее время, когда число партий общероссийского статуса, только официально зарегистрированных в Министерство юстиции РФ, достигает нескольких сотен, потребность в лоббировании их интересов, несомненно, значительна. Партии, участвующие в политической борьбе, попросту не могут отказаться от попыток через Государственную Думу РФ продвигать интересы своего электората. Лоббированием в парламенте занимаются как партии, победившие на выборах, так и то, которые не набрали необходимый процент.

Вторым крупным блоком причин, обусловливающих лоббистскую деятельность в российском парламенте, как уже отмечалось выше, являются факторы роста. Так, образование новых субъектов политики, стратов, корпораций — предпринимателей, банкиров, нефтяных и газовых баронов и др., — в силу объективных обстоятельств не успевших получить своих представителей среди депутатов, подталкивает их к поиску точек доступа в парламенте с целью отстаивания и проведения интересов, свойственных общественному положению и статусу.

В новых условиях хозяйствования и функционирования системы власти свои профессиональные объединения создал директорский корпус страны: руководители крупных государственных объединений и предприятий, профсоюзы, члены экологического движения, бухгалтеры, экономисты, юристы, мусульмане, народы Севера и т. д. В это же время возникли организации, претендующие на монопольное представительство и отстаивание интересов ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства; Российский союз промышленников и предпринимателей, Аграрный союз; Торгово-промышленная палата и т.д.

В отличие от новых предпринимателей промышленники вначале не связывали отстаивание своих интересов с участием в работе Государственной Думы РФ. Старые каналы связей еще оказывали влияние на принятие необходимых решений и приносили более ощутимые результаты, нежели прямое лоббирование. Однако в декабре 1990 г. была учреждена первая организация промышленников — Партия свободного труда (II.Короников, В. Тихонов), которая проложила дорогу политическим организациям, декларировавшим отстаивание интересов крупного, среднего и малого бизнеса, в том числе в российском парламенте.

В качестве организаций, открыто заявивших о своих намерениях участвовать в процессе отстаивания и продвижения собственных интересов, можно назвать Партию экономической свободы (К. Боровой, И.Хакамада), «Предпринимательскую политическую инициативу» (М. Масарский, К.Затулнн), прообразованную в «Объединение предпринимателей за новую Россию», Либеральный союз предпринимателей. Независимое гражданское движение в поддержку предпринимательства в России и др. Ряд руководителей этих организаций в последующем стали депутатами Государственной Думы, в частности, Б.Березовский, А.Абрамович и другие «конструктивные» оппозиционеры по-разному относятся к званию Депутата, связям со СМИ и прочим формам политической активности, используя их как выгодные козыри в лоббировании своих интересов.

Немаловажное значение среди причин, обусловливающих необходимость существования лоббизма в парламенте, имеет фактор неравномерности образования субъектов общественной жизни. Колесо истории неумолимо меняет расстановку сил, возвышая одних, низвергая других. Неравномерность образования субъектов общественной жизни ведет к тому, что и новые, и старые корпоративные силы нуждаются в лоббировании своих интересов, поскольку без этого успешное продвижение или даже сохранение достигнутого положения в любой из областей их деятельности, как показывает многовековая история, невозможно.

Выделяя причины, порождающие процесс лоббирования в Государственной Думе, нельзя не отметить и такую вневременную историческую причину, как не прямолинейность исторического процесса развития. Никто не может со стопроцентной гарантией утверждать, что раз начавшийся процесс каких бы то ни было политических, экономических, социально-культурных преобразований, реформ, нововведений, хозяйственных инноваций, расширения прав и свобод личности сохранит свою поступательную направленность, не повернет вспять или хотя бы чуть-чуть не изменит вектор направления своего исторического движения. За каждым таким изменением, историческим поворотом судьбы миллионов людей — благополучие сотен корпораций, партий, общественно-политических объединений и других участников политической жизни страны.

Производной от этих двух указанных выше причин, обусловливающих необходимость лоббистской деятельности в парламенте, является начавшийся с 1993 г. бурный процесс изменения существовавшего законодательства применительно к новым историческим условиям, к новому социально-политическому укладу государства.

За период работы Государственной Думы с 1993 г. по 2000 г. на заседаниях российского парламента рассмотрено свыше тысячи законодательных актов. Введены в действие многие основополагающие правовые документы. Такой бурный процесс изменения основных правил жизнедеятельности общества, несомненно, стимулирует активизацию лоббистской деятельности, поскольку корпоративные группы, если они не хотят остаться за бортом истории, вынуждены каждодневно искать пути влияния на содержание новых законодательных актов.

Лоббистская деятельность в парламенте имеет своей причиной не только политические предпосылки. Парламентский лоббизм не в меньшей степени опосредован психологическими факторами. Более того, со всей очевидностью можно утверждать, что основная причина любого лоббирования, будь то отстаивание политических, экономических, социально-культурных или иных интересов, имеет одной из основных своих первопричин психологический фактор.

Актуальная потребность лоббистской деятельности в российском парламенте обусловлена, прежде всего, многообразием существующих в обществе интересов, установок, предпочтений, ценностных ориентации потребностей и т.д. Весь этот набор особой психологической составляющей жизнедеятельности индивида, коллектива, территории, отрасли, конфессии и т.д. требуется отстаивать, продвигать, законодательно закреплять в законах их корпоративный интерес в принимаемых Государственной Думой РФ документах. Групповой интерес изначально предполагает нацеленность на достижение вполне определенных, груп-

повых целей в российском парламенте.

Представители групповых - корпоративных — интересов генетически запрограммированы на взаимодействие с властными структурами. Групповой интерес в России играет не маргинальную, а ключевую роль, поскольку вся система отношении данного института общественных отношений и центральной власти носит ярко выраженный корпоративный характер. Как отмечает С. Поре гулов, «...само понятие «корпоративизм», хотя оно и происходит от слова «корпорация», в современном значении есть но что иное, как одна из форм взаимодействия групп по интересам и государства».

Данные о много вариантности существующих в общество интересов и потребностей подтверждаются результатами социально-психологических исследований. Эмпирические исследования свидетельствуют, что калейдоскоп восприятий ч представлений населения характеризуется отсутствием какой-либо абсолютно господствующей, социально-психологической тенденции не только в обществе в целом, но и в рамках различающихся по доходам групп населения, в том число богатых и бедных.

Анализ партийно-политических ориентации, общественных интересов, предпочтении представителей российского бизнеса позволяет констатировать его расколотость как в экономическом, так и в идейно-политическом плане. И в этом случае плюрализм, многовариантность предпочтений, обусловливают чисто психологическую потребность апелляции <







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.