Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Библейский институт г. Алматы, Казахстан





Библейский институт г. Алматы, Казахстан

 

 

Дипломная работа на тему

«Эффективное служение среди подростков»

 

Выполнила: Огородникова Милена

 

Ташкент, 2001 год

 

 

План:

 

 

1.Введение Стр.

 

1.1 Важность и цели служения среди подростков………………..3

2. Основная часть

 

2.1 Особенности подростковой возрастной группы……………5

2.1.1 Психология и физиология подростков

2.1.2 Трудности в работе с подростками

2.1.3 Поведение подростка в группе

2.1.4 Подросток в семье

 

2.2 Церковь и подросток………………………………………………..10

2.2.1 Качества и подбор сотрудников для работы с подростками

2.2.2 Душепопечение подростков

2.2.3 Участие подростков в служении

2.2.4 Свидетельство Евангелия среди подростков

2.2.5 Преемственность: переход подростка в молодежную группу

 

2.3 Общение подростков в группе…………………………………..20

2.3.1 Цели общения и методы их достижения

2.3.2 Актуальные темы на общении

 

3. Заключение…………………………………………...23

Библиография…………………………………………..24

Приложение

 

 

Если мы хотим воспитать человека

в добродетели, мы должны шлифовать

его в раннем возрасте.

И если кто-то хочет продвинуться в мудрости,

он должен быть открыт для нее в первые

годы своей жизни, когда он еще полон усердия, ум его податлив, и память его еще сильна.

.

Особенности подростковой возрастной группы

Подростковый возраст особенен, так как он характеризуется сильными изменениями в физиологии, мышлении и психологии. Зная закономерности этих изменений, можно облегчить жизнь подростка в этот сложный, но важный для него период в жизни.

 

Психология и физиология подростков

Говоря о физиологии и психологии, необходимо немного вернуться назад и рассмотреть те изменения, которые происходят в ребенке перед вступлением в подростковый возраст.

Уже к 11 годам дети становятся более активными и способными к более продолжительной концентрации внимания (10-20 минут). В этой стадии ребенок любознателен, он легко запоминает и способен понять замысел спасения. Ребенок в этом возрасте уже понимает такие истины, как Божья святость и грех, спасение и прощение через смерть Иисуса Христа на кресте, Церковь, истинность Библии, а также то, что Иисус вновь вернется на Землю, чтобы взять Своих детей в вечность. Статистика говорит, что 75-85% сегодняшних членов Церкви в мире состоит из тех людей, который обратились к Богу в возрасте от 8 до 14 лет.

Другими словами, ребенок уже готов к изменениям, а они неизбежны, так как человек становится взрослой личностью, самостоятельным членом общества.

Следующий период (12-18 лет) можно назвать временем абстрактных понятий. В это время воображение обретает необыкновенную яркость и активность. Подросток мыслит абстрактно и стремится сам принимать решения. Он способен воспринимать, что Бог- существо любящее, справедливое, вечное, Которому можно доверить жизнь.

Часто проблема этого возраста заключается в том, что у подростка изменяются формы взаимодействия с внешней средой, что порождает новые грани психических процессов. Если в 10 лет ребенок уравновешен, доверчив, ровен с родителями и мало заботится о своей внешности, то к 11 годам его поведение меняется и становится более импульсивным с частой сменой настроения. Нередко в этом возрасте ребенок ссорится со сверстниками, а также он болезненно воспринимает подавление активности и инициативы со стороны взрослых. В 12 лет импульсивность частично сглаживается, и отношение к миру становится более положительным. Растет автономия подростка в семье и одновременно усиливается влияние на него сверстников. В 13 лет - обращение внутрь себя. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливают интерес к себе. Подросток начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе. Теперь ему намного легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями (по статистике- 61% подростков ведет себя именно так). Так происходит потому, что в своем сверстнике подросток находит «друга по несчастью», который переживает похожие трудности, связанные с физиологической, эмоциональной и духовной стороной этого периода. Позже авторитет родителей вновь займет достойное место в жизни уже взрослого молодого человека, пока же это - «время сверстников». В 14 лет центр внимания опять переносится в окружающий мир - интраверсия сменяется экстраверсией. Это, в большей степени, связано с завершением полового воспитания. Подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. У него растет интерес к другим людям, появляется склонность сравнивать себя с другими. В этом возрасте развиваются мыслительные операции - и постепенно из абстрактного реформатора он превращается в активного члена общества. В 15 лет - максимализм самостоятельности. Обычно в этот период строятся жизненные планы, повышается ранимость и восприимчивость к вредным влияниям. Для подростка особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в коллективе сверстников.

Подросток с невысоким статусом наиболее подвержен влиянию групповой атмосферы, поэтому очень важно поддержать его статус, чтобы негативное влияние на него группы ослабло. Возраст от 16 до 25 лет - время осознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других.

Более подробно о тех изменениях, которые происходят с подростком, сказано в Приложении 1

Поведение подростка в группе

Как уже выше было сказано, ребенок в определенном возрасте (13 лет и старше) начинает критически относиться к родителям и больше ориентируется на общение со сверстниками. Именно в этот период коллективное мышление берет верх над индивидуальным. Необходимо учитывать, что подросток при индивидуальной беседе и подросток в группе – это две совершенно разные личности. При личном общении подросток может быть единодушен со взрослым, но, попадая в группу, он увлекается общим настроением, забывая на время свои прошлые позиции. Недавние события в Москве (ноябрь 2001 года), когда подростки избили торгующих людей на рынке, показывает, каким храбрым подросток может быть в компании своих «единомышленников», и как легко он попадает под влияние группировки. Исключения, конечно, есть, но необходимо быть готовым к таким «перевоплощениям» и не усугублять положение.

С другой стороны, каждый подросток ищет возможности самоутвердиться, выделиться из общей массы. Средства при этом выбирает, исходя из уровня своего сознания. В чем это может проявляться? Подросток может сколотить вокруг себя группировку, т.е. подобрать для себя такое окружение, которое устраивает его и соответствует его амбициям. Родители и старшие наставники должны помочь подростку иметь свое собственное отношение к жизни и не попадать под влияние сомнительных личностей.

Поговорим о подростковой группе в Церкви.

Желая завладеть вниманием группы, некоторые «умники» постоянно спорят и тем самым мешают проведению занятия, вызывая к себе излишний интерес. Что делать в том или ином случае? Если подросток приходит в группу воскресной школы впервые, он должен быть знаком с основными правилами группы. Существует мнение, что границы - ни к чему, но практика показывает, что именно четкие и разумные ограничения помогают подростку чувствовать себя безопасно и спокойно. В такой обстановке он чувствует себя раскрепощено и легче открывается. Преподавателю, со своей стороны, необходимо следить, чтобы эти правила соответствовали здравому смыслу, а также применялись в соответствующих ситуациях. Ничто так не развращает человека, как бездействующие законы!

Если подросток все-таки ведет себя вызывающе, нужно дать понять, что преподаватель серьезно настроен на исполнение наказания. Авторитет власти преподавателя должен быть непререкаемым, но в то же время не стоит торопиться с дисциплинарными мерами. Нужно понять причины его недовольства, и если они обоснованы, своевременно принять необходимые меры для исправления ситуации. Например, с потенциальными лидерами лучше разговаривать на равных и задействовать его в работе. Тогда негативизм обернется созиданием.

Даже если подросток крайне дерзок, совершенно недопустимо физическое наказание, т.к. это вызывает еще большее противление. Лучше поменять обстановку - и это положительно отразится на общей атмосфере ситуации. Наказание должно быть разумным и индивидуальным. Природа наказания должна быть связана с вызвавшим его проступком.

Хочется сказать несколько слов о наказании естественных последствий. Такое наказание делает упор на последствия, возникающие вследствие того или иного выбора подростка. Преимущество этого метода дисциплинированности в том, что «плохими ребятами» при этом выступают не родители, а собственный выбор подростка. Например, если подросток потерял или испортил какую – то вещь, то он не сможет получить подарок на свой день рождения, т.к. эти деньги пойдет на возмещение убытка. Необходимо помнить, что этот метод неприемлем, когда подростку грозит опасность и угроза жизни.

Всегда, даже когда подросток ведет себя дерзко и неуважительно, перед наставником стоит нелегкая задача оставаться заботливым и сохранять доброе к нему отношение. Зная, что он меняется практически во всех сферах своей жизни, наставник сможет понять и внезапную усталость, и раздражительность, и апатию, и резкую смену настроения. Подросток, сам не понимая, какие изменения происходят с ним, хочет, чтобы его поняли другие.

 

 

Мудрость педагога заключается в умении обращать отрицательные обстоятельства на пользу дела. Так можно использовать коллективное сознание подростков. Они увлекутся идеями, предложенными преподавателем, если эти самые идеи преподносятся убедительно и практически проявляются в жизни.

 

Подросток в семье

 

В плане образования и воспитания именно СЕМЬЯ подростка, а не школа, церковь, клуб играет наиболее важную роль. Как для Израиля, так и для Церкви, семья создавала питательную среду, в которой ребенок вырастал благочестивым и творческим человеком. О семье говорят, что это - рука, которая пишет историю, т.е. то, что происходит в ней, непосредственно влияет на общество в целом.

Именно семья может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь ему почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к взрослым, сверстникам и маленьким детям и правильно реагировать в нестандартных ситуациях.

Бог возлагает ответственность за духовное воспитание, прежде всего, на их родителей (Второзаконие 6:4-9).Чтобы родители могли, как следует, воспитать своих детей, они должны сами развить в себе религиозное благочестие по отношению к Богу, воспитать в себе любовь к Нему.

Общаясь с подростком в группе, наставник имеет в его лице личность, уже сформировавшуюся в семейной среде. Поэтому так важно знать условия жизни подростка в семье: насколько семья обеспечена материально, каков интеллектуальный уровень членов семьи, достаточно ли уделяется внимание ребенку, сколько человек в семье, каковы отношения к Богу.

Наставник подростков должен развивать отношения с родителями, а также выявлять нужды родителей и помогать им.

Каждый родитель нуждается в знании возрастных особенностей подростка.

Тогда родители будут понимать, почему подросток ведет себя тем или иным способом, к чему он стремится в своих поступках и мыслях, чего хочет достигнуть.

Как же можно сотрудничать с родителями, чтобы обучение и воспитание подростка не было однобоким, незаконченным? Как наставник может помочь родителям и их детям понять и принять друг друга?

1. Необходимо объяснить родителям нужды подростков, понять их культуру и особенности. Для этого хорошо подходит родительское собрание, на котором авторитетный человек раскроет тему о потребностях; спросит, наблюдают ли родители эти нужды в жизни их детей, какова их реакция (не раздражают ли они детей своим отношением к ним, как говорит Ефесянам 6:4), Учитель должен помочь родителям увидеть в своей жизни практическое послушание тем библейским принципам, которые они хотят видеть в своих детях; помолится вместе с ними о нуждах детей и группы.

2. Очень полезно посетить подростков на дому. Хорошо заранее договориться с родителями о посещении, чтобы можно было задать несколько вопросов и просто поближе познакомиться с семьей подростка. Родители будут более расположены к работе наставника, когда увидят его внимание и искреннее желание помочь. Жизнь подростка лучше всего проявляется у него дома, когда чувствуется атмосфера, отношения с другими членами семьи. Даже плакат, висящий на стене в комнате подростка, может о многом сказать наблюдательному наставнику.

 

3. Когда возникает нужда в средствах и физической помощи, родитель

тоже могут оказать поддержку. Необходимо лишь четко объяснить,

чего преподаватель хочет достигнуть, для чего ему средства.

4. Родители должны быть в курсе того, что происходит в подростковой

группе. Необходимо наладить постоянную связь с ними. Это возможно сделать через издание газеты (или информационный листок), где может содержаться информация как для родителей, так и для подростков. Если есть возможность, снять фильм о работе с подростками.

5. Проявление внимания к родителям - важная часть работы с ними.

Этого можно достичь, отправив им, например, открытку о том, что преподаватели молятся о них и их семье.

6. Если родители нуждаются в помощи, преподаватели должны помочь

им в этом. Иногда родители подходят за советом, иногда просят посетить их или осветить какую-либо тему для их детей - преподаватель всегда должен быть готов выслушать и принять меры.

7. Родители могут помочь тем, что дадут свое согласие на проведение у

них на дому общении. Такие общения благотворно влияют как на подростков, так и на их домашних.

8. Родители - занятые люди, но и им можно предложить поучаствовать

на служении или общении с подростками. Помощь они могут оказать

и в лагере для подростков, участвуя в программе и помогая по

хозяйственной части.

В любом случае, какой бы ни была семья подростка, наставник должен быть в курсе того, в какой атмосфере и окружении проводит свое время подросток. То, что испытывает подросток в доме, будет проявляться в его отношениях с Богом, людьми и отношению к самому себе.

 

Подросток и церковь.

Когда Иисус возносился на небеса, он попросил Своих учеников оставаться в Иерусалиме ждать обещанного Духа Святого. Очень важно, чтобы ученики все были единодушно вместе в тот день, когда Дух сошел на них. Итак, церковь - это собрание верующих в Иисуса Христа, которые поклоняются Богу и свидетельствуют о Нем своими словами и жизнью.

Говоря о подростке и поместной церкви, нужно всегда помнить, как может Церковь помочь подростку в его поисках. Поместная церковь может предоставить ему здоровое общение, научить мудрости и наполнить жизнь настоящим смыслом. Другими словами, мы достигаем цели, если церковь для подростка становится местом его учения, общения и служения Богу.

Особенно хотелось бы остановиться на подростках из верующих семей, т.к. они составляют большую часть группы.

Если ребенок не обратился к Богу в детском возрасте или потерял общение с Богом к подростковому возрасту, именно в этот период он может перестать ходить в церковь в силу психологических изменений, свойственных ему (переоценка ценностей, самостоятельность, выбор собственного пути). Статистика говорит, что 80% детей, выросших в Церкви, покидает ее к 18 годам. Однако если в семье и Церкви ребенок видит пример искреннего почитания и смирения перед Богом, этот процент сильно уменьшается. Через открытое и своевременное общение с другими верующими подросток может познать Бога, научится любить других, а также обнаружит свои духовные дары для будущего служения Богу.

 

 

«Общаться» в буквальном смысле слова означает разделять, т.е. иметь общие взгляды, веру, деятельность и дружеские отношения. Мир настолько влияет на подростка, что он подчас не в силах противостоять этой силе влияния. Церковь же послужит для него гаванью, где он может перевести дух, укрепиться и ободриться через отношения с другими ровесниками. Другими словами, общение имеет силу в практическом применении. Если наставник будет давать лекции о важности общения, но не создавать таких ситуаций, когда подростки могут поговорить в неформальной обстановке, обсудить проблемы, побеседовать на интересную тему, помолиться друг о друге, то тема эта останется закрытой и теоретической.

 

Душепопечение подростков

Каждый человек в той или иной мере нуждается в попечении. Когда мы говорим о подростках, то нужно заметить, что эта область служения является наиболее важной. Замечено, что подросток может присутствовать на служении или уроке, но чувствовать себя чужим и никому не нужным. Недаром Бог дал людям друг друга и сотворил семью и церковь, чтобы люди в единстве следовали за Богом. Зная потребности подростка, его особенности и проявляя непосредственное участие в его жизни, наставник может во многом помочь подростку найти Истину в жизни.

Именно на служителях лежит огромная ответственность за души членов церкви. А это значит, что Церковь стремится обучить родителей детей разных возрастов, как их воспитывать на основании Священного Писания. Задача состоит в том, чтобы не потерять ни одного человека, а, наоборот, приобретать все новых последователей Христа. Душепопечитель, как родитель, так и служитель в Церкви, должен стремиться к тому, чтобы подросток обрел правильные отношения с Богом в физической, душевной и духовной областях. Как это достичь? Посредством общения, ведь если с человеком не общаться, то он и не поймет, в чем состоит Добрая весть. Личность, прежде всего, проявляется через отношение к окружающему миру, и через общение с подростком можно увидеть, насколько хорошо в нем развито межличностное общение. Важно научить подростка правильно оценивать себя, свою деятельность, положение в группе и отношение к другим людям на основании Писания. Постоянство любви плюс беспристрастная оценка поступкам принесут значимый успех.

Многие, когда смотрят на подростков, видят недисциплинированных, грубых и непослушных молодых людей, которые бывают лишь беспечными и неблагодарными. Но есть и другая сторона вопроса, и по нескольким подросткам нельзя судить обо всех. Нужно помнить, что каждый парень и каждая девушка отличаются от сотен других. Большая проблема возникает тогда, когда подростки чувствуют, что их не любят или никому до них нет дела. Большинство проблем было бы решено, если бы исчезла натянутость во взаимоотношениях подростков и взрослых.

В каких областях должен работать душе попечитель?

Если мы посмотрим на жизнь Иисуса Христа и, вообще, человека, мы увидим, в каких областях необходим рост.

1.Физический рост.

Мы не знаем, каковы были рост или телосложение Иисуса, как Он выглядел, но мы знаем, что Он прошел через процесс физического развития, как все остальные люди. Ему пришлось учиться сидеть, стоять, ходить и т.д. С Его телом произошли все физические изменения до достижения нормального роста взрослого человека.

2. Интеллектуальный и умственный рост.

Иисус не пришел в этот мир, неся в себе сразу все знание мира и небес, иначе Он не мог бы считаться с человеком. Он учился говорить, Ему приходилось учить Писание. Интеллектуальный рост проявляется не в познаниях, а в умении их применять, то есть в мудрости. Став взрослым, Иисус смог мудро учить других.

3. Духовный рост.

Фраза в Луки 2: 52 «преуспевал…в любви у Бога» не означает, что Отец меньше любил Его, когда Он был маленьким, но подразумевается постепенное познание Иисусом Отца.

4. Общественный рост

В общении с людьми у Иисуса были дружеские и родственные отношения. Он вместе со всеми ходил в синагогу, работал плотником с отцом Иосифом, общался со своими братьями и сестрами. Очень важно иметь в Церкви таких людей, которые будут обращать внимание на новеньких, привлекать их к христианскому обществу.

5. Эмоциональный рост

Сострадание к людям было присуще Иисусу. Для Него самого не были чужды боль на кресте, страдание в Гефсимании.

Итак, мы видим, что Христос не сразу стал таким, каким мы видим Его в Евангелиях. Его проповеди предшествовало тридцать лет подготовки, за которые Иисус проходил все те этапы, которые проходят обычные люди.

Вот почему так важно помочь подросткам созреть, стать самостоятельными личностями.

Можно выделить десять основных потребностей подростков, удовлетворяя которые наставник сможет без помех указать на Христа.

1. Лучший друг.

Друзья нужны всем, т.к. это - те люди, с которыми можно иметь общие интересы, делиться мечтами и разочарованиями. Если у подростка не будет друга- христианина, он может найти других друзей, которые научат его принимать наркотики, алкоголь, будут иметь другое влияние.

2. Социализация (общество).

Подросткам необходимо уметь работать в группах. При составлении плана занятий необходимо учитывать эту потребность. Как уже было ранее сказано, потребность общаться в группе может иметь и отрицательное действие: образуются группировки, нередко тайно враждующие между собой. Этого не стоит допускать (как другую крайность). Необходимо устраивать такие встречи, которые позволят подросткам вместе делать одно дело: посещение, пение, подготовка к общению, общая молитва.

Нужно устраивать больше неформальных мероприятий, где подростки могут увидеть других с иной стороны: поход в кафе, на прогулку, чаепитие на дому. На библейских занятиях необходимо затрагивать такие темы, как «Единство - что это такое?»; «Главная заповедь Христа»; «Как любить тех, кого трудно любить?»; «Происхождение ненависти».

3. Свобода и независимость.

Подростки становятся взрослыми и хотят быть свободными от родителей. Душепопечителю необходимо учитывать, что теперь им нужна возможность выбора, а также доверие в деле, обоснование своих действий.

Не нужно заставлять, но можно настаивать, если подростку даны все объяснения: почему так, а не по-другому.

4. Веселье и удовольствие.

Многие душепопечители забывают об этой важной для подростков потребности. Да, взрослые ставят перед собой духовные цели, но подростки при этом хотят получить удовольствие. Нужно уделять внимание спортивным играм, сценкам, играм. Если эта нужда останется в пренебрежении, подростки найдут, где и как им развлечься.

5. Им нужен вызов.

Подростки хотят чего-то достигнуть, над чем стоит поработать, и что принесет результат. Иногда им нужно просто сказать «вы можете это сделать». Подростковый период- время исканий и приключений. Жизнь- это что-то таинственное, неизведанное. Вот почему подросткам нужно практическое задание, а не одна теория.

6. Границы.

Подростку необходимо говорить, почему надо поступать тем или иным

образом. Иногда может показаться, что из любой ситуации они хотят

устроить поле боя, но в будущем подростки будут благодарны своему

попечителю за установленные границы.

7. Надежда.

Подросток нуждается в надежде на будущее, он хочет найти работу, иметь успех в жизни. В современном мире мало что внушает надежду, вот почему так важно учить Слову Божьему, как лучшему источнику надежды.

8. Личная ценность (самооценка).

Мир может повлиять на любого человека и заставить его поверить, что ему чего-то не хватает. Подростки особенно нуждаются в уважении и уверенности, что они могут что-то достигнуть в своей жизни. Человек должен обладать не высокой, а правильной самооценкой. Что это такое? Это- взгляд на себя с точки зрения Иисуса Христа: каждый человек- грешник, которого может простить Сам Всемогущий Бог, сделать Своим дитем и вести по жизни Своим путем очищения.

9. Значимые отношения с взрослыми.

Подростку нужен человек, которому можно подражать, уважать; пример, которому можно следовать. В ином случае их кумирами может стать музыкальный исполнитель, киногерой или общественный деятель.

10. Взаимоотношения с людьми противоположного пола.

Необходима хорошая окружающая среда для общения молодых людей и девушек, где можно построить чистые и открытые отношения.

Душепопечитель часто допускает ошибку, смотря на подростков глазами сегодняшнего дня. Нужно постараться увидеть, что будет завтра. Всегда есть искушение относиться к подросткам, как к детям, но от нашего отношения к ним будет зависеть, насколько они уважают нас. Подростки тонко чувствуют фальшь и неискренность, поэтому всегда нужно проверять, насколько душе попечитель искренен и открыт.

Важно поднять такой вопрос, как покаяние подростка, Если подросток серьезно решил посвятить свою жизнь Богу, преподаватели и учителя могут поздравить друг друга с этим важным достижением, однако не стоит на этом останавливаться и дать возможность молодому человеку духовно расти.

Что делать, если подросток хочет покаяться?

1. Прежде всего нужно узнать мотивы покаяния.

2. Необходимо объяснить план спасения и указать на важность исповедания перед Богом. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоанна1:9).

3. Нужно задать вопрос, действительно ли подросток хочет идти за Богом. Выбор - важен, и подросток должен осознать серьезность выбора.

4. Если подросток действительно хочет обратиться к Богу, он может помолиться, и наставник должен помочь ему в этом.

5. После молитвы необходимо спросить у подростка, что сейчас произошло, что изменилось. Библия всегда была Словом ободрения, поэтому так важно приободрить подростка с ее помощью (Иоанна 1:12,3:16 - мы имеем вечную жизнь; Ефесянам 3:17- Иисус живет в нашем сердце).

6. В конце поблагодарить Бога в молитве за то, что Он даровал спасение.

  1. Подростку необходимо объяснить, как жить с Богом и поступать по Его воле.

Чтобы помочь подростку в духовном росте, во время общений с ним необходимо поднять такие темы, как: важность изучения Слова Божия, молитвы, свидетельства и общения с другими братьями и сестрами, сохранение чистоты тела и души, послушание и доверие Богу, жертвенность.

 

 

Общение подростков в группе

Ранее было сказано, что подростковый возраст- время общения в группах по интересам. Именно в группе подросток учится общаться с людьми, становится частью общества. Вот почему так важно преподавателям серьезно и тщательно готовиться к занятиям и общениям, которые они хотят провести.

 

Актуальные темы на общении

Прежде всего, нужно помнить, что центром подросткового общения является Бог и Библия.

Какие же общения можно проводить?

1. Тематические.

Темы заранее готовятся по плану или вне его по желанию подростков (можно сделать опрос). При подготовке темы важно собрать весь возможный материал по данной теме, а также воспользоваться помощью более опытных членов церкви, мнение которых будет весьма кстати.

2. Праздничные.

Некоторые христиане разучились праздновать праздники, когда есть возможность поделиться с другими радостью того, что Иисус пришел в этот мир (Рождество), воскрес из мертвых (Пасха) и даровал нам друг друга (Троица). Для того, чтобы праздник не терял торжественности, необходимо прочувствовать его.

3. Общение на природе.

Хорошая возможность поближе познакомиться друг с другом, отдохнуть, поговорить по душам, а также порадоваться творению Бога наяву.

4. Организация подросткового лагеря.

Лагерь - хорошее место для лучшего знакомства в повседневной жизни, а также возможность увидеть и испытать жизнь христианина на практике, и именно в лагере многие обращаются к Богу и посвящают себя для служения Ему.

5. Разбор Библии (общий или малые группы).

Малые группы считаются очень эффективными в работе среди подростков и молодежи. Если подросток сдружился с христианами и изучает вместе с ними Библию, ему легче пойти за Христом, чем молодому человеку, изредка посещающему Церковь. Общее изучение Библии также необходимо, потому что подростки учатся выслушивать других и лучше узнают людей через высказывания, поведение, отношение и молитвы.

6. Посещение на дому.

Очень эффективный метод общения, так как дом является «территорией» подростка, где все его интересы и пристрастия выходят наружу.

7. Совместная работа.

Если в церкви объявляется уборка или подготовка к празднику, бракосочетанию, совместная подготовка при мудром управлении принесет намного больше плода, чем еженедельные двухчасовые занятия.

Главный принцип проведения общения: оно должно быть актуальным, тема должна быть раскрыта в простой и увлекательной форме. Необходимо придерживаться треабулы общения: влияние на интеллект, эмоции и побуждение к действию. Другими словами, учитель должен ставить перед собой цель не только «заполнить головы» подростков, но и повлиять на их эмоциональный мир, побудить к конкретному действию.

Нужно всегда быть наблюдательным, чтобы видеть, к какому типу человека принадлежит тот или иной подросток. Люди ходят в церковь с разными целями: кто-то ищет приключений, кто-то само утверждается через приобретаемые знания, в церкви могут быть люди из неблагополучных семей или психически неполноценные, а также люди из других религиозных групп.

В Приложении 4 можно увидеть, как лучше составить план на год, учитывая интересы и потребности подростка. Всесторонний подход к проблемам подросткового возраста поможет подросткам увидеть насущность Слова Божьего (так как решения будут предлагаться на основании Библии), христианского общения, Церкви и даст желание возрастать духовно.

 

Заключение

Итак, на основании сказанных выше слов можно сделать вывод: подросток- это личность, которая нуждается в особенном отношении и понимании. Именно так Христос относится к людям: Он знает, чем живет тот или иной человек, каковы его нужды и радости, что происходит в его сердце. Да, Иисус Христос- Бог, и Он знает сердца наши и помышления, но Он также и Человек, Который приглашает нас подражать Ему в понимании людей. Никто не уходил от Него без ответа. Очень хочется, чтобы каждый подросток, который слышит о Христе, не уходил с печалью и непониманием Евангелия. На преподавателях лежит большая ответственность перед Богом за тех подростков, которые живут без веры и спасения во Христе. Бог мог всю работу спасения совершить Сам, но Он доверяет нам, слабым людям, Свой труд и обещает действовать через нас Своим Духом Святым. У Бога - Свои законы, которые действуют в духовном мире, и, придерживаясь их, мы сможем одержать победу по Божьим правилам. Возможно, некоторые не смогут увидеть плод своего труда, но то семя, которое было посеяно в человеке, несет вечное содержание, а значит, любая добрая весть от Бога даст в вечности свои плоды. Не нужно дожидаться плодов, так как, в конечном итоге, все взращивает Бог…

«Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все БОГ взращающий» (1 Коринфянам 3:8).

Подростки растут в таком мире, где смысл жизни умален до уровня покупки в магазине, где скука - самый большой страх, и развлечение - спасительная отдушина. Подростки - сложные люди, которые еще не имеют опыта взрослой жизни, но уже перестали быть детьми. Они нуждаются в таких людях, которые «растворятся» в служении им. Да, будут разочарования, ошибки и мысли, что весь труд напрасен, но у Бога все - на своем месте, и Он знает, как превратить недостатки в преимущества. Нужно оставаться искренними перед Богом, людьми и перед самим собою - тогда Господь позволит нам увидеть Его благословения.

 

Библиография:

 

1. К.О.Генгель, Х.Т.Хендрикс «Христианская педагогика», Санкт- Петербург

2. Ян Амос Каменский «Великая дидактика»

3. Д.Р.Слотер «Учитель- последователь»

4. Р.М.Грановская «Элементы практической психологии», Ленинград, 1988

5. В.И. Слуцкий «Элементарная педагогика»

6. Росс Кэмпбелл «Как любить своего подростка»

7. Б.В. Ничипоров «Введение в христианскую психологию»

8. Стивен Холм «Трудные подростки в лагере», Санкт- Петербург, 2001

9. Посодие для подростков «Приходи и учись Слову Божьему», Одесса, 2000

10.Свистун С.П. Дипломная работа на тему «основы пасторской и душепопечительской работы с молодежью» Одесса, 2001

11. Журнал «Жизнь с подростком» (на английском языке), № 1-11 за 2001 год

Библейский институт г. Алматы, Казахстан

 

 

Дипломная работа на тему

«Эффективное служение среди подростков»

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.