|
Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. после сжатия Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
- заменапридаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
- заменасогласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
До сжатия Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему. после сжатия Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Задание 2.
Формулировка задания:
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» 1) (1) Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) (3) Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. 3) (8) Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. 4) (22) Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.
Как решить такое задание?
Шаг 1. Сжать содержание текста в одно-два предложения. Вот что у нас получается: "Рассказчик долго читал взятую в библиотеке книгу, она приносила ему радость, ведь шла война, а книга рассказывала о мирном времени". Шаг 2. Ответ на вопрос. В нашем предложении уже содержится ответ на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» - "В тяжелое военное время книга рассказывала о мире". Находим, в каком из вариантов говорится приблизительно о том же? В ответе 3. Именно в этом предложении говорится о затянувшейся войне и желании прикоснуться к чему-то мирному (помним текст целиком).
Задание 3
Изобразительные средства языка
Формулировка задания:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Что нужно знать:
Задание 3 ОГЭ по русскому языку своей целью ставит проверку знаний учащихся о выразительных средствах лексики и фразеологии.
Лексические (тропы)
Эпитет
| Красочное, образное определение в переносном значении.
| . Парус одинокий; весёлый ветер;
грустныйдень.
| Сравнение
| Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. (союзы: как, точно, словно, будто, как будто, что
| Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
| Метафора
| Скрытое сравнение,(так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов)
| Сонноеозеро, слов моих сухие листья, луковкицерквей, теплыйприем, цепь гор, хвостпоезда.
| Метонимия
| Замена одного слова другим, смежным по значению.
| Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансионпризнавал превосходство Д.И. Писарева
| Синекдоха
| Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот
| Каждую копейкув дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз(французская армия)
| Аллегория
| Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ
| Лиса– аллегория хитрости, заяц- трусости
| Ирония
| Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому
| Такой ты умный! (=глупый)
| Олицетворение
| Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа
| Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
| Гипербола
| Преувеличение
| В сто сорок солнц закат пылал
| Литота
| Преуменьшение
| Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;
| Перифраз(а)
| Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора
| Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна
| Синонимы
| Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
| 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.
| Антонимы
| Слова, имеющие противоположенные значения
| Коварствои любовь; Белейлишь блеск, чернеетень.
| Архаизм
| Устаревшее слово или оборот речи
| Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился...
| Диалектизм
| Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм)
| Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить
| Жаргонизм
| Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений
| «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.
| Неологизм
| Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий
| «Бездарь» вместо «бездарность»
| Фразеологизм
| Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы
| Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
| | | |
Антитеза
| Противопоставление
| Волос длинный– ум короткий; Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли.
| Градация
| Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака
| На лице светились, горели, сиялиогромные синие глаза.
| Оксюморон
| Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга
| Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
| Инверсия
| Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше)
| Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали;
| Парцелляция
| Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения
| И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
| Риторический вопрос
| Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя
| Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»
| Риторическое обращение
| Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения
| Прощай, немытая Россия!
|
ЗАДАНИЕ 4
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Задание 4 экзаменационного теста ОГЭ по русскому языку связано с правописанием приставок.
Примерные формулировки задания 4: Из предложений... выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного. Из предложений... выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного. Из предложений... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного. Из предложений... выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного.
Что нужно знать:
В русском языке существует 3 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности: 1) Неизменяемые приставки (их нужно запомнить); 2) Приставки на з-, с-, написание которых зависит от последующего согласного; 3) Приставки при-, пре-, написание которых зависит от значения.
Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.
Первая группа приставок
| Вторая группа приставок
| Третья группа приставок
| ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др.
| приставки на З-С:
ВОЗ-//ВОС-,
БЕЗ-//БЕС-,
ВЗ-//ВС-,
ИЗ-//ИС-,
НИЗ-//НИС-,
РАЗ-//РАС-,
РОЗ-//РОС-,
ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-.
| приставки ПРИ-//ПРЕ
| Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному
| Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная – З или – С ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
…З
| …С
| перед
звонкими,
гласными
| перед
глухими
| | правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
ПРИ-
| ПРЕ-
| 1.Доведение действия до конца: прибить, принести
2. неполнота действия:
приоткрыть
3. приближение,
присоединение, прибавление: приделать, прийти
4 Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то):
прибрежный (около берега)
| 1. Высшая степень проявления качества или действия (=очень, весьма):
пребольшой, преувеличить
2. Значение, близкое к приставке пере-
преградить (=перегородить).
3. Значение «через», «по-иному»:
преступить, преображать.
4. Обозначает действие,достигающее предельной степени: превосходить.
| | Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить
| БЕ Зм олвный - БЕ Зг ласный, И Сс ледовать - И Зл ить, ЧРЕ Зм ерный - РА Зо бщить, ЧЕРЕ Сч ур - ЧРЕ Зм ерный
НИ Зв ергать - НИ Сп адать
В Зл ететь - В Сп лакнуть
| ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть.
ПРЕкрасный, ПРЕграда
| | Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями.
Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.
| |
ЗАДАНИЕ 5
Формулировка задания: Из предложений... выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|