Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюционные изменения моделей стратегического поведения компаний.





В истории развития коммерческих фирм выделяются четыре периода изменения систем приоритетов в стратегических и оперативных вопросах.

Первый – это период Промышленной революции (1820-1900гг.) и появления коммерческих фирм, для которых характерно предпринимательское поведения (стратегическое, прерывистое), нацеленное на использование прибыли. Усилия предпринимателей направлены на создание современных производственных технологий, раздел внутренних рынков сбыта.

Второй – это период производственной ориентации и массового производства (начало ХХ века-1930г), развитие и объединение производственных структур, созданных в ходе промышленной революции. Основное внимание уделяется конкурентному (оперативное, постепенное) поведению, направленному на получение прибыли. Усилия руководства направлены на повышение внутренней эффективности производства с целью снижения издержек. Концепция маркетинга сводится к предложению покупателю стандартного продукта по наименьшей цене. Попытки проникнуть на новые рынки случаются крайне редко. Для этого периода характерен реакционный стиль управления, эффективный в условиях стабильной внешней среды, когда рынок требует стандартизированных, дешевых товаров и услуг. Компании с таким стилем управления прибегают к решительному пересмотру товарных и рыночных позиций только в условиях кризиса (прерывистое изменение). Реакционное руководство является пассивным только со стратегической точки зрения, а в конкурентном плане оно может быть очень эффективным (Успех Г.Форда в период с 1906 по 1929 гг.)

Третий - с 30-х годов ХХ века происходит постепенное насыщение спроса на стандартные потребительские товары, внимание руководства компаний переносится с производственной сферы в рыночную(Г.Форд вынужден был перейти от выпуска стандартной модели автомобиля к многомодельной системе) и нацелено на решение таких задач как продвижение товара, реклама, создание новых видов упаковки, изменение внешнего вида товара и т.д. Спрос на новые виды товаров и технологии развивается постепенно, отсутствуют резкие стратегические изменения, руководители осознают необходимость перемен до начала кризиса, т.е.скорость изменений не превышает скорость реакции фирмы. Идеи о необходимости стратегических изменений возникают эпизодически и, как правило, у наиболее прогрессивных технологов, маркетологов, конструкторов. Для этого периода характерна модель специального (отсутствие централизованного, спланированного стратегического развития) управления. С 1940-х годов эта модель стала доминирующей для компаний, имеющих развитые отделы научно-исследовательских разработок и маркетинга.

С середины 50-х годов ХХ века начинается постпроизводственный период. Основной задачей предпринимателей становится получение прибылей и роста конкурентоспособности в будущем. Этот период характеризуется динамичным изменением внешней среды: инфляция, растущее влияние правительства на экономику, смена социальных приоритетов, неудовлетворенность потребителей, вторжение иностранных конкурентов, появление высокотехнологичных отраслей, изменение отношения к труду. В 1970-х годах появляются модификации модели специального управления: управление по обстоятельствам, кризисное управление (периодические стратегические изменения во внешней среде), а по мере того как скорость изменений во внешней среде превышает скорость реакции фирм становится актуальным использование планируемых или систематических моделей, в которых принятие стратегических решений основывается на прогнозах будущих тенденций, угроз и возможностей среды. К планируемым моделям управления относятся: долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический менеджмент.

Долгосрочное планирование (система корпоративного планирования или планирования прибыли) основано на предположении о постепенном изменении внешней среды и необходимо, когда скорость изменений во внешней среде превышает скорость реакции фирмы; предполагает, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Например, план компании разрабатывается на основе прогноза сбыта, базирующегося на тенденции изменения объема продаж в предыдущие годы. В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты и планы прибылей, разрабатываемые основных подразделений организации. Главная задача руководства сводится к выявлению финансовых проблем, лимитирующих рост (достаточно ли собственных ресурсов или необходимы заемные средства) компании.

В условиях централизованного управления экономикой этот метод получил название «планирование от достигнутого».

Американские компании оказались в ситуации, когда спрос на некоторые виды их продукции достиг уровня насыщения, сократилось производство в результате появления новых товар, изготовленных по новым технологиям, появилось новое поколение отраслей, усилилась конкуренция со стороны иностранных компаний. В этих условиях предпринимательское поведение компании (направлено на использование прибыли) наряду с конкурентным (направлено на получение прибыли) становится важным фактором успеха и выживания фирмы. Долгосрочное планирование, основанное на исторической логики развития, не в состоянии было разрешить эти проблемы. В результате поиска новых управленческих подходов ряд американских фирм и консультационных компаний пришли к выводу о необходимости стратегического планирования.

Стратегическое планирование ставит под сомнение историческую логику развития и актуально, когда во внешней среде ожидаются частые прерывистые изменения. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого. Цель стратегического планирования – улучшить реакцию предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов. Оно основывается на анализе, как внутренних возможностей компании, так и внешних конкурентных сил и поиска путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации. Опыт стратегического планирования показал, что его трудно реализовать на практике в результате сопротивления сотрудников фирмы из-за отсутствия навыков, мотивации и расположенности к риску; оно должно быть постоянно в центре внимания высшего руководства и иметь поддержку среди должностных лиц. И.Ансофф считает, что стратегическое планирование «только тогда по-настоящему эффективно, если применяется в комплексе с планированием возможностей руководства и управлением общим процессом стратегических изменений». Комплекс этих взаимосвязанных процессов называется стратегическим менеджментом.

Отличия стратегического планирования от стратегического менеджмента.

Стратегическое планирование - аналитический процесс, сфокусированный на принятии оптимальных стратегических решений, использующий технологические и экономические переменные и определяющий «что делать?»;

Стратегический менеджмент - это комплекс современных стратегических решений и конкретных действий (формулирование стратегий, развитие деловых способностей компании, управление внедрением стратегией и развитием способностей), обеспечивающих достижение стратегических результатов (новых рынков, товаров, технологий); организационный процесс, использующий кроме технологических и экономических переменных, также политические, социологические, психологические факторы и определяющий «как реализовывать стратегические решения?» и «кто это будет делать?»;

В настоящее время на практике в зависимости от характеристик внешней среды и способностей руководства компаний используются все модели управления.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.